Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности
Дипломная работа по предмету "педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности". Если Вы не имеете своего плана работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 412
Уникальность 78%. Речь, презентация
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
1.1. Анализ исследований по проблемам развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
1.2. Условия и критерии развития элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль игры в приобщении детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности
2.1. Исследование уровня сформированности взаимоотношений с окружающими у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.2. Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими в процессе игровой деятельности (формирующий эксперимент)
2.3. Анализ эффективности проведенной работы (контрольный эксперимент) 43
Выводы по 2 главе 49
Заключение 52
Литература 56
Приложения 9
Введение
В современном российском образовании, в том числе и дошкольном, на первом месте ставятся вопросы воспитания человека как личности. И здесь немалое внимание отводится умению подрастающего поколения использовать элементарные общепринятые нормы и правила во взаимоотношениях с другими людьми. Так, Федеральный закон об образовании в РФ [37] и ФГОС дошкольного образования [30], в первую очередь, делают акцент на то, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В дошкольном возрасте общение является одним из основных условий развития ребенка, поскольку это важнейший фактор формирования его личности, один из главных видов деятельности человека в познании и оценке самого себя через других людей.
По своей сути, под общением психологи рассматривают взаимодействие людей, способствующее согласованию и объединению усилий с целью достижения общего результата. Общение формирует психику человека как личности. Сфера общения является мощным источником, определяющим психическое состояние ребенка, его здоровье [19, c.78].
Дошкольник общается в детском саду с другими ребятами, он вращается в социальной среде, где общаться просто необходимо. Здесь и происходит важное приобретение ребенка в коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник начинает познавать и мир сверстников, начиная с ними общаться. И все это, зачастую, происходит через игровую деятельность.
Как сказал один известный педагог-психолог, человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра - это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку с давних времен означало «жить» и «дружить» [39, c.112].
Если игра примитивна и бедна, то это может пагубно отразиться на становлении личности ребенка и их коммуникативное развитие, поскольку именно во время совместной игры происходит общение. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
К сожалению, в наше современное, технологичное время не все дети умеют свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Дети, не владеющие навыками элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками, хуже других учатся, осваивают материал, конфликтуют, у них отсутствуют умения сотрудничать со сверстниками, что порождает их не успешность, и соответственно, у них возникают трудности адаптации в коллективе.
Поэтому, очень важно помогать детям войти в современный мир знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.
Проблемой настоящего исследования интересовались многие психологи и педагоги. Например, особенности взаимоотношений дошкольников со сверстниками интересовали В.Н.Мясищева, Г.М.Андрееву, Н.Н.Обозова, Т.А.Репину, Е.О.Смирнову, А.В.Петровского и других. Вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками отражены в трудах психологов, педагогов: М.И.Лисиной, А.А.Леонтьева, Р.С.Немова, Л.Г.Арушановой, В.С.Волковой, Л.М.Щипициной, А.Г.Вороновой. О важности игры - как ведущей деятельности в дошкольном возрасте писали авторы, в число которых вошли: Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева и многие другие.
Таким образом, все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы работы: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений в процессе игровой деятельности».
Целью исследования является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей старшего дошкольного возраста элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений с окружающими в процессе игровой деятельности.
Объект исследования - взаимоотношения старших дошкольников с окружающими.
Предмет исследования - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими при помощи игр.
Для достижения цели необходимо решить круг задач:
изучить теоретические основы формирования элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений с окружающими у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке;
изучить проблемы взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
выявить условия и критерии развития элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений с окружающими у детей в старшем дошкольном возрасте;
определить роль игры как ведущего вида деятельности дошкольника, способствующей его коммуникативному развитию, формированию элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками;
провести диагностику старших дошкольников на выявление уровня сформированности взаимоотношений со своими сверстниками;
организовать систему работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с окружающими с использованием игр;
провести анализ и оценить результаты проведенной работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что специально организованная педагогическая деятельность по приобщению детей старшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений посредством игр, способствует формированию продуктивных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с окружающими.
Методы исследования в работе: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент наблюдения за детьми, опрос воспитателей, анкетирование родителей, беседа.
Базой исследования явилось МДОУ № 7 детский сад «Цветик-семицветик» Нижегородской области, Городецкого района. В исследовании приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основании обширного изучения литературы по проблеме исследования, сделанные выводы и предложения, разработки и методические рекомендации, могут быть использованы педагогами и психологами детских садов для улучшения воспитательного воздействия по изученной теме исследования.
Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Литература
1. Авдулова Т.П. Психология игры. - М.: Академия, 2009. – 155 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник - М.: Слово, 2010. – 300 с.
3. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А.Аркин. - М.2008. - 260 с.
4. Артемова Л.В. Развитие предпосылок толерантности в процессе социально-нравственного воспитания [Текст] / Л.В.Артемова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2011. – № 1. – С. 99 – 105.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2010. - 356 с.
6. Бодалев А.А. Об изучении общения // Психология общения А.А. Бодалев.- М., 2002. Вып. 3.- 396 с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб, 2000. – 346 с.
8. Буре Р.С. Готовим детей к школе / Р.С.Буре.- М., 2012. - 316 с.
9. Виноградова Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов. — М.: Айрис-пресс, 2005. - 400 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2001. – 489 с.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
12. Гаффорова Р.А. Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей 6-7 лет со сверстниками // http://www.scienceforum.ru/2015/1160/12704.
13. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
14. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 224 с.
15. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца – М.: Педагогика, 2005. – 235 с.
16. Запорожец А.В. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2000. – 96 с.
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2010. - 240 с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Academia, 2007. - 416 с.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2001. - 384 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении /М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с.
22. Люблинская А. О шалостях и поступках маленьких детей / Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов /Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 2009. – 304 с.
23. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2013. — 639 с.
24. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение. - 1999. – 382 с.
25. Павелко Р.О. Детская психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 324 с.
26. Педагогический словарь // http://enc-dic.com/pedagogics/JEsteticheskoe-Vospitanie-1444/
27. Перепелкина Н.А. Особенности взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста // http://www.scienceforum.ru/2014/503/2344
28. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Учебное пособие для Вузов М.: ВЛАДОС-пресс, 2013. – 365с.
29. Портянников Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте // http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/28/referat-na-temu-psikhologo-pedagogicheskoe
30. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочная система КонсультантПлюс.
31. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 2003. – 230с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: пособие. - М.: Просвещение, 2005. – 390 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 713 с.
34. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. / Е.О. Смирнова. - М: Просвещение, 2001. - 383 с.
35. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
36. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2010. – 356 с.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
38. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших Педагогических учебных заведений. - К., Издательский центр «Академия», 2011. - 356 с.
39. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 384 с.
40. Южин В.И. Энциклопедия этикета. М.: Рипол Классик, 2007. — 265 с.