ќнлайн-сервис дл€ студентов

ƒипломные, курсовые, рефераты, контрольные, отчеты, эссе: готовые и на заказ

ћентальные установки личности: молодежный контекст становлени€

0 ¬ведение. ѕерспективы развити€ современного –оссийского государства и общества напр€мую завис€т от особенностей становлени€ и развити€ наиболее общих ментальных установок новой генерации граждан –оссии, их ценностных ориентаций и компетенций Ц возможности реализации потребностей, устремлений и приоритетов. ƒл€ подтверждени€ данного утверждени€ в качестве цели насто€щей работы предполагаетс€ решить р€д  задач,  в числе  которых наиболее  существенными  здесь можно назвать  следующие: 1) научное определение пон€ти€ Ђменталитет / ментальностьї дл€ более убедительного совмещени€ данного феномена с феноменом современной молодежи; 2) выделение функциональных составл€ющих менталитета, способствующих  социальной  детерминации молодежного  характера;  3)  совмещение  выделенных  в  качестве  ведущих социально-культурных  установок менталитета  с  глубинно-психическими  установками молодого поколени€ дл€ необходимого определени€ молодежного характера в целом и ментальности личности молодого человека в частности.
ћатериалы и методы. ћетодологической базой логики социально-философского исследовани€ ментальных установок личности в контексте проблемы становлени€ молодежного самосознани€ выступает системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определ€етс€ как целостный феномен с соответствующими уровн€ми организации и динамикой. ѕри социально-философском исследовании феномена русского менталитета  используютс€  также методы  сравнительно-исторического,  структурно-функционального анализа и принципы диалектического мышлени€. “еоретическими основани€ми и источниками исследовани€ €вл€ютс€ труды отечественных и зарубежных философов, рассматривающих различные аспекты проблем менталитета общества и ментальности  личности. »сторически  сложившиес€ ментальные  традиции и ценности жизни, отражающие глубинные Ђпластыї психологии и сознани€, тем не менее нос€т открытый и незавершенный характер в св€зи с изменени€ми культуры и социальной действительности.
–езультаты. ѕроблема исследовани€ ментальных феноменов остаетс€ актуальной и многозначной в современном отечественном социально-гуманитарном  знании. ¬идение  особенностей  ее понимани€ и  разрешени€ различными специалистами контекстуально: оно зависит как от сферы исследовательских интересов, конкретного научного пространства де€тельности, так и от профессиональных исследовательских задач, направлений реализуемых проектов и др.
 атегориально-пон€тийный научный анализ ментального пространства предполагает особое обозначение двух основных задач, решение которых представл€етс€ следующим. ¬о-первых, категориально-пон€тийна€  детерминаци€. ѕроблема  менталитета  / ментальности  общества  привлекает  внимание  исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов, культурологов, педагогов Ц и на чисто эмпирическом, и теоретическом уровне [1, 496Ц501]; это заставл€ет выделить наиболее общие составл€ющие, убедительно Ђработающиеї во всех отрасл€х социально-гуманитарного знани€.
ѕроблема исследовани€ ментальных феноменов оказываетс€ и в центре внимани€ философского дискурса: необходимо отделение закономерного и сущностного от случайного и Ђурезанногої понимани€ феноменов. ¬ методологическом отношении социально-философский подход имеет принципиальное значение, ибо он позвол€ет вычленить базисные основани€ и особенности менталитета и тем самым придать дефиници€м и возможным по€снени€м соответствующую теоретическую нагрузку. ¬о-вторых, вычленение установочных позиций  (сфер реализации) дл€ современной российской молодежи, особенности их осуществлени€ в пространстве быти€ наличной культуры.
ћолодежный контекст исследовани€ ментальных феноменов  заставл€ет нас  особо  обозначить проблему самоопределени€ человека в ценностном пространстве наличной культуры. »менно в конкретно-исторических услови€х человеческого быти€ развертываетс€ личностное  становление индивида и  социальна€  активность  в реализации целей, потребностей, установок. ¬опрос о том, каковы основные потребности человека и в какой форме наличествуют они у молодежного поколени€ современной –оссии, нуждаетс€ в отдельном обозначении.
ј.ј. ћиголатьев выдел€ет в качестве системы основных потребностей человека целый р€д составл€ющих частей или элементов: потребность в естественных услови€х жизни, включающую не только наличие воздуха, воды, тепла и других природных ресурсов, но и особенности организации жизненного пространства, в том числе и особенности городской цивилизации дл€ их удовлетворени€. — приведенными потребност€ми св€заны потребности в труде Ц как дл€ реализации продуктивной компетенции с целью достижени€ высокого качества жизни, так и дл€ творчески-личностной самореализации.
ѕотребность  в  теоретико-познавательной  де€тельности,  отражающа€  особенности социально-индивидуальной реализации процесса познани€ в учебно-научном пространстве человеческой цивилизации; неизбывность данного процесса означает, что истинно человеческа€ потребность в познании осуществл€етс€ молодым поколением с использованием нарастающих возможностей глобальной информационной цивилизации, отража€ окружающую действительность.
ѕотребность в социализации реализуетс€ молодым поколением в измен€ющихс€ услови€х свободной самореализации, с учетом необходимых и достаточных условий становлени€ гражданского общества в современной –оссии. — ней св€зана потребность в информации международного, национально-государственного и регионального характера в различных социально-культурных пространствах человеческого быти€: в политике, экономике, культуре, науке и технике, военном деле и медицине и др.
¬ажной дл€ человека  €вл€етс€ потребность  в  любви. ќна понимаетс€  в современном молодежном сообществе не только в активно пропагандируемом в последние дес€тилети€ отечественными —ћ» чисто функциональном, примитивно генитальном смысле, но и как высокое духовное чувство, отражающее его отношение к другому человеку (в том числе и к родител€м, родным и близким), –одине, труду, искусству, самому себе.
ѕотребность в гуманитарной де€тельности €вл€етс€ также необходимой современному молодому человеку, поскольку она характеризует его здоровое личностное развитие: образование, просвещение, воспитание, общение и обмен опытом, культурный рост, усвоение и передача традиций, обычаев, помощь слабым и больным, дет€м, престарелым, жертвам стихийных бедствий и террора. Ёти феномены, пронизывающие че-ловеческую жизнь, не могут не затрагивать как современного молодежного сознани€, так и вырабатываемых каждым индивидом поведенческих моделей, социальных стереотипов и проектов, отражающих отношение к окружающей действительности.
ѕотребность в пространстве и времени, контекстуально выстраиваема€ каждым, осознаетс€ в зависимости от конкретных ситуаций жизненной самореализации. ¬месте с тем, функциониру€ как единый феномен, значимые пространственные ориентиры и временные приоритеты предопредел€ют  как  общую жизненную прот€женность, задава€ некоторые пределы, так и обосновывают жизненную активность (и материальную, и духовную) молодого человека, фиксиру€  глубинно-психические  социально-культурные установки ментальности [2, 48Ц51].
ћентальность личности мы рассматриваем как устойчивую во временном прот€жении систему внутренних глубинно-психических социокультурных установок индивида, формирующуюс€ и измен€ющуюс€ как под вли€нием внешних воздействий,  так и путем  внутренне  обусловленного саморазвити€; функционирование ее осуществл€етс€ на уровне внесознательного. ¬ основу работы Ђментальных механизмовї положены три основные функциональные  установки,  которые  представл€ют  собой  своеобразную  глубинно-психическую Ђвертикальї. ”становка воспри€ти€ (представл€юща€ собой когнитивный элемент) относитс€ к числу наиболее общих социально-психологических механизмов, незначительно измен€ющихс€ даже при направленном внешнем воздействии. ”становка оценки (аффект), котора€ вли€ет на процесс отбора (Ђфильтрацииї) внешней информации, тесно св€зана с господствующими в обществе ценност€ми, ориентаци€ми, нормами и принципами социально приемлемого поведени€. ”становка поведени€ (де€тельностный аспект социальной установки) зависит от результатов формировани€ установки оценки. ” –.Ѕ. Ѕернса просматриваетс€ подобное же видение ментальных конструктов [3, 32Ц39]. Ќа поведенческом этапе различи€ в менталитетах оказываютс€ наиболее заметными и существенными. ‘еномен ментальности личности выходит за пределы сознани€, но вместе с тем не отождествл€етс€ и с бессознательным, в том числе и коллективным Ц в духе теоретических построений «. ‘рейда, ј. јдлера и  . ёнга.
—оциальна€ установка функционирует нар€ду с интересом, целью, потребностью. ”становка Ђформируетс€ на основе единства определенных внутренних и внешних факторов и, в свою очередь, кладетс€ в основу конкретного социального поведени€ї [4, 103]. ƒл€ полноценного социального поведени€ человека требуетс€ взаимосв€зь его индивидуальных психических особенностей со сложившимис€ нормами жизнеде€тельности социальных групп.
—оциально-культурные установки представл€ют собой ценностный р€д, недостаточно фиксированный в плане финишной детерминации, но устойчивый в пространстве самореализации наличной культуры. ¬ числе социально-культурных установок ментальности могут быть выделены:  €зыкова€, трудова€ (хоз€йственна€, экономическа€), правова€, государственна€, нравственна€, национальна€, религиозна€, семейна€, природна€, патриотическа€, эстетическа€ и др. Ќабор их зависит как от индивидуального саморазвити€ личности и задаваемых им социальных приоритетов, так и от особенностей наличной культуры, организующих и определ€ющих социальное бытие индивида.
—.¬.  ондратьев подчеркивает, что Ђсознание человека есть продукт социализации, то есть оно возникает и развиваетс€ в услови€х общественного быти€ человека. ѕоследнее же имеет земное происхождение, детер-
минировано человеческой природой и во многом зависит от среды существовани€ї [5, 29]. ћентально-ценностный набор установок  современной молодежи включает в  себ€ указанные выше  с дополнением новых, что справедливо, на наш взгл€д, св€зываетс€ с постепенной реализацией некоторых тенденций современной развивающейс€ глобальной информационной цивилизации. »змен€етс€ общество, культура наполн€етс€ обновленными элементами, которые фиксируют новые ментальные установки.
ћолодежна€ €зыкова€ ментальность как способ воспри€ти€ мира вообще и способ артикулировать свое отношение  к  действительности  и формировать  собственную  картину мира  включает  в  себ€  традиционные особенности, характерные дл€ любого человеческого сообщества  [6, 50Ц55]. ¬ €рко молодежном контексте к ней могут быть  отнесены  и  различные  современные молодежные феномены: сленг, сокращенные слова и  выражени€,  sms-стиль,  замена  значений, иностранные  заимствовани€,  в  том  числе и  американизмы. Ёту особенность подчеркивают  как  актуальную  дл€ подростковой и молодежной  среды многие педагоги-прак-тики [7, 267Ц271; 8, 295Ц300; 9, 336-340]. ¬месте с тем диалектическое осмысление социальных феноменов в целом предполагает допущение иных сторон про€влени€ €зыковой ментальности современной молодежи.
Ќазад ¬перед

ќпубликовано: 11-08-2012, 16:37, количество просмотров: 2 549