Психологическая подготовка беременных к родам
Дипломная работа по предмету "Психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Психологическая подготовка беременных к родам". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Психологическая подготовка беременных к родам". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Психологическая подготовка беременных к родам" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Психологическая подготовка беременных к родам", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Психологическая подготовка беременных к родам". Если Вы не имеете своего плана работы "Психологическая подготовка беременных к родам", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 568
Качественная работа. Практическая часть - исследование с использованием разных методик.
Введение 3
1 Теоретические основы психологической подготовки беременных
женщин к родам 6
1.1 Характеристика психологических особенностей беременных женщин 6
1.2 Основные программы психологической подготовки беременных к родам 18
2 Эмпирическое исследование по формированию психологической
готовности беременных к родам 31
2.1Организация, задачи и основные методики проведения исследования 31
2.2Анализ и интерпретация полученных данных экспериментального исследования 44
Заключение 56
Глоссарий 60
Список использованных источников 63
Приложение А «Схема программы «Сонатал» для занятий с беременными» 69
Приложение Б «Схема комплексной программы «Глория» (Н.П. Коваленко)» 70
Приложение В «Тест отношений беременной» 71
Приложение Г Музыкальные произведения, предпочитаемые беременными 73
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в последние десятилетия XX в. ознаменованы возросшим инте¬ресом к проблемам перинатальной медицины и психологии. Интегративное взаимопроникновение этих дисциплин привело к возникновению новой науки — перинатальной медицинской пси-хологии. Объектом ее изучения является уникальная симбиотическая диада «мать — плод», трансформирующаяся в диаду «мать — новорожденный ребенок» и триаду «отец — мать — новорожденный ребенок».
Долгое время в родовспомогательных учреждениях мать и ре¬бенок были разделены: мать наблюдали акушеры в послеродовом отделении, ребенка — неонатологи в отделении новорожденных. После родов лишь на короткое время кормлений мать имела воз¬можность видеть ребенка, воспринимая его как объект медицин¬ского ухода. Психоэмоциональная связь, возникшая пренатально, разрушалась, ребенок испытывал стресс, связанный с лишением сенсорного мира матери. В рамках перинатальной психологии инициировалось изучение психологии беременных и родильниц, закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, сложных процессов, происходящих в системах «семья, ожидающая рождение ребенка» и «семья новорожденного» [15, С. 77].
/////
Цель работы — рассмотреть психологическую подготовку беременных к родам.
Гипотеза исследования: предположим, что в ходе занятий с беременными женщинами в школе дородовой подготовки, в процессе психологической подготовки к родам, выявлено положительное влияние комплексной терапии с использованием музыкальных средств на психофизиологическое состояние беременных женщин.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать психологические особенности беременных женщин.
3. Выявить сущность систем психологической подготовки беременных к родам.
4. Провести эмпирическое исследование, по оценке психологической готовности беременных к родам.
///////
1 Теоретические основы психологической подготовки беременных женщин к родам
1.1 Характеристика психологических особенностей беременных женщин
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио¬логии, социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболее значимых частей психологии материнства. Исследования в этой области таких авторов, как: В.В. Абрамченко, Е.X. Агнаева, О.В. Белановская, В. В. Васильева, И.В. Добряков, Г.А. Захарова, Ю. В. Ковалева, Т. В. Леус, С.Ю. Мещерякова, О. А. Соколова, Г.Г. Филиппова, Е. Г. Щукина и другие [1, 2, 5, 7, 12, 18, 23, 33, 34, 45, 52, 55 и др.], подчеркивают необходимость рассмот¬рения материнства, как психосоциального феномена: материнство, как обеспечение условий для развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
Материнство — это самый важный и значи¬тельный этап в жизни каждой женщины. Если анализировать в целом, то физические изменения в орга¬низме беременной влекут за собой перемены и в ее психологиче¬ском состоянии. Это связано с изменениями внешности и новым реагированием на отношение окружающих. Также происходит об¬ретение новой Я-концепции, меняется осознание себя — пере¬ход из роли ребенка собственной матери в роль себя, как матери. Личные переживания, по поводу будущего материнства, воскреша¬ют переживания своего детства, происходит переработка собствен¬ных отношений матери с ее родителями. Бессознательно прове¬ряются те материнские качества, которые женщина приобрела во время своего младенческого контакта со своей матерью. Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства и настроения .
