» » » Дети-сироты и формы их жизнеустройства

Дети-сироты и формы их жизнеустройства

Вид работы
Предмет
Социальная работа
Количество страниц
53
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5089
Автор
Ulias

Входит презентация и речь к защите


Содержание работы
Введение  3
Глава 1. Сиротство как социальная проблема
1.1 Понятие сиротства  6
1.2 Меры государственной поддержки детей-сирот 14
Глава 2. Формы жизнеустройства детей-сирот 
2.1 Семейные формы жизнеустройства 28
2.2 Государственные формы жизнеустройства  39
Заключение  49
Список использованной литературы  53

Введение
На сегодняшний день проблема сиротства – одна из актуальнейших в рассмотрении социальных вопросов современной действительности России. Основанием для научных и практических разработок в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступают гуманистические идеи, которые заложены в Конвенции ООН о правах ребенка. Большинство стран мира, ратифицировав Конвенцию, согласились, что неотъемлемым правом ребенка выступает его право жить и воспитываться в семье.
Несмотря на то, что по статистическим данным число детей-сирот в России ежегодно сокращается, цифры по-прежнему вызывают тревогу. Так, в 2014 году было выявлено около 62 тыс. детей-сирот, а в 2013 году - около 69 тыс. Очевидно, что проблема детского сиротства в России не теряет своей актуальности и приобретает особую остроту.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в XX–XXI вв. социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.
На данный момент жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных вызовов нашего времени. Процессы деинституализации, активно разворачивающиеся в России сегодня, показывают, насколько российское общество приблизилось к ответу «как лучше и каким образом» разрешить проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в России существуют две основные группы форм жизнеустройства сирот - семейная и государственная.
В России наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является государственная - учреждения для детей-сирот: дома ребенка, детские дома, интернаты.
В интернатных учреждениях воспитывается более 700 тыс. детей-сирот, что сопоставимо с населением крупного российского города. На семейные формы устройства в 2014 году в семьи российских граждан было передано только около 63 тыс. детей.
Объектом исследования являются государственные меры поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Проблема детского сиротства в России получила широкое освещение и в научной литературе. Феномен сиротства рассмотрен Н.А. Дробышевской, Р.Н. Кедяровой, А.М. Лихановым, О.В. Заяц. Вопросы, касающиеся различных форм жизнеустройства и мер государственной и социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали И.И. Осипова, Ж. Захарова, А. Дзугаева, Я.Ю. Васильева, А.М. Нечаева, Г.И. Гайсина, Г.С. Красницкая, С. Пронина и многие другие.
Основные меры государственной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прописаны в главном законодательном документе - Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». О формах жизнеустройства детей-сирот (семейной и государственной) сказано в «Гражданском кодексе Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ и «Семейном кодексе Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный материал, основные положения и выводы возможно использовать в социальной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования - изучение явления сиротства и рассмотрение существующих форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить круг задач:
? рассмотреть подходы к феномену сиротства в научной литературе;
? определить актуальные на сегодняшний день меры государственной поддержки детей-сирот в России;
? охарактеризовать существующие формы семейного и государственного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Источниковую основу работы составили научная и учебно-методическая литература по теме исследования, законодательные и правовые документы, статистические материалы, электронные ресурсы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
В первой главе работы раскрывается феномен сиротства как социальная проблема, приводится понятие сиротства, рассматриваются современные меры государственной поддержки детей-сирот в России.
Вторая глава работы посвящена изучению проблемы форм жизнеустройства детей-сирот, проводится анализ основных форм семейного и государственного жизнеустройства детей-сирот в Российской Федерации.

Выдержка из текста
Глава 1. Сиротство как социальная проблема
1.1 Понятие сиротства

Сиротство как социальное явление существует с давних времен, с той поры, как стало существовать человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Также в любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, в силу разных причин и обстоятельств оставшиеся без попечения родителей.
Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, что экономические трудности государства, вызывающие снижение уровня жизни его граждан, способствуют увеличению числа сирот, беспризорных и безнадзорных детей. Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, опираясь на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.
Г.И. Гайсина в своих трудах рассматривает историю призрения сирот в России и отмечает, что как государственная проблема, она начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорожденных, «зазорных» детей, которые рассматривались Петром I как «годная для государства рабочая сила».
В дальнейшем система социального призрения приобрела новое качество при Екатерине II, чему способствовала общественно-педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Екатерина II, утвердив правила управления в губерниях, в 1775 г. в каждой из них «учредила особое ведомство для исполнения священных обязанностей благотворения несчастным всякого пола, возраста и состояния, имеющим нужду в помощи ближнего». Данные учреждения впоследствии были названы приказами общественного призрения и существовали до середины XIX века.

