Каталог учебных материалов



Проблематика исследования социального становления личности

Личность рассматривается с социологических позиций с учетом социальных реалий, связанных,прежде всего, с изменившимися социально‑культурными условиями. «Социальные формы реализации личности» фиксируют вариативность способов социального становления личности.
 
В современных условиях возрастающей социально-культурной динамики, неоднородности социальных влияний формирование целостности личности является, действительно, важной проблемой, но в то же время это социальное качество личности, определяющее способность человека справляться с разнообразными жизненными трудностями. Процесс освоения социального опыта в настоящих условиях усложняется. Этот процесс на этапе первичной социализации не заканчивается, человек вынужден меняться, так как меняется окружающий его мир, результативность этого процесса – в значительной степени зависит от самого человека.
Определение личности должно отразить изменившиеся условия и особенности современного процесса социального становления личности. Качественные изменения в социальном процессе приводят к необходимости пересмотра классической теории социализации, интерпретации основных категорий в связи с новыми условиями формирования личности.
Относительно стабильное общество формирует запрос в отношении результатов социального становления личности. Социальная норма закрепляется в реальной практике, находит отражение в системе ценностей и норм, ожиданий и санкций. Соответственно и социальное измерение – это мера того, насколько человек «овладел», «освоил», «вписался»… Нормативное определение социальности личности является в данном случае ведущим.
Ориентиры в развитии общества и образования определяют новый  запрос в отношении человеческого потенциала, а с другой стороны, формируется качественно новая социальность.
Динамичное, поликультурное, информационно и технологически насыщенное общество не может иметь однозначного определения социального ориентира. Новизна индивидуального опыта существенно опережает имеющийся культурный опыт, а тот, который предлагается к освоению, может быть неадекватным изменившимся условиям. Опыт  предыдущих поколений, их способы деятельности  и  ресурсы,  которые  накоплены культурой, в новых условиях неприменимы к практике молодого поколения. Из-за уникальности человеческого опыта этот процесс не может быть в полной мере рационально продуман и подведен к единому основанию.
В условиях, когда изменения в социально-культурном пространстве опережает адаптационные возможности человека, опыт одного поколения мало значим для подрастающего поколения, в одном обществе сосуществуют различные пласты культуры, процесс личностного становления усложняется. Ограниченность жизненного пространства человека способствует тому, что определенные ситуации выбора необратимы и способы, и элементы выбора неизбежно накладывают отпечаток. На этот процесс оказывают влияние не только рациональный выбор и осознанные намерения индивида, но и ряд детерминант, которые человек учесть не в состоянии.
Материалы и методы
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные принципы и выводы, содержащиеся в позитивистской классической теории социализации личности, в трудах социологов и психологов, представляющих постпозитивистскую методологию анализа текущего социального процесса, в работах отечественных и зарубежных исследователей, осмысливающих актуальное содержание и структуру социального взаимодействия.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы, полученные в ходе целевого рассмотрения тенденций изменения процесса конструирования образцов сознания и поведения молодых людей, находящихся на маргинальных этапах социального становления. Эмпирическая информация была получена в ходе опроса 232 учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений. Анализ ориентирован на выявление тенденций и стратегий социального проектирования при сравнении с результатами аналогичных исследований в 1996–1999 гг.
Результаты
Анализ социального становления личности показывает, что способы социального становления личности меняются. Разнообразие возможных способов социального становления в нашем исследовании раскрывается через призму способов, которые выбирает личность для освоения социальной действительности и которые в итоге закрепляются в определенные социальные «личностные формы». Социальные формы реализации личности – это способ построения жизнедеятельности, который определяет меру освоения/преобразования социального опыта.
Репродуктивная форма реализации: личность реализуется через отношение к макрообразцам. Социальные образцы  (через нормы и ценности) выступают для личности основой самоопределения, обеспечивают способы достижения успеха в статусной иерархии через взаимодействие, деятельность. В ситуации неопределенности подобный способ самопонимания реализуется как устойчивая жизненная ценность, определяющая все проявления личности.
Нормативная форма ориентирована на воспроизводство норм межличностного взаимодействия. Реализация норм предполагает наличие представлений об иерархии престижных видов деятельности; этот опыт передается институтами социализации. Взаимодействие индивида  и  общества  выстроено  не  полностью, «Я-концепция» выходит  за  рамки  образцов,  индивидуальная  деятельность  привносит  новое  понимание  в определение социальных перспектив.
Активная форма реализуется при условии отсутствия представлений о какой бы то ни было сложившейся статусной иерархии, предполагает  разрушение доверия к способам, которые предлагают институты  социализации (семья, школа, вуз). Во взаимодействии индивида и общества обнаруживается рассогласование в представлениях о социальной иерархии, социальных перспективах. «Я-концепция» выходит за границы норм взаимодействия и социальной иерархии, строится на основе индивидуального опыта. При этом сохраняются способы социальных достижений (инструментальный потенциал), а выстраиваемое пространство и цель не находят аналога в социальных образцах.
Ситуативная форма  вырабатывается  индивидами  в  условиях,  когда  ни одно взаимодействие не принимается в качестве значимого. В этом случае детерминация отношения к ситуации и адаптации заключается в индивидуальном отношении личности и конкретной ситуации. Ситуативное отношение к ситуации приводит к неопределенности социальных перспектив личности, которые реализуются на основе индивидуального понимания и не предполагают реализацию в устойчивых социальных представлениях. Взаимодействие индивида и общества не определено, оно не находит полного развития в личностном потенциале, построение «Я-концепции» определяется на основании ситуативно понимаемых личностных перспектив. Противоречивые требования приводят к тому, что человек вынужден осваивать социальный опыт поверхностно, так как требования, которые предъявляются в конкретной сфере жизнедеятельности, неприменимы в другой.
Какой будет личность, отказавшаяся  от  социального  опыта?  С  одной  стороны, «непривязанность» к устойчивым социальным меркам обеспечивает личности гибкость, мобильность, но с другой – опыт осваивается поверхностно и фрагментарно, «Я-концепция» перестает быть целостной и неизменной на протяжении длительного времени, во многом зависит от обстоятельств и актуальных требований среды, ситуации.
В чем же состоит основной интерес личности молодого человека, стремящегося представить собственное будущее? Основной интерес сосредоточен в обыденной повседневности. Практически все молодые люди включили в описание сегодняшнего дня деятельность, связанную с удовлетворением первичных потребностей, тогда как далеко не все в принципе даже упомянули занятия связанные с обучением в школе, активные формы занятий! Повседневные  аспекты присутствуют почти у каждого  учащегося  (98,39%  ответивших на вопрос). В структуре планируемой повседневности наиболее часто описываются обычные, пассивные виды деятельности, вплоть до личной гигиены, душа, принятия пищи: жить, есть, спать (95,7%), отдых, развлечения (69,35%), дорога, передвижение (60,22%), домашние дела (10,75%). Активные индивидуальные виды деятельности: интересы, увлечения (23,66%), потребление, магазины (4,3%), активные повседневные виды деятельности (прогулка с собакой, зарядка – 6,45%). В обращении к социальным видам деятельности присутствуют следующие: учеба (45,7%), работа (42,47%), дружба (16,13%), семья (5,91%), личная жизнь, любовь (5,91%), дети (1,61%), учеба в вузе (1,61%).
Подтверждается значимость приоритета повседневной индивидуальной  деятельности. Это именно та сфера, которая на данный момент является приоритетом в жизненных сферах учащихся, что и нашло отражение в определении жизненных целей. Повседневная деятельность «второго плана» представляется личностно значимым аспектом, именно здесь задействован интерес и активность молодых людей. Для большинства молодых людей свободное время заполнено интересными делами (свыше 80%). Сосредоточенность на ближайших событиях во многом является способом уйти от важных смысложизненных задач. Большинство опрошенных старшеклассников не уверены, что ответ о цели и смысле жизни решаем для них на данный момент.
Поэтому они заняты «конструированием» в большей степени той сферы, которая близка им и понятна, – это создание собственного стиля и образа жизни – повседневности.
Выводы
Становление новых социальных форм реализации личности фиксируют  значимые изменения, которые произошли в определении социального пространства и времени. То, что ранее  считалось  социальным безвременьем, обыденностью, «жить, есть, спать», сейчас становится центральным в жизнеопределении человека на этапе социального становления. Социальные ориентиры все больше обретают отвлеченный характер.
Увлеченность обыденным, телесным, различные формы зависимости предстают все больше как способ социального раскрытия личности. Различные формы зависимости – это еще и «способы контроля личности над отдельными частями повседневной жизни, а также самости» [1, 95]. Каждое из пагубных пристрастий являет собою защитную реакцию, уход от действительности, осознание недостатка автономии, бросающее тень на компетенцию самости [1, 97]. Это личностный выбор определенного стиля жизни, который происходит из потребности реализовывать собственную индивидуальность, поиск личностной опоры. Зависимость становится смыслообразующей для личности, возникает как отсутствие возможности влиять на более принципиальные аспекты жизнедеятельности, как следствие страха в условиях неопределенного и с устрашающей силой меняющегося мира.
Социальные ориентиры, обогащающие личность, подменяются ситуативным конформизмом. Наибольшая опасность (и уже выраженная тенденция), как предвидел Питирим Сорокин, заключается в формировании фрагментарного мышления, ситуативной личности. «Чувственные ценности будут становиться все более относительными и атомарными. Лишенные какого-то ни было признания и действенной силы, они, наконец, «покроются» слоем пыли. Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии…» [2, 881–882].
Человек в настоящее время не просто выбирает направление осуществления жизнедеятельности, но и моделирует свою позицию как в будущем, так и настоящем. Основа ориентаций не определяется макропорядком: практика значительно опережает формирование традиционных способов ее выражения. Задача понимания личности в социально-культурных условиях должна учитывать сложившиеся тенденции. Вместо оценки личности с позиции нормативного соответствия критериям  (а однозначных в настоящее время не может быть) актуальным становится представление о личности как о социально-культурном конструкте – понимание того, что накопленные культурой ценности служат не ориентиром, а «строительным» материалом социального пространства личности, ориентированной на различные способы включения в общество. Становление личности означает тем самым решение традиционного вопроса: «Кем я буду?» через решение задач социального становления личности, вопроса адаптации: «Как я буду жить?» [1, 203]. Если социальное становление личности во многом зависит от самого человека, то главный риск заключается в том, что социальное становление может так и не осуществиться. Мы имеем дело с новыми типами личности, которые строят собственную жизнедеятельность вне социального контекста. Это те индивиды, которые, отказываясь от поиска самого себя в социальном плане, выстраивают «Я-концепцию», опираясь на доступные якоря повседневности (собственное тело, разнообразные удовольствия). Но также это те, кто пытается найти все ответы в отвлеченных истинах, в прошлом. В условиях изменчивости условий «…единственный нормальный тип – это тип прошлого. Он обладает лишь кажущейся нормальностью: всеобщее распространение его есть только обманчивый ярлык…» [3, 119].
Потеря открытости по отношению к социальному контексту означает потерю системообразующей основы личности, способности через освоение и преобразование социального опыта проектировать собственную личность, устанавливать взаимообогащающее взаимодействие с макро- и микросоциальным окружением и проектировать свое будущее. Итог не приемлем не только для общества, так как означает глубинную социальную дезадаптацию, «необработанная» социально человеческая природа становится разрушительной силой как для общества, так и для самого человека.

С.Н. Чечулина

Список литературы
1. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб., 2004.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ.: Вступ. ст. и комментарии В.В. Сапова. М., 2006.
3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. 3-е изд., доп. и испр. М., 2008.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Выполняем все виды
студенческих работ
по техническим и гуманитарным
дисциплинам