» » » Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
37
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5101
Автор
Ulias

Введение  3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения  6
1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса 6
1.2. Содержание и уровни познавательного интереса младших школьников в процессе обучения 9
1.3. Условия формирования и развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения 
Глава 2. Практическое изучение развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения 17
2.1. Диагностика развития познавательного интереса у младших школьников 17
2.2. Система работы по формированию и развитию познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения 23
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации  37
Приложение 2. Методика «Мотивы учебной деятельности»  41
Приложение 3. Методика выбора любимых занятий на уроке  42


Введение
В условиях модернизации российского образования приоритетной задачей современной школы становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. Данный аспект является одним из главных на законодательном уровне, на что указывают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [26], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [20], Концепция модернизации российского образования [21]. Данные правовые документы также указывают на необходимость развития творческого потенциала личности ребенка, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. Решить эту задачу возможно при обеспечении оптимальных условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности [7, c.8].
Учебно-воспитательный процесс в начальной школе должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая должна быть желаемой и приносить удовлетворение от участия в ней. Младший школьник должен сам оперировать учебным содержанием, и только тогда оно будет усваиваться осознанно и прочно, что способствует развитию интеллекта учащегося, формированию его способности, интереса к самообучению и самоорганизации. Таким образом, проблема развития в процессе обучения познавательного интереса, обладающего мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии младшего школьника, очевидна [2, c.8].
В психолого-педагогических исследованиях достаточно широко освещена сущность и роль познавательного интереса учащихся в процессе обучения. Рассмотрим некоторых авторов, интересовавшихся данной проблемой. Л.В. Выготским рассматривался интерес как естественный двигатель детского поведения; Д.Б. Эльконин изучал учебную деятельность как деятельность по овладению обобщенными способами действий в сфере научных понятий; в трудах А.К. Марковой, И. Божович, Ф. Морозовой, П.И. Размысловой исследованы мотивы учения в школьном возрасте, система учебной мотивации; Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, П.И. Размысловой, Л.С. Славиной, Б.Г. Ананьевым, Е.А. Богословской изучались особенности и условия возникновения познавательного интереса у учащихся, понятие познавательной активности; Э.А. Барановой предлагается комплекс методик изучения у младших школьников познавательного интереса и связанных с ним психологических образований.
Однако, несмотря на то, что тема познавательного интереса младших школьников в процессе обучения достаточно рассмотрена в научной литературе, данная проблема по-прежнему остается актуальной.
Объектом исследования выступает познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
Цель исследования заключается в изучении условий развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
? рассмотреть психолого-педагогические подходы к понятию познавательного интереса в научной литературе;
? определить содержание и уровни познавательного интереса младших школьников в процессе обучения;
? выявить условия формирования и развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста в процессе обучения;
? провести исследование познавательного интереса к обучению у младших школьников;
? рассмотреть систему педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие познавательного интереса младших школьников в процессе обучения.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседа с учителем.
Диагностика уровня познавательного интереса младших школьников осуществлялась при помощи методик: «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Мотивы учебной деятельности» по классификации Л.И. Божович и А.К. Марковой, методика М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выдержка из текста
Глава 1. Теоретические основы изучения развития познавательного интереса у младших школьников
в процессе обучения

1.1. Психолого-педагогические подходы к понятию
познавательного интереса

Как было отмечено, проблема познавательного интереса достаточно широко освещена в трудах психологов и педагогов. В работах выше приведенных авторов познавательный интерес предстает как сложное психическое образование, которое изучается как в психологическом, так и в педагогическом аспектах.
Психологический словарь раскрывает понятие интереса как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующей ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [12, c.701].
Относительно педагогической основы не возникает сомнений в ведущей роли обучения и воспитания в формировании познавательного интереса у детей.
Исторически сложившиеся наблюдения за развитием познавательного интереса привели к накоплению разнообразных фактов. Например, в исследованиях В.Г. Белинского и А.И. Герцена представлены ценные наблюдения за развитием познавательных интересов у детей. В.Ф. Одоевским была описана возможная методика работы с вопросами детей. В работах К.Д. Ушинского изложен переход детей от любопытства к любознательности. Также известны попытки развития познавательного интереса у детей через введение увеличения количества естественно - научных знаний (А.И. Герцен), а также через изменение форм и методов работы с детьми - создания на уроке свободной и творческой атмосферы (Л.Н. Толстой) [7, c.8].

Заключение

В рамках заключения работы можно сформулировать следующие выводы.
В психолого-педагогической литературе под познавательным интересом понимается избирательная направленность личности на окружающие предметы и явления, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию, к новым более полным и глубоким знаниям, и проходящая определенные последовательные стадии в своем развитии: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
В процессе обучения познавательный интерес выражается расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного или ряда учебных предметов. Выделяют три уровня развития познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения: уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень); уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности; уровень выявления существенных закономер¬ностей и глубоких причинно-следственных связей.
Названные уровни сопровождаются определенными параметра¬ми: устойчивостью, локализованностью и осознан¬ностью. Познавательный интерес может проявляться в раз¬личных формах: в интеллектуальной активности, в эмоциональных проявлениях, в волевых проявлениях, в свободном выборе деятельности.
Обучение и воспитание играют ведущую роль в формировании познавательного интереса у младших школьников. Существуют условия, соблюдение которых педагогами, способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников, это: необходимая максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом так, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения; благоприятное общение между учениками и учителем.
Практическое исследование было организовано на базе МОУ СОШ № 106 г. Н. Новгорода. В качестве испытуемых был выбран 2 «Б» класс в составе 25 человек. Цель исследования – определение состояния сформированности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
По результатам диагностики познавательной сферы младших школьников к обучению, были сделаны выводы, что преобладающим уровнем школьной мотивации является уровень с хорошей школьной мотивацией. Но также наблюдается небольшое количество учеников с низкой школьной мотивацией и дезадаптацией. Преобладающие мотивы установились как познавательные, но выделено несколько человек со сложившимися мотивами избегания неудачи. Более всего детей во время урока привлекает содержательная сторона обучения: занимательность, суть, факты; сам процесс урока, включающий репродуктивную деятельность, поисковую деятельность и творчество, младших школьников привлекает в меньшей степени.
Данные результаты свидетельствуют о необходимости системного подхода в организации педагогической работы по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Предлагаемая система работы учителя по развитию познавательного интереса младших школьников направлена на повышение уровня учебной мотивации посредством: использования приемов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создания условий для самовыражения учащихся; создания благоприятного фона занятий; использования разнообразных видов деятельности; учета особенностей контингента обучающихся.
Данная система имеет три направления: осуществление работы, непосредственно, в образовательной среде, /////

Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для твор¬ческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000. – 214 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. – 300 с.
4. Горчинская А.А. Развитие познавательного инте¬реса младших школьников в учебной деятель¬ности: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. – 137 с.
5. Гусарова Н.В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/414625/
6. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- 345 с.
7. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: дис. канд. психол. Наук: Н. Новгород, 2003. - 176 c.
8. Дрозд В.А. Методика начального обучения математике / Под. ред. В.А. Дрозд. Минск, 2005. – 56 с.
9. Дубов А.Г., Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006. – 187 с.
10. Есипов Б.П. Педагогика. Учебное пособие для школьных педагогических училищ. Под редакцией Б. П. Есипова, 2005. – 206 с.
11. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006. – 190 с.
12. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак. 2008. — 868 с.
13. Иванова О.А., Островик С.В. Методики формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // http://festival.1september.ru/articles/521203/
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 504 с.
15. Куценко М.И. Формирование познавательных интересов у младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/593246/
16. Лебедева А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников // Школа педагога. СПО. - 2010. - № 2. - С. 62-64.
17. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2000. – 197 с.
18. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. – 578 с.
19. Попова О.В. Система деятельности учителя по развитию познавательного интереса // http://festival.1september.ru/articles/528268/
20. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // КонсультантПлюс.
21. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // КонсультантПлюс.
22. Расщупкина И.М. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира // http://festival.1september.ru/articles/591912/
23. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: 2002 - 656 с.
24. Соколова Е.А. Формирование познавательной мотивации учения младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/602716/
25. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках математики // Начальная школа. - 2005. - № 6. – С. 67-70.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
27. Шевцова М.А. Формирование познавательно¬го интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций: дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2004. – 198 с.
28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 2001. – 143 с.
29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2005. – 119 с.

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 3 223

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom