Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков
Дипломная работа по предмету "Социальная психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков". Если Вы не имеете своего плана работы "Ценностные ориентации и представления о будущем безнадзорных подростков", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 374
Содержание работы
Введение .3
Глава 1. Проблема ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной психологической литературе .9
1.1. Ценности и ценностные ориентации: понятие, сущность, виды .9
1.2. Проблема формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, ценностные ориентации безнадзорных подростков
Глава 2. Временные перспективы подростков 26
2.1. Понятие временной перспективы 26
2.2. Психологические особенности представлений о будущем в подростковом возрасте 37
2.3.Жизненная перспектива безнадзорных подростков .40
Глава 3. Исследование ценностных ориентаций и представлений о будущем современных подростков .42
3.1. Организация исследования .42
3.2. Характеристика методик исследования 43
3.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 47
Заключение ..82
Библиографический список 85
Приложения .89
Введение
Начало XXI века в России может охарактеризоваться продолжением
достаточно глубокого и длительного общественного кризиса. Общественно-
политическая, социально-экономическая и духовная сферы жизнедеятельности
граждан характеризуются нестабильностью и противоречивостью. Современные
подростки испытывают в настоящее время сильный кризис в процессе
формирования у них ценностных ориентаций, который проявляется в отсутствии
у многих из них базовых ценностей, таких как смысл жизни, духовность,
понятие о жизни, патриотизм и многих других.
В сложившейся социальной ситуации каждый человек сам должен
выбирать свою жизненную позицию, беря ответственность за сделанный выбор;
важнейшим качеством личности становится способность к самоопределению.
Ценности начинают выступать в обществе стратегическими целями, побуждают
людей к социальной жизни, совместной деятельности, способны обеспечивать
объединение общества, помогая, таким образом, человеку осуществлять
социально-одобряемый выбор своего собственного поведения в ситуации
жизнедеятельности.
Процесс становления ценностных ориентаций актуален для подросткового
возраста, так как на данном возрастном этапе расширяется круг интересов
ребенка, включающий многообразие объектов действительности,
сопровождающийся усложнением форм и способов их отражения в сознании
человека. Формирование личностной ценностной структуры является одним из
важнейших факторов процесса социализации, благодаря которому человек
становится полноправным членом общества во всем многообразии социальных
взаимоотношений. Сегодня в сложных социальных и экономических условиях
развития общества, современные подростки сталкиваются с большим
количеством проблем. Одна из них - проблема способности к самопроекции
себя в будущее, постановки жизненных целей, проблема наличия4
содержательно насыщенных и протяженных представлений о своем будущем
является актуальной у современных подростков.
Как отмечает И.С. Кон, начиная со старшего подросткового возраста, идет
процесс формирования жизненных целей и планов. Именно в этот возрастной
период, по его мнению, возникает вопрос о смысле жизни [25]. И успешное
разрешение этого вопроса, зависит от правильного совмещения жизненной и
временной перспектив, то есть, от расширения представлений о своем будущем
вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включения своего
личностного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество
в целом). В психологии подросткового возраста исследуется много важных
проблем: проблема выбора ценностей и мировоззренческих образцов, проблема
ориентации подростка в мире взрослых, проблема конструирования подростком
своих жизненных планов и целей и др.
Ценностные ориентации, как одна из составляющих личностной
структуры, изучаются в рамках общей психологии, социальной психологии и
психологии личности. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И.
Божович, А.Н. Леонтьев и др.) рассматривают проблему ценностей и
ценностных ориентаций в связи с источниками активности человека –
потребностями и предметами этой активности - механизмами и мотивами
регуляции активности. Значительный вклад в исследование ценностей и
ценностных ориентаций внесли И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Ермолич С.Я. и др.
Ядро жизненной перспективы составляют планы, жизненные цели и ценностные
ориентации [13].
Представления о будущем, отражающие потенциальные возможности
личности, а также сформированность этих представлений в подростковом
возрасте рассматривается многими исследователями как один из показателей
успешной социализации старшеклассников (М. Р. Гинзбург, К. А. Абульханова-
Славская, Е. И. Головаха, С. А. Башкова и др.)5
Вместе с тем, исследование особенностей ценностных ориентаций и
жизненных перспектив значимым исследование жизненных перспектив и
ценностно-смысловых ориентаций личности становится в связи с изучением их
социально-психологических особенностей у безнадзорных подростков.
Категория «безнадзорность» имеет четкие понятийные границы. Вместе с
тем, этот термин имеет прямое отношение к проблемам детей, находящихся в
крайней стадии дезадаптации. Существенное изменение социальных условий
существования таких детей зачастую вносит существенные изменения в
ценностно-смысловую сферу личности, а также систему координат ее
существования, восприятия и переживания. Кроме того, у них изменяется
жизненная перспектива, что выражается в таких социально-психологических
особенностях как её сокращение, отсутствие планов на будущее и нежелание их
строить. Проблемой безнадзорности в рамках изучения педагогических аспектов
социальной реабилитации занимались Л-.С. Алексеева, М.И. Буянов, A.C.
Макаренко, В.И. Ширинский,. Специфика отклонений в поведении
безнадзорных подростков рассматривалась в работах А.Г. Ковалева, Д.И.
Фельдштейна. Поиском путей и средств преодоления и профилактики
беспризорности и безнадзорности занимались В.Г. Баженов, В.Н. Гуров, Д.В.
Гуров.
Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы
достаточно широко представлены в работах российских и зарубежных ученых,
проблема социально-психологических особенностей, жизненных перспектив и
ценностных ориентаций безнадзорных подростков остается недостаточное
изученной. Это затрудняет возможности поиска путей и средств социальной
адаптации и реабилитации данной категории граждан.
Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций и
временных перспектив безнадзорных подростков.
Объект исследования: сфера личностного развития безнадзорных
подростков.6
Предмет исследования: содержательные характеристики ценностных
ориентаций и представлений о будущем безнадзорных подростков.
Гипотеза исследования: Ценностные ориентации и представления о
будущем безнадзорных подростков имеют отличительные особенности.
Исследование проводилось в условиях НКО БФ «Самюсосьяль Москва».
Испытуемые - подопечные фонда НКО БФ «Самюсосьяль Москва», 30 человек
безнадзорных подростков; в качестве контрольной группы были обследованы
учащиеся 9 класса школы. Группы были выровнены по возрастно-половым
характеристикам: мальчики и девочки, возраст 14-15 лет, 30 человек в каждой
группе.
Официальный сайт Фонда - http://www.samu.ru/
Фонд был основан президентом samusocialInternational доктором Ксавье
Эммануэлли и зарегистрирован как российская некоммерческая организация в
2003 году.
Почетный президент Фонда – Леонид Рошаль, известный врач-педиатр.
Президент Фонда - Ирэн Зайончек
Вице-президент - Элеонор Сенлис
Цель samusocialMoskva – помощь человеку, оказавшемуся на улице и
борьба с явлением социальной отчужденности.
Организации samusocial приходят на помощь жертвам социального
отчуждения, ведущим борьбу за выживание и лишенным какой-либо поддержки
в современных мегаполисах.
Самю – это французское сокращение SAMU (Service d'Aide Mobile
d'Urgence), которое переводится как «передвижная служба неотложной
медицинской помощи».
Сосьяль – от французского social, «социальная»
Самюсосьяль – мобильная служба, оказывающая срочную медицинскую,
социальную и психологическую помощь.7
Фонд samusocialMoskva нацелен на оказание экстренной помощи людям,
оказавшимся на «задворках общества». Они являются «жертвами» сложившейся
ситуации: не имеют доступа к помощи, положенной им по закону, и к
информации о том, как защитить свои права.
Безнадзорным подросткам и социально адаптированным подросткам
предъявлялся набор методик исследования. К каждой методике была
предложена подробная инструкция. Испытуемых просили сесть за стол, где им
предлагалось внимательно прочесть инструкцию и последовательно ответить на
вопросы опросных листов.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих
задач:
1) Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных
литературных источников по проблеме ценностных ориентаций;
2) Выявить роль подросткового возраста в формировании ценностных
ориентаций;
3) Изучить проблему временной перспективы и ее представленность в
жизни подростка
4) Осуществить подбор адекватных психодиагностических методик для
исследования ценностных ориентаций и представлений о будущем современных
подростков и провести исследование.
5) Выявить особенность ценностных ориентаций и временных перспектив
безнадзорных подростков.
1. Для реализации поставленной цели и задач применялся метод
теоретического анализа литературных источников, в том числе анализа
имеющихся в научной литературе методик исследования ценностных
ориентаций и временных перспектив, сравнение, математический метод
обработки данных (t – критерий Стьюдента). Применяемые методики:
1.Методика «Ценностные ориентации (М. Рокич).
2. Тест «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) (Д.А. Леонтьев).8
3. Методика "Жизненное предназначение" (О.И.Мотков).
4. Методика «Временная перспектива» Ф. Зимбардо (ZTPI) (версия 1999г.
в адаптации А. Сырцовой и О.Митиной).
Структура работы. Структура работы. Выпускная дипломная работа
состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
Количество таблиц - 22, количество рисунков (гистограмм) - 22,
количество приложений с описанием методик, результатами исследования и
таблицами статистических данных - 4. Список литературы содержит 46
источника.
Глава 1. Проблема ценностных о
Выдержка из текста
С другой стороны, в этот период
впервые проявляется возможность формирования собственной связной и
непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием
способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали
[25]. Постепенно в систему ценностных ориентаций подростка включаются
нравственные качества.
Формирование ценностных ориентаций у современных подростков
происходит на фоне эмоциональной неуверенности значимых взрослых в
успешной реализации ими своих жизненных перспектив [32].
В этот период особую важность для школьника приобретают внутренние
психологические проблемы, связанные с социализацией и с представлением о
своем будущем.
Подростковый возраст играет ключевую роль в развитии ценностной сферы
личности, поскольку в результате прохождения данного возрастного этапа
человек получает сформированное и развитое новообразование – ценностные
ориентации личности. В-третьих, развитие системы ценностных ориентаций
личности связано с развитием других компонентов личности – направленности,
целей, мотивов. Однако необходимо обратить внимание на социальный аспект
личностного развития, поскольку система ценностей личности формируется в
ходе совместной практической деятельности подростка и его общения с другими
людьми. Кроме этого, проблема ценностных ориентаций должна23
рассматриваться целостно, с позиций системного подхода к изучению психики
человека.
Изучение доминирующих эмоциональных ценностей показало, что по мере
взросления происходит их дифференциация в соответствии с полом [15, c.68].
На формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние
школа, с помощью организации учебного процесса и взаимоотношений с
учителями и сверстниками. Формирование ценностных ориентаций в процессе
обучения определяется с одной стороны личностными особенностями, с другой
– социальными факторами – ценностями значимого другого, стилем общения с
ним [44, c.19].
По мнению Л.Б. Шнейдер, ценность принципиально вневременная: задавая
человеку представление о будущем, она не соотносит его с временной осью, с
хронологией, т.к. это иная размерность - размерность «смыслового будущего».
Временное будущее появляется на уровне социального самоопределения
личности. В дальнейшем эти два вида представлений о будущем сосуществуют,
выполняя различные функции: смысловое будущее – функцию
смыслообразования, и временное – регулятивную [42, c.28].
Ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и
мировоззрение подростка. Ценностные ориентации современных подростков
будут изменяться в зависимости от уровня образования их родителей, а также от
позиции, занимаемой самим школьником в учебном классе.
В ситуации нестабильности в обществе в настоящее время возможно
снижение значимости одних жизненных ценностей подростков и увеличения
значимости других.
Таким образом, в психологической литературе при анализе ценностей
акцентируется их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора
поведения и деятельности, основы для мотивации. «Ценность» не сводится ни к
значимости, как своему основанию, ни к норме и идеалу. Она представляет
собой не просто необходимую и должную, но и желанную цель, являющуюся24
идеалом и участвующую в нормативно-регулирующем воздействии на
межсубъектные отношения, а через них и на всю социальную практику.
Выводы
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной
общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная
деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые
большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость,
патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.82
Мы определили ценностные ориентации как осознанные представления
субъекта о собственных ценностях, о ценном для него. Ценностные ориентации
– это избирательное отношении человека к материальным и духовным
ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в
сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их
значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры
личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его
переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека
от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным
фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности.
Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности,
который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Временная перспектива представляет собой многомерную структуру,
включающую определенное содержание и ряд динамических параметров.
Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности
носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью
формирования и трансформации модели собственного будущего человека от
микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в
котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный
личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и
имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и
ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность
(согласованность), эмоциональный фон и другие. Подверженность параметров
временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни
конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и
экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества.
Временная перспектива в узком смысле – это представления человека о
своем будущем, планы на будущее; она имеет 3 уровня: текущая (несколько83
часов, день), средняя (неделя), дальняя (месяц, год). Более широкое понимание
представлено через понятие «временной трансспективы» – сквозное видение из
настоящего в прошлое, настоящее и будущее; способность человека обозревать
течение времени собственной жизни в любой направленности, возможность
взаимоотнесения прошлого, настоящего и будущего и связывания этих
временных компонентов в сознании и подсознании.
В настоящее время обострился интерес педагогов, психологов,
социальных работников, сотрудников различных общественных организаций к
исследованию особенностей детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Глубокое знание этих особенностей дает возможность оказывать
адекватную, своевременную и конструктивную помощь этим детям. Особое
место среди этих детей занимают безнадзорные дети.
Нами были выявлены существенные особенности как в ценностных
ориентациях, так и в представлениях о жизненных перспективах безнадзорных
подростков и социально адаптированных подростков.
На наш взгляд, приоритеты ценностей безнадзорных подростков
объясняются особенностями их жизни в данный момент: свободное
времяпрепровождение, преимущественно на улице среди таких же детей, как и
они, частое непосещение школы, отсутствие интереса к учебе и каких-либо
серьезных успехов в ней и пр. Это создает основу их жизненной позиции:
ориентация на удовольствия, достаточные материальные средства для их
получения, свободу.
Именно «Свобода» занимает первое место у безнадзорных подростков
(которая в список наиболее важных ценностей у социально адаптированных
подростков даже не вошла). Можно предположить, что жизнь без надзора
родителей, взрослых – это то, что, в целом, в их представлении дает им
множество положительных моментов. В частности, - возможность
ориентироваться на удовольствия, не напрягать себя обязанностями; жить
преимущественно в ситуации «хочу», а не «надо». Однако, нам представляет,84
что в позиции безнадзорных подростков проявляется не столько нежелание
принимать ответственность за свою жизнь, сколько неумение, незнание, как это
сделать.
Жизненные перспективы, по сравнению с социально адаптированными
подростками, также негативны: Негативное прошлое, гедонистическое
настоящее (жить одним днем), мрачное будущее.
В целом можно констатировать, что по всем исследованным показателям
были выявлены различия между безнадзорными и социально адаптированными
подростками. Мы делаем предположение, что отсутствие не просто «надзора»
за детьми, а интереса к их личности, к их жизни, ее перспективам создает
основания для формирования у самих подросток такого же – бездумного,
легкомысленного, безрадостного отношения к собственной личности и жизни.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования выполнены, а
гипотеза о том, что ценностные ориентации и представления о будущем
безнадзорных подростков имеют отличительные особенности подтверждена.
Список литературы
Библиографический список:
1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология
личности и образ жизни / изд. перераб. и доп.- М., 2003. - С.137-145.85
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.:
Алетейя, 2001. — 304с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -Т.1. -М.:
Педагогика, 2001.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2003.
5. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания
и семейных отношений. - М., 2004.
