» » » Жизненные стратегии современных студентов: опыт эмпирического исследования

Жизненные стратегии современных студентов: опыт эмпирического исследования

0 Молодость – это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации молодых людей. Долгое время советская молодежь находилась в уникальном положении, когда общество гарантировало постоянность социальной жизни и обязательное исполнение поставленных жизненных целей в том случае, если они соответствуют заданным обществом программам. Этому способствовали: экстенсивное развитие экономики, постоянная потребность рынка труда в рабочей силе, возможность получения образования выходцами из различных социальных слоев общества, система распределения выпускников высших учебных заведений и многое другое [1].
90-е гг. ХХ в. внесли существенные коррективы в процесс жизненного проектирования молодежи. Смена государственной идеологии привела к серьезной трансформации общества. Рыночная экономика, пришедшая взамен советской командно-административной системе, кардинально изменила социально-статусную иерархию, которая долгое время строилась по принципам классовой принадлежности и близости к государственно-партийной элите, повысив роль профессии и образования [2].
Благодаря развитию  системы негосударственного и  внебюджетного профессионального образования у молодых людей расширились возможности выбора вида, формы его получения. Как свидетельствует стати-стика, в настоящее время большая часть выпускников школ получают будущую профессию в стенах высшей школы. При этом для значительной части студентов процесс обучения стоит немалых денег, что зачастую вынуждает их прибегать к поиску дополнительной работы [3].
Расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Большинство фирм и учреждений предпочитают получать «готовых» специалистов с опытом работы если не по специаль-ности, то в близкой области или с навыками профессиональной деятельности, свидетельствующими о способности человека быстро осваивать знания и профессиональные требования.
Новые реалии требуют научного осмысления и специального исследования в силу нестандартности самого пути перехода России к обществу рыночного типа и определяемой этим специфики социальных процессов.
Успешность разрешения данного объективного противоречия между расширением возможностей удовлетворения профессионально-образовательных потребностей молодежи и сокращением вероятности трудоустройства в соответствии с полученным дипломом, по нашему мнению, в значительной степени определяется жизненной стратегией.
Под жизненной стратегией мы понимаем выбор личностью способа жизненного самоопределения и самореализации [4].
Жизненное самоопределение, по своей сути, есть система взаимодействия человека и общества в ходе
жизнедеятельности, которая функционирует в следующих формах:
1) общество полностью  задает функционирование человека,  который будет формировать жизненный путь на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение;
2) человек сам формирует общество, противореча той общности, в которой он существует;
3) полное самоопределение (когда человек выстраивает грамотную систему взаимодействия  с  обществом).
Результатом самоопределения является ориентация на достижение определенного социального статуса в общественной структуре общества. Выбор социального статуса осуществляется посредством механизмов социального сравнения и социального обмена. В дальнейшем в рамках выбранного статуса молодые люди реализуют свой внутренний потенциал [5].
Жизненная самореализация заключается в планомерной деятельности по реализации жизненных целей.
Чем больше намеченные жизненные цели соразмерны реальному способу жизнедеятельности (данные цели формулируются в процессе жизненного самоопределения), тем выше вероятность достижения желаемого результата и тем больше степень самореализации личности. Исходя из потенциала и накопленного социального опыта, молодежь вправе  выбирать  и  корректировать  свои жизненные цели. Сложность самореализации определяется  интегральностью жизненных  целей, множественностью форм  связи между  ними. В  каждый конкретный момент жизнедеятельности одни цели становятся ведущими, другие теряют свою жизненную актуальность; одни мирно сосуществуют в сознании, между другими постоянно возникают противоречия; одни цели дополняют, другие взаимно исключают друг друга. Поэтому в структуре жизненных целей обязательно должны присутствовать отношения субординации, иерархии и координации.
На пересечении различных типов жизненного самоопределения и самореализации были выделены три типа жизненных стратегий, которые конкретизируются различными жизненными тактиками (таблица).

Типология жизненных тактик современной молодежи

Жизненные стратегии современных студентов
Жизненные поведенческие тактики отличаются друг от друга не только содержанием, но и динамикой развития и возможностями совершенствования. Они в свою очередь образуют три типа жизненных стратегий, которые являются наиболее типичными для современной российской молодежи [6].
Совокупность жизненных тактик на основе размытой/нечеткой самореализации образует ситуативную жизненную стратегию, для которой характерно отсутствие движения к долгосрочной перспективе. В данном случае имеется набор жизненных тактик, которые адекватны только для конкретных жизненных ситуаций.61
Вынужденная жизненная стратегия конкретизируется жизненными тактиками на основе досрочной/преждевременной самореализации. Преждевременная реализация жизненных целей выступает причиной  того, что молодые люди вынуждены приспосабливаться к социальному окружению, что отражается в названии жизненных тактик, которые входят в стратегию: адаптации, подражания и т.п. [7].
Жизненные тактики на основе зрелой самореализации образуют стратегию развития, которая характеризуется активными действиями по реализации жизненных целей на перспективу.
На основе разработанной методологии анализа процесса жизненного проектирования в рамках эмпирического исследования был проведен типологический анализ жизненных стратегий и жизненных тактик рабо-тающей и не работающей студенческой молодежи. Исследование включало в себя два этапа:
– биографическое интервью и анализ письменных биографий студентов, обучающихся в вузах г. Екатеринбурга (10 устных и 43 письменные биографии);
– количественный опрос студентов вузов г. Екатеринбурга (578 студентов).
Исследование показало, что  среди работающих  студентов наиболее часто встречаются инновационная жизненная тактика и тактика адаптации. Соответственно данная группа молодежи конструирует свой жизненный путь либо на основе адекватного самоопределения, либо на основе зрелой самореализации [8].
Назад Вперед

Опубликовано: 11-08-2012, 16:06, количество просмотров: 4 182

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.