Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников
Дипломная работа по предмету "Дошкольная педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 813
Качественная работа по материалам библиотеки. В практической части представлена программа занятий в группе детского сада, проведено тестирование, результаты обобщены в таблицах. В приложениях примеры конкретных упражнений.
Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте 8
1.1.Сущность, структура и особенности познавательной деятельности старших дошкольников 8
1.2. Проблема формирования самоконтроля в психолого-педагогической науке 16
1.3. Педагогические условия формирования умений самоконтроля в старшем дошкольном возрасте 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте 37
2.1. Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию оценочно-контрольных действий в познавательной деятельности старших дошкольников 39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 60
Введение
Сложные задачи, возникающие перед обществом в целом и отдельным индивидом, способна решать высокообразованная личность, максимально реализующая свой интеллектуальный потенциал. Истоками развития такой личности является дошкольный возраст. В связи с чем, в психолого-педагогической науке обращают внимание на изучение этого периода в жизнедеятельности человека.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Современные исследователи высказывают различные точки зрения на данную проблему. Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира.
Обращение ученых к проблеме активизации познавательной деятельности у детей разного возраста выдвинуло в разряд остроактуальных различные вопросы. Анализ существующей практики работы воспитателей показывает, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности. Поэтому в этой связи дошкольники не всегда способны действовать во внутреннем плане, недостаточно оригинальны в замыслах, а также не отражают оценку способов своей познавательной деятельности.
В связи с недостаточностью самостоятельностью и инициативы дошкольников особенно актуальной становится проблема самоконтроля в познавательной деятельности. Проблема самоконтроля имеет два аспекта: психологический (контроль ребенком своего поведения, внимания, терпения и т.д.) и познавательный (оценка ребенком собственных способностей и результатов собственной деятельности).
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых рассматриваются вопросы познавательной деятельности. Психологические аспекты активизации учения освещались в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
//////
Но, несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований, проблема развития умений самоконтроля в старшем дошкольном возрасте рассмотрена недостаточно. Прежде всего, отмечается недостаточная изученность этой проблемы в практическом аспекте. Необходимость развития умений самоконтроля в ДОУ и недостаток практических разработок по этой теме обусловливает противоречие педагогического процесса.
Цель работы: выявить оптимальные педагогические условия для развития умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Объект данной работы: развитие самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Предмет работы: приемы и способы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть теоретические основы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
2. Определить роль самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия для развития самоконтроля старших дошкольников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных педагогических условий и выявить воздействие применяемых упражнений на развитие умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что для развития умений самоконтроля наряду с традиционными методиками развития оценочно-контрольных действий нужно стимулировать поисковую творческую активность. Для этого в процессе обучения необходимо:
- применять комплекс упражнений, направленных на постепенное формирование взаимоконтроля и самоконтроля;
- проводить упражнения на развитие наблюдательности и внимания.
- использовать комплекс проблемных ситуаций, направленных на развитие у дошкольника самостоятельного исследования действительности: умения видеть проблему, выработать гипотезу, делать на их основе суждения и умозаключения.
///////
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.1.Сущность, структура и особенности познавательной деятельности старших дошкольников
Для научного исследования познавательной деятельности и практической работы по ее формированию определяющее значение имеет понимание ее сущности.
Наибольшую разработанность проблема деятельности получила в психологии. Важная роль в отечественной психологии при разработке общепсихологической теории деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
Еще в 1940 году С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие деятельности употребляется в очень широком и неопределенном смысле. В психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Мы различаем эти понятия. Деятельность в собственном смысле слова – это предметная деятельность, это практика.
По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность - это «…процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру – другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [44, с. 256-257].
Понятие деятельности в теории А. Н. Леонтьева прежде всего связано с утверждением мысли о том, что она носит предметный характер. Принцип предметности составляет ядро психологической теории деятельности. А.Н. Леонтьев называл деятельность человека единицей жизни, опосредованной психическим отражением.
С другой стороны: «В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность»[35, с. 205].
///////
Действия контроля представляют собой самостоятельный компонент познавательной деятельности. Контроль как компонент познвавательной деятельности в литературе определяется по-разному. Одни ученые рассматривают контроль как соотношение познавательных действий и их результатов с заданными образцами, соотношение качества этих результатов с заданными образцами, соотношение качества этих результатов с уровнем и полнотой выполненных познавательных действий, итоговый контроль. Другие – под контролем понимают, прежде всего, правильное выполнение правильное выполнение операций, входящих в состав познавательных действий, итоговый контроль. Другие – под контролем понимают, прежде всего, правильное выполнение операций, входящих в состав познавательных действий, т.е. пооперационный контроль (Д.Б. Эльконин). Но поскольку в процессе познавательной деятельности имеют место оба вида контроля, то их не следует резко разграничивать [59,с.129].
Контроль может выступать в разных формах. Он может быть: а) пооперационным, процессуальным; б) на основе анализа готовых результатов выполненных познавательных действий, т.е. итоговым, результативным и в) на основе предполагаемых результатов действий, выполненных в умственном плане, т.е. предваряющим. Вначале контролирует только педагог, постепенно контроль становится доступным и обучающимся, дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия.
Заключительным компонентом познавательной деятельности является оценка, выполняющая функцию установления соответствия или несоответствия результатов деятельности требованиям познавательной ситуации. Вначале организующая роль оценки принадлежит педагогу, в дальнейшем этой функцией овладевают и сами учащиеся, т.е. она перерастает в самооценку.
///////
П.Я. Гальперин отмечает, что авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем многообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода или его результата или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций (в этом случае контроль носит послеоперационный характер). Естественно, что всегда имеется в виду и самая операция сличения [16, с.32].
Физиологическим аппаратом такого сличения все авторы работ по формированию самоконтроля считают аппарат, получивший у П.К. Анохина название «акцептора действия, аппарат акцептора действия представляет собой что-то вроде афферентного «контрольного» аппарата, который определяет, в какой степени соответствует ему пришедшая в центральную нервную систему данная обратная афферация» [3].
Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах утверждается также, что самоконтролю необходимо обучать специально.
////
/
Рис. 1.
Ребенку предлагали в каждую фигуру расставить соответствующие значки. При этом в одной группе образец все время находился, в другой – убирался после объяснения задания. Время для работы строго фиксировалось.
После расстановки значков ребенку давали красный карандаш и он должен был сам найти и исправить ошибки у соседа синим карандашом.
Предлагаемое задание простое, но, тем не менее, оно стимулировало детей к самопроверке, требовало сосредоточенности внимания, повышало ответственность за выполненную работу.
Экспериментальные данные дополняли наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми и выяснением необходимых сведений о них у воспитателей. При анализе