Оценка знаний. Курсовая работа

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
34
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5109
Автор
Ulias

Введение. .3
Глава 1. Теоретические подходы к оценке знаний в современной начальной школе. .6
1.1. Содержательный аспект понятия «оценка знаний» в научной литературе
1.2. Критерии, функции и требования, предъявляемые к оценке знаний  10
1.3. Виды проверки и оценки знаний 14
Глава 2. Анализ педагогической практики по проблеме оценки знаний в начальной школе 20
2.1. Исследование в рамках проблемы оценки знаний в начальной школе.. 20
2.2. Недостатки традиционной системы оценки знаний и ошибки учителей. .24
2.3. Современные подходы к оцениванию знаний младших школьников. 27
Заключение 32
Список использованной литературы. 34


Введение
Проблема оценки знаний и оценочной деятельности считается одной из актуальнейших проблем в педагогической теории и практике. Во все времена жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда, особенно интересовали педагогов.
Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования [15].
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [2] в школе разработана система оценки знаний, которая ориентируется на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Вместе с тем, в настоящее время такими основными российскими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [4] и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [3] подчеркивается необходимость ориента¬ции образования на развитие личности школьника, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность в школе, пересмотреть ее цели, содержание и технологии. На это указывает и Концепция модернизации российского образования [5], предполагающая разработку новой модели начальной школы, в частности, переход на более совершенную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
Чрезвычайная актуальность вопроса оценки в школьном учебно-воспита¬тельном процессе послужила причиной того, что контролирование и оценивание учебной деятельности учащихся, а так же их самооценивание выделилось в последнее время в самостоятельное направление педагогики.
Проблему оценивания и контроля учебной деятельности рассматривали в разных аспектах различные ученые и педагоги. Эта тема отражена в трудах ведущих отечественных и зару¬бежных ученых: С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Богоявленского, В.С. Мерлина, Ш.А. Амонашвили, И.Я. Лернера, Б.Г. Ананьева, А.И. Раева, Г. Клауса, А.Р. Лурии, И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Э.А. Голубевой, А.Л. Марковой, Ю.К. Бабанского и других.
Тем не менее, система проведения контроля и выставления оценки учащимся в настоящее время несовершенна и имеет ряд недостатков: недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности, стандартизация и формализация оценочных подходов, засилье количественных форм оценивания, доминирование не регулярного, а эпизодического оценивания, высокий субъективизм в выставлении оценок, психологический дискомфорт учащихся во время проведения контроля, ограниченный спектр оценок, разделение оценок на положительные и отрицательные, отсутствие механизма объективного суммирования оценок [14, c.67].
Таким образом, целью работы является анализ различных научных данных в области оценки знаний и критериев оценивания, выделение основных проблем в оценивания знаний, умений и навыков учеников в современной начальной школе.
Данная цель достижима посредством решения следующих задач:
? изучить литературу и систематизировать данные по вопросам оценки знаний как важнейшей дидактической проблемы;
? рассмотреть основные функции, критерии и требования, предъявляемые к оценке знаний, а также способы оценивания;
? выявить проблемные стороны традиционной системы оценки знаний младших школьников в педагогической практике и рассмотреть способы ее совершенствования.
Объектом исследования является процесс обучения в начальной шко¬ле.
Предметом исследования являются различные формы и способы оценки знаний, навыков и умений младших школьников.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование, изучение практической деятельности учителей начальной школы.
Вышеизложенные цели и задачи обуславливают структуру работы:
Во введении опреде¬лена актуальность темы, ее разработанность, цели и задачи, объект и предмет исследова¬ния.
В первой главе рассмотрен теоретический вопрос оценки знаний учеников как важнейшая дидактическая проблема, ее основные принципы, функции и способы. Вторая глава посвя¬щена анализу проблемного аспекта темы изучения в педагогической практике и путям его совершенствования. В заключении сформулированы общие выводы по результатам работы.

Выдержка из текста
Глава 1. Теоретические подходы к оценке знаний в современной начальной школе

1.1. Содержательный аспект понятия «оценка знаний» в научной литературе
В психолого-педагогической литературе проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся определены как важный структурный компонент процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения [6. c.64].
П.И. Пидкасистый под оценкой знаний, умений и навыков понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе [9, c.312].
Оценивание знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля, который является общим понятием. Кроме того, контроль содержит в себе и оценку (как результат) проверки.
По мнению П.И. Пидкасистого, оценка знаний, умений и навыков - это процесс, а в определении Ю.А. Полуянова и Т.А. Матиса, оценка - это мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения возрастных и учебно-воспитательных этапов освоения культуры [12, c.13].
С точки зрения B.C. Мухиной, оценка - это объективная мера знаний ученика, мера выполнения им учебных обязанностей, а отметка — знак [8, c.305].
Е.И. Перовский считает, что оценка — выражение отношения между тем, что ученик знает и тем, что он должен знать, а отметка - одна из форм выражения этого отношения, то есть оценки [12, c.14].

Выводы
В заключение работы можно сделать следующие выводы.
Под оценкой знаний в педагогике понимается процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля.
Следует различать понятия «оценка» и «отметка». Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату.
Общий критерий при оценке знаний – учебная программа, основанная на государственных образовательных стандартах и устанавливающая объем знаний, умений и навыков. Практически во всех школах нашей страны принята 5-ти балльная система отметок.
В условиях современной школы выделяются три основные функции оценки: ориентация школьника в состоянии его знаний и степени соответствия их требованиям учета, непосредственная или опосредованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражение общего мнения и суждения учителя о данном ученике.
Оценка знаний в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Осуществляется: текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти; годовая оценка знаний, то есть оценка успеваемости учащихся за год; выпускные и переводные экзамены.
При этом в практике современного образования используются различные формы устного опроса, проведение письменных контрольных работ, проверка домашних работ учащихся, программированный контроль и тестирование.
Анализ педагогического опыта по проблеме оценки знаний в начальной школе показал, что большинство учителей и учащихся устраивает традиционная пятибалльная система оценки знаний. Всем детям полезна оценка – в виде подкрепления и поощрения, так как овладеть серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно. Но как показывает практика, оценка всегда субъективна, и пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не хватает прочности.
Поэтому встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию, способствующего гуманизации образования, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении. Среди таких походов можно выделить безотметочную систему оценивания, пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), полный или частичный переход на многобалльную систему, кредитно-зачетные системы, рейтинговая система оценивания.
Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся. Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.
Поиск оптимальной стратегии оценивания не является проблемой исключительно российского образования. Это актуально в той или иной степени для образовательных систем всех развитых и наиболее динамично развивающихся стран. Разумеется, появляются и различные модели оценивания достижений учащихся. Вместе с тем любая новая модель предполагает четко структурированную систему критериев. Все это позволяет получить максимально развернутую картину достижений учащегося начальной школы в каждый момент времени.

Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ? М.: Просвещении, 2009. – 15 с.
4. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271).
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
6. Жуков В.К. Педагогика и психология: учебное пособие / В.К. Жуков, В.И. Андреев, Л.В. Капилевич Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 139 с.
7. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 
8. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С.Мухина. – М., 2007. – 456 с.
9. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.
10. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
11. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Гардарики, 2002. – 519 с.
12. Хаустова Г.А. Педагогические условия безотметочного оценивания обученности младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, 2005. - 201 с.
13. Шарохина Е.В., Петрова О.О., Долганова О.В. Педагогика: конспект лекций. Эксмо; Москва, 2008. - 160 с.
14. Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. - № 12. - С. 67-70.
15. Галиевская Ю.Ю. Оценка и ее роль в современной школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/314860/
16. Мазова Г.С. Оценка и отметка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka
17. Цветкова С.В. Педагогический совет «Школьная оценка: проблемы, поиски, находки». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://azbyka.kz/pedagogicheskiy-sovet-shkolnaya-ocenka-problemy-poiski-nahodki-ii-chast
18. Черкасова Л.А. Семинар «Система оценивания учебных достижений школьников в традиционной школе и в свете модернизации образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/01/seminar-sistema-otsenivaniya-uchebnykh-dostizheniy-shkolnikov-v

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Оценка знаний. Курсовая работа". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Оценка знаний. Курсовая работа" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Оценка знаний. Курсовая работа", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Оценка знаний. Курсовая работа". Если Вы не имеете своего плана работы "Оценка знаний. Курсовая работа", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 2 437

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom