» » » Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР

Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР

Вид работы
Предмет
Дошкольная педагогика
Количество страниц
69
Год издания
2011
Индивидуальный номер
6114
Автор
Makla

Качественная работа по материалам библиотеки. Практическое исследование на базе коррекционного детского сада: программа занятий, тестирование, результаты в таблице.


Введение 3
Глава 1. Проблема формирования готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1.Общие представления о готовности к обучению грамоте и ее компонентах 7
1.2. Влияние общего недоразвития речи на формирование у дошкольников готовности к обучению грамоте 16
1.3 Направления коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников готовности к обучению грамоте 31
2.1. Состояние сформированности готовности к обучению грамоте в экспериментальной группе детей с ОНР 31
2.2. Организация, цель, задачи, принципы и методы коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 40
2.3. Содержание психокоррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 44
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования 59
Заключение 66
Список использованной литературы 69

Введение

Актуальность проблемы формирования готовности дошкольников к обучению грамоте обусловлена несколькими факторами.
Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, хорошо развитый грамматический строй речи.
Одной из существенных задач дошкольной логопедии является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе. В то же время установлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть составляют дети, которые имеют отклонения в речи, а, следовательно, не готовы к овладению чтением и письмом. Кроме того, обнаруживается, что у части детей, получавшей до поступления в школу логопедическую помощь, возникают трудности в процессе обучения, в частности, в овладении письмом и чтением.
В настоящее время существует много работ, посвященных вопросам диагностики дислексии и дисграфии и построению коррекционного обучения для преодоления нарушений чтения и письма. Меньше научных трудов касается проблемы профилактики этих нарушений письменной речи и формированию готовности к обучению грамоте.
Вопросы психофизических и психологических механизмов письменной речи рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева [1], А.Р. Лурии [39]. Теоретические вопросы влияния нарушений устной речи на готовность к чтению и письму подробно рассмотрены в работе Р.Е. Левиной [35]. Проблема готовности к обучению грамоте рассмотрена также в работах Г.А. Каше [29,30], А.Н. Корнева [30,31,32], Т.Г. Егорова [15,16], О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской [18], И.Н. Садовниковой [46]. Коррекционные методики по преодолению нарушений речи изложены в работах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [54,55,56], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [33,34].
Несмотря на наличие определенного количества исследований, проблема формирования готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представлена недостаточно. Прежде всего, отмечается недостаточная изученность этой проблемы в практическом аспекте. Необходимость формирования готовности к обучению грамоте у детей с ОНР и недостаток практических разработок по этой теме обусловливает актуальность данной работы.
Гипотеза исследования может быть представлена следующими положениями:
1. Низкий уровень развития готовности к обучению грамоте обусловлен низким уровнем фонематических и лексико-грамматических представлений. Помимо этого у детей с ОНР отмечается низкий уровень развития внимания, отставание в развитии наглядно-образной формы мышления, отставание в развитии двигательной сферы;
2. При диагностике готовности к обучению грамоте необходимо исследовать не только сформированность фонематических и лексико-грамматических представлений, но и уровень умственного развития дошкольника, развитие внимания, уровень физического развития;
3. Методики коррекции недоразвития речи должны включать в себя как формирование фонематических и лексико-грамматических представлений, так и развитие сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферы с учетом данных диагностики.
Цель работы – выявить оптимальные педагогические условия по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования – готовность к обучению грамоте.
Предмет исследования – формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать пакет методик для определения уровня готовности к обучению грамоте у детей cтapшегo дoшкoльнoгo вoзpaста с ОНР;
3. Скомплектовать группы детей для проведения исследования;
4. Разработать и апробировать программу экспериментальной работы по формированию у детей с ОНР готовности к обучению грамоте.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, беседы, тестирование, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации разрозненных сведений по рассмотрению проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Материал исследования может быть использован в массовой практике работы логопедических групп.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, поставлена проблема исследования, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; определены методы и этапы исследования.
В первой главе «Проблема готовности к обучению грамоте и ее формирование» рассмотрены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию готовности обучения грамоте детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте» описаны содержание и методика экспериментальной работы, проанализированы результаты исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы работы.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 10 г. Алейска Алтайского края в период с января по май 2009 года.

Глава 1. Проблема формирования готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста
1.1.Общие представления о готовности к обучению грамоте и ее компонентах

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Как отмечает А.Н. Корнев [32], начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний (в том числе и правила и навыки слогослияния). Однако и это не самое сложное и не самое важное. Приобретя элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов. Сложность этого связана с тем, что письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, весьма значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. «То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от «книжного языка» или, как это называется в лингвистике, «кодифицированного литературного языка» (КЛЯ). В повседневном общении используются преимущественно диалогические формы речи: вопросы, ответы, обмен репликами» [32, с.4].
Немалую опору в понимании устной речи для детей дошкольного возраста представляет событийный, внеречевой контекст, т.е. конкретные (предметные или действенные) моменты ситуации, в которой происходит разговор, выражение лица говорящего, его жестикуляция и др. Целый пласт информации несет интонационная окраска речи. Все эти опоры отсутствуют в письменных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога.
По мнению А.Н. Корнева [32], следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия, так как не приводит к полному пониманию и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию
//////
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский [9], А.Р.Лурия [39], Д.Б. Эльконин [60] и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития.
Установлено также, что обучение ребенка возможно при условии, если он стихийно, в процессе разнообразных видов деятельности, начинает осознавать элементы языка. Трудности выделения его элементов объясняются тем, что речь выступает для дошкольника, прежде всего, как средство общения. Л.С. Выготский писал: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств» [9, с.258].
///////
Р.Е. Левина отмечает следующее проявление ОНР: «Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены, в определенном числе случаев все еще сохраняются устойчивые признаки недостаточности фонематического анализа. Первоклассник все произносит правильно, а письмо и письменную речь ребенок осваивает с большим трудом» [35, с.12].
//////
О.В. Елецкая [18] отмечает психологическую неготовность к овладению речевой деятельностью у детей с ОНР. В частности, недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. «Как известно, реализация данной операции происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) дальнейшая трансформация ее в пространственную последовательность букв. Таким образом, нарушение зрительно-пространственных функций у детей приводит к возникновению стойких и множественных дисграфических ошибок оптического характера» [18, с.9].
///////
Перечисленные особенности развития памяти, внимания и мышления дошкольников с ОНР оказывают влияние и на формирование готовности к грамоте. По мнению О.В. Елецкой, проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями познавательной деятельности детей: «им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения задания. Без напоминания учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки» [18, с.9].
Таким образом, общее недоразвитие речи старших дошкольников является причиной, препятствующей нормальному формированию готовности к обучению грамоте. Анализ различных подходов позволяет выявить причины, препятствующие формированию готовности к обучению грамоте. //////

1.3 Направления коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение речевых нарушений у детей с позиций логопедии как педагогической науки имеет в настоящее время несомненные достижения. Многие сложные нарушения речи, которые ранее казались непреодолимыми, теперь успешно исправляются.
В сложной, подчас запутанной картине речевого дефекта далеко не всегда удается правильно определить происхождение отдельных проявлений патологии и соотнести их между собой, что создает большие трудности для диагностики.
Своевременное предупреждение дефекта предполагает раннее распознавание признаков аномалий. Для этой цели разрабатываются специальные приемы, помогающие по возможности рано уловить недостаточную готовность предпосылочных процессов, могущих сказаться на развитии зависящих от них сторон речевой функции. Например, зная, какова роль фонематического восприятия в формировании письма, можно проверить специальными приемами состояние этой предпосылки у детей старшего дошкольного возраста и в случае неблагополучия выравнивать ее развитие.
По мнению Р.Е. Левиной [35], речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной или аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути коррекции отклонений психических процессов, обуславливающих или усугубляющих речевой дефект. Такой подход расширяет возможности коррекционной педагогики. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений, открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психики, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Исследователями выделяется несколько направлений коррекции недоразвития речи в целях формирования готовности детей к обучению грамоте.
Первое направление - развитие фонематического слуха. Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина [55] описывают, как проводится специальная работа логопеда по звуковому анализу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнеся слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками – заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягкости, глухости, твердости, звонкости.
Е.Ю. Фирсанова [57] считает, что работа по формированию фонематического восприятия должна включать в себя два этапа: подготовительный и основной.
///////

Цена: 1200 руб

Дипломная работа по предмету "Дошкольная педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР". Если Вы не имеете своего плана работы "Формирование готовности к обучению грамоте у детей с ОНР", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 909

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom