» » » Психофизиология пубертатного кризиса

Психофизиология пубертатного кризиса

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
25
Год издания
2011
Индивидуальный номер
6093
Автор
Makla

Введение 3
1 Физиологические основы процессов взросления 5
1.1 Физиологические особенности подросткового возраста 5
1.2 Проявления и границы пубертатного кризиса 10
Глава 2 Психологические особенности подростков 15
2.1 Самосознание подростка: чувство взрослости и «Я-концепция»15
2.2 Личностные трудности и проблемы подростков 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Приложение А 31
Приложение Б 32


Введение

Отрочество - это период жизни, отмеченный ходом истории. В самом деле, возрастные категории, которые разделяют жизненные этапы и указывают на границы между поколениями, варьируют в разных эпохах; это касается этапа перехода от возраста подростка к возрасту взрослого. Стиль жизни и предпочитаемые ценности прямо подвержены историческому влиянию, и отрочество больше, чем другие возрастные периоды, детерминировано социальными изменениями. К тому же значительную эволюцию претерпевают и институты юношеской социализации, существенно модифицируя психологию подростка.
Актуальность заключается в том, что период созревания очень важен для психологического становления личности: формируется внутренний мир человека, интеллектуальная сфера, изменяются способы контакта, общения с другими людьми, представление о своём месте в мире, своих способностях, задатках. Именно во время созревания человек осознаёт себя, как личность. В период взросления начинают изменяться требования и отношения других людей к подростку. Другие люди начинают считать его более взрослым, ответственным и т.д., а он может быть не готов к этим требованиям. С другой стороны, при быстром взрослении ребёнок, ожидая изменения отношения, может столкнуться с непониманием, как старших, так и ровесников.
Литературный обзор. Проблемам психофизиологии пубертатного периода посвящено достаточное количество литературы по психологии. В курсовой работе было использовано 20 источников литературы. В основном использовалась учебная и монографическая литературы, а также статьи, составленные ведущими специалистами в области возрастной психологии, такими как: Т.В. Алейникова, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова [1, 7, 8, 10, 13, 14].
Объект исследования: пубертатный кризис.
Предмет исследования: особенности психофизиологии пубертатного кризиса.
Цель исследования: изучение темы «Психофизиология пубертатного кризиса».
Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать психологические изменения пубертатного кризиса.
2. Выявить основные проблемы и трудности пубертатного кризиса.
3. Изучить физиологические основы пубертатного кризиса.
4. Выявить основные проявления пубертатного кризиса.
Методы исследования: метод анализа, синтеза.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее положений при работе психолога с подростками.

1 Физиологические основы процессов взросления

1.1 Физиологические особенности подросткового возраста

Биологически подростковый возраст связывают с физиологическими изменениями в организме. Эти изменения обозначаются термином «пубертат» (от лат. pubescere - покрытый волосами) - совокупность биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как на его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности на образ собственного тела.
Как отмечает академик РАО, известный детский физиолог и психолог Д.В. Колесов: «Достижение организмом определенных массы и размеров тела, а также адаптационных возможностей дает сигнал к началу функции продолжения рода. И происходит это в возрасте, который в связи с этим получил название возраста полового созревания. Его называют также подростковым возрастом или пубертатом. Это слово обозначает одновременно и процесс полового созревания, и период, когда этот процесс происходит, - в зависимости от контекста. Но в любом случае слово пубертат относится только к подросткам» .
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыми интенсифицируется деятельность эндокринных желез. Начало полового созревания характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы — гипоталамо-гипофизарного комплекса. Гипоталамус – очень небольшой, но многообразный по функциям участок головного мозга. Здесь сосредоточены центры обмена веществ, роста и развития, регуляции жизненных потребностей: в пище, воде, сексуальном партнере. В ходе полового созревания повышенная активность гипоталамуса ведет к повышению активности главной эндокринной железы – гипофиза, а он, в свою очередь, стимулирует деятельность всех прочих желез, включая половые.
Иерархия гипоталамус – гипофиз – периферические железы нужна для того, чтобы усиливать «команды» центральной нервной системы так, чтобы в конечном итоге они доходили до любого участка организма.
Следует учитывать, что центральная нервная система, хотя она и обеспечивает деятельность организма как единого целого, сама имеет различные отделы с различными функциями. Самый ответственный ее отдел – продолговатый мозг, где расположены центры дыхания и кровообращения. Второй по значимости – гипоталамус. Нарушения его деятельности не ведут к мгновенной смерти, но ведут к расстройствам обмена веществ, нарушению течения многих жизненных процессов. Например, если человек начинает болезненно полнеть – это следствие расстройства гипоталамуса.
Следующий по значению отдел центральной нервной системы – центры эмоций. Здесь вырабатывается оценка того, насколько качественно (своевременно, полноценно) удовлетворяются потребности, насколько эффективно поведения. Не случайно, человек неравнодушен к событиям своей жизни: расстраивается при неудаче, радуется успехам [9, С.59].
////////
1.2 Проявления и границы пубертатного кризиса

Подростковый возраст – время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста [20, С.45].
Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие – «кризис подросткового возраста». В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.
Изменяются размеры тела, наступает отчётливое ускорение роста. При этом организм подростка развивается гетерохронно: резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменением других. Гормональная регуляция занимает центральное место в половом созревании подростка. Сильные гормональные изменения оказывают влияние и на психическое состояние человека, вызывая депрессию или агрессию. Биологическое созревание подростка оказывает значительное влияние на формирование психологических функций, подготавливает кризис подросткового возраста и обуславливает изменение личности подростка.
///////
Глава 2 Психологические особенности подростков

2.1 Самосознание подростка: чувство взрослости и «Я-концепция»

///////
Многие исследователи применительно к подростковому периоду вводят понятие «кризиса подросткового возраста» или «пубертатного кризиса».
Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона.
Психоаналитический подход - более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери З. Фрейда Анны Фрейд.
Сформулируем основную идею этого подхода. В период полового созревания происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи.
Идеи Анны Фрейд отражают модель отрочества, понимаемого как нормативный период психологических потрясений. Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, «перевернутые» этим отходом к периоду эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями [14, С.120].
//////
И.С. Кон приводит в своей работе данные американских психологов Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12—14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния .
Наряду с обращением ребенка к своему внутреннему «я» еще одной отличительной особенностью подросткового кризиса является чувство взрослости. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Центральное новообразование этого возраста, - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взросления окружающими. Л.Ф. Обухова отмечает следующие виды взрослости:
1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга».
///////
Таким образом, кризис подросткового возраста связан, прежде всего, с поиском своего места во взрослом мире. ////

2.2 Личностные трудности и проблемы подростков

Подростковый возраст – период, когда подросток постепенно отходит от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше на внутренние критерии. В детстве ребёнок покружён в поле семейной идентификации. «Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям и ценностям» [12, С. 348].
Таким образом, основными особенностями общения подростка с семьёй, является стремление к обособлению, освобождению от родительской опеки, а так же критика поступков членов семьи и поиск вариантов семейных отношений отличных от отношений в собственной семье [6, С. 65].
Как было сказано выше, подросток стремится открывать новые варианты отношений, поведения, отличные от таковых в семье. Подростки начинают искать себе эталон для подражания и ищут его в сверстниках. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над ////////

Цена: 450 руб

Курсовая работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Психофизиология пубертатного кризиса". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Психофизиология пубертатного кризиса" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Психофизиология пубертатного кризиса", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Психофизиология пубертатного кризиса". Если Вы не имеете своего плана работы "Психофизиология пубертатного кризиса", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 450

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom