Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи
Курсовая работа по предмету "логопедия"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Система работы к подготовке обучению письменной речи детей 7го года жизни с общим недоразвитием речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 954
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ. .5
1.1 Понятие и содержание готовности к обучению письменной речи детей ..5
1.2 Характеристика общего недоразвития речи III уровня у детей 7-го года жизни. .8
1.3 Формирование готовности к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня .11
2 ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ 16
2.1 Исследование готовности к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня. .16
2.2 Система коррекционной работы по подготовке к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня .21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 40
Введение
Современная система образования предъявляет серьезные требования к начальному обучению. В связи с этим актуальной становится психолого-педагогическая проблема подготовки детей к школе, поскольку ею определяется успешность обучения ребенка.
Психологами, педагогами и логопедами придается особая значимость обучению детей письменной речи, состоящей из таких компонентов, как письмо и чтение. Именно они являются ведущими в любой сознательной деятельности человека.
В настоящее время неблагоприятные биологические и социальные факторы способствуют росту количества детей, которые имеют различные патологии развития. Наиболее распространенное у дошкольников речевое нарушение - это общее недоразвитие речи (ОНР). У таких детей нарушены предпосылки готовности к овладению письменной речью [1, c.5].
Чтение и письмо, особенности подготовки детей к овладению письменной речью исследуются многими специалистами и учеными. Анализ необходимых предпосылок для усвоения письма приведен в работах Р.Е. Левиной, И.Н. Садовниковой, Е.А. Логиновой, предпосылок к возможности начать обучение детей грамоте - в трудах Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфера.
Также проблема готовности к обучению письменной речи детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, освещена в работах Л.Е. Журовой, Н.В. Нижегородцевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и других.
Однако, несмотря на то, что данный вопрос достаточно исследован и разработано множество приемов в логопедической работе с детьми по устранению нарушений фонетико-фонематического, лексико-грамматического характера, в связной речи, проблема готовности к обучению письменной речи дошкольников с ОНР не теряет своей актуальности.
Объектом настоящего исследования является готовность к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.
Предмет исследования - формирование готовности к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.
Соответственно, цель исследования заключается в изучении особенностей системы работы по подготовке обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.
Для достижения цели, необходимо решить ряд задач:
? изучить теоретические подходы в научной литературе к проблеме готовности к обучению письменной речи дошкольников с ОНР III уровня;
? провести исследование готовности к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня по составленной методике;
? рассмотреть особенности логопедической работы по формированию готовности к обучению письменной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
В работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, лингвистической литературы, метод сравнительного анализа, эксперимента, количественная обработка данных.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Выдержка из текста
1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ
1.1 Понятие и содержание готовности к обучению письменной речи детей
Обзор литературы по теме исследования дает представление о том, что в логопедии выделяют различные формы речи. Главным образом, авторы учитывают, какие средства используются в речи, подразделяя ее на устную (звуковая форма), письменную (графическая форма) и кинетическую (язык и жесты) формы [1, c.10].
В частности, письменная речь рассматривается как процесс передачи языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз.
А.Р. Лурия отмечает, что письменная речь и устная тесно взаимосвязаны между собой, что выражается в значении знака письменной речи (графемы) - фонемы. То есть письменная речь «накладывается» на знаки устной речи, выражает их и является двойной системой символизации, которая более трудная и сложная по сравнению с устной речью.
Однако письменную речь нельзя считать простым переводом устной речи в письменные знаки. Ее возникновение, путь развития, психологическое содержание и психологические операции существенно отличаются от процесса устной речи [11, с. 12].
С точки зрения А.В. Алексеевой, процесс письменной речи сопровождается установлением новых связей между словом слышимым, произносимым и видимым - сложных условно рефлекторных связей письменной речи, которые присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы устной речи, развивая ее [1, c.17].
Выводы
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Письменная речь, включающая в себя письмо и чтение, - сложный и необходимый в жизни человека навык. Научная и методическая литература предлагает множество фундаментальных и разносторонних исследований, которые направлены на рассмотрение проблемы подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения и письма. Несмотря на разнообразие подходов к изучению данного вопроса, проблема изучения состояния, содержания и структуры формирования комплексной готовности детей с ОНР III уровня к овладению письменной речью остается актуальной и в настоящее время.
Обучение письменной речи дошкольников является сложным многоуровневым процессом, состоящим из множества компонентов. Основу для овладения письмом и чтением представляет достаточная сформированность компонентов устной речи, звукопроизношение, просодические компоненты лексико-грамматического строя и фонематическое развитие речи.
У дошкольников с ОНР III уровня наблюдаются нарушения всех компонентов устной речи, что указывает на дальнейшие трудности в освоении грамоты. Более того, у дошкольников с ОНР III уровня нарушены пространственные представления, чувство ритма, координация мышц плечевого пояса, недоразвиты графические навыки и мелкая моторика рук. В виду всех этих недостатков общее состояние готовности к обучению письменной речи детей с ОНР III уровня считается не соответствующей возрастной норме.
Результаты проведенного эксперимента, направленного на исследование готовности детей 7-го года жизни с ОНР III уровня к обучению письменной речи, показали, что у всех детей недостаточно развиты пространственные представления, чувство ритма, графические навыки, координация движений руки и фонематический слух. Все это указывает на необходимость проведения коррекционной работы по формированию основных компонентов готовности к обучению письменной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Логопедическая коррекционная работа должна быть направлена на решение задач, способствующих овладению детьми такими умениями, как развитый фонематический слух: уточнение артикулирования звука, дифференциация фонематически сходных звуков, определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места и количества звуков в слове.
Коррекция по улучшению состояния готовности к обучению письменной речи детей 7-го года жизни с ОНР должна проводиться с использованием специальных логопедических, дидактических игр и упражнений, которые включают задания, развивающие навыки звукового анализа.
Комплекс занятий включает также упражнения, развивающие пространственные представления, чувство ритма, координацию движений, артикуляционную и мелкую моторику, необходимую для правильного артикулирования звуков и развития графомоторных навыков.
Следует отметить, что успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей, так как естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь и взаимодействие логопеда и воспитателя.
Список литературы
1. Алексеева А.Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью: диссертация кандидата педагогических наук: - Москва, 2007. - 194 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.
3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Школьный логопед, № 6. - 2006. - С. 34-46.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2006. - 1134 с.
5. Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед, № 6. - 2006. - С. 67-72.
6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. Часть 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - Изд-во Владос, 2007. - 184 с.
7. Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. П. Корпев. - СПб. : Речь, 2003. - 330 с.
8. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция: учеб.- метод, пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. -Ростов н/Д; СПб.: Феникс; Союз, 2004. - 218 с.
9. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.
10. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010. – 264 с.
11. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - М.: Acadcmia, 2003. - 345 с.
12. Моисеева Т.В. Предупреждение нарушений письма и чтения на начальном этапе их формирования у учащихся младших классов // Школьный логопед, №1. - 2006. - С.89-93.
13. Попова Л.Г. Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III-го склонения // http://festival.1september.ru/articles/630030/
14. Пришвина С.Л. Использование логопедической ритмики в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // http://festival.1september.ru/articles/624311/
15. Рябкова Т.Ю. Пути оптимизации коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с ОНР // http://festival.1september.ru/articles/565316/
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 2001. – 200 с.
17. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку практикующего логопеда // Логопед, № 2. - 2006. - С. 111-114.
18. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2003. - 109 с.
19. Федорова И.В. Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста // http://festival.1september.ru/articles/572274/
20. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб., 2005.- 94 с.
21. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / Т. А. Фотекова // Дефектология, 2003. - № 1. - С. 23-33.
22. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая сторона речи. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
23. Шелемех О.А. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // http://www.scienceforum.ru/2013/10/2364">www.scienceforum.ru/2013/10/2364
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.