spy pen software here whatsapp spy in south africa how do i track my iphone 6s cell phone listening software geek site iphone spy keylogger text message tracker for android site whatsapp spy existe phone tracking devices spy mobile spyware for blackberry does spy mobile work spy on cell app
 
 

Каталог учебных материалов



Ментальные установки личности: молодежный контекст становления

Введение. Перспективы развития современного Российского государства и общества напрямую зависят от особенностей становления и развития наиболее общих ментальных установок новой генерации граждан России, их ценностных ориентаций и компетенций – возможности реализации потребностей, устремлений и приоритетов. Для подтверждения данного утверждения в качестве цели настоящей работы предполагается решить ряд  задач,  в числе  которых наиболее  существенными  здесь можно назвать  следующие: 1) научное определение понятия «менталитет / ментальность» для более убедительного совмещения данного феномена с феноменом современной молодежи; 2) выделение функциональных составляющих менталитета, способствующих  социальной  детерминации молодежного  характера;  3)  совмещение  выделенных  в  качестве  ведущих социально-культурных  установок менталитета  с  глубинно-психическими  установками молодого поколения для необходимого определения молодежного характера в целом и ментальности личности молодого человека в частности.
Материалы и методы. Методологической базой логики социально-философского исследования ментальных установок личности в контексте проблемы становления молодежного самосознания выступает системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. При социально-философском исследовании феномена русского менталитета  используются  также методы  сравнительно-исторического,  структурно-функционального анализа и принципы диалектического мышления. Теоретическими основаниями и источниками исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, рассматривающих различные аспекты проблем менталитета общества и ментальности  личности. Исторически  сложившиеся ментальные  традиции и ценности жизни, отражающие глубинные «пласты» психологии и сознания, тем не менее носят открытый и незавершенный характер в связи с изменениями культуры и социальной действительности.
Результаты. Проблема исследования ментальных феноменов остается актуальной и многозначной в современном отечественном социально-гуманитарном  знании. Видение  особенностей  ее понимания и  разрешения различными специалистами контекстуально: оно зависит как от сферы исследовательских интересов, конкретного научного пространства деятельности, так и от профессиональных исследовательских задач, направлений реализуемых проектов и др.
Категориально-понятийный научный анализ ментального пространства предполагает особое обозначение двух основных задач, решение которых представляется следующим. Во-первых, категориально-понятийная  детерминация. Проблема  менталитета  / ментальности  общества  привлекает  внимание  исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов, культурологов, педагогов – и на чисто эмпирическом, и теоретическом уровне [1, 496–501]; это заставляет выделить наиболее общие составляющие, убедительно «работающие» во всех отраслях социально-гуманитарного знания.
Проблема исследования ментальных феноменов оказывается и в центре внимания философского дискурса: необходимо отделение закономерного и сущностного от случайного и «урезанного» понимания феноменов. В методологическом отношении социально-философский подход имеет принципиальное значение, ибо он позволяет вычленить базисные основания и особенности менталитета и тем самым придать дефинициям и возможным пояснениям соответствующую теоретическую нагрузку. Во-вторых, вычленение установочных позиций  (сфер реализации) для современной российской молодежи, особенности их осуществления в пространстве бытия наличной культуры.
Молодежный контекст исследования ментальных феноменов  заставляет нас  особо  обозначить проблему самоопределения человека в ценностном пространстве наличной культуры. Именно в конкретно-исторических условиях человеческого бытия развертывается личностное  становление индивида и  социальная  активность  в реализации целей, потребностей, установок. Вопрос о том, каковы основные потребности человека и в какой форме наличествуют они у молодежного поколения современной России, нуждается в отдельном обозначении.
А.А. Миголатьев выделяет в качестве системы основных потребностей человека целый ряд составляющих частей или элементов: потребность в естественных условиях жизни, включающую не только наличие воздуха, воды, тепла и других природных ресурсов, но и особенности организации жизненного пространства, в том числе и особенности городской цивилизации для их удовлетворения. С приведенными потребностями связаны потребности в труде – как для реализации продуктивной компетенции с целью достижения высокого качества жизни, так и для творчески-личностной самореализации.
Потребность  в  теоретико-познавательной  деятельности,  отражающая  особенности социально-индивидуальной реализации процесса познания в учебно-научном пространстве человеческой цивилизации; неизбывность данного процесса означает, что истинно человеческая потребность в познании осуществляется молодым поколением с использованием нарастающих возможностей глобальной информационной цивилизации, отражая окружающую действительность.
Потребность в социализации реализуется молодым поколением в изменяющихся условиях свободной самореализации, с учетом необходимых и достаточных условий становления гражданского общества в современной России. С ней связана потребность в информации международного, национально-государственного и регионального характера в различных социально-культурных пространствах человеческого бытия: в политике, экономике, культуре, науке и технике, военном деле и медицине и др.
Важной для человека  является потребность  в  любви. Она понимается  в современном молодежном сообществе не только в активно пропагандируемом в последние десятилетия отечественными СМИ чисто функциональном, примитивно генитальном смысле, но и как высокое духовное чувство, отражающее его отношение к другому человеку (в том числе и к родителям, родным и близким), Родине, труду, искусству, самому себе.
Потребность в гуманитарной деятельности является также необходимой современному молодому человеку, поскольку она характеризует его здоровое личностное развитие: образование, просвещение, воспитание, общение и обмен опытом, культурный рост, усвоение и передача традиций, обычаев, помощь слабым и больным, детям, престарелым, жертвам стихийных бедствий и террора. Эти феномены, пронизывающие че-ловеческую жизнь, не могут не затрагивать как современного молодежного сознания, так и вырабатываемых каждым индивидом поведенческих моделей, социальных стереотипов и проектов, отражающих отношение к окружающей действительности.
Потребность в пространстве и времени, контекстуально выстраиваемая каждым, осознается в зависимости от конкретных ситуаций жизненной самореализации. Вместе с тем, функционируя как единый феномен, значимые пространственные ориентиры и временные приоритеты предопределяют  как  общую жизненную протяженность, задавая некоторые пределы, так и обосновывают жизненную активность (и материальную, и духовную) молодого человека, фиксируя  глубинно-психические  социально-культурные установки ментальности [2, 48–51].
Ментальность личности мы рассматриваем как устойчивую во временном протяжении систему внутренних глубинно-психических социокультурных установок индивида, формирующуюся и изменяющуюся как под влиянием внешних воздействий,  так и путем  внутренне  обусловленного саморазвития; функционирование ее осуществляется на уровне внесознательного. В основу работы «ментальных механизмов» положены три основные функциональные  установки,  которые  представляют  собой  своеобразную  глубинно-психическую «вертикаль». Установка восприятия (представляющая собой когнитивный элемент) относится к числу наиболее общих социально-психологических механизмов, незначительно изменяющихся даже при направленном внешнем воздействии. Установка оценки (аффект), которая влияет на процесс отбора («фильтрации») внешней информации, тесно связана с господствующими в обществе ценностями, ориентациями, нормами и принципами социально приемлемого поведения. Установка поведения (деятельностный аспект социальной установки) зависит от результатов формирования установки оценки. У Р.Б. Бернса просматривается подобное же видение ментальных конструктов [3, 32–39]. На поведенческом этапе различия в менталитетах оказываются наиболее заметными и существенными. Феномен ментальности личности выходит за пределы сознания, но вместе с тем не отождествляется и с бессознательным, в том числе и коллективным – в духе теоретических построений З. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга.
Социальная установка функционирует наряду с интересом, целью, потребностью. Установка «формируется на основе единства определенных внутренних и внешних факторов и, в свою очередь, кладется в основу конкретного социального поведения» [4, 103]. Для полноценного социального поведения человека требуется взаимосвязь его индивидуальных психических особенностей со сложившимися нормами жизнедеятельности социальных групп.
Социально-культурные установки представляют собой ценностный ряд, недостаточно фиксированный в плане финишной детерминации, но устойчивый в пространстве самореализации наличной культуры. В числе социально-культурных установок ментальности могут быть выделены:  языковая, трудовая (хозяйственная, экономическая), правовая, государственная, нравственная, национальная, религиозная, семейная, природная, патриотическая, эстетическая и др. Набор их зависит как от индивидуального саморазвития личности и задаваемых им социальных приоритетов, так и от особенностей наличной культуры, организующих и определяющих социальное бытие индивида.
С.В. Кондратьев подчеркивает, что «сознание человека есть продукт социализации, то есть оно возникает и развивается в условиях общественного бытия человека. Последнее же имеет земное происхождение, детер-
минировано человеческой природой и во многом зависит от среды существования» [5, 29]. Ментально-ценностный набор установок  современной молодежи включает в  себя указанные выше  с дополнением новых, что справедливо, на наш взгляд, связывается с постепенной реализацией некоторых тенденций современной развивающейся глобальной информационной цивилизации. Изменяется общество, культура наполняется обновленными элементами, которые фиксируют новые ментальные установки.
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира вообще и способ артикулировать свое отношение  к  действительности  и формировать  собственную  картину мира  включает  в  себя  традиционные особенности, характерные для любого человеческого сообщества  [6, 50–55]. В ярко молодежном контексте к ней могут быть  отнесены  и  различные  современные молодежные феномены: сленг, сокращенные слова и  выражения,  sms-стиль,  замена  значений, иностранные  заимствования,  в  том  числе и  американизмы. Эту особенность подчеркивают  как  актуальную  для подростковой и молодежной  среды многие педагоги-прак-тики [7, 267–271; 8, 295–300; 9, 336-340]. Вместе с тем диалектическое осмысление социальных феноменов в целом предполагает допущение иных сторон проявления языковой ментальности современной молодежи.
Назад Вперед

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Выполняем все виды
студенческих работ
по техническим и гуманитарным
дисциплинам