/////////
На всем протяжении беременности женщины отличаются по¬вышенной внушаемостью, излишней открытостью и в то же вре¬мя невнимательностью к некоторым предостережениям. Они час¬то проявляют импульсивность настроения, которое регулируют бессознательные механизмы. Жизнь женщины должна быть га¬рантией безопасности будущего ребенка — именно это должен обеспечить муж, оказывая не только материальную, но и эмоцио¬нальную поддержку [7, С. 112].
///////
Беременность влияет не только на физиологическое измене¬ние в жизни женщины. Важной ее составляющей являются пси¬хологические изменения: этап становления материнства, начало взаимодействия между матерью и плодом, когда возникает образ будущего ребенка, который воспринимается женщиной, как ре¬альный ребенок, с которым она ведет внутренний диалог. Мате¬ринское отношение, как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практику¬емых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков возникает в это время как «про¬ект», поскольку реального взаимодействия с ребенком, как и его самого, еще нет [34, С. 23]. По мнению Г.Г. Филипповой, в период беременности, когда женщина уже осознает су¬ществование ребенка, он в определенном смысле «рождается» для нее и является реальным субъектом. Автор выделяет варианты пе¬реживания идентификации беременности у женщин до того, как сам факт беременности будет подтвержден. Несмотря на то, что переживание идентификации беременности не влияет на даль¬нейшее развитие материнства, оно отражает «стартовое» содержа¬ние потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового бло¬ков материнской сферы. Г.Г. Филиппова отмечает, что момент идентификации беременности очень хорошо помнится, все свя¬занные с ним переживания актуализируются вне зависимости от ее давности. Содержание и интенсивность этих переживаний не-посредственно отражают значение конкретной беременности для матери и многих особенностей ее материнской сферы .
////////
4. Эйфорическое состояние проявляется в очень сильно выра¬женных переживаниях при абсолютном отсутствии каких-либо признаков тревоги, озабоченности, сожаления. Чаще всего такое состояние свойственно женщинам, для которых характерны об¬щая личностная незрелость, нежелание брать на себя ответствен¬ность, недостаточная рефлексия изменений в жизни. В этих слу¬чаях любое нарушение «идеального течения беременности» ведет к появлению страха, резкой смене общего эмоционально-эйфорического состояния. Обычно женщины с такой идентификацией беременности не готовы к проблемам послеродового периода. К концу беременности возникают осложнения, связанные с ре¬альными проблемами. Это в дальнейшем ведет к сложностям и в материнстве [54, С. 79].
5. Амбивалентное отношение характеризуется периодической сменой полярных эмоций, затягиванием решения о сохранении беременности. При осознании нежелательности беременности и невозможности ее прерывания отмечаются депрессивные или аф¬фективные реакции, ссылка на какие-то внешние причины, ме¬шающие принятию беременности. При этом обычными являются раннее появление соматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность. В некоторых случаях в каче¬стве причин своих состояний и переживаний рассматривают со¬матические заболевания, осложняющие беременность, а также семейные и социальные условия .
///////
8. Аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимости от решения о сохранении ребенка. В разных случаях в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей женщины первые не¬гативные эмоции могут переходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрессивное состояние, либо сохраняется аффективно-отвергающее отношение. Обычно в этих случаях бе¬ременность идентифицируется вовремя. Исключение составляют редкие случаи поздней идентификации, когда прерывание беременности уже невозможно из-за особых физических состояний (нарушение цикла, продолжение менструаций и др.) или у бере¬менных юного возраста .
Таким образом, большинство из выделенных переживаний идентификации беременности первоначально окрашены отрицатель¬ными эмоциями, что свидетельствует о серьезности психологи¬ческой перестройки женщины на беременность и дальнейшее материнство.
Дальнейшее разностороннее развитие вариантов стиля переживания беременности получили в исследованиях Г.Г. Филипповой (2000) и И.В. Добрякова (2001), которые независимо друг от друга описали поведенческие стереотипы беременных. Так, пси¬холог Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стиля пережива¬ния беременности, которые включают в себя более ранние переживания идентификации беременности [40, С. 157]. Рассмотрим их.
///////
— Амбивалентный вариант включает общую симптоматику, сходную с тревожным типом. Особенностью являются резко про¬тивоположные по физическим и эмоциональным ощущениям пе¬реживания шевеления, характерно возникновение болевых ощу¬щений. Интерпретация своих отрицательных эмоций преимуще¬ственно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешаю¬щие благополучному переживанию беременности .
— Отвергающий вариант: идентификация беременности сопро¬вождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптомати¬ка ярко выражена и негативно окрашена; переживание всей бере¬менности воспринимается как кара или помеха; шевеление вызы¬вает неприятные физиологические ощущения, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.
Исходя из выше заявленных, Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стиля пережива¬ния беременности, которые включают: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
В свою очередь, психотерапевт И. В. Добряков выделил пять поведенческих сте¬реотипов у женщины в период ожидания ребенка, которые назвал психологическими компонентами гестационной доминанты (ПКГД) и связал с последующими особенностями материнского поведения и типом семейного воспитания [13, С. 97]. Рассмотрим их более подробно.
1. Оптимальный, или адекватный, тип наблюдается у жен¬щин с быстрой идентификацией беременности без длительных эпизодов тревоги. Такая женщина думает больше о том, как себя вести, чтобы ребенку было хорошо. Она готова к жертвенной материнской любви. Супружеские отношения в семье зрелые, гар-моничные. Женщина продолжает вести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольстви¬ем занимается в школе подготовки к родам и материнству. Опти¬мальный тип ПКГД способствует формированию гармоничного типа семейного воспитания ребенка.
//////
Итак, отношение матери к плоду во время беременности, оставляет стойкие следы в его психике. Доказано, что мальчики матерей, которые не хотели иметь детей, чаще характеризовались склонно¬стью к криминальным действиям. Дети, эмоционально травмиро¬ванные в утробе матери, остаются гиперчувствительными к стрес¬су, болезненными, злыми, замкнутыми, травма плода сохраняет¬ся в эмоциональных впечатлениях взрослой жизни. /////////
1.2 Основные программы психологической подготовки беременных к родам
Психология беременности является важным разделом в перинатальной психо¬логии, многие врачи, психологи первостепенной задачей перинатальной психологии видят в изучении психологических особенностей беременной женщины и в разработке программ дородовой подготовки.
Термин «психопрофилактика» был введен в 1940-е гг. совет¬скими учеными К.И. Платоновым и И.И. Вельвовским и имел узкую направленность — профилактика боли в родах. А.П. Николаев в 1952 г. опубликовал методические рекомендации по подготовке беременных к родам в женской консультации. Од-новременно во Франции, Фернанд Ламаз разработал свою мето¬дику психопрофилактики в родах. Методика Ф. Ламаза включает обучение способам расслабления, медитации и контролируемого дыхания. Учение Ф. Ламаза предполагает неукоснительное использование в родах отработанных техник и ставит перед собой цель максимально отвлекать женщину от происходящего в ее организме [40, С. 69].
В это же время, в СССР с середины 1950-х гг., начинает широко применяться психопрофилактическая подготовка беременных к родам по методике А.П. Николаева. Главная задача подготовки беременных, по данной ме-тодике — использовать психологические и физические немеди¬каментозные методы для предотвращения болей во время родов. При этом предусматривалось обучение беременных по программе из пяти занятий.
Первое занятие — вводное, на котором врач знакомится с беременной, ее профессией, жизненным опытом, домашними условиями, окружающей средой, выявляет ее отношение к бере¬менности и родам; уточняет общесоматический, акушерский и неврологический статус беременной; выявляет состояние эмоционально-психической сферы, тяжелые переживания, опасения беременной и их источники; объясняет беременной необосно¬ванность ее страхов и опасений, указывает, что беременность развивается нормально и что в силу этого есть все основания ожидать совершенно нормальных, благополучных родов, а что¬бы ускорить их и сделать безболезненными, беременная должна научиться управлять родами и активно участвовать в их обезбо¬ливании.
//////
Продолжительность каждого из этапов зависит от срока бере¬менности, в котором были начаты занятия специальной гимнас¬тикой. При начале занятий с получением декретного отпуска каж¬дый этап равен приблизительно двум неделям; при начале заня¬тий в более ранние сроки беременности увеличивается в основ¬ном продолжительность второго и третьего этапов. Автор метода рекомендует проведение 15–20 занятий [1, С. 172].
///////
2 Эмпирическое исследование по формированию психологической готовности беременных к родам
2.1 Организация, задачи и основные методики исследования
Актуальность поиска путей по формированию психологической готовности беременных к родам обусловлена возросшим уровнем тревожности современных беременных женщин. Современная социально-бытовые условия отличны от тех, в которых жила женщина на протяжении всего существования человечества, за исключением последних 150-200 лет. Сейчас не каждая современная девушка знает, сколько длится беременность, и что представляют собой роды. Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.
/////////
Цель исследования — изучение формирования психологической готовности беременных к родам.
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе женской консультации № 1. В эмпирической части исследования принимали участие 20 беременных женщин в возрасте 27-35 лет. Детей у них не было. Беременность была запланирована у половины женщин и желанной была у всех. На сроке гестации 30–35 недель они добровольно по единой программе проходили психологическое обследование в условиях женской консультации. Было сформировано две группы: экспериментальная (10 женщин) и контрольная (10 женщин). В работе с обеими группами ставилась общая цель — подготовка к успешным родам. Различие заключалось в том, что с экспериментальной группой проводилась работа с помощью комплексной программы подготовки беременных к родам, музыкальной терапии и гимнастики, а с контрольной группой проводилась плановая работа женской консультации.
В соответствии с гипотезой, основные задачи эмпирического исследования следующие:
1. Изучить психофизиологическое состояние беременных женщин и проследить его динамику.
2. Разработать комплекс мер в рамках программы по формированию психологической готовности женщин к родам.
В экспериментальной части данной работы использовали следующие методы исследования:
1. Анализ документации.
2. Беседа.
3. Анкетирование (самоотчеты беременных женщин).
4. Тестирование.
5. Математические методы обработки данных.
Для исследования личностных свойств и психологического состояния использовались следующие методики:
1) «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова и рисуночный тест «Я и мой ребенок».
2) методика: самочувствие, активность, настроение (САН);
3) измерение ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧД (частота дыхания), КП (контрольная пауза дыхания); цветовой тест Люшера.
4) анкеты-самоотчеты беременных женщин.
Практическое исследование состояло из трех этапов: подготовительного, экспериментального и заключительного. Рассмотрим их более подробно.
1. Подготовительный этап включал в себя подбор необходимых методик, определение базы исследования, количества испытуемых. На первом этапе исследования была проведена оценка психофизиологического состояния беременных женщин и их личностных свойств: проводилось исследование материнского поведения, которое оценивалось на предмет адекватности взаимодействия с ребенком.
2. Экспериментальный этап. На данном этапе исследования с экспериментальной группой был проведен комплекс дополнительных занятий с использованием методик по формированию сознательного отношения к беременности и родам как физиологичному процессу, снятию тревожности и негативных эмоций у беременной женщины, созданию позитивного эмоционального образа матери и ребенка. Также проведены повторно диагностические методики для сравнительного анализа эмоционального состояния беременных женщин, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
3. Заключительный этап. На третьем этапе исследования был осуществлен анализ полученных результатов изменения эмоционального состояния беременных женщин, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Дана их интерпретация.
Итак, на первом этапе в целях выявления типа психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) был применен «Тест отношений беременной» И.В. Добрякова. ПКГД определяется совокупностью механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при наступлении беременности. Как уже отмечалось выше, выделяют следующие типы ПКГД: оптимальный, эйфорический, игнорирующий, тревожный, депрессивный. Тест включает в себя три блока ответов, определяющих отношение женщины к своей беременности, к системе «мать — дитя», к отношению окружающих. Вопросы теста и ключ представлены в приложении Б.
В целях исследования личностных свойств беременных женщин также проводился рисуночный тест «Я и мой ребенок», который позволяет выявить особенности переживания беременности, ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности своего будущего малыша. Методика, разработанная Г.Г. Филипповой [52, С. 35], использовалась для изучения динамики психического состояния женщин во время беременности. Методика позволяет выявить особенности переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В данном тесте учитывается наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ, содержание образа ребенка и его образ; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристики общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования. Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов, а также специально разработанным для интерпретации данной методики ее автором.
Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок» предполагает четыре модели ситуации эмоционального переживания беременности: 1 — благоприятная ситуация; 2 — незначительные симптомы тревоги; 3 — наличие тревоги и неуверенности; 4 — конфликт с беременностью
Благоприятная ситуация характеризуется тем, что на рисунках присутствуют мать и ребенок, возраст ребенка — младенческий, ребенок прорисован, находится на руках у матери.
В данных рисунках фигура ребенка изображена с изменениями соотношения. На рисунках присутствует муж или другие люди. Отмечается наличие других предметов. Ребенок находится в коляске, кроватке или держит мать за руку. Возраст ребенка соответствует раннему.
На рисунках данной группы присутствует большое количество дополнительных образов, тщательная прорисовка деталей одежды при недостаточной прорисовке своей фигуры, своего лица и лица ребенка, наличие схематизации, отсутствие совместной деятельности. Нарушены размеры фигуры ребенка.
////