Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций
Дипломная работа по предмету "Дошкольная педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций". Если Вы не имеете своего плана работы "Формирование художественного образа в рисунках детей под влиянием эстетических эмоций", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 462
Качественная работа. Раскрыта проблема формирования художественного образа в рисунках детей под влиянием эмоций от посещения музея, прогулок на природе, знакомства с произведениями искусства. В практической части представлена программа занятий и исследование групп дошкольников.
Введение 3
Глава 1 Теоретические и практические предпосылки формирования художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста под влиянием эстетических эмоций 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 7
1.2 Влияние эстетических эмоций на формирование художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста под влиянием эстетических эмоций 28
2.1 Задачи, содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы 28
2.2 Анализ результатов исследования эффективности процесса формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста 36
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение
Введение
В последние годы происходит активное реформирование системы до-школьного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. Однако на фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка, его умению творчески выражать свое отношение к действительности через творческую деятельность не всегда уделяется достаточное внимание.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Мир детства сокращается, как «шагреневая кожа», в него вторгаются принципы, нормы и новшества утилитарного, технократического мира взрослых. И самое главное: происходит цинизм, скоротечность и поверхностность, свойственные человеческим отношениям. Сознание детей деформируется, дегуманизируется, что подрывает сами основы их бытия [38, c.36].
///////
В этой связи обостряется противоречие между растущими требованиями к уровню развития художественно-творческой деятельности детей, оригинальности содержания и способов воплощения образа и недостаточным использованием для этих целей совокупности дидактических средств и форм развития у детей эстетических эмоций как средства обогащения художественных образов в рисунках детей.
/////
3. создана эстетическая среда в дошкольном образовательном учреждении, вызывающая положительные эстетические эмоции детей и включающая продукты детского художественного творчества.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были сфор-мулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования художественного образа у детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности влияния эстетических эмоций на создание живописного образа.
3. Определить условия и разработать комплекс методов и приёмов формирования художественного образа под влиянием эстетических эмоций на основе коррекции, адаптации и развития методов и приёмов, используемых в практике художественного воспитания.
4. Экспериментально проверить эффективность методических приёмов при соблюдении выявленных и теоретически обоснованных нами педагогических условий обогащения художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили положения концепции Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии ребёнка, положение философской, искусствоведческой и педагогической мысли об эстетическом воспитании и его роли в развитии личности (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова).
//////
Глава 1 Теоретические и практические предпосылки формирования художественного образа в рисунках детей дошкольного возраста под влиянием эстетических эмоций
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования художественного образа в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Особенностью детского и художественного сознания является их спо-собность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Художник осуществляет образотворчество в соответствии с художественными принципами освоения действительности. Маленькому ребёнку они пока не известны, но каналы для восприятия абсолютно открыты. Психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликам при встрече с прекрасным.
/////
Велика роль в понимания механизмов творческого процесса педагогов - исследователей Л. С. Выготского, Л. Ф. Обуховой [7, 31]. В их трудах рассматривается теория эстетического отношения ребёнка к искусству через процесс познания действительности. Он складывается как непосредственно - через ощущения, восприятия, так и опосредованно - через представления, понятия.
На современном этапе, в педагогике наблюдается интерес к проблеме художественной образности в детском творчестве. Вопросы методов формирования образа отражены в педагогических исследованиях Т. С. Комаровой, Е. Г. Казаковой [13, 14, 18, 19].
В эстетике художественный образ определяется как способ специфического отображения объективной действительности в конкретно-чувственной форме с позиции определённого эстетического идеала. Необходимо выделить следующие признаки художественного образа: наличие эстетической оценки отображаемого, обобщённость ценностных характеристик отражённого объекта, наличие закрепления замеченных и отобранных автором образных характеристик какими — либо материальными средствами. Художественное познание обладает особыми психическими механизмами, отличными от тех, которые имеют место в логическом мышлении [22, с. 64].
///////
1.2 Влияние эстетических эмоций на формирование художествен-ного образа в рисунках детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие дошкольников - одна из важных задач до-школьного образования. Проблема управления чувствами и эмоциями, их формирование, перенесение их в творческую деятельность представляет собой огромную значимость. Произведения искусства, плод творчества лишь тогда предстанут "живыми" и одухотворёнными, когда при восприятии эмоций живых людей автор своими чувствами отражает их чувства через восприятие эмоций.
Что же такое эмоции вообще и эстетические эмоции в частности?
Эмоциями называют своеобразные психические процессы, возникаю-щие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребёнка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов. Мотивация самой изобразительной деятельности имеет большое значение при формировании художественного образа, что определяет достижения конечного результата.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. В процессе реального взаимодействия с окружающими людьми и предметным миром, в ходе практической деятельности эмоции формируются и видоизменяются. В дальнейшем на основе внешней практической деятельности начинает складываться своеобразная внутренняя деятельность – эмоциональное воображение, представляющая собой своеобразный сплав аффективных и когнитивных процессов, то единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характерным для высших, специфических человеческих чувств.
//////