» » » Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Вид работы
Предмет
логопедия
Количество страниц
84
Год издания
2016
Индивидуальный номер
7697
Автор
Светлана

Данная работа была проведена по методике Е.Ф.Архиповой. Успешно прошла защиту.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Имя существительное как часть речи 6
1.2. Особенности овладения лексикой детьми с нормальным психофизическим развитием 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 26
1.4. Специфика овладения словарем существительных детьми дошкольного возраста с ОНР 31
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Изучение состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, участвующих в исследовании 38
2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента 39
Глава 3. Особенности состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 47
3.1. Результаты исследования пассивного словаря 47
3.2. Результаты исследования активного словаря 48
3.3. Результаты исследования семантической структуры слова и лексической системности 50
3.4. Результаты исследования объяснения значений слов 52
3.5. Результаты исследования синонимии и антонимии 53
3.6. Результаты исследования обобщающих понятий 56
3.7. Анализ обобщенных результатов исследования состояния словаря существительных 58
Глава 4. Пути логопедической работы по развитию словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 62
4.1. Цель, задачи, методы логопедической работы 62
4.2. Содержание логопедической работы 63
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 79

Актуальность исследования. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка, что было показано в исследованиях многих учёных (Аркин Е.А. (1968), Вахтеров В.П. (1987), Гвоздев А.Н. (1961), Захарова А.В. (1973), Эльконин Д.Б. (1989) и др.).
При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема развития словаря существительных у детей дошкольного возраста с ОНР занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря у данной категории дошкольников является одним из наиболее актуальных.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Многие трудности, которые испытывают дети при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Цель исследования – изучение состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – словарь существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень).
Гипотеза исследования – существуют особенности состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой речевого развития: относительно малый объем пассивного и активного словаря, низкий уровень развития семантической структуры слова и лексической системности, объяснения значения слов, синонимии и антонимии, обобщающих понятий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались задачи:
1.) Изучить, проанализировать, обобщить научную и методическую литературу по проблеме исследования.

2.) Сформировать выборку испытуемых и подобрать методику экспериментального исследования.
3.) Выявить особенности и уровни развития словаря существительных у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
4.) Определить пути логопедической работы по развитию словаря существительных у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент в констатирующем варианте;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели исследование состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В результате теоретического анализа проблемы исследования было выявлено, что речь представляет собой ничто иное как процесс, посредством которое материализуются мысли человека. При этом речь есть психический процесс, с помощью которого люди реализуют общение друг с другом при использовании различных устных и письменных языковых средств (звуковые сигналы, письменные знаки и т.д.). Кроме того, речь как особый вид психической деятельности имеет особую структуру, которая включает в себя три основных уровня: мотивационно-потребностный, ориентировочно-иссследовательский и исполнительный уровни. Также выявили, что как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие ещё не усвоенными или усвоенными только частично. При этом до определённого момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешивающие элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идёт на убыль и употребление форм слов становиться успешным, т.е. осуществляется их лексикализация. Также необходимо иметь в виду, что дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
С учётом результатов анализа научно-методической литературы был проведён педагогический эксперимент, который реализовывался в несколько этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.
Методика эксперимента базировалась на теоретическом анализе научно-методической литературы по теме исследования и в частности на том факте, что изучение словаря существительных у детей с ОНР должно быть комплексным и направленным на оценку таких основных компонентов словарного запаса, как пассивный словарь, активный словарь, семантическая структура слова и лексическая системность, объяснение значения слов, синонимия и антонимия, обобщающие понятия. При этом методика эксперимента основывалась на сравнительном изучении двух групп детей – с ОНР и с условной нормой речевого развития для того, чтобы выявить особенности словаря существительных у детей с ОНР (III уровня).
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития словаря существительных у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Задачами эксперимента явились:
- разработка методики исследования словаря существительных у дошкольников c онр;
- исследование состояния словаря существительных у дошкольников с онр по разработанной методике;
- анализ результатов исследования и определение индивидуально-типологических особенностей словаря существительных у дошкольников с онр;
- определение путей развития словаря существительных у дошкольников с онр с учётом характера выявленных нарушений.
Результаты исследования показали, что у дошкольников 5-5,5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) отмечается недоразвитие словаря существительных. Т.е. состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) имеет низкие значения показателей развития. При этом среднегрупповые показатели развития состояния словаря существительных у дошкольников с нормальным речевым развитием выше, чем у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень). В целом мы выявили, что уровень развития состояния словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи ниже по сравнению с детьми, характеризующимся нормальным речевым развитием. В результате проведенного исследования пришли к подтверждению его гипотезы. Т.е. действительно существуют особенности состояния словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой речевого развития: относительно малый объем пассивного и активного словаря, низкий уровень развития семантической структуры слова и лексической системности, объяснения значения слов, синонимии и антонимии, обобщающих понятий.
На основании теоретического анализа специальной литературы, а также результатов экспериментального исследования удалось составить программу занятий для улучшения состояния словаря существительных у детей с общим недоразвитием речи (III уровень).
В качестве перспективы дальнейшего исследования проблемы можно рассматривать более широкий учет социально-демографических характеристик детей, больший арсенал применяемых диагностических методик обследования речи, а также соответственно больший
объем выборки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968. – 286 с.
2. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
3. Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку - 5-е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981. – 225 с.
5. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
6. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения //. Избр. труды: Исслед. по русской грамматике. М.: Просвещение, 1975. – 237 с.
7. Виноградов В.В. Русский язык: (Граммат. учение о слове): [Учеб. пособие для филол. спец. ин-тов /. Авт. предисл. Н.Н. Прокопович и В.А. Белошапкова]. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1972. – 614 с.
8. Воробьёва В.К. Возможности прогнозирования в процессе связного речевого сообщения с системными нарушениями речи. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 365 с.
9. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл: ЭКСМО, 2003. – 507 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.5 Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр Гуманитарной литературы» «РОН», 2001. – 157 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / Академия пед. наук РСФСР. – М.: Изд-во АПН, 1961. – 472 с.
13. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. - № 2. – 98 с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 370 с.
16. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1961. – 223 с.
17. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 238 с.
18. Захарова А.В. Воспитание подростка в семье. – М.: Просвещение, 1973. – 542 с.
19. Зимина И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. – М.: Педагогика, 1999. – 275 с.
20. Камчатов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание: Учеб. пособие для филологических факультетов университетов и педагогических вузов. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.
21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1971. – 176 с.
22. Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект. – М.: Наука, 1990. – 168 с.
23. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М.: Просвещение, 1982. – 197 с.
24. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Наука, 1976. – 176 с.
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 248 с.
26. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М.: Просвещение, 1958. – 214 с.
27. Лепская Н.И. Язык ребёнка: (Онтогенез речевой коммуникации). – М.: Просвещение, 1997. – 276 с.
28. Леушина А.М. Дошкольная педагогика. М. – Л. Учпедгиз, 1946.
– 345 с.
29. Логопедия. Учебник / Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Педагогика, 1995. – 375 с.
30. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 578 с.
31. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед.высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 689 с.
32. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
33. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.
– 320 с.
34. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Наука, 2000. – 276 с.
35. Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств // Логопедия сегодня. – 2009. - №2.- С.6-10.
36. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 158 с.
37. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР. – СПб.: Издательский центр «Академия», 2001. – 198 с.
38. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
39. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 202 с.
40. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Просвещение, 1956. – 248 с.
41. Потебня А.А. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Просвещение, 1958. – 463 с.
42. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие /. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 188 с.
43. Психолингвистическое исследование: Речевое развитие и теория обучения языку. – М.: Просвещение, 1978. – 214 с.
44. Расстройство речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Медицина, 1969. – 288 с.
45. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 362 с.
46. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Изд-во МПСЛ, 2005. – 223 с.
47. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования. Нарушения речи у детей / Под ред. Власовой Т.А. и др. – М.: Наука, 1982. – 284 с.
48. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 287 с.
49. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
50. Успенская Л.В., Успенский М.Б. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1973. – 136 с.
51. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. – М.: Педагогика, 1991. – 367 с.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Педагогика, 1991. – 273 с.
53. Фомина М.И. Лексика современного русского языка. – М.: Просвещение, 1973. – 153 с.
54. Фомичёва Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 52-55.
55. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 1997. – 142 с.
56. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. – М.: АКАДЕМИЯ, 1993. – 208 с.
57. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М.: Наука, 1992. – 175 с.
58. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 320 с.
59. Шашкина Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1997. - № 6. – С.10-15.
60. Шашкина Г.Р. Логоритмическая ритмика для дошкольников. – М.: АКАДЕМИЯ, 2001. – 163 с.
61. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1975. – 214 с.
62. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
63. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
64. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Наука, 1999. – 327 с.

Цена: 5000 р.

Дипломная работа по предмету "логопедия"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Состояние словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 761

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom