» » » Уголовно-правовая политика России (на примере преступлений в сфере строительства и транспорта)

Уголовно-правовая политика России (на примере преступлений в сфере строительства и транспорта)

0
Всего за период 2013/2014 г.г. рас¬крыто преступлений на транспорте: 3144/3322 в том числе - тяжких и особо тяжких: 653/803, - предварительное след¬ствие по которым обязательно: 1318/1625, - предварительное следствие по которым необязательно: 1825/1675. Из них по категориям преступлений - убий¬ства (покушение на убийство) 2/5, - изна¬силования 3/1, грабежи 51/45, разбойные нападения 12/12, мошенничество 144/198, тайное хищение чужого имущества 911/1035, хищение грузов 474/399, хище¬ния цветных металлов 217/213, по линии незаконного оборота наркотиков 708/699. В поездах дальнего следования 185/186 преступления, в электропоездах 62/48, в общественных местах (на вокзалах, стан¬циях) - 487/461.
Приостановлено в условиях не-очевидности (как нераскрытые) за тот же период: 1189/1263 в том числе - тяжких и особо тяжких: 528/511, - предваритель¬ное следствие по которым обязательно: 778/711, - предварительное следствие по которым необязательно: 411/552. Из них по категориям преступлений - убийства (покушение на убийство) 0/0, - изнасило¬вания 0/0, грабежи 10/6, разбойные напа¬дения 2/0,
мошенничество 50/48, тайное хищение чужого имущества 470/495, хи¬щение грузов 22/16, хищения цветных металлов 18/17, по линии незаконного оборота наркотиков 463/445. В поездах дальнего следования 142/141 преступле-ние, в электропоездах 11/11, в общест¬венных местах (на вокзалах, станциях) 25/32.
Выявлено по линии борьбы с эко-номическими преступлениями на транс¬порте всего за период 2013/2014 гг. 1150/955 преступлений, связанные с по¬требительским рынком 152/98, предвари¬тельное следствие по которым обязатель¬но 733/735, присвоение и растрата 30/43 в том числе: - в крупных размерах 4/6, -против государственной власти, интере¬сов государственной службы и службы местного самоуправления 222/310 в том числе: взяточничество 94/149 из них - по ст. 290 УК Российской Федерации «По¬лучение взятки); 33/83, по ст. 204 Уго¬ловного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп», 36/17, - связан¬ных с потребительским рынком 72/73, - в сфере экономической деятельности 49/41, - в сфере лесопользования 16/18, в сфере топливно-энергетического комплекса 47/48, - в сфере незаконного оборота биологических водных ресурсов 20/24. Раскрыто экономических преступлений на транспорте за вышеуказанный период 829/771, из неочевидных преступлений 153/276. Раскрыто организованных пре¬ступных группировок (далее ОПГ) 28/32, в том числе участников ОПГ 63/63.
К экономическим преступлениям в приведенной статистике, как видно, от¬носят не только преступления в сфере экономической деятельности, предусмот¬ренные главой 22 УК Российской Феде¬рации, но и преступления против собст¬венности (глава 21 УК Российской Феде-рации), преступления против интересов службы в коммерческих и иных органи¬зациях (глава 23 УК Российской Федера¬ции), экологические преступления (глава 26 УК Российской Федерации), преступ¬ления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправле¬ния (глава 30 УК Российской Федера¬ции).
К преступлениям, совершаемым на транспорте, относятся, как видно из приведенной статистики, преступления против жизни и здоровья (глава 16 УК Российской Федерации), преступления против половой свободы и половой не¬прикосновенности личности (глава 18 УК
Российской Федерации), преступления против общественной безопасности (гла¬ва 24 УК Российской Федерации), пре¬ступления против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 УК Российской Федерации).
В дальнейшем мы остановимся только на преступлениях против безопас¬ности движения и эксплуатации транс¬порта.
Такие методы уголовно-правовой политики, выделяемые Н.А. Лопашенко, как криминализация и декриминализа¬ция, а также пенализация и депенализа-ция, представляют собой противополож¬ные явления, свидетельствующие либо об ужесточении уголовной ответственности (криминализация и пенализция) либо о либерализации или гуманизации уголов¬но-правовой политики (декриминализа¬ция и депенилизация).
Смысл криминализации и декри-минализации достаточно понятен. Кри-минализация означает признание законо¬дателем общественной опасности того или иного деяния и включение этого дея¬ния в число преступлений, предусмот¬ренных Особенной части УК Российской Федерации, а декриминализация - обрат¬ный процесс, признание законодателем того обстоятельства, что деяние утрачи¬вает общественную опасность и исклю¬чение данного деяния из числа преступ¬лений, предусмотренных Особенной час¬ти УК Российской Федерации.
Пенализация, по мнению Н.А. Ло-пашенко, состоит в установлении прин¬ципов и критериев применении наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного нака¬зания, в определении его видов и разме¬ров, в предложении иных мер уголовно-правового характера, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, со-вершивших общественно опасные деяния [19, с. 374-375]. Депенализация означает сужение пределов государственного при¬нуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказа¬ний их системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности [19, с. 375].
А.И. Коробеев считает, что депенализа-ция - это установление в законе и приме¬нение на практике различных видов ос¬вобождения от уголовной ответственно¬сти или наказания [10, с. 139].
Уголовно-правовая политика Рос¬сийской Федерации с момента принятия УК Российской Федерации 1996 г., по крайней мере, два раза меняла вектор своего развития от ужесточения уголов¬ной ответственности к либерализации (гуманизации) и, наоборот.
Так, Ю.В. Недотко в диссертации, написанной в 2005 г, отмечает, что «С начала 90-ых годов наблюдается сущест¬венное ужесточение подхода государст¬венной власти к уголовно-правовому ре¬гулированию. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ, а также вносимые в него длительное время изменения и до¬полнения свидетельствуют о продол¬жающемся стремлении законодателя усилить карательное воздействие уголов¬ного закона. Тенденция, связанная с гу-манизацией подхода государственной власти к уголовно-правовому регулиро¬ванию, становится присущей российской уголовно-правовой политике, начиная с 2003 года» [14, с. 7].
Указанный автор имеет в виду Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и до¬полнений в Уголовный кодекс Россий¬ской Федерации» [22]. Данным законом был, в частности, декриминализирован ряд деяний, из ряда составов преступле¬ний исключены важные признаки объек¬тивной стороны.
Что касается рассматриваемых нами преступлений, то следует отметить, что из числа преступлений против безо¬пасности движения и эксплуатации транспорта было исключено оставление места дорожно-транспортного преступ¬ления, которое было предусмотрено ст. 265 УК Российской Федерации. Деяние, однако, декриминализировано полностью не было и в настоящее время действия водителя транспортного средства, поста¬вившего потерпевшего в результате до-рожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состоя¬ние и в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Феде¬рации (п. 2.5.) не оказавшего ему необхо¬димую помощь, если он имел возмож¬ность это сделать, подлежат квалифика¬ции по ст. 125 УК Российской Федерации (п. 19 постановления Пленума Верховно¬го Суда Российской Федерации от 9 де¬кабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [18]). В ст. 125 УК Российской Федерации предусмотрена ответственность за оставление в опасно¬сти.

Опубликовано: 6-11-2015, 21:50, количество просмотров: 1 100

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.