» » » Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики

Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики

Вид работы
Предмет
психология
Количество страниц
46
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5104
Автор
Ulias

Введение 3
Глава I . Теоретический обзор литературы по проблеме тревожности детей дошкольного возраста 6
1.1. Научные подходы к определению понятия «тревожность» 6
1.2. Причины и признаки тревожности у детей дошкольного возраста 9
1.3. Характеристика психогимнастики как средства педагогической работы по предупреждению тревожности детей дошкольного возраста 14
Выводы по главе I 18
Глава II. Эмпирическое исследование работы по предупреждению тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами психогимнастики 20
2.1. Результаты диагностики тревожности детей дошкольного возраста 20
2.2. Разработка комплекса психогимнастики, направленного на предупреждение тревожности у детей дошкольного возраста 25
2.3. Определение эффективности проведенной работы 29
2.4. Рекомендации педагогам и родителям по использованию психогимнастики как средства предупреждения тревожности у детей 33
Выводы по главе II 37
Заключение 40
Список использованной литературы 43
Приложения 46


Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время особое внимание как педагогами, так и психологами уделяется проблеме, связанной с пси¬хическим состоянием ребенка. Исследования проводимые педагогами –психологами показывают, что среди выпускников детского сада до 60% детей испытывают высокую тревожность, которая во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых.
С появлением большого числа беспокойных детей, особое место в исследованиях отводится состоянию, обозначаемому как «тревожность». Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других и несамостоятельность. Сегодня такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.
По данным ВОЗ в последнее время существенно увеличилось число тревожных людей в городах. Механизм закрепления и усиления тревожности происходит по «замкнутому кругу». То есть причина скрывается не только в индивидуальных особенностях ребенка, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности [1, c. 7].
Очевидно, что дошкольный возраст протекает в сильнейшей зависимости от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. В связи с чем увеличивается и число тревожностей у детей [17, c.3].
Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются именно в дошкольном возрасте. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. По¬этому проблема профилактики детской тревожности на раннем этапе является весьма акту¬альной.
Таким образом, назрела острая необходимость профилактики тревожности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Психогимнастика насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать ее не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики тревожности.
В дошкольных учреждениях довольно редко используется - психогимнастика как средство профилактики тревожности. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи и педагоги.
М.И. Чистякова разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые весьма полезны для тревожных детей.
Р.В. Овчаровой выделены способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности проводится непосредственно в ходе занятий, когда используются отдельные методы и приемы.
А.М. Прихожан рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.
Е. Савина и Н. Шанина разработали комплекс рекомендаций воспитателю детского сада, которые позволяют уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
Цель провести профилактику тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами психогимнастики.
Объект исследования - тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
? провести теоретический анализ литературы по проблеме тревожности у детей дошкольного возраста;
? дать характеристику психогимнастике как средству предупреждения тревожности;
? изучить результаты диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста психологом;
? подобрать и провести серию психогимнастических этюдов, направленных на предупреждение тревожности у детей дошкольного возраста.
База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы (ГБОУ) № 1347, детский сад - подразделение 7.
Методы исследования: анализ литературных источников, беседа, наблюдение, анализ документации, эксперимент, методы количественного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, подборка психогимнастических этюдов может быть применена в работе с детьми, проявляющими тревожность.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений

Выдержка из текста
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Научные подходы к определению понятия «тревожность»

Проблеме тревожности посвящено немало исследований, С одной стороны сам феномен тревожности рассматривают как «центральную проблему современной цивилизации» (May R., Эриксон Э.), как важнейшую характеристику нашего времени: «XX век — век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» (Ф.Т. Готвальд, В. Ховланд ). С другой стороны, под тревожностью понимают психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза [15, c.9].
В современной психологии все чаще используется термин «anxiety», который в переводе с английского означает тревога, тревожность. Отмечается, что сам термин произошел от латинского термина «angusto», что означает «узость», «сужение». В состоянии тревоги напряжение, возбуждение является заблокированным, что находит свое выражение, прежде всего в качестве дыхания человека. Дыхание становится поверхностным и частым. Помимо этого, выделяются и такие симптомы при тревожности, как беспокойство и учащение пульса. Качество тревожности зависит от того, какого рода возбуждение заблокировано [3, c.6].
Таким образом, в психологической науке выделяется два понятия - тревожность и тревога. Тревога определяется как эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании человека с прогнозированием опасности [18, c.598].
В психологическом словаре определение тревожности обозначено как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают [8, c.412].

Выводы
Современная психология раскрывает понятие тревоги как психического состояния, а тревожности – как психического свойства, детерминированного генетически, онтогенетически или ситуационно. Тревожность заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Тревожность - не всегда негативная черта личности. Она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации.
Выделяют несколько основных причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста: органическая, физическая неполноценность организма; социальная деприкация; эмоциональный настрой. В дошкольном возрасте влияние тревоги на деятельность оказывается опосредованным особенностями поведения педагога и создаваемой им атмосферой в группе. Взаимосвязь состояния тревоги и тревожности как устойчивого образования усиливается с увеличением возраста детей, хотя на него также во многом оказывает влияние позиция и поведение педагога.
Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Психогимнастика для детей дошкольного возраста - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика способствует научению ребенка справляться с жизненными трудностями и осознанию того, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием, что важно для тревожных детей.
В исследовании тревожности детей приняло участие 15 воспитанников подготовительной группы ГБОУ № 1347, детского сада - подразделения 7. Главная задача исследования - диагностика воспитанников на наличие тревожности.
В диагностики использовались: наблюдение, тест Тэммл Дорки Амен, методика «Рисунок несуществующего животного» в обработке А.А.Романовой. Наблюдение за поведением детей позволило выявить следующие нарушения поведения ребенка: обидчивость; эмоциональная отгороженность, нерешительность, страхи, тревога скованность, заторможенность. Практически у всех детей наблюдаются признаки тревожности.
Результаты теста Тэммл Дорки Амен свидетельствуют о том, что у большинства воспитанников подготовительной группы сформирован высокий уровень тревожности – у 53,3% детей, у 46,7% детей - средний уровень, низкий уровень тревожности у воспитанников не выявлен.
Результаты диагностики по методике «Рисунок несуществующего животного» в обработке А.А.Романовой указывают, что у 40% детей ярко выражены тревожность и страх, у 60% довольно спокойное и уравновешенное состояние, но отчасти проявляются признаки тревожности.
Итог проведенной диагностики указывает на необходимость проведения курса психогимнастики в подготовительной группе с целью предупреждения и снижения высокого уровня тревожности.
Курс предлагаемых психогимнастических этюдов включает 20 занятий, которые направлены на усвоение детьми восьми понятий: переживаний основных эмоций, и десяти представлений о личностных качествах человека. Занятия построены по определенной схеме, включающей четыре фазы: мимические и пантомимические этюды; этюды и игры, выражающие отдельные качества характера и эмоций; этюды психотерапевтической направленности; психомышечная тренировка.
Целью программы проведения психогимнастики является создание благоприятных условий для предупреждения и снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Принципы работы при проведении психогимнастики: принцип комплексности методов, принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода, принцип оптимистического подхода в профилактической и коррекционной работе с детьми.
Данные повторной диагностики по тесту Тэммл Дорки Амен после проведения комплекса занятий свидетельствуют о том, что показатели изменились: у 80% детей сформировался средний уровень тревожности, а у 20% высокий уровень тревожности. Низкий уровень тревожности обнаружен не был. Кроме того, результаты вторичной диагностики уровня тревожности детей по методике «Рисунок несуществующего животного» указывает на появление детей (40,0%) без признаков тревожности. Данные результаты свидетельствуют об эффективности и целесообразности использования психогимнастики как средства педагогической работы по предупреждению тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Работа по использованию психогимнастики как средства предупреждения тревожности у детей дошкольного возраста должна вестись параллельно с родителями и педагогами. Следуя определенным правилам и рекомендациям при работе с тревожными детьми, воспитатели и родители могут регулярно проводить отдельные психогимнастические занятия и без присутствия педагога-психолога, так как психогимнастика не требует специального оборудования, поскольку ее основу составляет игра, в которой активно принимают участие дети.
Таким образом, сравнивая результаты исследования до и после эксперимента, можно сделать вывод, что произошли положительные изменения в сфере тревожности старших дошкольников. Нельзя утверждать, что в этом полностью заслуга психогимнастики, так как исследовалась только одна группа воспитанников. Также на уровень тревожности детей могли оказать влияние и другие факторы. Но неоспорим тот преимущественный факт, что психогимнастика способствует развитию умения у детей общаться, преодолению барьеров в общении, знакомству с различными переживаниями, учит конструктивно взаимодействовать, что также влияет на состояние и тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
2. Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. психол. наук: Ставрополь, 2003. - 211 c.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 160 с.
4. Виноградов Н.А. Дошкольное образование: словарь терминов. - М.: Айрис - пресс, 2005.-399 с.
5. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. - СПб.: Питер, 2008. - 115 с.
6. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. - 145 с.
7. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 134 с.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. - 2002. - 752 с.
9. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009. - 99 с.
10. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 109 с.
11. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: 2009. - 672 с.
12. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010. - 237 с.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
14. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
15. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - 192 с.
16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
17. Тапилина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: дис. канд. психол. наук: Москва, 2002. - 170 c.
18. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 2004. - 896 с.
19. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
20. Яшкова А. Н. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева; М-во образования и науки РФ, МГПИ им. М. Е. Евсевьева. – Саранск, 2011. – 101 с.
21. Каткова Т.А. Проблема школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики, 2014. - № 1-2. - С. 101-110.
22. Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23-25.
23. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети / Дошкольное воспитание», 2006. -№4. - С. 56-59.
24. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета, 2013. - Вып. 2. - С. 42-52.
25. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9. - С. 68-
26. Бопп Н.И. Психогимнастика, как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: dsogonsme.edu22.info/files/Obob_opata.doc
27. Никорчук Н.В. Проблема тревоги и тревожности в современной психологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593440/
28. Психогимнастика для детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.likar.info/kids-health/article-61270-psihogimnastika-dlya-detey

Цена: 1500 руб

Дипломная работа по предмету "психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики". Если Вы не имеете своего плана работы "Предупреждение тревожности детей дошкольного возраста средствами психогимнастики", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 803

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom