Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников
Дипломная работа по предмету "психология, педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников". Если Вы не имеете своего плана работы "Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 507
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18
1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 26
Выводы по первой главе 35
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) 38
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 47
2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) .63
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ВВЕДЕНИЕ
С помощью мышления человек познает окружающую действительность, поэтому важным фактором становления всесторонне развитой личности является развитие мыслительных операций.
В старшем дошкольном возрасте нужно больше времени уделять работе с детьми по развитию мышления, поэтому вопросы развития данного психического процесса являются основными в подготовке к школе.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые: Л.С. Выготский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, Л.И. Божович и др.
Несмотря на то, что проблеме исследования развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор она остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем дошкольном этапе учебной деятельности.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. А это – необходимая основа для развития мышления вообще.
Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций немного.
И здесь на первый план выходят речевые упражнения. Именно с помощью метода использования речевых упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника.
В связи с этим, речевые упражнения приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников.
Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами. Наиболее большое значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека (Векснер Л. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.).
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в недостаточной изученности влияния речевых упражнений на развитие мышления старших дошкольников. Исходя из вышеизложенного, мы выбрали следующую тему выпускной квалификационной работы:
«Речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников».
Цель: изучить влияние речевых упражнений на развитие мышления старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: речевые упражнения как средство развития мышления старших дошкольников.
Гипотеза: уровень развития мышления старших дошкольников будет повышаться при условии целенаправленного и систематического использования на занятиях и в режимных моментах определённых речевых упражнений, способствующих развитию мышления старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления старших дошкольников.
2. Выявление возможностей речевых упражнений в развитии мышления старших дошкольников.
3. Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников.
4.Организация экспериментальной работы по развитию мышления старших дошкольников в процессе использования речевых упражнений.
Методы исследования:
1. Знакомство с работами отечественных и зарубежных психологов по данной проблеме.
2.Проведение опроса воспитателей и психолога для выявления актуальности развития такого психического качества старших дошкольников как мышление.
3.Подбор приемлемых в работе со старшими дошкольниками методик определения уровня развития мышления.
База исследования: МБДОУ г. Астрахани « Детский сад комбинированного вида № 28 «Чайка». В исследовании приняло участие 22 старших дошкольника в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.