» » » Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
42
Год издания
2011
Индивидуальный номер
6094
Автор
Makla

Введение 3
Глава 1. Понятие «социальной перцепции» 5
Глава 2 Структура перцептивного процесса
2.1.Наблюдатель: особенности и источники ошибок 9
2.2. Наблюдаемый: важнейшие источники информации 11
2.3.Перцептивные ситуации 16
Глава 3. Механизмы социального познания
3.1. Ситуация ролевого, межгруппового взаимодействия 18
3.2.Ситуация межличностного взаимодействия 26
3.3. Каузальная атрибуция 30
Глава 4. Самоподача и проблема открытости 37
Заключение 41
Список использованной литературы 42


Введение
Психология социального познания может рассматриваться как относительно новая область психологического знания. Признание того, что обыкновенный человек в процессе познания окружающего социального мира не пассивно отражает, а скорее "конструирует” свой образ социального мира, привлекло внимание многих исследователей к тем механизмам, посредством которых человек строит свои представления об окружающем мире и своих отношениях с ним.
Возникновение и успешное развитие межличностного общения воз-можно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимо-понимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между парт-нерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.
Данная работа - психологические механизмы восприятия людьми друг друга – как раз и освещает проблемы взаимопонимания людей, и взаимопонимания не как процесса коммуникации, а как процесса восприятия поведенческих особенностей человека.
Опираясь на статьи М. Битяновой и А.Н. Онучина, мы рассматриваем процесс «социальной перцепции» как процесс создания и интерпретации некоего «поведенческого текста», имеющего две стороны: создателя, т.е. автора текста и интерпретатора, воспринимающего поведение партнера.
Целью данной работы является рассмотреть различные приемы создания и интерпретации «поведенческого текста» или, иначе говоря, психологические механизмы восприятия людьми друг друга и выяснить, насколько адекватно люди воспринимают друг друга в процессе общения.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть понятие «социальной перцепции», т.е. процесса восприятия людьми друг друга;
- рассмотреть основные составляющие перцептивной ситуации: наблюдателя (интерпретатора), наблюдаемого (автора) и ситуацию (поведенческий текст);
-рассмотреть возможные типы перцептивных ситуаций;
-рассмотреть возможности самоподачи, иначе создания авторского текста поведения.
Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех глав и заключения.

Глава 1. Понятие «социальной перцепции»
«Социальная перцепция феномен восприятия, автор Дж.Брунер (1947г.). Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д.» [2,С.45]
Социальная перцепция — одно из наиболее сложных и важных поня-тий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является од-ним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека.
Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.
Понятие «социальная перцепция» включает в себя изучение процесса восприятия людьми друг друга. Процесс межличностного общения включает в себя следующие стадии:
—собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
— интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;
— эмоциональную оценку;
— построение стратегии собственного поведения.
Это положение вещей давно осмыслено социальными психологами, и сегодня принято считать, что термины «социальная перцепция» и «перцеп-ция» соотносятся друг с другом приблизительно как метафора с реальным явлением. Г.М. Андреева в своей работе «Социальная психология» пишет: «Тот факт, что за восприятием внешнего облика другого человека стоит формирование представления о его психологических характеристиках, о поведенческом облике, заставляет согласиться с тем, что понятие «перцепции» употребляется в данном случае скорее метафорически, чем в его точном психологическом значении» [1, С. 123].
М. Битянова в своей статье «Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения» рассматривает процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). «В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс «оформление» внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому» [3, С.23] Процесс восприятия людьми друг друга характеризует и С.Л. Рубинштейн: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план» [11,С.27]
/////
2.2.Наблюдаемый: важнейшие источники информации
Наблюдаемый — автор сообщения, которое предстоит воспринять, понять, интерпретировать наблюдателю, — давно является объектом пристального внимания социальных психологов.
В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. «Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения» [3,С.24]
///////
Прямой взгляд. Исследования показывают, что человек способен без дискомфорта воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более трех секунд. «Право на длительный прямой взгляд» в культуре соотнесено со статусом и властью человека: чем они больше, тем дольше человек может смотреть «в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:
—как вызов;
— как предложение к сокращению личностной дистанции в общении.
Отказ от контакта глазами. Субъективно расценивается наблюдателем как наказание или способ манипуляции.
«Невидящие глаза». Субъективно воспринимаются как показатель аг-рессивных намерений, угроза или защитная (как правило, тоже агрессивная) реакция.
Считается, что взгляд «глаза в глаза» более половины времени бе-седы может расцениваться как агрессия; пристальный взгляд в ситуациях соперничества может быть понят как выражение враждебности., что в глаза смотреть не надо, лучше «прикасаться» взглядом к глазам собеседника с некоторыми перерывами.
В древности существовала даже такая наука - физиогномика, «умею-щая» читать человека, его особенности, прошлое, настоящее и будущее по конфигурации черт лица. Одна из первых физиогномических систем появилась в Китае в III веке до н.э. В соответствии с ней лицо делилось на три зоны: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до границы лба. Верхняя зона считалась выразителем умственных способностей человека, а также условий его жизни в детстве. Средняя зона свидетельствовала о силе и подвижности духа, самоконтроле и считалась наиболее информативной в применении к людям от 35 до 55 лет. Нижняя зона говорила о способности к привязанностям, возможности успеха в жизни. По мнению создателей, она лучше всего «читается» в пожилом возрасте. Для чтения лица было разработано более 100 карт.
До нашего времени физиогномика дошла в невероятно упрощенном, анекдотическом варианте. Она приняла вид расхожих сентенций — предрассудков, не имеющих под собой серьезных оснований: «большой подбородок — властный характер», «узкие губы — холодность», «большой лоб — признак ума» и т.п. Правда, беспочвенность не мешает им жить и управлять нашим восприятием. Конечно, «высоколобые» от этого не приобретают дополнительных интеллектуальных возможностей, но их восприятие людьми вполне может определяться этим признаком внешности.
Физиогномические верования современного человека активно используются в рекламных образах, при создании имиджа политических лидеров и т.д.
Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь. С.Л. Рубинштейн пишет: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, не всегда удаётся определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаём эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая её вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоот-ношениями человека с окружающими» [11,С.181]
///////

Цена: 200 руб

Курсовая работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Психологические механизмы восприятия людьми друг друга". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Психологические механизмы восприятия людьми друг друга" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Психологические механизмы восприятия людьми друг друга", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Психологические механизмы восприятия людьми друг друга". Если Вы не имеете своего плана работы "Психологические механизмы восприятия людьми друг друга", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 544

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom