» » » Ментальные установки личности: молодежный контекст становления

Ментальные установки личности: молодежный контекст становления

0 Грамотная, упорядоченная, логично развернутая речь, в противовес навязываемому, в том числе и средствами массовой информации, псевдо-молодежному стилю общения, – также достаточно часто встречающееся явление. Оно не означает своего рода протестной закрытости или «некритического возврата к традиционности» в использовании языка частью молодежного сообщества. Это личностное самоопределение, основанное на праве выбора. Вообще, любое действие молодого человека может и должно восприниматься как своеобразное «оглядывание» и «ощупывание» социального окружения с целью поиска тех или иных убедительных моде-лей поведения, определяющих выбор профессиональных проектов, гендерных отношений и других социально-личностных пространств, определяющих «самость» индивида.
Особенности трудовой, профессиональной самореализации, рассмотренные через призму ментального подхода, позволяют говорить о трудовой установке молодежной ментальности. Экономическое самосознание молодежи имеет свое особое воплощение в пространстве наличной культуры. Приоритеты трудовой ориентации молодежи в значительной степени определяются внешним направленным воздействием – со стороны ближайшего социального окружения, задающего и предлагающего определенные контекстные ситуации; со стороны большого социального окружения, преимущественно посредством СМИ. Однако не следует упускать из виду и возможности идеологического государственного воздействия, механизмы которого с развитием глобального информационного мира предстают как все более изощренные и точечно направленные. Это может служить определяющим фактором личностного выбора молодого человека.
Трудовая установка занимает важное место в ментальном пространстве русской культуры, определяя социальную направленность деятельности индивида и сообщества. Социальное значение трудовой активности индивида и сообщества проявляется в различных аспектах. Например, профессиональное самоопределение человека  означает  возможность  его последовательной и  успешной  социализации  в  социальном  окружении национального сообщества и глобального мира  [10, 65–75]. Поиску своего места занятости в пространстве трудовых отношений предшествует ориентация в мире профессий и сферах занятости.
Профессиональная ориентация как система  направленных  педагогических действий прежде всего дополняется индивидуальной трудовой потребностью субъекта, личностным целеполаганием, основанным на интересе. Социальная направленность трудовых интересов индивида формируется под воздействием социальных условий, ближайшего социального окружения (прежде всего семьи), педагогических техник и технологий образования и др. субъектов. Такое взаимодействие порождает внутреннюю активность, принимаемую в качестве собственной осознанной внутренней позиции.
Представление о труде в социальном протяжении позволяет говорить о том, что в его процессе индивид осваивает окружающий его предметно-вещный мир и развивает собственные внутренние свойства и качества.
Потребность в труде реализуется человеком в условиях развития соперничества, конкуренции субъектов трудовой деятельности наряду с обменом наработанным опытом между ними, взаимным обогащением знаниями, навыками, приемами труда и компетенциями.
Важным трудовым аспектом социализации человека признается сегодня – в рамках известного культурного сближения российской и европейской систем образования – направленное развитие продуктивной компетентности человека. Под продуктивной компететностью понимается: способность индивида производить конкретный продукт, получая некоторый результат деятельности (измеряемый с позиций тех или иных критериев), который могут использовать другие; ответственность индивида за планирование, ход и результаты труда, что придает осознанный характер конкретным действиям; способность материально обеспечивать себя и близких средствами к существованию, «умение работать и зарабатывать» [11, 15; 12, 10–12]. Это понимание в значительной степени развертывает содержание трудовой установки менталитета в рамках наличной культуры современного российского социума.
Важно помнить, что социально-экономическое многообразие как системный фактор способствует гиперразнообразию личностных позиций политико-правового, социально-экономического, научного и культурного характера. Трудовая ориентация молодого человека и  закрепление его в пространстве социально-трудовых отношений означает не только последующую социально-бытовую  его  устроенность,  но  и  устойчивость глубинно-психического, ментального плана. Осознанное отношение к трудовой активности человека, уважение к результатам своего собственного и общественного труда, вообще труда как ценностного феномена формирует общий фон трудовой ориентации в социуме, фиксируя значимый в содержательном отношении вектор трудовой установки в системе установок менталитета.
То или иное социальное проявление имеют и другие ментальные установки, составляющие социально-культурный, аксиологический ряд в нашей концепции русского менталитета. Они требуют, по всей видимости, отдельного и углубленного осмысления. Это может быть справедливо отнесено к перспективам ментальных исследований.
Обсуждение результатов. Обсуждение некоторых обозначенных нами идей и проблемных узлов, связанных с поиском форм социального проявления ментальных установок личности современного молодого человека, осуществлялось в рамках апробации общей темы нашего исследования «Социально-философское осмысление феномена русского менталитета»:
–  в  ходе  выступлений  на  ряде  научных  конференций,  симпозиумах  и  конгрессах.  В  частности,  на I Международном научном конгрессе «Искусство, образование, наука в преддверии  III тысячелетия»  (Волгоград,  1998);  II  Российском  философском  конгрессе  «ХХI  век:  будущее  России  в  философском  измере-нии» (Екатеринбург, 1999); Всероссийской научной конференции «Реализация государственной молодежной политики как условие социализации молодежи»  (Волгоград, 2000); XV Международном философском конгрессе «Die geistige Einheit Europas in ihrer Kulturellen Vielfalt» (Бонн, 2000); XIV и XV научно-практических конференциях  ИФ  РАН  «Философское  осмысление  судеб  цивилизации»  (Москва,  2001,  2002);  областной научно-практической конференции «Краеведение – основа патриотического воспитания молодежи»  (Волгоград, 2004); Всероссийской научной конференции «Проблемы жизненного  выбора подростков и молодежи в условиях социальных перемен» (Волгоград, 2004); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); I –III Всероссийских научно-практических конференциях «Молодежь и формирование  гражданского общества  в России»  (Волгоград, 2005–2007); Международной научной  конференции «Мировоззренческие и философско-методологические основания инновационного развития совре-менного общества» (Минск, 2008); Международной научной конференции «Старшее поколение в современной семье» (Нижний Новгород, 2008); Международной научной конференции «Человек в условиях мировых природных и социальных катаклизмов» (Санкт-Петербург, 2010) и др.;
– в научных публикациях, в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для представления результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора / кандидата наук: «Известия Волгоградского государственного  педагогического  университета»  (Волгоград),  «Личность. Культура. Общество»  (Москва), «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск), «Философия хозяйства» (Москва), «Человек и труд» (Москва) и др.
Выводы. Можно утвердительно  говорить об  актуальности исследования проблемы менталитета  современного  российского  общества,  ментальности  личности  молодого  человека  и  молодежной  ментальности в целом. Эта  актуальность обусловлена целой  совокупностью причин,  важнейшей  среди которых  является потребность  понять  специфику  истории  Российского  государства,  особенности  современного  российского общества, перспективы его динамики. Сложные социальные, этнополитические процессы, происходящие сегодня в России, приковывают общественное внимание и внимание ученых к сложным проблемам, связанным с самосознанием русского народа. Поэтому проблема единства и многообразия человеческого в человеке продолжает вызывать как теоретический, так и практический интерес.
Социально-философское осмысление комплекса проблем  современного российского общества (социально-экономических  и  политических  достижений,  неудач  и  перспектив  развития)  предполагает  глубокое исследование проблемы менталитета народов России, русского народа, ментальностей социальных (в том числе и возрастных), профессиональных и этнокультурных групп. Необходимость этого определяется и потребностями самой философии. Деятельность людей детерминируется социально-экономическими и культурными связями, особенностями психического склада и другими факторами, в основе которых лежат ментальные феномены.

Без четкого знания структуры и особенностей ментальных феноменов направленная модернизация общества и государства не представляется возможной, поскольку кардинальные реформы – это всегда фунда ментальные изменения основ жизни  народа,  связанные  с  его  ценностными  ориентациями,  сложившимися убеждениями и стереотипами. Ментальные особенности, проявляясь в индивидуальной психике и поведении людей как некие «константы», формируют базу идентичности молодого человека в условиях определенного времени, фиксируя векторы дальнейшего исторического развития страны.


Д.В. Полежаев



Список литературы
1. Полежаев Д.В. Феномен менталитета  в  социально-гуманитарном  знании:  историографические  заметки  // Личность. Культура. Общество. М.: Изд-во ИФ РАН, 2009. Т. XI, вып. 2(48–49). С. 496–501.
2. Миголатьев А.А. О человеческих потребностях // Социально-политический журн. 1998. № 6. С. 45–56.
3. Бернс Р.Б. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ.; Общ. ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. 424 с.
4. Петривняя И.В. Инновация в подготовке учителя. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1990. 140 с.
5.  Кондратьев  С.В.  Психология  становления  социальной  сущности  человека:  вопросы  теории.  Волгоград:  НКФ «ВОГС», 1999. 168 с.
6. Полежаев Д.В. Проблема формирования картины мира личности  // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2009. № 8(42). С. 50–55.
7. Никофирова Н.С.  Русская  речь  сегодня  // Духовно-нравственное  воспитание  в  пространстве  современного  об-
разования: Материалы регион. науч.-практ. конф. (26 апр. 2007 г.)  / Сост. Д.В. Полежаев; Под общ. ред. Л.И. Гриценко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2007. С. 267–271.
8. Реут О.М. Духовные основы русского языка // Духовно-нравственное воспитание в пространстве… С. 295–300.
9. Тарасенко М.Г. «Чистота языка» как важный аспект духовно-нравственной культуры // Духовно-нравственное воспитание в пространстве… С. 336–340.
10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 608 с.73
11. Лиферов А.П., Воронова О.Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования // Педагогика. 2007. № 2. С. 12–22.
12. Российское образование и тенденции мирового развития // Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. С. 10–12.
Назад Вперед

Опубликовано: 11-08-2012, 16:37, количество просмотров: 2 931

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.