» » » Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников

Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников

Вид работы
Предмет
Дошкольная педагогика
Количество страниц
56
Год издания
2011
Индивидуальный номер
6113
Автор
Makla

Качественная работа по материалам библиотеки. В практической части представлена программа занятий в группе детского сада, проведено тестирование, результаты обобщены в таблицах. В приложениях примеры конкретных упражнений.


Введение 3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте 8
1.1.Сущность, структура и особенности познавательной деятельности старших дошкольников 8
1.2. Проблема формирования самоконтроля в психолого-педагогической науке 16
1.3. Педагогические условия формирования умений самоконтроля в старшем дошкольном возрасте 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте 37
2.1. Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы 37
2.2. Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию оценочно-контрольных действий в познавательной деятельности старших дошкольников 39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 60

Введение
Сложные задачи, возникающие перед обществом в целом и отдельным индивидом, способна решать высокообразованная личность, максимально реализующая свой интеллектуальный потенциал. Истоками развития такой личности является дошкольный возраст. В связи с чем, в психолого-педагогической науке обращают внимание на изучение этого периода в жизнедеятельности человека.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Современные исследователи высказывают различные точки зрения на данную проблему. Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира.
Обращение ученых к проблеме активизации познавательной деятельности у детей разного возраста выдвинуло в разряд остроактуальных различные вопросы. Анализ существующей практики работы воспитателей показывает, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности. Поэтому в этой связи дошкольники не всегда способны действовать во внутреннем плане, недостаточно оригинальны в замыслах, а также не отражают оценку способов своей познавательной деятельности.
В связи с недостаточностью самостоятельностью и инициативы дошкольников особенно актуальной становится проблема самоконтроля в познавательной деятельности. Проблема самоконтроля имеет два аспекта: психологический (контроль ребенком своего поведения, внимания, терпения и т.д.) и познавательный (оценка ребенком собственных способностей и результатов собственной деятельности).
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых рассматриваются вопросы познавательной деятельности. Психологические аспекты активизации учения освещались в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
//////
Но, несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований, проблема развития умений самоконтроля в старшем дошкольном возрасте рассмотрена недостаточно. Прежде всего, отмечается недостаточная изученность этой проблемы в практическом аспекте. Необходимость развития умений самоконтроля в ДОУ и недостаток практических разработок по этой теме обусловливает противоречие педагогического процесса.
Цель работы: выявить оптимальные педагогические условия для развития умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Объект данной работы: развитие самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Предмет работы: приемы и способы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть теоретические основы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
2. Определить роль самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
3. Выявить педагогические условия для развития самоконтроля старших дошкольников.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных педагогических условий и выявить воздействие применяемых упражнений на развитие умений самоконтроля в познавательной деятельности старших дошкольников.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что для развития умений самоконтроля наряду с традиционными методиками развития оценочно-контрольных действий нужно стимулировать поисковую творческую активность. Для этого в процессе обучения необходимо:
- применять комплекс упражнений, направленных на постепенное формирование взаимоконтроля и самоконтроля;
- проводить упражнения на развитие наблюдательности и внимания.
- использовать комплекс проблемных ситуаций, направленных на развитие у дошкольника самостоятельного исследования действительности: умения видеть проблему, выработать гипотезу, делать на их основе суждения и умозаключения.
///////
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития умений самоконтроля в познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.1.Сущность, структура и особенности познавательной деятельности старших дошкольников

Для научного исследования познавательной деятельности и практической работы по ее формированию определяющее значение имеет понимание ее сущности.
Наибольшую разработанность проблема деятельности получила в психологии. Важная роль в отечественной психологии при разработке общепсихологической теории деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.
Еще в 1940 году С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие деятельности употребляется в очень широком и неопределенном смысле. В психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Мы различаем эти понятия. Деятельность в собственном смысле слова – это предметная деятельность, это практика.
По мнению С. Л. Рубинштейна, деятельность - это «…процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру – другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [44, с. 256-257].
Понятие деятельности в теории А. Н. Леонтьева прежде всего связано с утверждением мысли о том, что она носит предметный характер. Принцип предметности составляет ядро психологической теории деятельности. А.Н. Леонтьев называл деятельность человека единицей жизни, опосредованной психическим отражением.
С другой стороны: «В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность»[35, с. 205].
///////
Действия контроля представляют собой самостоятельный компонент познавательной деятельности. Контроль как компонент познвавательной деятельности в литературе определяется по-разному. Одни ученые рассматривают контроль как соотношение познавательных действий и их результатов с заданными образцами, соотношение качества этих результатов с заданными образцами, соотношение качества этих результатов с уровнем и полнотой выполненных познавательных действий, итоговый контроль. Другие – под контролем понимают, прежде всего, правильное выполнение правильное выполнение операций, входящих в состав познавательных действий, итоговый контроль. Другие – под контролем понимают, прежде всего, правильное выполнение операций, входящих в состав познавательных действий, т.е. пооперационный контроль (Д.Б. Эльконин). Но поскольку в процессе познавательной деятельности имеют место оба вида контроля, то их не следует резко разграничивать [59,с.129].
Контроль может выступать в разных формах. Он может быть: а) пооперационным, процессуальным; б) на основе анализа готовых результатов выполненных познавательных действий, т.е. итоговым, результативным и в) на основе предполагаемых результатов действий, выполненных в умственном плане, т.е. предваряющим. Вначале контролирует только педагог, постепенно контроль становится доступным и обучающимся, дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия.
Заключительным компонентом познавательной деятельности является оценка, выполняющая функцию установления соответствия или несоответствия результатов деятельности требованиям познавательной ситуации. Вначале организующая роль оценки принадлежит педагогу, в дальнейшем этой функцией овладевают и сами учащиеся, т.е. она перерастает в самооценку.
///////
П.Я. Гальперин отмечает, что авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем многообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода или его результата или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций (в этом случае контроль носит послеоперационный характер). Естественно, что всегда имеется в виду и самая операция сличения [16, с.32].
Физиологическим аппаратом такого сличения все авторы работ по формированию самоконтроля считают аппарат, получивший у П.К. Анохина название «акцептора действия, аппарат акцептора действия представляет собой что-то вроде афферентного «контрольного» аппарата, который определяет, в какой степени соответствует ему пришедшая в центральную нервную систему данная обратная афферация» [3].
Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах утверждается также, что самоконтролю необходимо обучать специально.
////

/
Рис. 1.
Ребенку предлагали в каждую фигуру расставить соответствующие значки. При этом в одной группе образец все время находился, в другой – убирался после объяснения задания. Время для работы строго фиксировалось.
После расстановки значков ребенку давали красный карандаш и он должен был сам найти и исправить ошибки у соседа синим карандашом.
Предлагаемое задание простое, но, тем не менее, оно стимулировало детей к самопроверке, требовало сосредоточенности внимания, повышало ответственность за выполненную работу.
Экспериментальные данные дополняли наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми и выяснением необходимых сведений о них у воспитателей. При анализе

Цена: 1300 руб

Дипломная работа по предмету "Дошкольная педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие умений самоконтроля у старших дошкольников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 813

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom