» » » Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников

Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников

Вид работы
Предмет
педагогика, культурология
Количество страниц
110
Год издания
2013
Индивидуальный номер
6883
Автор
Ефросинья

Работа выполнена на материалах из библиотеки самостоятельно. Оригинальность 50%. ( 2015 г.)


План
Введение с. 3
ГЛАВА 1. Экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея с. 9
1.1. История развития экскурсионной работы музеев в советский период  8
1.2. Современная классификация экскурсий 23
1.3. Проблемы организации экскурсионной работы в современном музее 30
1.4. Инновационные формы и методы экскурсионной работы с различными возрастными категориями школьников
ГЛАВА П. Исследование возрастных особенностей восприятия музейной экспозиции различных возрастных категорий школьников 
2.1. Характерологические особенности младшего школьного возраста.(6-10 лет.) .44
2.2. Характерологические особенности среднего школьного возраста 51
2.3. Характерологические особенности старшего школьного возраста 56
ГЛАВА Ш. Разработка экскурсий по Владимиро-Суздальскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику для различных возрастных категорий школьников .60
3.1. Роль воспитательных средств музея культурно-образовательном пространстве высшего образования
3.2.Интерактивное занятие для детей младшего возраста « Красна изба пирогами и красивыми рушниками» 64
3.3. Организация в музее праздника сочельника для школьников среднего возраста 65
3.4. Организация суда истории «Личность в истории и история для личности» для школьников старшего школьного возраста 66
Заключение 67
Литература 70
Приложение 76

Введение
Современный период духовного возрождения России, рост национального самосознания вызвали общественный интерес к памятникам российской материальной и духовной культуры, российским традициям. Новые задачи музееведческой пропаганды требуют от музеев переосмысления их образовательно – воспитательных функций, как специфических институтов социальной памяти, большей реализации тех культурных и воспитательных возможностей, которыми располагают собранные в музеях памятники. Хорошо известно, что большинство посетителей музеев - дети. В 90-е г в силу известных причин социально-экономического характера приток посетителей музеев резко сократился. В какой-то мере это способствовало изменению самой концепции музейно-педагогической работы. В России тенденция последних лет заключается в смене господствовавшей пропагандистской парадигмы творческим поиском новых путей воспитательной и образовательной работы в музее, путей, основанных на индивидуальном подходе к посетителю, на учете его возрастных и профессиональных особенностей. Общая тенденция культуры рубежа XX и XXI вв. к интегра¬ции в различных сферах знания и деятельности, как и проблема целостного развития личности и вывела образовательную функ¬цию на первый план музейной деятельности, обогатив ее разно¬образными культурно-просветительскими и досуговыми форма¬ми работы со зрителем, несколько трансформировав ее содержа¬ние. Достоинством использования музейных экспонатов является то, что школьники знакомятся с подлинными, настоящими источниками. Тем не менее музейные экспонаты сами по себе не формируют широкого круга любителей, своих привер¬женцев и знатоков: «если бы прекрасное в искусстве и обладало явственно зримым обликом (подобно тому, как у египтян бог представлял собой зрящее око) все же, собранное воедино, оно привлекало бы немногих даже те, кто обращает внимание на искусство, его зрители, чаще всего не способны или не имеют возможности самостоятельно глубоко про¬никнуть в сущность рассматриваемых произведений. И.И. Винкельман так объясняет необходимость руководства: «Мой читатель! Наставление это было необходимо, ибо поскольку взгляд боль-шинства людей скользит по поверхности вещей, то все миловидное и блестящее влечет его к себе в пер¬вую очередь, и поэтому простое предостережение от ошибок, могущих проистечь при этом, составит первый шаг к познанию».4 И этот аргумент, выдвинутый в 1758 году, не потерял своей актуальности в первое десятилетие III тысячелетия: ни одно социологиче¬ское исследование современности еще не зафиксиро¬вало качественного улучшения художественного вку¬са общества, определяя один из важнейших факторов, определяющих особенность методики работы с учащимися я адресность экскурсии.
Актуальность темы исследования заключается в особенностях психики изучаемой группы посетителей музея. В одном из отечественных исследований говорится: "Существенно влияет на отношение школьников средних и особенно старших классов к музейной информации следующее обстоятельство. Их сознание отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших. В отечественной педагогической практике возникло противоречие между необходимостью использования школами образовательно-воспитательных возможностей музеев и отсутствием эффективной модели образовательного процесса в музейно-экскурсионной среде. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник - первоисточник познания. Далее, в подростковом возрасте начинает развиваться, а в юношеском углубляться самосознание, которое в значительной мере основывается на сравнении себя с другими людьми", что диктует необходимость поиска и обоснования новых средств, могущих помочь в формировании личностных и гражданских качеств, в усвоении и реализации позитивных общественных ценностей и установок.
Объектом исследования является экскурсионная работа в музее с детьми разных возрастов. При этом основное внимание обращено на воспитательную деятельность профессиональных музеев. Проанализированы также новейшие тенденции развития музейной педагогики в нашей стране в плане их сопоставления с мировыми тенденциями.
Предметом исследования является опыт использования музейных средств в работе с детьми разных возрастов
Целью дипломной работы является изучение опыта экскурсионной деятельности и внедрение инновационных форм работы для активизации деятельности школьников при восприятии экскурсионного материала
Большое внимание уделено рассмотрению новейших тенденций в музейной педагогике и определению эффективности предлагаемых ею способов в экскурсионной работе и разработка новых экскурсий по Владимиро-Суздальскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику
В этой связи поставлены следующие исследовательские задачи:
- проследить историю развития экскурсионной работы музеев период;
-определить современная классификация экскурсий, эволюцию в развитии воспитательной функции музеев;
- рассмотреть проблемы организации экскурсионной работы в современном музее.
- проанализировать возрастные особенности восприятия музейной экспозиции различных возрастных категорий школьников
- разработать новые формы работы с учащимися по восприятию экскурсионного материала по Владимиро-Суздальскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику для различных возрастных категорий школьников.
Гипотеза: полномасштабная реализация просветительской миссии музея среди различных возрастных категорий школьников предполагает систем¬ное сочетание путей и направлений деятельности, спе¬циальных жанров и методик в каждой группе, соблюдая золотую середину между информацией и развлечением
При подготовке исследования изучена специальная литература, в том числе книги и статьи. Анализ литературы и педагогической практики показал, что в последние годы отдельные аспекты поднятой проблемы разрабатывались. Накопленный научный фонд создал определенные теоретические предпосылки для повышения эффективности образовательного процесса, в том числе и при использовании богатейших возможностей музейной экспозиции.
Между тем, при анализе литературных источников выяснилось, что внимание исследователей сосредоточено в основном на его отдельных аспектах.
Хотя некоторые из этих работ вышли в советское время, мы не считали возможным игнорировать их не только потому, что это часть отечественного опыта в работе со школьниками по экскурсионному обслуживанию в музеях , труды отечественных педагогов и психологов. Речь также идет о тех сторонах психолого-педагогической науки, которые касается развития активности учащихся, развития их творческих начал. Важное значение имеют труды Л. С. Выготского» Психология личности.», А. Н. Леонтьева и других отечественных психологов.Характеристика экскурсионной деятельности базируется на в весьма важной и полезной книге Б. А. Столярова «Педагогика художественного музея. От истоков до современности», опираюшаяся на идеи И.М. Гревса, H.A. Гейнике, Н.П. Анциферова, Б.Е. Райкова, Д.Н. Кайгородова, В.А. Герда, А.В. Бакушинского, А.Я. Закса и других вид¬ных исследователей - «экскурсионистов» первой трети XX в., включала положения о первичности зрительного впечатления (преобладании показа над рассказом), «моторности» (обязательном перемещении экскурсантов от объекта к объекту) и «тематичности» экскурсии, работах Емельянова Б.В. «В помощь экскурсоводу», « Экскурсоведение», и других авторов. Музейная эписистема рассмотрена в статьях Богомазовой Т.Г. «Инфомационно-экспозиционная работа в музее» Бойко А.Г. «Просветительная миссия и образовательный потенциал искусствоведческой и педагогической деятельности художественного музея»,
« Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и школьного педагога»,Ботяковой О.А. «О музейной экскурсии» , Винкельман И.И. «Описание Бельведерского торса в Риме», «Наставление о том, как следует созерцать произведения» ,Волковой О.В. «Фото в музее смягчает удар по зрителю искусством», опубликованных в журналах «Мир музея», «Музей», «Справочник руководителя учреждения культуры» за 2007-2010гг.Экскурсионному обслуживанию школьников посвящены материалы Варич Е.П. «Детские праздники в музее», Вансловой Е.О. «О роли музейной педагогики в решении проблемы вандализма», Горбатовой Н.И. «Первые шаги в мир культуры: дети и музей», Гетманской Е.В. «Старшеклассники литературном музее», Гильфановой Т. И.«Пространство экологии», Доброносова Н. «Новые формы музейной деятельности проект «Соседи по планете» как комплекс образовательных программ по экологической безопасности «,опубликованные в специальных и педагогических изданиях В 1970-е годы в музей расширил аудиторию за счёт работы с детьми младшего возраста (6–8 лет; автор методики О.Н. Кокшайская «Экскурсия без экскурсовода», « Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции». Нетрадиционные формы работы в музее предлагают такие авторы, как, Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры». Работы, Ф. Качиа «Коммуникация и музей: интервью с д-ром X. Хелленкемпером» посвящены истории музейной коммуникации
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; , индивидуальные и групповые беседы с сотрудниками музея, школьниками и их родителями; педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования.
Новизна работа заключается в достаточно полным изложении современного экскурсионного обслуживания учащихся средней школы за последние десятилетия с учетом их психофизиологической характеристики. Также, разработаны в полном объеме экскурсии для различных возрастных категорий школьников с учетом современной парадигмы работы музеев на базе Владимиро-Суздальского историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику в свете е новейших подходов в области музейной педагогики в России.

Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5491.
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (с изменениями от 30.12.2001).
4. Закон Российской Федерации «О стандартизации» (от 27.12.95 N 211- ФЗ).
5. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» введен в действие Верховным Советом Российской Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 10 июня 1993 года № 5151-1(в редакции федеральных законов от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ,от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ,от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2001 года № 15-П).
6. Закон Российской Федерации «О рекламе» от 18.07.1995 №108-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001).
7. ГОСТ Р 50690-2000 »Туристические услуги. Общие требования» от 16 ноября 2000 г.
8. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с.
9. Туризм: нормативно-правовые акты: Сб. актов / Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и статистика, 2001. -432 с.
10. Положение об экскурсионной секции и экскурсионных станциях при Коллегии единой трудовой школы Комиссариата Народного Просвещения // ГАКО. Ф. Р-309, оп. 3, д. 84, л. 6.270 ГАКО. Ф. Р.-309, оп. 3, д. 84, л. 2.221 ГАРФ. Ф. 2313, оп. 3, д. 55, л. 13.
11. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране».//СП РСФСР, 1972, N 15, ст. 89
12. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»// Российская газета. -2007- 7 марта
13. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с.
Литература
1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.
2. Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981.
3. Богомазова Т.Г. Инфомационно-экспозиционная работа в музее // Справочник руководителя учреждения культуры . -2005. - №5. – С.72-77
4. Бойко А.Г. Просветительная миссия и образовательный потенциал искусствоведческой и педагогической деятельности художественного музея // Музейная эписистема. СПб., 2009. – С.7-32
5. Бойко А. Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и школьного педагога // Образовательная деятельность музея: Тр. Рос. науч.-практ. Центра по проблемам музейной педагогики. СПб., 1995. Вып. IV. С. 14.
6. Ботякова О. О музейной экскурсии // Музей . – 2009. - №1. – С.22-28
7. Бутиков Г. П. Воспитательный потенциал российских музеев – СПб.: Ассоциация музеев России, 1998. – 190 с.
8. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
9. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
10. Варич Е. Детские праздники в музее // Справочник руководителя учреждения культуры . -2007. - №2. – С.58-59
11. Ванслова Е.О. О роли музейной педагогики в решении проблемы вандализма // Воспитание школьников. – 2002. - №7. – С.11-13
12. Винкельман И.И. Наставление о том, как следует созерцать произведения/История искусства древности. Малые сочинения., СПб., 2000.
13. Винкельман И.И. Описание Бельведерского торса в Риме / История искусства древности. Малые сочинения., СПб., 2000
14. Волкова О. Фото в музее смягчает удар по зрителю искусством // Музей. – 2010. - №2. – С.77-82
15. Выготский Л.С. Психология личности. – М., 1982
16. Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988.
17. Горбатова Н.И. Первые шаги в мир культуры: дети и музей // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2009. - №1. – С.70-77
18. Гетманская Е.В. Старшеклассники литературном музее // Русская словесность. – 2007. - №4. – С.76-80
19. Гильфанова Т. Пространство экологии // Мир музея. – 2010. №7. – С.37-38
20. Гуляев в.Г. Организация туристической деятельности. - М., 1996.
21. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев/ – СПб.: РГЭМ, 2001. – 262 с.
22. Девниашвили Н. Понять другого культурный ландшафт современного музея в социально-ориентированной деятельности // Мир музея. – 2009. - №11. – С.4-7
23. Доброносов Н Новые формы музейной деятельности проект «Соседи по планете» как комплекс образовательных программ по экологической безопасности // Справочник руководителя учреждения культуры . -2007. - №7. – С.92-97
24. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005.
25. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.
26. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М., 1976
27. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000.
28. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. - М.: Сов. спорт, 2003-.294с.
29. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983.
30. Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 286с.
31. История европейского искусствознания: Вторая половина XIX века-начало XX века: Книга первая., М., 1969,
32. История на старой даче: интервью с Юлией Мицкевич // Мир музея. – 2010. - №8. – С.31-35
33. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М, 1989.
34. Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001.Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980
35. Лебедев О.Е, Тряпицына АЛ., Казакова Е.И. и др Петербургская школа: образовательные программы . СПб.1999.
36. Кокшайская О.Н. Экскурсия без экскурсовода // Советский музей. М., 1984. № 2.
37. Кокшайская О. Н. Эстетические аспекты экскурсии по исторической экспозиции // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989.
38. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения. М., МИРОС. 1995.
39. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 1964.
40. Лебедева Н.А. Использование средств музея при изучении курса «Мы и окружающий мир» // Начальная школа. – 2009. - №2. – С.113-115
41. Маныгина И. Великая Отечественная в произведениях живописи: экскурсия // Воспитание школьников. – 2004. – №10. – С.26-29
42. Михайлов Н.Н. Лекции по экскурсоведению. - Барнаул, АГУ, 2005 г,
43. Модели системы культурного развития ребенка в регионе // Школьная библиотека. – 2008. - №6/7. – С.172-183
44. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. - М.,1987
45. Основы музееведения : учебн. пос. / отв. ред Э.А.Шулепова. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – 432с.
46. Панофский Э. История искусств как гуманистическая дисциплина // Советское искусствознание. М.,1988
47. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.,1981
48. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2001.
49. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории: Пособие для учителей. — М., 1974.
50. Сарабьянов Д.В. Михаил Владимирович Алпатов: Набросок к портрету // Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусство.- М., 1979.
51. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004.
52. Самойлова М. Память дома: из опыта работы с посетителями // Музей. – 2010.- №6. – С.46-50.
53. Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003.
54. Соколова Марина Валентиновна. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся : Дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000. - 174 c.
55. Столяров Б. Педагогика художественного музея история и современность // Воспитание школьников. – 2002. - №7. – С.37-43
56. Столяров Б. А,. Соколова Н. Д, Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела .- СПБ., 2002Судкова Т.М. Первые уроки былого и настоящего // Директор школы. – 2008. - №9. – С. 69-79
57. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб., 2003.
58. Требование к методической разработке экскурсии. - М.,1979.
59. Чебыкина Л. Исповедь бывшего экскурсовода // Музей . – 2009. - №1. – С.29-31
60. Чумакова Т. Историческое познание и музей // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. – С.61-64
61. Штейн А. Остров музеев // Здоровье школьника. – 2009. - №10. – С.90-92
62. Экскурсии. Организация и методика проведения- М., Профиздат, 1970.
63. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. - М., 1972.
64. Юхневич М. Возможны варианты // Музей. – 2009. - №8.- С.50-51

Цена: 2000 руб

Дипломная работа по предмету "педагогика, культурология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников". Если Вы не имеете своего плана работы "Экскурсионная работа в музее с различными возрастными категориями школьников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 448

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom