» » » Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы

Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
39
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5108
Автор
Ulias

Введение.. .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преемственности в обучение детей детского сада и начальной школы. .6
1.1. Понятие преемственности в обучении между дошкольным  и начальным образованием. 6
1.2. Основные компоненты готовности ребенка к обучению в школе .9
1.3. Подходы к проблеме обеспечения преемственности в обучение детей детского сада и начальной школы
Глава 2. Практическое исследование проблемы преемственности в обучение детей детского сада и начальной школы 18
2.1. Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Разработка основных направлений деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы .27
Заключение 34
Список использованной литературы. 36
Приложение 1. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). 39
Приложение 2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман). .41
Приложение 3. Методика «Лесенка» (В.Щур и С. Якобсон). 44
Приложение 4. Результаты диагностики по методике «Графический диктант». 45
Приложение 5. Результаты диагностики по методике КРС..  46
Приложение 6. Результаты диагностики по методике «Лесенка» 47
Приложение 7. Содержание развивающей деятельности и технология
реализации мероприятий социально-психологического сопровождения детей в период подготовки к школе 48


Введение 
Актуальность проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время очевидна, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, которые дети получают на ступени дошкольного образования, и требованиями последующих ступеней значительны. Поэтому данный факт необходимо учитывать в работе воспитателей и учителей. 
Центральным аспектом в реализации преемственности является определение степени готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период детей от дошкольного к школьному возрасту наиболее сложный и уязвимый. 
Школа и детский сад считаются двумя смежными звеньями в системе образования. Но если ребенок идет в школу не подготовленным, то в период обучения он начинает испытывать дискомфорт, так как здесь происходит смена его социальной позиции, ребенок нужно включаться в особый режим. 
Сегодня проблема готовности ребенка к школьному обучению актуальна и исследуется многими специалистами, которые выявили, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, с недостаточно сформированными основными компонентами готовности. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения, которые обеспечивают необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. 
На необходимость реализации преемственности детского сада и начальной школы указывают и нормативно-правовые документы законодательного уровня. 
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1] указывает на то, что Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ. 
Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) призвана: выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника [4]. 
В Письме Минобразования РФ «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» обращается внимание на необходимость строить программно - методическое обеспечение дошкольного образования на основе специфики возрастных особенностей ребенка [5]. 
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года регламентировано три группы результатов уровня готовности детей к школе. Из них следует, что в первую очередь у учителя и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они отличаются [2]. 
Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований. 
Вопросами готовности к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи. Это труды Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейна, Е.О. Смирнова и многих других. Авторами проведен анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при поступлении в школу, рассмотрен дифференцированный подход при подготовке детей к школе, охарактеризованы методики определения готовности, рассмотрены пути коррекционной работы негативных результатов, даны рекомендации по работе с детьми и их родителями. 
В современной педагогической литературе также накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования. 
Целью работы является теоретическое и практическое исследование вопроса преемственности детского сада и начальной школы в обеспечении готовности детей к школе. 
Объект исследования – готовность ребенка к школе как ключевой аспект преемственности в обучении детского сада и школы. 
Предмет исследования – преемственность дошкольного и начального образования в обеспечении готовности детей к школе. 
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 
? провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; 
? рассмотреть понятие готовности ребенка к школе, проанализировать его основные компоненты; 
? исследовать психологическую готовность к школе детей посещающих дошкольное образовательное учреждение; 
? разработать рекомендации воспитателям, родителям и учителям для обеспечения преемственности в работе детского сада и начальной школы. 
В работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, эмпирическое исследование, наблюдение, тестирование, беседы. 
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 

Выдержка из текста 
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы преемственности в обучение детей детского сада и начальной школы 

1.1. Понятие преемственности в обучении между дошкольным и начальным образованием 

Преемственность - это многогранное понятие. По сути, как отмечает И.О. Карелина, под преемственностью понимается закономерность развития, предполагается связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию [11, c.67]. 
Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова) [14, c.78]. 
Другие ученые такие, как Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, считают основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса [13, c.108]. 
По мнению, П.М. Якобсона, Е.Д. Маргулиса, А.В. Долгополова, преемственность характеризуется в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности. Нередко высказывают суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы [22]. 
Выводы 
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. 
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Существует несколько компонентов готовности ребенка к школе. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного может сказаться для дошкольника проблемами в учебе или общении с учителями и сверстниками. Готовность ребенка к школе бывает: физической и психологической, которая, в свою очередь, делится на: интеллектуальную, эмоциональную и личностную. 
В настоящее время существует два основных подхода в обеспечении преемственности детского сада и школы: первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Второй подход основан на тактике до развития в начальной школе тех элементарных знаний, умений и навыков, с которыми ребенок приходит из детского сада. Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием изложены в Концепции непрерывного образования. 
Несмотря на то, что достаточно много существует исследовательских и методических работ в области преемственности детского сада и школы, идеи преемственности дошкольного и начального образования реализуются проблемно. Для решения данных проблем необходимо совершенствование основных направлений преемственности образовательного процесса: целевого, содержательного, технологического, психологического, управленческого и структурно-организационного. 
Проведенное практическое исследование с целью выявления уровня готовности старших дошкольников к обучению в школе, позволило установить: по результатам методики «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) - преобладающий средний уровень – 34% (5 человек). Результаты по методике КРС (Р.Бернс, С.Кауфман) показали в целом преобладание благоприятной семейной ситуации – 73% дошкольников. По симптомокомплексам – преобладание чувства неполноценности в семейной ситуации у 20% детей. Результаты по методике «Лесенка» (В.Щур и С. Якобсон) показали, что большинство детей - 53% с позитивной, адекватной самооценкой. В целом, по результатам исследования, можно судить о среднем уровне психологической готовности детей к школьному обучению. 
Основным направлением по обеспечению преемственности детского сада и школы является реализация программ в учреждении начального образования, в которых приводится перечень основных мероприятий по работе в данном направлении. Цель такой программы обеспечение преемственности и непрерывности в учебно-воспитательной работе между дошкольным и начальным звеном образования. 
В детском саду в рамках преемственности должны реализовываться программы психологического сопровождения старших дошкольников на этапе подготовки к школе, направленные на становление их полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы. 
Можно сделать вывод, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решение проблемы преемственности возможно при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. 

Список литературы 
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом 
по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. 
5. Письмо Минобразования РФ от 09.08.2000 N 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы». 
6. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - Изд-во: Детство-пресс, 2011. - 96 с. 
7. Богданович Н.Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. - 100 с. 
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2005. - 480 с. 
9. Гуткина Н . И . Психологическая готовность к школе . СПб .: Питер, 2004. 208 с. 
10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении, Томск: Пеленг, 2002. - 180 с. 
11. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с. 
12. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы, М.: Знание, 2002. — 80 с. 
13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 256 с. 
14. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. —— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. 
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 
16. Эльконин Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 
17. Шеленок О.А. Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология поддержки и помощи ребенку в период подготовки к школьному обучению // Начальная школа - № 5. – 2013. – С. 60. 
18. Гладких Т.В. Материал для учителей начальных классов «Преемственность между детским садом и начальной школой». [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98686820 
19. Иванова С.А. Понятие преемственность и ее сущность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/27/ponyatie-preemstvennost-i-eyo-sushchnost 
20. Новикова Г.П. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГТ и ФГОС нового поколения. [Электронный ресурс]./////
21. Орлова Ю.Е. Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование психологической готовности детей к школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
////
////
23. Программа преемственности дошкольной и начальной ступеней образования. [Электронный ресурс]. 
Режим доступа: privolzhskaja.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/00 
24. Шихахмедова А.Ш. Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/programmyi/news6024.html 

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы". Если Вы не имеете своего плана работы "Проблема преемственности в обучение детей детском саду и начальной школы", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 2 089

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom