» » » Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Вид работы
Предмет
логопедия
Количество страниц
39
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5100
Автор
Ulias

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФФНР  5
1.1 Понятие фонематического восприятия речи 5
1.2 Формирование фонематического восприятия у детей в онтогенезе 9
1.3 Характеристика процесса овладения фонематическим восприятием речи младшими школьниками с ФФНР. 15
2 ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФФНР 20
2.1 Исследование уровня сформированности фонематического восприятия речи у младших школьников с ФФНР. 
2.2 Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематического восприятия речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.  37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2  42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.  43
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 45


Введение
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что речевая функция - одна из важнейших функций человека, представляющая собой сложную психическую деятельность. Развивается речь на основе фонематического восприятия и фонематического слуха. Именно они обеспечивают эффективность произношения при аналитико-синтетической деятельности, позволяющей вычленять звуки речи из отдельных звуковых цепочек или фраз, а так же воспринимать всю сложность речевого потока.
Многие дети в младшем школьном возрасте полностью овладевают речью, имеют довольно развернутый словарный запас, грамматически правильно строят предложения. Тем не менее, не все овладевают речью в равной степени, этот процесс по разным причинам может задержаться. Такие нарушения речи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка в целом, затруднить общение с окружающими, задержать формирование познавательных процессов и, соответственно, могут препятствовать становлению полноценной личности. Дошкольный и младший школьный возрасты наиболее благоприятные для преодоления речевых нарушений. Правильная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения [10, c.125].
Фонематическое восприятие речи является одним из важных составляющих фонетико – фонематической стороны речи, которая является показателем общей культуры речи и обеспечивает формирование не только фонематических процессов, но и звукопроизношения. Поэтому изучение детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи является важнейшей проблемой современной логопедической науки. Вопросы развития фонематических и фонетических функций, а именно фонематического восприятия у младших школьников с ФФНР, диагностики данных функций, а также психолого – педагогической и коррекционной помощи исследовали такие ученые как Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.В. Фомичева, Е.Н. Кутепова и др.
Цель исследования заключается в изучении особенностей логопедической работы по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с ФФНР.
Объект исследования - фонематическое восприятие речи у младших школьников с ФФНР.
Предмет исследования - логопедическая коррекционная работа по устранению нарушений фонематического восприятия у младших школьников с ФФНР.
Задачи исследования:
? проанализировать психолого – педагогические и логопедические научные исследования по проблеме формирования фонематического восприятия речи у младших школьников в онтогенезе, а также при фонетико – фонематическом недоразвитии речи;
? составить методику исследования фонематического восприятия речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР;
? выявить уровень сформированности фонематического восприятия речи у младших школьников с ФФНР;
? рассмотреть особенности логопедической работы по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с ФФНР.
В исследовании были использованы теоретические методы: сбор, анализ и интерпретация научно – методических исследований; организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по уровню развития фонематических процессов); эмпирические методы: наблюдение; психодиагностические методы (тестирование), биографические методы (сбор анамнестических данных); интерпретационные методы: количественный (статистический) и качественный (дифференциация результатов исследования по группам, анализ) методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Выдержка из текста
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФФНР

1.1. Понятие фонематического восприятия речи

В логопедии фонематическое восприятие речи представляет собой одну из сторон фонетико-фонематической системы языка.
Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова указывают, что фонетико – фонематическая система языка является одной из первых в развитии речи человека. При этом фонетическая сторона речи обеспечивает звукопроизношение, а фонематическая – работу речеслухового анализатора [19, с. 5].
Для овладения этой системой ребенок должен обладать фонематическими функциями и процессами. Язык как система звуков речи выполняет смыслоразличительную функцию с помощью данных звуков для обеспечения полноценной речи. Звуки, которые обладают словоразличительными признаками, называются «фонемы». А.Р. Лурия рассматривал фонему как устойчивый звук речи, изменение которого меняет смысл слова (например, в словах «дочка» - «точка», «дом» - «том») [11, c. 212].
Совокупность фонем в языке составляет фонематическую систему, которую В.К. Орфинская предлагает рассматривать как систему фонем языка, представляющей каждый элемент с помощью определенных смыслоразличительных признаков (звонкость - глухость, твердость - мягкость, место образования, способ образования, участие нёбной занавески) [3, c.115].
Таким образом, в русском языке выделяются звонкие и глухие звуки (в зависимости от участия голосовых складок), твердые и мягкие (в зависимости от напряженности средней части спинки языка), носовые и ротовые (от участия мягкого неба), щелевые, смычные, смычно-проходные, дрожащие, аффрикаты (способ образования), губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные (переднеязычные, заднеязычные, среднеязычные) в зависимости от места образования [3, c.120].

Выводы
Фонематическая система языка включает в себя фонематическое восприятие и слух, в основе которых лежат фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Фонематическое восприятие является одной из фонематических функций и представляет собой специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению структуры слова. Чёткое восприятие фонем в речи окружающих является одним из важнейших условий формирования правильного звукопроизношения.
Фонематические функции у детей формируются, начиная с рождения, когда ребенок начинает воспринимать звуки. В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок дифференцирует звуки, а в более старшем и младшем школьном возрасте у детей начинают формироваться высшие формы фонематического восприятия – анализ и синтез.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой речевое нарушение, характеризующееся несформированностью произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы, ринолалией, дизартрией.
Анализ исследований показал, что для детей с ФФНР характерны следующие особенности фонетико - фонематической стороны речи: неразличение отдельных звуков, слогов и слов; неразличение парных фонем (звонких – глухих, шипящих – свистящих, мягких – твердых); неспособность запомнить слоговые цепочки; неспособность узнавать слова в простых фразах; несформированность простых форм фонематического анализа и синтеза; неспособность к обнаружению ошибок в собственной речи.
На основе теоретического анализа было организовано практическое исследование фонематического восприятия речи у младших школьников с ФФНР. Была составлена методика исследования, направленная на изучение фонематического анализа (сложных и простых форм), фонематического синтеза и фонематических представлений. В исследовании принимали участие две группы детей младшего школьного возраста: контрольная (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная (дети с ФФНР) группы. Всего исследованием было охвачено 17 детей младшего школьного возраста.
В результате экспериментального исследования было выявлено, что в группе детей с ФФНР имеются нарушения всех фонематических процессов речи. Состояние фонематического анализа характеризуется недостаточным уровнем сформированности: школьникам трудно выделить позицию звука в слове, определить последовательность звуков, установить количество звуков в слове.
Состояние фонематического синтеза характеризуется тем, что младшие школьники затрудняются при установлении слов в нарушенной последовательности звуков.
Исследование фонематических представлений школьников с ФФНР показало, что дети затрудняются при подборе слов на заданный звук.
В контрольной группе детей показатели сформированности фонематических функций существенно выше по сравнению с данными экспериментальной группы детей. Младшие школьники не испытывают трудности при выполнении задания фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Некоторые школьники допускали ошибки, однако эти ошибки не носили систематический характер, самостоятельно могли быть исправлены детьми, при выполнении задания требовалась минимальная.
На основании данных исследования были выделены уровни сформированности фонематических функций у детей младшего школьного возраста.
Уровень ниже среднего – дети с грубым недоразвитием фонематических функций. В группу вошли 2 дошкольника из экспериментальной группы.
Средний уровень – дети с достаточно сохранным фонематическим восприятием, фонематический анализ и синтез сформированы, однако встречаются ошибки. Данный уровень включает в себя 5 младших школьников экспериментальной группы.
Уровень выше среднего – дети, у которых хорошо развито фонематическое восприятие, простые и сложные формы анализа и синтеза, а также фонематические представления. Данный уровень выявлен у большинства детей с нормальным речевым развитием – 8 человек.
Высокий уровень сформированности фонематической стороны речи отмечается у 2 школьников с нормальным речевым развитием. У этих школьников высокий уровень сформированности всех фонематических функций.
Выделение уровней сформированности фонематических функций у младших школьников указывает на необходимость применения дифференцированного подхода к коррекционной работе с детьми как экспериментальной, так и контрольной групп.
Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия речи у младших школьников должна вестись по следующим разделам: развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза; формирование фонематического анализа и синтеза; определение места звука в слове (начала, середина, конец); формирование сложной формы фонематического анализа; коррекция слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков.
Дидактическая игра, несомненно, должна составлять основу логопедических занятий с младшими школьниками. Она является незаменимым средством преодоления различных речевых нарушений. При построении логопедической работы в виде игры легче можно добиться от детей усвоения материала. Игровая деятельность, которую организует логопед, создает благоприятные условия для непосредственного контакта между ним и ребенком, помогает глубже выяснить причины речевого недоразвития, способствует более активному упражнению в учебном материале.

Список литературы
1. Андреева И.А. Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста // http: //festival.1september.ru/articles/525225/
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. - М. Эксмо, 2009. – 129 с.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
4. Гуровец В.Г., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2012 - 257 с.
5. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. – М.: Вентана – Граф, 2013. - 123 с.
6. Иванова А.И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2009. - №3. – С. 24-31.
7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2014. – 280 с.
8. Лавренюк И.В. Использование дидактических игр в логопедической работе //http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/10/08/ispolzovanie-didakticheskikh-igr-v-logopedicheskoy-rabote
9. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2010. – 264 с.
10. Логопедия: Фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи. Кн. 5. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 479 с.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
12. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., испр. - М. : Аркти, 2005. - 240 с.
13. Ноздрина О.И. Формирование произносительной культуры младших школьников [Текст] / О. И. Ноздрина // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 507-511.
14. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 241 с.
15. Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 445 с.
16. Филичева Т.Б. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 2005. — 223 с.
17. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология». — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с..
18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
19. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая сторона речи. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007. – 360 с.

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "логопедия"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Логопедическая работа по коррекции фонематического восприятия у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 1 044

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom