» » » Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица

Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
37
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5106
Автор
Ulias

Введение .3
Глава 1. Теоретические основы гражданского образования в младшей школе. .6
1.1. Сущность гражданского образования учащихся  в педагогической науке. 6
1.2. Роль гражданского образования в развитии личности  младших школьников .10
1.3. Педагогические условия реализации гражданского образования в младшей школе .13
Глава 2. Анализ использования курса гражданского образования по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица» в младшей школе 19
2.1. Исследование уровня развития качеств личности у младших школьников .19
2.2. Содержание курса гражданского образования по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица» в младшей школе 
Заключение. .31
Список использованной литературы 34
Приложение 1. Конспект урока по гражданскому образованию во 2 классе. 37
Приложение 2. Конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе. 42


Введение
Ввиду возрастания роли российского гражданского общества, одной из важнейших задач общеобразовательной школы становится гражданское образование и воспитание. Поэтому проблема гражданского воспитания подрастающего поколения и целенаправленная работа по определению, реализации условий для его гражданского становления является актуальной в сфере начального образования.
Одной из главных задач младшей школы в настоящее время является создание условий для нравственного развития личности ребенка на основе гуманистических социально значимых ценностей, образцов гражданского поведения. Одним из средств для решения данной задачи может стать гражданское образование школьников, которое рассматривает обучение и воспитание юного гражданина в их неразрывном единстве [27, c.5].
Как об одном из приоритетных направлений - гражданском воспитании, на сегодняшний день указывает ряд российских правовых документов, рассматривается гражданское образование и делается акцент на актуальности и необходимости реализации данной проблемы.
Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации сформулированы в Конституции РФ [7], которая является основным законом государства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства [28].
В Российской Федерации также разработаны Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [20] и Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы [18], главной задачей которых является смена парадигмы образования. А гражданское образование является неотъемлемой частью новой системы образования, образования компетентного и конкурентоспособного.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [19].
В инструктивном письме Минобразования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» [16] сказано, что главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ [16].
В науке достаточно широко проработана проблема гражданского образования в младшей школе. Это прослеживается в трудах Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания С.К. Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я. Железновой, Н.Ю. Яшиной, Б.Т. Лихачева, С.Н. Чистяковой, Е.А. Ямбурга, М.Б. Насырова, И.П. Подласого и других.
Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского образования личности младшего школьника.
На сегодняшний день основные идеи гражданского образования для начальной школы отражены в учебно-методических комплексах «Кораблик» и «Жар-птица», разработанных С.К. Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я. Железновой и Н.Ю. Яшиной. Они связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Учебники учат младшего школьника о познании человека, живущего в пространстве, который многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним.
Таким образом, целью работы является изучение теоретических и практических основ гражданского образования в младшей школе по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица».
Объект исследования - гражданское образование младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития личности младших школьников в курсе гражданского образования.
Для достижения цели необходимо решить круг задач:
? рассмотреть теоретические основы гражданского образования, его цели и задачи, определить его роль в развитии личности младшего школьника;
? выявить педагогические условия процесса гражданского образования в младшей школе;
? исследовать уровень развития качеств личности у младших школьников;
? провести анкетирование младших школьников согласно теме исследования;
? изучить содержание курса гражданского образования по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица» в младшей школе.
В работе использовались следующие методы исследования:
анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование младших школьников, анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданского воспитания.
Работа структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выдержка из текста
Глава 1. Теоретические основы гражданского образования в младшей школе

1.1. Сущность гражданского образования учащихся в педагогической науке

Анализ научной литературы по теме исследования дает представление о том, что вместо понятия «гражданское образование» чаще всего рассматривается термин «гражданское воспитание». Так вот, теория гражданского воспитания была разработана в начале ХХ века немецким педагогом Г. Кершенштейнером [5, c.83]. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом.
Прежде всего, для определения сущности гражданского образования, на что должно быть направлено гражданское образование подрастающего поколения, каковы его содержательные компоненты, следует обратиться к таким понятиям, как «гражданское общество», «гражданин», «гражданственность».
Как правило, под гражданским обществом понимается общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и мораль¬ного статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отноше¬ния [14, c.138].
Я.В. Соколов дает следующее опре¬деление понятию «гражданин». Это не просто законопослушный человек, а комплексное явление; человек, живущий в ладу с сообществом людей, выполняющий не только законы государства, но и требования морали, предъявляемые обществом к своим членам; активный творец своей жизни и жизни своего сообщества [23, c.24].

Заключение

В заключении работы можно сформулировать краткие выводы по теме исследования:
Гражданское образование - это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанностей гражданина.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Анализ литературы, нормативно-правовой базы по граж¬данскому образованию позволяет выделить нравственный, правовой и по¬литический содержательные компоненты гражданского образования.
Цель гражданского образования в младшей школе — создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Нравственный компонент гражданского обра¬зования является базовым для становления личности младшего школьника.
Гражданское воспитание младших школьников способствует развитию у ребенка любви к Родине; бережного отношения к окружающему его миру. Эффективность гражданского воспитания младших школьников повысится в условиях усиления гражданской ориентации этой деятельности, определения педагогических условий повышения его эффективности; использование интерактивных форм и методов, направленных на формирование гражданской позиции каждого ученика.
Курс гражданского образования в младшей школе включается в систему обучения как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения.
Практическое исследование организовывалось на базе МОУ СОШ № 183 г. Н. Новгорода. Выборку составили 15 учеников 2 класса. В данном исследовании сделан акцент на выявлении критерия сформированности нравственных отношений к окружающим людям, наличия и степени устойчивости представлений о внимательном, добром, уважительном, справед¬ливом отношении к взрослым и сверстникам. Проводилось анкетирование учащихся с целью выявления уровня развития у ребенка качеств личности, проявляю¬щихся в его отношениях к другим людям, по методике Н.Ю. Яшиной.
Результаты исследования показали, что у школьников преобладает средний уровень развития качеств личности, проявляю¬щихся в его отношениях к другим людям, на втором месте оказались ребята с высоким уровнем, низкий уровень составил лишь один человек. Это свидетельствует о сложностях в от¬ношениях учащихся со сверстниками, родителями и учителями, в применении знаний нравственных норм в практике поведения, что указывает на необходимость проведения в младшей школе курса гражданского образования, направленного на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы.
Разработанный авторский курс «Гражданское образование в начальных классах», включающий изучение материала по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица», обеспечивает целостность системы гражданского образования уча¬щихся начальной школы, которая представлена тесной взаимосвязью нравст¬венного, правового и политического компонентов. При этом нравственный ас¬пект содержания рассматривается как центральный, системообразующий.
Курс гражданского образования по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица» рассматрива¬ется, в первую очередь, как средство формирования нравственных представлений младших школьников. В связи с этим выделены содержательные единицы нравственного просвещения, дается характеристика различных уровней усвоения учащимися нравственных представлений в зависимости от степени их осознанности и влияния на поведение: уровень знания и усвоения терминологии; уровень понимания фактов, связанных с нравственными катего¬риями и уровень применения нравственных знаний в отношениях с окружаю¬щими.
Предложенный курс гражданского образования по учебникам «Кораблик» и «Жар-птица» раскрывает большие возможности гражданского обра¬зования для нравственного развития учащихся. Однако в одной работе невоз¬можно изложить все аспекты изучаемой проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, основанные на длительных наблюдениях за устой¬чивостью сложившихся нравственных представлений и формирование на их ос¬нове полноценных нравственных понятий, раскрывающие возможности курса гражданского образования как центрального звена работы по нравственному воспитанию младших школьников, показывающие роль семьи и социальной среды.

Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка // Под ред. Кузнецова С.А.: СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
2. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности [Текст] / А.С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М.А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2001.- 456 с.
3. Елизарова Е.Г. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста // http://aplik.ru/shkolniku/10-klass/grazhdanskopatrioticheskoe-vospitanie-uchashchikhsia-mladshego-shkolnogo-vozrasta/
4. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. — СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
5. Загрекова Л.В. Педагогика. Учеб. пособие — Н.Новгород: НГПУ, 2011. — 232 с.
6. Колесникова И.А. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция [Текст] / И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников. – СПб., 1999. – 255 с.
7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // КонсультантПлюс.
8. Максимовских А.Г., Борисова С.Т. Гражданское воспитание как педагогическая проблема // http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-7.pdf
9. Насырова М.Б. Этнопедагогический словарь-справочник [Текст] : учеб. пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 168 с.
10. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Изменение подходов к гражданскому воспита¬нию //Воспитание гражданина в советской школе/Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 2001.- С.44-60.
11. Овчинников Г. Гражданин и власть. Граждановедение. Приложение к «Учи¬тельской газете», 1999. - № 5. - С.7-11.
12. Осина И.В. Проект (конспект) урока по гражданскому образованию в 3классе по теме: «Законы, по которым мы живем» // http://www.numi.ru/fullview.php?id=5087
13. Осина И.В. Проект (конспект) урока по гражданскому образованию во 2классе по теме: «Под жарким солнцем Черной Африки» // http://www.numi.ru/fullview.php?id=5086
14. Основы гражданского образования. - 2-е изд., с доп. и изм.: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. - 452 с.
15. Пешехонова О.П. Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс «Жар-птица» // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/06/16/rabochaya-programma-po-grazhdanskomu-obrazovaniyu
16. Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 N 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебник для студентов педвузов. В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
18. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 28.01.2015) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // КонсультантПлюс.
19. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // КонсультантПлюс.
20. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // КонсультантПлюс.
21. Сарбулатова Л.Ч., Головнева Е.В. Гражданское воспитание младших школьников // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // http:// www.scienceforum.ru/2015/965/14516
22. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
23. Соколов Я.В. Некоторые проблемы современного школьного образования //Советская педагогика. — 1998. - № 3. — С.12-17.
24. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар – птица». Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2-е изд., испр. и доп., 2008. - 168 с.
25. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2-е изд., испр. и доп., 2008. - 168 с.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
27. Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников: дис. канд. пед. наук: Н. Новгород, 2002. - 182 c.

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица". Если Вы не имеете своего плана работы "Гражданское образование младшей школы по учебникам Корабликова и Жар птица", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 651

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom