0
Всего за период 2013/2014 г.г. рас¬крыто преступлений на транспорте: 3144/3322 в том числе - тяжких и особо тяжких: 653/803, - предварительное след¬ствие по которым обязательно: 1318/1625, - предварительное следствие по которым необязательно: 1825/1675. Из них по категориям преступлений - убий¬ства (покушение на убийство) 2/5, - изна¬силования 3/1, грабежи 51/45, разбойные нападения 12/12, мошенничество 144/198, тайное хищение чужого имущества 911/1035, хищение грузов 474/399, хище¬ния цветных металлов 217/213, по линии незаконного оборота наркотиков 708/699. В поездах дальнего следования 185/186 преступления, в электропоездах 62/48, в общественных местах (на вокзалах, стан¬циях) - 487/461.
Приостановлено в условиях не-очевидности (как нераскрытые) за тот же период: 1189/1263 в том числе - тяжких и особо тяжких: 528/511, - предваритель¬ное следствие по которым обязательно: 778/711, - предварительное следствие по которым необязательно: 411/552. Из них по категориям преступлений - убийства (покушение на убийство) 0/0, - изнасило¬вания 0/0, грабежи 10/6, разбойные напа¬дения 2/0,
мошенничество 50/48, тайное хищение чужого имущества 470/495, хи¬щение грузов 22/16, хищения цветных металлов 18/17, по линии незаконного оборота наркотиков 463/445. В поездах дальнего следования 142/141 преступле-ние, в электропоездах 11/11, в общест¬венных местах (на вокзалах, станциях) 25/32.
Выявлено по линии борьбы с эко-номическими преступлениями на транс¬порте всего за период 2013/2014 гг. 1150/955 преступлений, связанные с по¬требительским рынком 152/98, предвари¬тельное следствие по которым обязатель¬но 733/735, присвоение и растрата 30/43 в том числе: - в крупных размерах 4/6, -против государственной власти, интере¬сов государственной службы и службы местного самоуправления 222/310 в том числе: взяточничество 94/149 из них - по ст. 290 УК Российской Федерации «По¬лучение взятки); 33/83, по ст. 204 Уго¬ловного кодекса Российской Федерации «Коммерческий подкуп», 36/17, - связан¬ных с потребительским рынком 72/73, - в сфере экономической деятельности 49/41, - в сфере лесопользования 16/18, в сфере топливно-энергетического комплекса 47/48, - в сфере незаконного оборота биологических водных ресурсов 20/24. Раскрыто экономических преступлений на транспорте за вышеуказанный период 829/771, из неочевидных преступлений 153/276. Раскрыто организованных пре¬ступных группировок (далее ОПГ) 28/32, в том числе участников ОПГ 63/63.
К экономическим преступлениям в приведенной статистике, как видно, от¬носят не только преступления в сфере экономической деятельности, предусмот¬ренные главой 22 УК Российской Феде¬рации, но и преступления против собст¬венности (глава 21 УК Российской Феде-рации), преступления против интересов службы в коммерческих и иных органи¬зациях (глава 23 УК Российской Федера¬ции), экологические преступления (глава 26 УК Российской Федерации), преступ¬ления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправле¬ния (глава 30 УК Российской Федера¬ции).
К преступлениям, совершаемым на транспорте, относятся, как видно из приведенной статистики, преступления против жизни и здоровья (глава 16 УК Российской Федерации), преступления против половой свободы и половой не¬прикосновенности личности (глава 18 УК
Российской Федерации), преступления против общественной безопасности (гла¬ва 24 УК Российской Федерации), пре¬ступления против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 УК Российской Федерации).
В дальнейшем мы остановимся только на преступлениях против безопас¬ности движения и эксплуатации транс¬порта.
Такие методы уголовно-правовой политики, выделяемые Н.А. Лопашенко, как криминализация и декриминализа¬ция, а также пенализация и депенализа-ция, представляют собой противополож¬ные явления, свидетельствующие либо об ужесточении уголовной ответственности (криминализация и пенализция) либо о либерализации или гуманизации уголов¬но-правовой политики (декриминализа¬ция и депенилизация).
Смысл криминализации и декри-минализации достаточно понятен. Кри-минализация означает признание законо¬дателем общественной опасности того или иного деяния и включение этого дея¬ния в число преступлений, предусмот¬ренных Особенной части УК Российской Федерации, а декриминализация - обрат¬ный процесс, признание законодателем того обстоятельства, что деяние утрачи¬вает общественную опасность и исклю¬чение данного деяния из числа преступ¬лений, предусмотренных Особенной час¬ти УК Российской Федерации.
Пенализация, по мнению Н.А. Ло-пашенко, состоит в установлении прин¬ципов и критериев применении наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного нака¬зания, в определении его видов и разме¬ров, в предложении иных мер уголовно-правового характера, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, со-вершивших общественно опасные деяния [19, с. 374-375]. Депенализация означает сужение пределов государственного при¬нуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказа¬ний их системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности [19, с. 375].
А.И. Коробеев считает, что депенализа-ция - это установление в законе и приме¬нение на практике различных видов ос¬вобождения от уголовной ответственно¬сти или наказания [10, с. 139].
Уголовно-правовая политика Рос¬сийской Федерации с момента принятия УК Российской Федерации 1996 г., по крайней мере, два раза меняла вектор своего развития от ужесточения уголов¬ной ответственности к либерализации (гуманизации) и, наоборот.
Так, Ю.В. Недотко в диссертации, написанной в 2005 г, отмечает, что «С начала 90-ых годов наблюдается сущест¬венное ужесточение подхода государст¬венной власти к уголовно-правовому ре¬гулированию. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ, а также вносимые в него длительное время изменения и до¬полнения свидетельствуют о продол¬жающемся стремлении законодателя усилить карательное воздействие уголов¬ного закона. Тенденция, связанная с гу-манизацией подхода государственной власти к уголовно-правовому регулиро¬ванию, становится присущей российской уголовно-правовой политике, начиная с 2003 года» [14, с. 7].
Указанный автор имеет в виду Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и до¬полнений в Уголовный кодекс Россий¬ской Федерации» [22]. Данным законом был, в частности, декриминализирован ряд деяний, из ряда составов преступле¬ний исключены важные признаки объек¬тивной стороны.
Что касается рассматриваемых нами преступлений, то следует отметить, что из числа преступлений против безо¬пасности движения и эксплуатации транспорта было исключено оставление места дорожно-транспортного преступ¬ления, которое было предусмотрено ст. 265 УК Российской Федерации. Деяние, однако, декриминализировано полностью не было и в настоящее время действия водителя транспортного средства, поста¬вившего потерпевшего в результате до-рожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состоя¬ние и в нарушение требований Правил дорожного движения Российской Феде¬рации (п. 2.5.) не оказавшего ему необхо¬димую помощь, если он имел возмож¬ность это сделать, подлежат квалифика¬ции по ст. 125 УК Российской Федерации (п. 19 постановления Пленума Верховно¬го Суда Российской Федерации от 9 де¬кабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [18]). В ст. 125 УК Российской Федерации предусмотрена ответственность за оставление в опасно¬сти.