» » » Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Вид работы
Предмет
логопедия
Количество страниц
38
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5099
Автор
Ulias

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. .6
1.1 Подходы к сущности словообразования у детей в психолого-педагогической и лингвистической литературе 6
1.2 Особенности овладения навыками словообразования детьми дошкольного возраста с ОНР 11
1.3 Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР в логопедической практике. 
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР  21
2.1 Исследование особенностей сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР 
2.2 Направления работы логопеда по преодолению нарушений словообразования у старших дошкольников с ОНР .23
2.3 Анализ результатов логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с ОНР 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика обследования дошкольников 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дидактические занятия  40


Введение
На сегодняшний день факт постоянного увеличения числа детей с общим недоразвитием речи представляет собой острую проблему. Поэтому формированию у дошкольников лексико-грамматических средств речи отводится важнейшее место в современной логопедии и педагогике, а вопросы о методике их развития и коррекции представляются одними из самых актуальными.
Проблема детского словообразования начала волновать многих исследователей уже давно, и до настоящего времени интерес к этой проблеме не гаснет, поскольку словообразование выполняет множество функций, существенно влияя на развитие языковой речи ребенка.
Зоны, составленные третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой, способствуют овладению ребенком сложно-построенной речью, чтением, письмом, пониманием переносных значений слов, синонимов, метафор, юмора. Частично нервные клетки символического уровня созревают в старшем дошкольном возрасте, и продолжают дозревать всю жизнь. Без них невозможно сознательно овладеть сложным текстом, каким-либо грамматическим правилом, орфографией [5, с.8].
В прошлом столетии учеными была выделена особая категория детей, имеющая системное недоразвитие всех компонентов языка, так называемое «общее недоразвитие речи» (ОНР). На сегодняшний день анализ литературы свидетельствует о достаточно полном освещении проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР, овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания.
Исследовательские разработки по данной проблеме представлены в трудах педагогов, логопедов: Н.С. Жуковой, В.В. Виноградов, Е.М. Мастюковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.Г. Арушановой, А.В. Коротковой, Е.Н. Дроздовой, Р.И. Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой, Т.В. Тумановой, О.М. Вершининой и многих других.
Тем не менее, необходимо продолжать поиск наиболее эффективных путей преодоления нарушений словообразования у детей дошкольного возраста, необходим тщательный анализ механизмов становления данной категории языковых операций, что и определяет актуальность исследования.
Изучая грамматический строй речи наибольшее внимание должно уделяться словообразованию и словоизменению, главным образом, выявлению характера их сформированности у дошкольников с ОНР. Также следует теоретически обосновывать содержание логопедической работы, которое направлено на развитие осознанных навыков использования словообразования у детей с ОНР.
Цель исследования заключается в выявлении наиболее эффективных логопедических методов и приемов формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования является процесс овладения навыками словообразования детьми дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - методы и приемы формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет наиболее эффективным при соблюдении структуры дефекта, учитывая возрастные, речевые, индивидуальные возможности детей, при целенаправленной, систематичной и последовательной работе по формированию грамматического строя речи с использованием различных методов и приемов в логопедической работе.
В работе необходимо решение следующих задач:
? провести анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
? изучить различные подходы исследователей к определению сущности словообразования у детей дошкольного возраста;
? выявить особенности овладения словообразованием детьми с ОНР;
? провести обследование дошкольников с ОНР на умение образовывать и изменять слова;
? провести логопедическую работу по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с ОНР;
? проанализировать результаты логопедической работы по формированию навыков словообразования у детей с ОНР.
В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы: анализировалась психолого-педагогическая и лингвистическая литература по теме исследования; изучалась документация, использовались методики О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда», методика логопедической работы по формированию словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи Т.В. Тумановой.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) № 65 г. Нижнего Новгорода. Выборку составили старшие дошкольники логопедической группы в количестве 10 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении исследований по проблеме навыков словообразования.
Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по проблеме формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выдержка из текста
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1 Подходы к сущности словообразования у детей в психолого-педагогической и лингвистической литературе

Проблема детского словообразования начала вызывать пристальный интерес еще на рубеже XVIII - XIX веков. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения осуществлялись известными учеными И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатовым, Н.В. Крушевским, К.И Чуковским, которые характеризовали их, как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка.
Как самостоятельный объект изучения словообразование стало изучаться только с середины 40-х годов двадцатого века. В 60-е годы словообразование окончательно выделилось в отдельную лингвистическую дисциплину. К этому времени стали появляться новые исследования, в которых излагались основы теории словообразования. Это нашло отражение в трудах Г.О. Винокура, В.М. Жирмунского, М.М. Покровского, А.И. Смирницкого, М.Д.Степановой, Л.В. Щерба и других.
Ярким представителем исследований того времени был В.В. Виноградов, впервые в отечественной лингвистике установивший самостоятельность словообразования, а также - тесную его взаимосвязь с лексикологией и грамматикой. Такой научный подход позволил ученому выдвинуть конструктивный тезис об особом месте словообразования в ряду лингвистических дисциплин [17, c.18-19].
Рассматривая позицию классической лингвистики, можно определить, что словообразование рассматривается в двух аспектах. К примеру, Л.В. Щерба указывает, что одна сторона демонстрирует словообразование как процесс или результат образования слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках проведенного исследования можно сделать следующие выводы
В психолого-педагогической и лингвистической литературе под словообразованием понимается образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Своевременное овладение детьми словообразованием языка является важным, так как этим обеспечивается количественное наращивание лексического строя языка, его обобщение, классификация, детализация и активизация; словообразование выполняет целый ряд функций: номинативную, компрессивную, экспрессивную, связную. Своевременное становление словообразовательных процессов является показателем нормального развития речи.
Под общим недоразвитием речи понимается стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи. В настоящее время выделяется 4 уровня ОНР: 1 уровень - «безречевые дети», 2 уровень – начальные элементы общеупотребительной речи, 3 уровень – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон, 4 уровень – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.
Обучение детей с общим недоразвитием речи элементарным словообразовательным умениям и навыкам должно начинаться задолго до школьного периода развития. Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей; работа над словообразованием по менее продуктивным моделям; уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Реализация разработанных целенаправленных программ в условиях специального детского сада должна способствовать дошкольникам с ОНР полному овладению словообразовательными умениями и навыками. Правильный подход к формированию навыков словообразования у детей дошкольного возраста способствует обеспечению сознательного выбора языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Целью экспериментальной работы явилось выявление особенностей нарушения словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Выборку составили старшие дошкольники логопедической группы МБДОУ № 65 в количестве 10 человек с ОНР.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы свидетельствуют о преобладании низкого уровня сформированности навыков словообразования у детей, средний уровень установился на втором месте. Высокий уровень не был обнаружен ни одного ребенка. Все это указывает на необходимость проведения логопедической коррекционной работы по совершенствованию навыков словообразования и словоизменения у старших дошкольников.
В ходе коррекционной логопедической работы реализовывалась методика Т.В. Тумановой, включающая 9 ступеней направлений работы. Главная цель работы - формирование у детей с общим недоразвитием речи словообразовательных представлений, знаний, умений и навыков. Содержание логопедической работы, реализовывалась с помощью приемов дидактической игры со специально подобранным материалом. Предложенная методика позволяет определить состояние словообразования и словоизменения у детей с ОНР. В результате проведенной работы на формирующем этапе был сделан вывод о произошедшем повышении речевой активности у детей, улучшении навыков словообразования и словоизменения.
На этапе контрольного эксперимента уже наблюдался у большинства детей средний уровень сформированности навыков словообразования, у двух человек - высокий, низкого уровня не выявлено ни одного ребенка. Количественная оценка результатов логопедической работы в группе старших дошкольников с ОНР показала существенное увеличение навыков словообразования на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим.
Можно сделать вывод, что логопедические коррекционные мероприятия и педагогические технологии, учитывающие механизм и структуру речевого дефекта, разработанные на формирующем этапе эксперимента способствуют преодолению нарушений словообразования у старших дошкольников с ОНР.
Таким образом, можно считать, что цель и задачи исследования достигнуты. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования нашла свое подтверждение.

Список литературы
1. Абдуазизов А.А., Зализняк А.М., Щитка Н.Н. Общее языкознание Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература». — М.: Просвещение, 2001. — 416 с.
2. Алексеева М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2010. - 296 с.
4. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32 с.
5. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения / Т.Г Визель // Логопед, 2005. - № 6. - С. 4-9.
6. Галинская Е.А., Клобуков Е.В. Русский язык и его история: Программы кафедры русского языка для студентов филологических факультетов государственных университетов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 480 с.
7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2009. – 658 с.
8. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение / А.А Зализняк - М.: Просвещение 2007. - 576 с.
9. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская - М.: Просвещение 2008. - 460 с.
10. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А Земская - М.: Академия 2007. - 589 с.
11. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
12. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2003. - 238 с.
13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160 с.
14. Львов М.И. Методика развития речи старших дошкольников / М.И. Львов – М.: Просвещение 2009.- 176 с.
15. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. - М., 1981. - 111 с.
16. Нищева Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.Г Нищева – М.: Владос 2006.- 576 с.
17. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005. - 397 с.
18. Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение / Л.Е. Филичева - М.: Владос 2005. – 487 с.
19. Чудинова Л.М. Приемы активизации речи у алаликов // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой. - М, 1997. - С. 53 - 66.
20. Учебные материалы для детского сада и школы: игры, конспекты занятий и уроков, сценарии, поделки на Maam.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru 

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "логопедия"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 2 095

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom