Каталог учебных материалов



Ментальные установки личности: молодежный контекст становления

Введение. Перспективы развития современного Российского государства и общества напрямую зависят от особенностей становления и развития наиболее общих ментальных установок новой генерации граждан России, их ценностных ориентаций и компетенций – возможности реализации потребностей, устремлений и приоритетов. Для подтверждения данного утверждения в качестве цели настоящей работы предполагается решить ряд  задач,  в числе  которых наиболее  существенными  здесь можно назвать  следующие: 1) научное определение понятия «менталитет / ментальность» для более убедительного совмещения данного феномена с феноменом современной молодежи; 2) выделение функциональных составляющих менталитета, способствующих  социальной  детерминации молодежного  характера;  3)  совмещение  выделенных  в  качестве  ведущих социально-культурных  установок менталитета  с  глубинно-психическими  установками молодого поколения для необходимого определения молодежного характера в целом и ментальности личности молодого человека в частности.
Материалы и методы. Методологической базой логики социально-философского исследования ментальных установок личности в контексте проблемы становления молодежного самосознания выступает системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. При социально-философском исследовании феномена русского менталитета  используются  также методы  сравнительно-исторического,  структурно-функционального анализа и принципы диалектического мышления. Теоретическими основаниями и источниками исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, рассматривающих различные аспекты проблем менталитета общества и ментальности  личности. Исторически  сложившиеся ментальные  традиции и ценности жизни, отражающие глубинные «пласты» психологии и сознания, тем не менее носят открытый и незавершенный характер в связи с изменениями культуры и социальной действительности.
Результаты. Проблема исследования ментальных феноменов остается актуальной и многозначной в современном отечественном социально-гуманитарном  знании. Видение  особенностей  ее понимания и  разрешения различными специалистами контекстуально: оно зависит как от сферы исследовательских интересов, конкретного научного пространства деятельности, так и от профессиональных исследовательских задач, направлений реализуемых проектов и др.
Категориально-понятийный научный анализ ментального пространства предполагает особое обозначение двух основных задач, решение которых представляется следующим. Во-первых, категориально-понятийная  детерминация. Проблема  менталитета  / ментальности  общества  привлекает  внимание  исследователей различных областей науки: психологов, политологов, социологов, культурологов, педагогов – и на чисто эмпирическом, и теоретическом уровне [1, 496–501]; это заставляет выделить наиболее общие составляющие, убедительно «работающие» во всех отраслях социально-гуманитарного знания.
Проблема исследования ментальных феноменов оказывается и в центре внимания философского дискурса: необходимо отделение закономерного и сущностного от случайного и «урезанного» понимания феноменов. В методологическом отношении социально-философский подход имеет принципиальное значение, ибо он позволяет вычленить базисные основания и особенности менталитета и тем самым придать дефинициям и возможным пояснениям соответствующую теоретическую нагрузку. Во-вторых, вычленение установочных позиций  (сфер реализации) для современной российской молодежи, особенности их осуществления в пространстве бытия наличной культуры.
Молодежный контекст исследования ментальных феноменов  заставляет нас  особо  обозначить проблему самоопределения человека в ценностном пространстве наличной культуры. Именно в конкретно-исторических условиях человеческого бытия развертывается личностное  становление индивида и  социальная  активность  в реализации целей, потребностей, установок. Вопрос о том, каковы основные потребности человека и в какой форме наличествуют они у молодежного поколения современной России, нуждается в отдельном обозначении.
А.А. Миголатьев выделяет в качестве системы основных потребностей человека целый ряд составляющих частей или элементов: потребность в естественных условиях жизни, включающую не только наличие воздуха, воды, тепла и других природных ресурсов, но и особенности организации жизненного пространства, в том числе и особенности городской цивилизации для их удовлетворения. С приведенными потребностями связаны потребности в труде – как для реализации продуктивной компетенции с целью достижения высокого качества жизни, так и для творчески-личностной самореализации.
Потребность  в  теоретико-познавательной  деятельности,  отражающая  особенности социально-индивидуальной реализации процесса познания в учебно-научном пространстве человеческой цивилизации; неизбывность данного процесса означает, что истинно человеческая потребность в познании осуществляется молодым поколением с использованием нарастающих возможностей глобальной информационной цивилизации, отражая окружающую действительность.
Потребность в социализации реализуется молодым поколением в изменяющихся условиях свободной самореализации, с учетом необходимых и достаточных условий становления гражданского общества в современной России. С ней связана потребность в информации международного, национально-государственного и регионального характера в различных социально-культурных пространствах человеческого бытия: в политике, экономике, культуре, науке и технике, военном деле и медицине и др.
Важной для человека  является потребность  в  любви. Она понимается  в современном молодежном сообществе не только в активно пропагандируемом в последние десятилетия отечественными СМИ чисто функциональном, примитивно генитальном смысле, но и как высокое духовное чувство, отражающее его отношение к другому человеку (в том числе и к родителям, родным и близким), Родине, труду, искусству, самому себе.
Потребность в гуманитарной деятельности является также необходимой современному молодому человеку, поскольку она характеризует его здоровое личностное развитие: образование, просвещение, воспитание, общение и обмен опытом, культурный рост, усвоение и передача традиций, обычаев, помощь слабым и больным, детям, престарелым, жертвам стихийных бедствий и террора. Эти феномены, пронизывающие че-ловеческую жизнь, не могут не затрагивать как современного молодежного сознания, так и вырабатываемых каждым индивидом поведенческих моделей, социальных стереотипов и проектов, отражающих отношение к окружающей действительности.
Потребность в пространстве и времени, контекстуально выстраиваемая каждым, осознается в зависимости от конкретных ситуаций жизненной самореализации. Вместе с тем, функционируя как единый феномен, значимые пространственные ориентиры и временные приоритеты предопределяют  как  общую жизненную протяженность, задавая некоторые пределы, так и обосновывают жизненную активность (и материальную, и духовную) молодого человека, фиксируя  глубинно-психические  социально-культурные установки ментальности [2, 48–51].
Ментальность личности мы рассматриваем как устойчивую во временном протяжении систему внутренних глубинно-психических социокультурных установок индивида, формирующуюся и изменяющуюся как под влиянием внешних воздействий,  так и путем  внутренне  обусловленного саморазвития; функционирование ее осуществляется на уровне внесознательного. В основу работы «ментальных механизмов» положены три основные функциональные  установки,  которые  представляют  собой  своеобразную  глубинно-психическую «вертикаль». Установка восприятия (представляющая собой когнитивный элемент) относится к числу наиболее общих социально-психологических механизмов, незначительно изменяющихся даже при направленном внешнем воздействии. Установка оценки (аффект), которая влияет на процесс отбора («фильтрации») внешней информации, тесно связана с господствующими в обществе ценностями, ориентациями, нормами и принципами социально приемлемого поведения. Установка поведения (деятельностный аспект социальной установки) зависит от результатов формирования установки оценки. У Р.Б. Бернса просматривается подобное же видение ментальных конструктов [3, 32–39]. На поведенческом этапе различия в менталитетах оказываются наиболее заметными и существенными. Феномен ментальности личности выходит за пределы сознания, но вместе с тем не отождествляется и с бессознательным, в том числе и коллективным – в духе теоретических построений З. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга.
Социальная установка функционирует наряду с интересом, целью, потребностью. Установка «формируется на основе единства определенных внутренних и внешних факторов и, в свою очередь, кладется в основу конкретного социального поведения» [4, 103]. Для полноценного социального поведения человека требуется взаимосвязь его индивидуальных психических особенностей со сложившимися нормами жизнедеятельности социальных групп.
Социально-культурные установки представляют собой ценностный ряд, недостаточно фиксированный в плане финишной детерминации, но устойчивый в пространстве самореализации наличной культуры. В числе социально-культурных установок ментальности могут быть выделены:  языковая, трудовая (хозяйственная, экономическая), правовая, государственная, нравственная, национальная, религиозная, семейная, природная, патриотическая, эстетическая и др. Набор их зависит как от индивидуального саморазвития личности и задаваемых им социальных приоритетов, так и от особенностей наличной культуры, организующих и определяющих социальное бытие индивида.
С.В. Кондратьев подчеркивает, что «сознание человека есть продукт социализации, то есть оно возникает и развивается в условиях общественного бытия человека. Последнее же имеет земное происхождение, детер-
минировано человеческой природой и во многом зависит от среды существования» [5, 29]. Ментально-ценностный набор установок  современной молодежи включает в  себя указанные выше  с дополнением новых, что справедливо, на наш взгляд, связывается с постепенной реализацией некоторых тенденций современной развивающейся глобальной информационной цивилизации. Изменяется общество, культура наполняется обновленными элементами, которые фиксируют новые ментальные установки.
Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира вообще и способ артикулировать свое отношение  к  действительности  и формировать  собственную  картину мира  включает  в  себя  традиционные особенности, характерные для любого человеческого сообщества  [6, 50–55]. В ярко молодежном контексте к ней могут быть  отнесены  и  различные  современные молодежные феномены: сленг, сокращенные слова и  выражения,  sms-стиль,  замена  значений, иностранные  заимствования,  в  том  числе и  американизмы. Эту особенность подчеркивают  как  актуальную  для подростковой и молодежной  среды многие педагоги-прак-тики [7, 267–271; 8, 295–300; 9, 336-340]. Вместе с тем диалектическое осмысление социальных феноменов в целом предполагает допущение иных сторон проявления языковой ментальности современной молодежи.
Назад Вперед

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Выполняем все виды
студенческих работ
по техническим и гуманитарным
дисциплинам