Список литературы
1. Официальные документы
1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Справочная система КонсультантПлюс.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная система КонсультантПлюс.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Справочная система КонсультантПлюс.
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Справочная система КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная система КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 02.07.2013 N 167-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная система КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Справочная система КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Справочная система КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» // Справочная система КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.02.2014) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
13. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа») // Справочная система КонсультантПлюс.
14. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2014) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Справочная система КонсультантПлюс.
15. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 10.02.2014) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
16. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 (ред. от 12.02.2011) «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы» // Справочная система КонсультантПлюс.
17. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Справочная система КонсультантПлюс.
18. Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 10.10.2014) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Справочная система КонсультантПлюс.
19. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» // Справочная система КонсультантПлюс.
20. Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» (с изменениями на 1 апреля 2015 года) // Справочная система КонсультантПлюс.
21. Закон Нижегородской области от 9 сентября 2005 года № 126-З «Об утверждении областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006-2010 годы (с изменениями на 16 ноября 2010 года) // Справочная система КонсультантПлюс.
22. Постановление Правительства Нижегородской области от 10.07.2009 N 480 «Об утверждении региональных программ «Под защитой семьи» и «Равные возможности» // Справочная система КонсультантПлюс.

2. Научные монографии, брошюры
1. Агапов Е.П. Социальная работа в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. – 324 с.
2. Антонов А., Медков В.М. Социология семьи М.,2005. – 256 с.
3. Гайсина Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание. Уфа: БГПУ, 2013. - 149 с.
4. Заяц О.В. Технология социальной работы. Ч.2: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 89 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
6. Осадчая Г.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / Г.И. Осадчая, Г.И. Ефремова, Т.Ф. Золотарева, А.В. Носкова и др.; под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: РГСУ, 2009. – 452 с.
7. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства: диссертация доктора социологических наук / Осипова Ирина Ильинична, Нижний Новгород, 2009.- 329 с.
8. Осипова И.И. Замещающая семья как формирующийся социальный институт: диссертация кандидата социологических наук, Москва, 2002.- 158 с.
9. Сиротство в России: проблемы и пути их решения: Исследование: М., 2011. - 107 с.
10. Тюгашев Е.А. Семьеведение: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2006.– 194 с.
11. Филоненко В. И. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В. И. Филоненко. - М.: 1998. - 480 с.
12. Шипицина Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. – 144 с.

3. Статьи
1. Волобуева Н.А. Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. - №3. – С. 117-125.
2. Дмитриева М.А. Причины социального сиротства [Текст] / М. А. Дмитриева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 353-355.
3. Ежов И.В., Егорова А.И. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 2. – С. 122–130.
4. Зайцев Д.В. Сиротство в России: причины, отношение в обществе, социальная профилактика (по результатам обзора исследований и анализа мнений) / Д. В. Зайцев // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – № 1. – С. 106–117.
5. Краснова В.Г., Палкина Т.С. К вопросу об эффективности жизнеустройства детей-сирот // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос., 2011. - № 3 (15). - С. 74-78.
6. Осипова И.И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 70-81.

4. Электронные ресурсы
1. Долбиева Е.С. Сущность понятия сиротства // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // http://www.scienceforum.ru/2013/170/5310
2. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей // http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/
3. Левитская Н.В. Социальное сиротство: понятие, причины, возможные пути преодоления // http://izdatelstvo.isea.ru/epm/dl.ashx?id=8
4. Махортова Г.Х. К проблеме жизнеустройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: международная практика и исследования // http://www.vash-psiholog.info/psih/20357-k-probleme-zhizneustrojstva-detej-sirot-i-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej-mezhdunarodnaya-praktika-i-issledovaniya.html
5. Основные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //
http://provincialynews.ru/publ/zakony/grazhdanskoe_zakonodatelstvo/osnovnye_mery_socialnoj_podderzhki_detej_sirot_pravila_predostavlenija_zhilja_detjam_sirotam/23-1-0-199
6. Осипова И.И., Захарова Ж.А. Замещающая семья. Методическое пособие //
http://www.pechory-school.psc.ru/russion/metod/4smi/works/zam_sem.htm
7. Педагогический терминологический словарь. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006 // http://pedagogical_dictionary.academic.ru

Цена: 1800 руб

Дипломная работа по предмету "Социальная работа"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Дети-сироты и формы их жизнеустройства". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Дети-сироты и формы их жизнеустройства" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Дети-сироты и формы их жизнеустройства", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Дети-сироты и формы их жизнеустройства". Если Вы не имеете своего плана работы "Дети-сироты и формы их жизнеустройства", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 176

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom