» » » Психологическая подготовка беременных к родам

Психологическая подготовка беременных к родам

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
73
Год издания
2013
Индивидуальный номер
6089
Автор
Makla

Качественная работа. Практическая часть - исследование с использованием разных методик.


Введение 3
1 Теоретические основы психологической подготовки беременных
женщин к родам 6
1.1 Характеристика психологических особенностей беременных женщин 6
1.2 Основные программы психологической подготовки беременных к родам 18
2 Эмпирическое исследование по формированию психологической
готовности беременных к родам 31
2.1Организация, задачи и основные методики проведения исследования 31
2.2Анализ и интерпретация полученных данных экспериментального исследования 44
Заключение 56
Глоссарий 60
Список использованных источников 63
Приложение А «Схема программы «Сонатал» для занятий с беременными» 69
Приложение Б «Схема комплексной программы «Глория» (Н.П. Коваленко)» 70
Приложение В «Тест отношений беременной» 71
Приложение Г Музыкальные произведения, предпочитаемые беременными 73

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в последние десятилетия XX в. ознаменованы возросшим инте¬ресом к проблемам перинатальной медицины и психологии. Интегративное взаимопроникновение этих дисциплин привело к возникновению новой науки — перинатальной медицинской пси-хологии. Объектом ее изучения является уникальная симбиотическая диада «мать — плод», трансформирующаяся в диаду «мать — новорожденный ребенок» и триаду «отец — мать — новорожденный ребенок».
Долгое время в родовспомогательных учреждениях мать и ре¬бенок были разделены: мать наблюдали акушеры в послеродовом отделении, ребенка — неонатологи в отделении новорожденных. После родов лишь на короткое время кормлений мать имела воз¬можность видеть ребенка, воспринимая его как объект медицин¬ского ухода. Психоэмоциональная связь, возникшая пренатально, разрушалась, ребенок испытывал стресс, связанный с лишением сенсорного мира матери. В рамках перинатальной психологии инициировалось изучение психологии беременных и родильниц, закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, сложных процессов, происходящих в системах «семья, ожидающая рождение ребенка» и «семья новорожденного» [15, С. 77].
/////
Цель работы — рассмотреть психологическую подготовку беременных к родам.
Гипотеза исследования: предположим, что в ходе занятий с беременными женщинами в школе дородовой подготовки, в процессе психологической подготовки к родам, выявлено положительное влияние комплексной терапии с использованием музыкальных средств на психофизиологическое состояние беременных женщин.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать психологические особенности беременных женщин.
3. Выявить сущность систем психологической подготовки беременных к родам.
4. Провести эмпирическое исследование, по оценке психологической готовности беременных к родам.
///////

1 Теоретические основы психологической подготовки беременных женщин к родам

1.1 Характеристика психологических особенностей беременных женщин

Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио¬логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Исследования в этой области таких авторов, как: В.В. Абрамченко, Е.X. Агнаева, О.В. Белановская, В. В. Васильева, И.В. Добряков, Г.А. Захарова, Ю. В. Ковалева, Т. В. Леус, С.Ю. Мещерякова, О. А. Соколова, Г.Г. Филиппова, Е. Г. Щукина и другие [1, 2, 5, 7, 12, 18, 23, 33, 34, 45, 52, 55 и др.], подчеркивают необходимость рассмот¬рения материнства, как психосоциального феномена: материнство, как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
Материнство — это самый важный и значи¬тельный этап в жизни каждой женщины. Если анализировать в целом, то физические изменения в орга¬низме беременной влекут за собой перемены и в ее психологиче¬ском состоянии. Это связано с изменениями внешности и новым реагированием на отношение окружающих. Также происходит об¬ретение новой Я-концепции, меняется осознание себя — пере¬ход из роли ребенка собственной матери в роль себя, как матери. Личные переживания, по поводу будущего материнства, воскреша¬ют переживания своего детства, происходит переработка собствен¬ных отношений матери с ее родителями. Бессознательно прове¬ряются те материнские качества, которые женщина приобрела во время своего младенческого контакта со своей матерью. Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства и настроения .
/////////
На всем протяжении беременности женщины отличаются по¬вышенной внушаемостью, излишней открытостью и в то же вре¬мя невнимательностью к некоторым предостережениям. Они час¬то проявляют импульсивность настроения, которое регулируют бессознательные механизмы. Жизнь женщины должна быть га¬рантией безопасности будущего ребенка — именно это должен обеспечить муж, оказывая не только материальную, но и эмоцио¬нальную поддержку [7, С. 112].
///////
Беременность влияет не только на физиологическое измене¬ние в жизни женщины. Важной ее составляющей являются пси¬хологические изменения: этап становления материнства, начало взаимодействия между матерью и плодом, когда возникает образ будущего ребенка, который воспринимается женщиной, как ре¬альный ребенок, с которым она ведет внутренний диалог. Мате¬ринское отношение, как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практику¬емых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков возникает в это время как «про¬ект», поскольку реального взаимодействия с ребенком, как и его самого, еще нет [34, С. 23]. По мнению Г.Г. Филипповой, в период беременности, когда женщина уже осознает су¬ществование ребенка, он в определенном смысле «рождается» для нее и является реальным субъектом. Автор выделяет варианты пе¬реживания идентификации беременности у женщин до того, как сам факт беременности будет подтвержден. Несмотря на то, что переживание идентификации беременности не влияет на даль¬нейшее развитие материнства, оно отражает «стартовое» содержа¬ние потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового бло¬ков материнской сферы. Г.Г. Филиппова отмечает, что момент идентификации беременности очень хорошо помнится, все свя¬занные с ним переживания актуализируются вне зависимости от ее давности. Содержание и интенсивность этих переживаний не-посредственно отражают значение конкретной беременности для матери и многих особенностей ее материнской сферы .
////////
4. Эйфорическое состояние проявляется в очень сильно выра¬женных переживаниях при абсолютном отсутствии каких-либо признаков тревоги, озабоченности, сожаления. Чаще всего такое состояние свойственно женщинам, для которых характерны об¬щая личностная незрелость, нежелание брать на себя ответствен¬ность, недостаточная рефлексия изменений в жизни. В этих слу¬чаях любое нарушение «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене общего эмоционально-эйфорического состояния. Обычно женщины с такой идентификацией беременности не готовы к проблемам послеродового периода. К концу беременности возникают осложнения, связанные с ре¬альными проблемами. Это в дальнейшем ведет к сложностям и в материнстве [54, С. 79].
5. Амбивалентное отношение характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. При осознании нежелательности беременности и невозможности ее прерывания отмечаются депрессивные или аф¬фективные реакции, ссылка на какие-то внешние причины, ме¬шающие принятию беременности. При этом обычными являются раннее появление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность. В некоторых случаях в каче¬стве причин своих состояний и переживаний рассматривают со¬матические заболевания, осложняющие беременность, а также семейные и социальные условия .
///////
8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимости от решения о сохранении ребенка. В разных случаях в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей женщины первые не¬гативные эмоции могут переходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрессивное состояние, либо сохраняется аффективно-отвергающее отношение. Обычно в этих случаях бе¬ременность идентифицируется вовремя. Исключение составляют редкие случаи поздней идентификации, когда прерывание беременности уже невозможно из-за особых физических состояний (нарушение цикла, продолжение менструаций и др.) или у бере¬менных юного возраста .
Таким образом, большинство из выделенных переживаний идентификации беременности первоначально окрашены отрицатель¬ными эмоциями, что свидетельствует о серьезности психологи¬ческой перестройки женщины на беременность и дальнейшее материнство.
Дальнейшее разностороннее развитие вариантов стиля переживания беременности получили в исследованиях Г.Г. Филипповой (2000) и И.В. Добрякова (2001), которые независимо друг от друга описали поведенческие стереотипы беременных. Так, пси¬холог Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стиля пережива¬ния беременности, которые включают в себя более ранние переживания идентификации беременности [40, С. 157]. Рассмотрим их.
///////
— Амбивалентный вариант включает общую симптоматику, сходную с тревожным типом. Особенностью являются резко про¬тивоположные по физическим и эмоциональным ощущениям пе¬реживания шевеления, характерно возникновение болевых ощу¬щений. Интерпретация своих отрицательных эмоций преимуще¬ственно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешаю¬щие благополучному переживанию беременности .
— Отвергающий вариант: идентификация беременности сопро¬вождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптомати¬ка ярко выражена и негативно окрашена; переживание всей бере¬менности воспринимается как кара или помеха; шевеление вызы¬вает неприятные физиологические ощущения, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.
Исходя из выше заявленных, Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стиля пережива¬ния беременности, которые включают: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
В свою очередь, психотерапевт И. В. Добряков выделил пять поведенческих сте¬реотипов у женщины в период ожидания ребенка, которые назвал психологическими компонентами гестационной доминанты (ПКГД) и связал с последующими особенностями материнского поведения и типом семейного воспитания [13, С. 97]. Рассмотрим их более подробно.
1. Оптимальный, или адекватный, тип наблюдается у жен¬щин с быстрой идентификацией беременности без длительных эпизодов тревоги. Такая женщина думает больше о том, как себя вести, чтобы ребенку было хорошо. Она готова к жертвенной материнской любви. Супружеские отношения в семье зрелые, гар-моничные. Женщина продолжает вести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольстви¬ем занимается в школе подготовки к родам и материнству. Опти¬мальный тип ПКГД способствует формированию гармоничного типа семейного воспитания ребенка.
//////
Итак, отношение матери к плоду во время беременности, оставляет стойкие следы в его психике. Доказано, что мальчики матерей, которые не хотели иметь детей, чаще характеризовались склонно¬стью к криминальным действиям. Дети, эмоционально травмиро¬ванные в утробе матери, остаются гиперчувствительными к стрес¬су, болезненными, злыми, замкнутыми, травма плода сохраняет¬ся в эмоциональных впечатлениях взрослой жизни. /////////
1.2 Основные программы психологической подготовки беременных к родам

Психология беременности является важным разделом в перинатальной психо¬логии, многие врачи, психологи первостепенной задачей перинатальной психологии видят в изучении психологических особенностей беременной женщины и в разработке программ дородовой подготовки.
Термин «психопрофилактика» был введен в 1940-е гг. совет¬скими учеными К.И. Платоновым и И.И. Вельвовским и имел узкую направленность — профилактика боли в родах. А.П. Николаев в 1952 г. опубликовал методические рекомендации по подготовке беременных к родам в женской консультации. Од-новременно во Франции, Фернанд Ламаз разработал свою мето¬дику психопрофилактики в родах. Методика Ф. Ламаза включает обучение способам расслабления, медитации и контролируемого дыхания. Учение Ф. Ламаза предполагает неукоснительное использование в родах отработанных техник и ставит перед собой цель максимально отвлекать женщину от происходящего в ее организме [40, С. 69].
В это же время, в СССР с середины 1950-х гг., начинает широко применяться психопрофилактическая подготовка беременных к родам по методике А.П. Николаева. Главная задача подготовки беременных, по данной ме-тодике — использовать психологические и физические немеди¬каментозные методы для предотвращения болей во время родов. При этом предусматривалось обучение беременных по программе из пяти занятий.
Первое занятие — вводное, на котором врач знакомится с беременной, ее профессией, жизненным опытом, домашними условиями, окружающей средой, выявляет ее отношение к бере¬менности и родам; уточняет общесоматический, акушерский и неврологический статус беременной; выявляет состояние эмоционально-психической сферы, тяжелые переживания, опасения беременной и их источники; объясняет беременной необосно¬ванность ее страхов и опасений, указывает, что беременность развивается нормально и что в силу этого есть все основания ожидать совершенно нормальных, благополучных родов, а что¬бы ускорить их и сделать безболезненными, беременная должна научиться управлять родами и активно участвовать в их обезбо¬ливании.
//////
Продолжительность каждого из этапов зависит от срока бере¬менности, в котором были начаты занятия специальной гимнас¬тикой. При начале занятий с получением декретного отпуска каж¬дый этап равен приблизительно двум неделям; при начале заня¬тий в более ранние сроки беременности увеличивается в основ¬ном продолжительность второго и третьего этапов. Автор метода рекомендует проведение 15–20 занятий [1, С. 172].
///////
2 Эмпирическое исследование по формированию психологической готовности беременных к родам

2.1 Организация, задачи и основные методики исследования

Актуальность поиска путей по формированию психологической готовности беременных к родам обусловлена возросшим уровнем тревожности современных беременных женщин. Современная социально-бытовые условия отличны от тех, в которых жила женщина на протяжении всего существования человечества, за исключением последних 150-200 лет. Сейчас не каждая современная девушка знает, сколько длится беременность, и что представляют собой роды. Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.
/////////
Цель исследования — изучение формирования психологической готовности беременных к родам.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе женской консультации № 1. В эмпирической части исследования принимали участие 20 беременных женщин в возрасте 27-35 лет. Детей у них не было. Беременность была запланирована у половины женщин и желанной была у всех. На сроке гестации 30–35 недель они добровольно по единой программе проходили психологическое обследование в условиях женской консультации. Было сформировано две группы: экспериментальная (10 женщин) и контрольная (10 женщин). В работе с обеими группами ставилась общая цель — подготовка к успешным родам. Различие заключалось в том, что с экспериментальной группой проводилась работа с помощью комплексной программы подготовки беременных к родам, музыкальной терапии и гимнастики, а с контрольной группой проводилась плановая работа женской консультации.
В соответствии с гипотезой, основные задачи эмпирического исследования следующие:
1. Изучить психофизиологическое состояние беременных женщин и проследить его динамику.
2. Разработать комплекс мер в рамках программы по формированию психологической готовности женщин к родам.
В экспериментальной части данной работы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ документации.
2. Беседа.
3. Анкетирование (самоотчеты беременных женщин).
4. Тестирование.
5. Математические методы обработки данных.
Для исследования личностных свойств и психологического состояния использовались следующие методики:
1) «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова и рисуночный тест «Я и мой ребенок».
2) методика: самочувствие, активность, настроение (САН);
3) измерение ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧД (частота дыхания), КП (контрольная пауза дыхания); цветовой тест Люшера.
4) анкеты-самоотчеты беременных женщин.
Практическое исследование состояло из трех этапов: подготовительного, экспериментального и заключительного. Рассмотрим их более подробно.
1. Подготовительный этап включал в себя подбор необходимых методик, определение базы исследования, количества испытуемых. На первом этапе исследования была проведена оценка психофизиологического состояния беременных женщин и их личностных свойств: проводилось исследование материнского поведения, которое оценивалось на предмет адекватности взаимодействия с ребенком.
2. Экспериментальный этап. На данном этапе исследования с экспериментальной группой был проведен комплекс дополнительных занятий с использованием методик по формированию сознательного отношения к беременности и родам как физиологичному процессу, снятию тревожности и негативных эмоций у беременной женщины, созданию позитивного эмоционального образа матери и ребенка. Также проведены повторно диагностические методики для сравнительного анализа эмоционального состояния беременных женщин, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
3. Заключительный этап. На третьем этапе исследования был осуществлен анализ полученных результатов изменения эмоционального состояния беременных женщин, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Дана их интерпретация.
Итак, на первом этапе в целях выявления типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) был применен «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова. ПКГД определяется совокупностью механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при наступлении беременности. Как уже отмечалось выше, выделяют следующие типы ПКГД: оптимальный, эйфорический, игнорирующий, тревожный, депрессивный. Тест включает в себя три блока ответов, определяющих отношение женщины к своей беременности, к системе «мать — дитя», к отношению окружающих. Вопросы теста и ключ представлены в приложении Б.
В целях исследования личностных свойств беременных женщин также проводился рисуночный тест «Я и мой ребенок», который позволяет выявить особенности переживания беременности, ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности своего будущего малыша. Методика, разработанная Г.Г. Филипповой [52, С. 35], использовалась для изучения динамики психического состояния женщин во время беременности. Методика позволяет выявить особенности переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В данном тесте учитывается наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ, содержание образа ребенка и его образ; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристики общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования. Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов, а также специально разработанным для интерпретации данной методики ее автором.
Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок» предполагает четыре модели ситуации эмоционального переживания беременности: 1 — благоприятная ситуация; 2 — незначительные симптомы тревоги; 3 — наличие тревоги и неуверенности; 4 — конфликт с беременностью
Благоприятная ситуация характеризуется тем, что на рисунках присутствуют мать и ребенок, возраст ребенка — младенческий, ребенок прорисован, находится на руках у матери.
В данных рисунках фигура ребенка изображена с изменениями соотношения. На рисунках присутствует муж или другие люди. Отмечается наличие других предметов. Ребенок находится в коляске, кроватке или держит мать за руку. Возраст ребенка соответствует раннему.
На рисунках данной группы присутствует большое количество дополнительных образов, тщательная прорисовка деталей одежды при недостаточной прорисовке своей фигуры, своего лица и лица ребенка, наличие схематизации, отсутствие совместной деятельности. Нарушены размеры фигуры ребенка.
////

Цена: 1300

Дипломная работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Психологическая подготовка беременных к родам". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Психологическая подготовка беременных к родам" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Психологическая подготовка беременных к родам", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Психологическая подготовка беременных к родам". Если Вы не имеете своего плана работы "Психологическая подготовка беременных к родам", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 568

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom