» » » Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников

Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников

Вид работы
Предмет
Психология
Количество страниц
80
Год издания
2016
Индивидуальный номер
9380
Автор
Ekaterina87

Качественная работа 2016 года. Антиплагиат


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ исследования проблемы общения детей дошкольного возраста в трудах отечественных ученых 7
1.2 Нарушения общения дошкольников как психолого-педагогическая проблема 13
1.3 Основные направления коррекционной работы педагога - психолога по оптимизации коммуникативного общения детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий эксперимент 31
2.2 Формирующий эксперимент .38
2.3 Контрольный эксперимент 46
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ИГРОТЕРАПИИ 52
3.1. Цели, задачи, опытно-экспериментальной работы 52
3.2 Разработка игротерапии .57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ .81

ВВЕДЕНИЕ

Трудно переоценить значения развития личности на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка. Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. ////////
К проблеме детского неблагополучия в процессе общения, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, Н. Я. Михайленко, Т. Р. Репина, А. А. Рояк, А. С. Спиваковская, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.
///////
Объект исследования: нарушения общения дошкольников.
Предмет исследования: деятельность педагога-психолога по коррекции нарушения общения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: анализ теоретических основ и практических направлений деятельности педагога-психолога по коррекции нарушения общения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: нарушение общение у детей дошкольного возраста могут быть успешно преодолены при условии целенаправленной организованной коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы изучения проблемы общения дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых.
-раскрыть основное содержание деятельности педагога-психолога по коррекции нарушения общения дошкольников.
-подобрать диагностические методики, позволяющие отследить уровень общения в дошкольной группе.
-подобрать и реализовать развивающую программу, по коррекции нарушения общения дошкольников в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели и задач исследования использованы следующие методы:
-теоретические методы (анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме, методы конкретизации, обобщения, анализа, сравнения);
-эмпирические методы (тестирование, социометрия, наблюдение, беседа);
-методы обработки данных .
Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов формирования конструктивного общения детей дошкольного возраста. Данные методы могут быть использованы педагогами дошкольного учреждения с целью нормализации общения.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Анализ исследования проблемы общения детей дошкольного возраста в трудах отечественных ученых.

Потребность в общении одна из значительных потребностей человека, так как именно здесь происходит так много важных процессов необходимых для полноценной жизни. Основы поведения в общении закладываются в дошкольном возрасте. В этом возрасте существуют два направления общения: с взрослым и со сверстником. Нельзя сказать, что какое-то одно направление важнее другого, так как они оба играют важную роль в развитии личности. Познавая окружающих людей, ребенок познает себя. В трудах А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, М.И., Лисиной, Л.С., Выготского, прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе.
С точки зрения Л.С. Выготского, окружающие взрослые и социальный мир не препятствуют ребенку и не переделывают его природу, но проявляются в необходимом условии человеческого развития. Ребенок не может развиваться и жить отдельно от общества, он первоначально входит в социальные отношения .
////////
М. И. Лисина изучает общение ребенка с взрослым как некую деятельность, целью которой является другой человек. К 4-5 годам у ребенка появляется внеситуативно-познавательная форма общения, при нормальном ходе развития, однозначным свидетельством которой являются вопросы «почему», задаваемые взрослому о предметах, которые не находятся в конкретной ситуации. М. И. Лисина выделила три основные категории мотивов общения — деловые, познавательные и личностные: личностные мотивы свойственны только для самостоятельного вида деятельности; познавательные мотивы появляются в ходе удовлетворения потребности в познании нового, в новых впечатлениях; деловые мотивы проявляются в способности к игре, к сотрудничеству, к активности.
Общение качественно меняется, у дошкольников со сверстниками, в отличии от общения в более ранние периоды. Общение со сверстниками становится приоритетным, в дошкольные годы. Общение развивается более активно во время игровой деятельности. На характер и развитие игры оказывает влияние развивающееся общение. Появляются разнообразные коллективные задачи:
- управление действиями партнера и контроль их выполнения;
- совместная игра;
- постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов;
-навязывание собственных образцов.
В исследованиях Т.А. Репиной, было выявлено, что к 4-5 годам игровые объединения детей становятся более устойчивыми, начинают складываться предпочтения по половому признаку. В группах детского сада ярко выражается объединение со сверстниками своего пола, которая с возрастом становиться более устойчивой . В возрасте 4-5 лет ведущей деятельностью является игра, определяющая психическое развитие ребенка. В процессе игры развиваются основные новообразования этого возраста. Особенности игры у детей являются в том, что она замещает деятельность взрослых, которая является желанием ребенка участвовать в ней. Для развития игровой деятельности ребенку необходимы контакты с детьми и взрослыми, с помощью которых он развивает навыки и совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что является неотъемлемым условием различной деятельности (Р.А. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Л.А. Венгер, Д.В. Менджерицкая и др.).
///////

1.2. Нарушения общения дошкольников как психолого-педагогическая проблема.

Зарубежная психология предлагает разные варианты понимая конфликтов: как явления, для осознания которого мало знать только личностные особенности , а нужно осознание субъективной интерпретации человеком происходящего; как явление, появление и черты которого определяются в первую очередь ситуацией (Н. Миллер, М. Дойч, М. Шериф, Дж. Доллард,); как явление, природа которого определяется через интрапсихические факторы и процессы(Г. Салливен , З. Фрейд, К. Юнг , К. Хорни).
Особенности детей, влияющие на затруднения общения В.Н. Мясищев, подразделил следующим образом:
- замкнутость, недоверчивость, скрытность;
- эгоистические наклонности;
- эмоциональную неустойчивость;
- возбудимость, аффективность, взрывчатость .
//////

1.3. Основные направления коррекционной работы педагога-психолога по оптимизации общения детей дошкольного возраста.

Существуют определенные психолого-педагогические условия организации детской групповой деятельности в условиях ДОУ, которые позволяют предотвратить или минимизировать нарушения общения дошкольников. Организация должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания личности, для приобретения положительных коммуникативных качеств, о которых говорилось выше.
Первое такое условие - обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах.
Второе условие - получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах.
Третье условие - использование в группах или коллективах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план.
Четвертое условие - воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность детских групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни .
Первое из обозначенных условий может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.
Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого по­ведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуни­кативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит. Например, для детей раннего и дошкольного возраста можно рекомендовать создание групп по 2-4 человека в каждой, для детей младшего школьного возраста - 3-5 чело­век. Благодаря постепенному увеличению размера группы с возрастом те задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает опыт их межличностного общения.
Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократичной основе. Это означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или другом случае по-своему. Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детско­го существования стали для них настоящей школой жизненной подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись.
Составляя программу коммуникативного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера.
«Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности - такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие воз­можно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач».
Детские группы и коллективы, по крайней мере, в учреждениях учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зо­не ближайшего (потенциального) развития ребенка.
///////
В управлении деловыми взаимоотношениями детей имеются определенные возрастные особенности. Отметим некоторые из них.
«В дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им еще не доступен. Это не исключает возможность использования взрослым словесных воздействий при руководстве деятельностью детей. Однако когда ставится задача перевода деловых отношений детей на рельсы самоуправления, то наличие достаточного количества чувственных сигналов и ориентиров для детей следует, по-видимому, считать обязательным моментом в данном случае социально-психологического научения».
/////
Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Педагогу нужно обращать внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения .
Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.
//////
«В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения».
////
///////
Как уже отмечалось, наиболее распространенной и характерной особенностью нарушения общения у детей дошкольного возраста является конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего о формах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, каким образом оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит
////

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий эксперимент

Для исследования значения формирования навыков работа педагога многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует разные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (тут имеется в виду конкретно роль и место педагога в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) ориентирована на многостороннее и гармоничное формирование детей.
В образовании и воспитании дошкольника имеется принципиальный момент – проведение диагностики становления малыша, которую считаю принципиальной составляющей в системе, общего мониторинга воспитания малыша, так как конкретно мониторинг позволяет поставить не лишь успехи детей (нужно знать его зону актуального становления и зону ближайшего становления для наиболее действенной и направленной работы), однако и проверить степень отдачи работы самого преподавателя, а преподаватель, исходя из приобретенных результатов, готовит вывод о верности подобранных технологий и способов работы как с категорией детей в целом, так и с определенным чадом и при надобности внести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:
2014-15 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек
межличностного общения применялись следующие способы (подробно см. Приложение 1):

Диагностический инструментарий Анализируемые показатели Кем проведена диагностика Время проведения Динамика формирования навыков
Младшая группа
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации
характер межличностного взаимодействия Воспитатель Сентябрь Сентябрь
беседы с детьми (субъективные предпочтения)
симпатии ребенка Педагог-психолог
Воспитатель Май Май
методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика»
социометрический статус ребенка Педагог-психолог Май Май
Средняя группа
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации
характер межличностного взаимодействия Воспитатель Сентябрь Январь
Май
беседы с детьми (субъективные предпочтения)
симпатии ребенка Воспитатель
Педагог-психолог Сентябрь
Май Январь
Май
социометрический эксперимент – «Секрет» (Репина Т.А.)
методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» социометрический статус ребенка
•коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников
•коэффициент сплоченности детского коллектива Педагог-психолог Май Январь
Май

Анализ результатов:
/////
В ходе исследования значения формирования умений межличностного взаимодействия были получены следующие результаты:


Рисунок 1. Сравнительные результаты уровня формирования навыков межличностного общения у детей

Анализ сравнительных результатов уровня формирования умений межличностного взаимодействия у детей (рисунок 1) позволяет говорить о позитивной динамике за период сентябрь - май, 2014-15. ( 2 младшая группа) – январь, 2014-15.(средняя группа) . Так, поменялись в качественную сторону:
///
Стоит сказать, что динамика роста данного признака незначительная, однако значимая, т.к. это можно разъяснить значительным понижением показателя низкого уровня и повышением показателя высокого уровня формирования исследуемых умений.
Признак высокого уровня на начало изучения детей во 2 младшей группе отсутствовал, а к концу учебного года возник на отметке 40% (8 человек), к середине изучения в средней группе составил 45% (9 человек).
Как показывают итоги диагностики формирования умений межличностного взаимодействия у детей в различных видах деятельности в сентябре2014-15, т.е. в начале учебного года, дети чувствовали значительные трудности при построении взаимоотношений со ровесниками в процессе различной деятельности, а к концу обозначенного периода уже отмечалась позитивная динамика в формировании коммуникативных умений.
Так, отличались категории детей, которые стремятся быть первыми и наиболее главными, нередко никак не имея для этого достаточно причин. Они требовали исполнения собственных желаний от ровесников в приказном распорядке, заставляя их подчиняться собственной воле, нередко незаслуженно обижая их. Дети, как правило, избегали общения с ними, так как иногда чувствуют на себе их выпады и враждебное отношение.
Другая категория детей – они застенчивы, необщительны: всегда караются, опасаясь выразить смелость в действиях и суждениях. Ощущая постоянную нерешительность в себе, они предпочитают во всем уступать ровесникам. Заниженная самооценка приводит к возникновению таких свойств, как слезливость, обидчивость.
/////

2.2 Формирующий эксперимент

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме, анализа итогов констатирующей доли изучения где были уделены «слабенькие» места в формирования умений межличностного взаимодействия детей в процессе различной деятельности, характера и содержания, имеющихся в возрастной группе межличностных взаимоотношений были обозначены задачи формирующей работы:
Воспитание интереса к окружающим людям, формирование ощущения осмысливания и необходимости в общении; формирование чувства приспособления к коллективу;
/////
Блок 1. Языки общения
Игра-имитирование «Мы обезьянки»
Цель. Игра обучает деток воссоздавать выразительные движения.
Ход игры. Преподаватель по желанию приглашает двоих деток выйти перед группой.
Одному из них предполагается представить какую-либо позу и вернуться в начальное состояние. Другой ребенок вслед за ним обязан буквально повторить предложенную позу. Потом играющие меняются ролями.
Этюды на имитацию выразительных движений
«Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг заметила огромного зеленоватого кузнечика. Стала к нему красться. Только протянула руки, чтоб закрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совершенно в другом месте.
Живые движения: шея вытянута вперед, ступает на самые кончики пальцев.
«Сомнение»
Мальчик собирал в бору грибы и заблудился. В конце концов вышел на огромную дорогу. Однако в какую сторону идти? Во время этюда звучит музыка Д. Львова - Компанейца «Сомнение ».
Живые движения: малыш стоит, руки сложены на груди либо одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Аплодисменты по кругу
Цель: Формирование сплоченности детского коллектива.
Инструкция: У нас очень хорошая группа, и любой из вас заслуженно получил аплодисменты. Я хочу рекомендовать вам игру, в ходе которой аплодисменты поначалу звучат неслышно, а потом становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в совместный круг. Один из вас начинает: он идет к кому-нибудь из детей, глядит ему в глаза и дарит ему собственные аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.
П///////

Цена: 6000 руб

Дипломная работа по предмету "Психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников". Если Вы не имеете своего плана работы "Деятельность психолога-педагога по коррекции нарушения общения дошкольников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 302

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom