» » » Жизненные стратегии современных студентов: опыт эмпирического исследования

Жизненные стратегии современных студентов: опыт эмпирического исследования

0 Тактика адаптации характеризуется тем, что работающие студенты практикуют досрочную реализацию своих притязаний  (в  первую  очередь в  профессиональной  сфере). Жизненное самоопределение в данном случае  адекватно  способностям  студентов: присутствует  и  семейная  ориентация,  и  адекватные  властные, материальные устремления. Однако при принятии важных решений такие группы студентов предпочитают использовать те решения, которые уже положительно зарекомендовали себя в предыдущих ситуациях либо прислушиваются к мнению окружения, так как собственных эффективных механизмов самореализации ими еще не выработано. Отсюда присутствует определенная доля неуверенности в осуществлении своих жизненных целей и достижении желаемого жизненного успеха. Такой стратегии придерживаются около 35% работающих студентов.
Инновационная жизненная тактика формируется на основе самореализации без учета социальных факторов и предполагает целенаправленную реализацию поставленных жизненных целей и планов посредством следующих индивидуальных характеристик: предприимчивость, уверенность в себе, высокий уровень квалификации (профессионализма), умение достигать цели. Представители данной группы принимают решение самостоятельно, тщательно все взвесив, но не отвергая возможность консультации с окружающими, компетентными людьми и использования методов, противоречащих нормам и правилам социальной жизни. Наиболее ярких представителей можно назвать «набобами». Это люди, пробивающиеся своими силами к богатству, почестям и значимому социальному статусу. Зачастую они пробиваются к успеху, преодолевая объективные социальные условия. Такую жизненную тактику мы можем наблюдать у 40% работающих студентов [9].
Кроме того, в равном количестве присутствуют отдельные черты тактики подражания и аморфной жизненной тактики (10% в том и другом случае). И только у статистически малозначимой доли работающих сту-дентов (5%) идентифицирована гармоничная жизненная тактика. Данные молодые люди адекватно оценили свои способности (пришли к выводу, что они достаточны для поставленных жизненных задач), возможности (в том числе и здоровье), оценили свои социальные контакты (наличие полезных связей, доступ к власти, потенциал семьи и т.д.). При реализации своих притязаний обычно тщательно обдумывают каждый шаг и приходят к решению тщательно все взвесив, соответственно практически всегда реализуют поставленные перед собой жизненные цели и уверены в достижении желаемого жизненного успеха.
У неработающих студентов замечено более богатое разнообразие жизненных тактик. Данная категория молодых людей также склонна, в первую очередь, выбирать стратегию адаптации и инновационную страте-гию, правда, их соотношение уже другое. Неработающие студенты в 1,5 раза чаще практикуют тактику адаптации в ходе реализации своих жизненных притязаний, чем инновационную тактику (40 и 26% соответственно).
«…Пыталась поступать в сельхозакадемию, так как больше прельщает работа с животными, а не с людьми, но, пройдя по конкурсу в УрГУ, оставила эту затею, потому что я не очень целеустремленный человек и ищу легких путей в жизни, особенно, что касается образования и карьеры. Я воспитана консервативно, поэтому в мои планы всегда входило замужество, спокойная, благополучная жизнь…» (24 года, студента УрГУ).
«…В 16 лет я хотела быть парикмахером, делать прически, стрижки. Очень хорошо это помню. Пришла к родителям и сказала: "Я буду парикмахером”». Они мне ответили, чтобы я сначала закончила школу, получила диплом о высшем образовании, а затем делала то, что хочу. А поскольку я была воспитанной девушкой, то поверила родителям и поступила так, как они хотели…» (Елена, 30 лет, сотрудник радиостанции).
Третье место занимает тактика подражания (20%). Данные студенты формируют разнообразные социально одобряемые притязания, наиболее признаваемые в современном обществе, такие как хорошее образование, высокая  квалификация,  предприимчивость,  умение  достигать цели, уверенность  в  себе,  полезные  связи,  и делают выбор в пользу социально одобряемых в обществе решений. Тактика считается не самой успешной, отмечается неуверенность студентов в реализации поставленных жизненных целей. Таких студентов можно отнести к категории «семьянины», для которых характерна зависимость от референтных групп, таких как семья, дети, друзья и т.п. Свобода и независимость не входят в модель их жизненного успеха.
Результатом процесса самоопределения данной группы, в конечном итоге, является выбор себе жизненного идеала, выбор  идеального  будущего,  который можно  рассматривать  как  наиболее  предпочтительную цель жизни. В качестве идеала для таких студентов чаще всего выступают категории знаменитых людей.
1. Звезды кино и шоу-бизнеса.
2. Спортсмены.
3. Общественно-политическая и бизнес-элита.
4. Поэты, писатели и их литературные герои.
5.Родители и остальные члены семьи.
Примером могут выступать  судьбы как иностранных  звезд,  так и отечественных. Иностранцы –  это в первую очередь именитые спортсмены и звезды кино и эстрады. У нас в стране данные категории еще не столь популярны, востребованы и менее обеспечены. Из отечественных представителей студенты в первую очередь берут пример с писателей и поэтов.
Что же касается общественно-политической элиты и лидеров бизнеса, то среди них в равной доле встречаются как отечественные, так зарубежные представители. Чаще всего это президенты, руководители стран как современные, так и исторические деятели.
Аргументы выбора  того или иного человека в качестве идеала, к которому можно стремиться в своей профессиональной деятельности различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой тот или иной  человек. Таким  образом,  описав  основные мотивы  выбора  какого-то  известного  человека  в  качестве жизненного идеала и примера, мы можем реконструировать жизненные цели и специфику самореализации современных студентов.
В первую очередь в качестве идеалов выбираются люди, пробивающиеся своими силами к богатству и почестям, достигшие значимого социального статуса (для обозначения такого типа людей вполне уместно воспользоваться понятием «набобы»). Сюда студенты относят судьбы таких людей, как Мадонна, М. Ломоносов, Б.Н. Ельцин, Дж. Лопес.
На втором месте судьбы тех людей, которые  занимаются любимым делом и преуспевают в нем. Здесь присутствуют  как известные западные  спортсмены,  актеры и  общественные  деятели,  так и  отечественные поэты и писатели.
На третьем месте у студентов среди показателей успешности жизненного пути находится самореализация в различных сферах жизнедеятельности. В качестве примера можно привести Мадонну, которая известна не только как успешная певица, она позиционирует себя и как актриса, и писательница. То же самое можно сказать о Джениффер Лопес (певица, актриса, дизайнер одежды) и Максиме Галкине (артист разговорного жанра, пародист, певец, телеведущий).
И наконец, в качестве идеала выступают судьбы тех людей, которые демонстрируют всему миру пример достойного переживания трудностей, с которыми они сталкиваются, проявляя сильные волевые качества, сохраняя в любой ситуации позитивный взгляд на окружающую действительность.
Результат типологизации жизненного идеала данной группы студенческой молодежи в целом не противоречит результатам анализа таких категорий, как жизненные планы, цели и критерии жизненного успеха. И можно предположить, что формирование идеала в данном случае является одним из компонентов процесса жизненного самоопределения, а соответственно и условием выбора жизненной стратегии.
Тактика жизненного легкомыслия (которой придерживается около 7% неработающих студентов) характеризуется необоснованной уверенностью в жизненном успехе.
«…Лейтмотивом через всю мою жизнь проходит  нежелание  соответствовать  общей массе,  постоянно доказывать людям, что ты не такой как все. Я это осознаю на протяжении уже нескольких лет, но не учусь на своих ошибках… Постоянное желание доказывать и другим, и себе, что я могу жить не так как все – это следствие того, что мне по большому счету очень скучно жить…» (Иван, 22 года, студент УГТУ–УПИ).
Способы достижения успеха у данной группы студенческой молодежи никак не регламентируются, отсюда используются разнообразные варианты принятия решения. В основе такой стратегии, лежит неадекватная оценка собственных возможностей и способностей, что приводит к несистематизированному жизненному проектированию. Студентов, придерживающихся данной стратегии, можно условно назвать «летунами».
Это люди, часто меняющие сферу своих интересов. Для них основное требование к жизненному пути – это не гарантированное будущее и возможность достижения солидного положения, ответственной должности, а удовлетворенность самим процессом жизнедеятельности. В Советском Союзе таких людей осуждали, им не доверяли, считали плохими работниками.
Аморфная жизненная тактика отличается  невыраженными  способами жизненной  самореализации.
Представителям данной группы, которых столько же, сколько и в предыдущей тактике, свойственна устойчивая система рыночных ценностей, однако практическая деятельность по конструированию жизненного пути не структурирована и не проработана. Это выражается в использовании противоречащих друг другу способов реализации.
Таким образом, в повседневной жизнедеятельности современных студентов идентифицированы не все типы жизненных тактик, разработанных нами в теоретической модели. Тем не менее можно сделать следующие выводы.
Во-первых, типологии жизненных стратегий работающей и неработающей студенческой молодежи различаются как количественной, так качественной составляющей. Трудовая деятельность во время учебы в вузе сокращает возможные варианты жизненного проектирования. Наиболее успешными тактиками в этом случае выступают инновационная и адаптационная. Они отличаются более серьезной проработанностью, чем те же у неработающих студентов. Представители остальных столь незначительны, что говорить о них мы можем лишь с некоторыми ограничениями.
Соответственно данная группа молодежи конструирует свой жизненный путь либо на основе адекватного самоопределения, либо на основе зрелой самореализации. Кроме того, можно заметить у работающих студентов отдельные черты адекватной жизненной тактики, однако по сравнению с предыдущими категориями количество их сторонников незначительно. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что студенческая занятость конкретизирует жизненные тактики в рамках активной стратегии развития.
В свою очередь, неработающие студенты при конструировании своего жизненного пути используют более широкий набор тактик, девиантных с точки зрения концепции аномии Р. Мертона [10].
Таким образом, хотелось бы отметить, что вторичная занятость как фактор воздействует на жизненную стратегию современного студента на этапе жизненного старта, что проявляется:
– во-первых, как стремление в кратчайшие сроки достичь конкурентоспособного уровня собственных социальных ресурсов. Поскольку наличие высшего образования сегодня не гарантирует успешного старта на рынке труда и не обеспечивает само по себе стабильного и устойчивого положения в нем.
– во-вторых, как желание удовлетворить материальные запросы, которые соответствуют тому социальному статусу, достигнуть которого стремится молодой человек в начале своего жизненного пути.

Е.В. Константинова

Список литературы
1.Балабанова Е.С.  Социально-экономическая  зависимость  и  социальный  паразитизм:  стратегии  «негативной»
адаптации // Социс. 1999. № 4. С. 46–57.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. думка, 1988. 144 с.
3. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ. Екатеринбург, 2004. 72 с.
4. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования)  / Отв. ред. Л.В. Сохань. Киев: Наук. думка, 1987. 279 с.
5.  Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект // Человек. 2005. № 3. С. 5–17.
6. Резник Т.Е. Методология комплексного изучения жизненных стратегий личности // Личность. Культура. Обще-
ство. 2000. Т. II, вып. 2(3). С. 40–59.
7. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества. М., 2002. 260 с.
8. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. 253 с.
9. Резник С.Д., Резник Г.А. Школьники и студенты в рыночной среде // Эко. 1998. № 9. С. 150.
10. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 2. С. 118–124; № 3. С. 104–114; № 4. С. 91–96.
Назад Вперед

Опубликовано: 11-08-2012, 16:06, количество просмотров: 4 182

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.