6. Башкова, С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и
малых городов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. – М., 1999.
– 152 c., с.14
7. Березина T.H. Жизненный путь личности; осознаваемые и неосознаваемые
аспекты / Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики.
-М., 1997. - С. 313-322.
8. Бодалев А.А. Восприятия и понимание человека человеком. – М.: Изд-во
Московского университета, 2002.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
10.Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала//Мир
психологии.-1997.- №3.- с.13-17.
11.Выготский Л.С. Психология (основные труды). М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
1008 с.
12.Галкина Н.А. Состояние ценностных ориентаций подростков (на примере
Курской области) // Социально-психологическая помощь подросткам и юношам
в личностном развитии: теории технологии, эксперимент: Материалы
всероссийской научно-практической конференции - Курск: Изд-во Курского гос.
пед. ун-та, 2001. - C.18-19.
13. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение
молодежи. — Кнев.: Наукова думка, 1988. -144с.86
14. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. -М.,1989.
-214с.
15. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости:
показатели, факторы, кризисы. На пороге взросления. Сборник научных статей/
Ред.: Л.Ф, Обухова, И.А. Корепанова. –М.: МГППУ, 2011. – 297с.
16. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам
автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. –
С. 118-122.
17.Дроздовский Э.Е. Семья, образование, нравственность общества и
устойчивое развитие системы // Вестн. Ульянов. гос. техн. ун-та. Сер. «Гуманит.
науки и экология». - Ульяновск, 2003. - N 3. - С.41-44.
18.Ефимова О.И., Ощепков А.А. Особенности формирования системы
ценностных ориентация и социальных установок у девиантных подротсков.
19.Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное
пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 2003.
20.Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных
ориентаций у подростков.– 2007. - № 9. – С. 23-27.
21.Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи /
С.-Петерб. юрид. ин-т МВД России, Акмеол. н.-и. центр проф. подгот.
сотрудников ОВД. - СПб., 2004. - 167 с.
22.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной
индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2000. – №4. –
С.29–37.
23. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) //
категории материальной диалектики в психологии/ Под ред. Л.И. Анцыферовай.
-М.: Наука, 1988, -С. 216-230
24. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.:
Политиздат, 1984. – 265 с.87
25. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение,
1989. -255с.
26. Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов:
Питер; СПб.; 2009. – 283 с.
27. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции//Вопросы философии.-1996.-№4.-С.15-16.
28. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Куликов Л.
Психология личности в трудах отечественных психологов: Питер; СПб.; 2009. –
283 с.
29. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //
Педагогика.-1998.-№3. –С.3-10.
30. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-
мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. – 2005. - № 3.
– С. 25-37.
31. Нюттен Ж. Мотиваиця, действие и перспектива будущего/ Под ред. Д.А.
Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
32.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –СПб.:
Питер, 2000.
33.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2000.:
(Серия «Мастера психологии»).
34.Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей.- Ярославль, 2000.
35.Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. - М., 2001.
36.Собкин В.С., Буреломова А.С. Ценностные ориентации современного
подростка// Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 16.
Выпуск 28. – М.: Институт социологии образования РАО, 2012. – с. 47-55.
37.Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн., 2000.
38.Столяренко А.М. Психология и педагогика – Москва, 2001 г.
39.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ.Ред.
Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева, - М.: Прогресс, 1990-356с88
40.Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В.Б. Шапарь. –
изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
41.Шляхтин, Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности /
Г. С. Шляхтин // Психология личности и время: Тезисы докладов. – Т.2. –
Черновцы,1991. – С.13-16.
42.Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в
«координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления.
Сборник научных статей/ Ред.: Л.Ф, Обухова, И.А. Корепанова. –М.: МГППУ,
2011. – 297с
43.Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. // Европ. Ин-т
экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 2002.
44.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система /
М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204с.
45.Доля А.А. Социально –психологические особенности жизненных перспектив
безнадзорных подростков с различными ценностно-смысловыми ориентациями,
Москва, 2010.
46.Сайт azps.ru