Лидерство в дошкольном возрасте

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
54
Год издания
2013
Индивидуальный номер
6091
Автор
Makla

Теоретическая часть с использованием трудов классиков психологии и дошкольной педагогики. В практической части проводится тестирование, приведены таблицы, графики.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Понимание лидерства в современной психологии 8
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Лидерство и другие межличностные отношения в дошкольном возрасте 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЛИДЕРСТВО В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Организация и методика исследования 30
2.2. Содержание и анализ проделанной работы 39
2.3. Рекомендации по формированию личностных особенностей, определяющих высокий социально-психологический статус ребенка старшего дошкольного возраста в группе 45
ВЫВОДЫ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

Введение
Лидерство, лидерские качества - тема для психологии не новая. Но в нашей стране до определенного времени воспитание таких качеств не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.
Периодом первоначального фактического формирования личности, ее внутренней позиции является старший дошкольный возраст, к концу которого выстраивается иерархия мотивов и ценностей, происходит становление социальной активности, формируются устойчивые особенности личностного реагирования. Поэтому существенный интерес с точки зрения указанной проблематики представляет именно данный возраст.
////////
Экспериментальная база – подготовительная к школе группа №1 (17 человек) и подготовительная группа №2 (20 человек) дошкольное общеобразовательное учреждение № 234 г. Барнаула.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Сформулировать и обосновать гипотезу экспериментальной части исследования.
3. Подобрать методики для проверки гипотезы.
4. Провести эмпирическое исследование, обработать и проанализировать полученные результаты.
5. Сформулировать выводы, вытекающие из проведенного исследования.
Изучая феномен лидерства, мы исходили из положения Л.С. Выготского о социальной ситуации развития. В социальной ситуации развития поведение ребенка приобретает произвольный характер, т.е. зависит от мотивации самого ребенка.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что высокая адекватная самооценка и уровень тревожности, соответствующий норме, являются необходимыми личностными характеристиками, обеспечивающими успешную реализацию лидирующего положения ребенка в группе детского сада.
Выдвинутая гипотеза конкретизируется в следующих положениях:
1. Низкий уровень тревожности и высокая самооценка дошкольников определяет их высокий социальный статус в группе.
2. Высокий уровень тревожности и низкая самооценка дошкольников определяет их низкий социальный статус в группе.
3. Использование специальных психотехнологий в работе с детьми с низким социальным статусом в группе позволит снизить у них интенсивность тревожности, улучшить показатели самооценки, личностных взаимоотношений, социальной активности.
Методологической базой исследования послужили работы по теории лидерства А.В. Петровского, К. Левина, Р. Хоманса, Ф. Фидлера, А.С. Макаренко, Е.А. Аркина, А.С. Залужного, Б.Д. Парыгина, А.А. Ершова, Р.Л. Кричевского. В основу работы вошли труды по психологии дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова, О.Е. Смирнова, Л.И. Божович), а также работы, исследующие особенности лидерства в дошкольном возрасте (Г. Фортунатов, О.Е. Смирнова, Л.Н. Галигузова).
При исследовании личностных характеристик старших дошкольников и их статуса в группе нами были использованы следующие методики:
Методика «Какой я?», предназначенная для определения самооценки ребенка-дошкольника, тест тревожности «Выбери нужное лицо», социометрическая методика.
Методы исследования: - анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Результаты исследования имеют определенное практическое значение – полученные результаты могут быть использованы для психодиагностических целей, а также для дальнейших исследований проблемы взаимоотношений дошкольников в группе.
Структура дипломной работы представлена введением, двумя главами, заключением, приложениями.
Во введении обусловлена актуальность данной проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, обозначены гипотеза и методы, охарактеризована структура работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы лидерства в современной психологии, психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, лидерство и другие межличностные отношения в дошкольном возрасте.
Во второй главе описывается организация и выбор методов экспериментального исследования лидерства в дошкольных детских объединениях, а также анализ экспериментальной работы по данной теме.
В заключении обоснованы выводы по всей работе, выделены направления дальнейшего исследования проблемы.

Глава 1. Лидерство и его проявление в дошкольном возрасте

1.1. Понимание лидерства в современной психологии

Проблема лидерства как научно-практическая задача возникла в первой половине XX века. В первой половине ХХ века наибольшей популярностью пользовалась теория черт лидерства. Данная теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, именно поэтому лидерство как социально-психологический феномен следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, и удерживать власть именно благодаря наличию этих уникальных черт [ 30, c. 112].
Были выделены, например, десятки качеств, которыми обладает лидер - ум, такт, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей является отыскание черт необходимых лидеру, и которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров.
Существенным недостатком теории черт лидерства является положение о том, что способность быть лидером - врожденная. Следовательно, получается, что лидер и лидерство есть продукт не только конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного комплекса биопсихических свойств, которые обеспечивают власть человеку, наделенному этими свойствами. А.В. Петровский обнаружил, что в этой теории не учитывается следующее обстоятельство: выполнение функций лидера формирует или способствует формированию определенных качеств у лидера; если человек долго выполняет эту роль, то происходит интериоризация (присваивание) нормативных требований роли, а это ведет к закреплению черт личности, необходимых для эффективного лидерства. Например, уверенность в себе, настойчивость, формируют и закрепляют эти качества у лидера, и то, что раньше было его социальной ролью, становится частью его «Я – концепции» [28, с. 81].
Изучение лидерских качеств продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены 4 группы лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, личностные и деловые. Результат приведен в таблице 1.
Таблица 1
Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
////////
Ф. Фидлер выдвинул идею о том, что эффективность групповой деятельности детерминирована тремя факторами: 1) структурированностью задачи; 2) взаимоотношениями членов группы; 3) силой позиции лидера. Он пришел к интересному выводу: лидер, ориентированный на задачу, наиболее эффективен, когда ситуация в группе либо очень благоприятна, либо крайне неблагоприятна; лидер, ориентированный на взаимоотношения наиболее эффективен в ситуациях умеренно благоприятных или неблагоприятных для него.
Существует ряд попыток динамического анализа лидерства как процесса, то есть рассматривать лидерство как процесс обмена, в котором лидеры и последователи зависят и влияют друг на друга. В многих моделях строится схема: лидер – среда – последователи. Много внимания уделяется исследованиям, как лидеры сами объясняют удачи и неудачи в своей деятельности.
/////////
Значительное внимание уделяется постановке проблемы лидерства, а также выработке четкого определения этого понятия.
/////////
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Пять лет – именно тот возраст, когда ребенок перестает в собственном развитии повторять кого бы то ни было, приобретая свои личные особенности характера, поведения, развития психических функций и процессов.
Основное, что отличает ребенка старшего дошкольного возраста, состоит, согласно Л.С. Выготскому, «утрате им непосредственности и наивности. В поведении, в отношениях с окружающими ребенок становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого».[8, c. 376].
Д.Б. Эльконин отмечает, что к концу дошкольного возраста дети утрачивают ситуативность реакций. Если раньше ребенок поступал ситуативно, то теперь он уже предвидит, к чему могут привести его действия. Ребенок живет не только в ситуативном настоящем, но и в будущем. Поведение ребенка становится более независимым от наличных воздействий среды, более осознанным и произвольным.[52, c. 63]
В дошкольном возрасте происходят усвоение эталонов и соответствие определенных предметов этим эталонам. «Этому обстоятельству в отечественной психологии придается большое значение, ибо эти эталоны – это достижение человеческой культуры – это «сетка», через которую мы смотрим на мир, это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.
Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике». [49, с.270].
Усвоение общественно выработанных эталонов или мер, меняет, по словам Л.Ф. Обуховой, характер детского мышления. В развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации [25, c. 43]. Это подводит ребенка к объективному, элементарному научному восприятию действительности. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. От выяснения простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дети постепенно переходят к пониманию гораздо более ///////
 
Рис.1 Отношение детей к значимым и незначимым сверстникам
У детей-лидеров развито стремление выполнять наиболее активные роли в играх, желание руководить деятельностью сверстников, давать указания. //////

Категории лидеров и аутсайдеров малочисленны (два-три человека), но именно они определяют микроклимат в группе, и специфика отношений к этим детям не только со стороны сверстников, но и со стороны педагогов. О.Е. Смирнова отмечает, что в ряде исследований установлено, что педагоги сами не любят детей, имеющих статус «пренебрегаемый» или «непринятый». По сравнению с остальными детьми, к «пренебрегаемым» педагоги относятся строже и критичнее оценивают продукты их труда [44, c. 179].
Современными учеными до сих пор не о///////
1. Творческое мышление. В основе творческого мышления лежит исследовательский интерес, умение видеть необычное в привычном, ориентированность на поиск и решение новых вопросов и проблем. Ребенок-лидер отличается высоким уровнем развития творческого мышления, что позволяет ему умело предлагать и распределять роли, увлечь сверстников придуманным сюжетом игры, эмоциональностью передачи образа в соответствии с ролью.
//////
К пяти-шести годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствует появлению детского самолюбия — мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.
/////////
Тест тревожности «выбери нужное лицо» Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. [ 24, c. 131-143]
///////
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см (Приложение 1, рис. 1-14). Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
//////
По результатам тестов нами были выделены две группы детей.
Первая подгруппа - дети со средней самооценкой и средним уровнем тревожности и дети с высокой самооценкой и низким уровнем тревожности (13 человек).
Вторая подгруппа – дети с низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности (4 человека);
Исследование названных групп обозначило ряд статусных различий в группе. Для их обозначения была использована социометрическая методика.
//////

Цена: 900 руб

Дипломная работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Лидерство в дошкольном возрасте". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Лидерство в дошкольном возрасте" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Лидерство в дошкольном возрасте", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Лидерство в дошкольном возрасте". Если Вы не имеете своего плана работы "Лидерство в дошкольном возрасте", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 677

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom