» » » Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой

Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой

Вид работы
Предмет
Педагогика
Количество страниц
60
Год издания
2015
Индивидуальный номер
7509
Автор
fhbif

Защищено на отлично. Оригинальность работы 60%


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, теоретические аспекты 7
1.1. Проблемы сенсорного воспитания и развития дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Задачи сенсорного развития детей в действующих программах… 17
1.3. Методы, приемы, средства формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе познания природы 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по фомированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе познания природы 30
2.1. Диагностика исследования уровня сформированности сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой 30
2.2. Программы экологического воспитания дошкольников как средство формирования 37
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 42
2.4. Методические рекомендации педагогам по организации и усовершенствованию работы по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе  58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диаграмма результатов констатирующего и контрольного экспериментов  59

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в истории дошкольной педагогики на всех этапах ее развития проблема сенсорного развития ребенка занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе и.т.п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декорли), а так же известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина) и другие справедливо считали что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий:
на научно-теоретическом уровне: между достаточной исследованностью закономерностей сенсорного развития и их слабой представленностью в прикладных исследованиях проблемы сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
на научно-методическом уровне: между необходимостью технологизации как фактора повышения результативности воспитания, осуществляемого в группах раннего возраста ДОУ, и отсутствием технологии сенсорного воспитания, предусматривающей возможности учета потенциального разнообразия складывающихся в ДОУ условий.
Объект исследования процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой в ДОУ.
Предмет исследования педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой в ДОУ.
Цель исследования: исследовать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с прир..юо.дой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме, сенсорного воспитания и развития детей.
2. Выявить педагогические условия формирования у детей сенсорных эталонов.
3. Разработать методические рекомендации по формированию детей сенсорных эталонов для педагогов.
Методологическую основу исследования составляют: ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующие: Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах, Ахтамьянова И.И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения, Бабаева Т.И, Михайлова З.А. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду и Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялись посредством комплекса теоретических и эмпирических методов: анализ психологической, педагогической литературы; изучение и анализ методических пособий, обобщение, педагогическое наблюдение за деятельностью детей; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование состояло из двух этапов:
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме, сенсорного воспитания и развития детей.
На втором этапе: были выявлены педагогические условия формирования у детей сенсорных эталонов. Проведена диагностика уровня сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой. Разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов для педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что процесс формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой рассмотрен как вид деятельности развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-поисковой работы в МДОУ № 106 г. Екатеринбург, материалы исследования докладывались на заседании Попечительского совета в ДОУ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, выводы, заключение, список литературы (74 источника) и 2 приложения. Объем дипломной работы составляет 59 страниц. Текст дипломной работы содержит 3 таблицы и 1 рисунок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э.А. Александрян. Ереван: Айастан, 2012.-224 с.
2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 2014. - 216 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. М.: АПН РСФСР, 2010. - 486 с.
4. Ахтамьянова И.И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения / И.И. Ахтамьянова // Проблемы интеграции образования на пороге XIX века. Часть II. Бирск: Бирск. гос. пед. институт, 1999. - С. 12-14.
5. Бабаева Т.И, Михайлова З.А. и др . Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду : издание 3 - е переработанное. -СП б.: Детство - Пресс , 2004 - 244с.
6. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. М.: Наука, 2010. - 240 с.
7. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре / Ф. Бартлет. М.: АПН РСФСР, 2009. - 144 с.
8. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. М.: Прогресс, 2009.-320 с.
9. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М.И. Башмаков // Школьные технологии. 2010. № 4. - С. 17-23.
10. Безрукова B.C. О построении педагогического знания / B.C. Безрукова // Педагогика. 2007. - № 10. - С. 20-25.
11. Белая К. Первые шаги: материалы московского городского конкурса 2001 - 2013 г. - М.: Линка - Пресс , 2013 . - 392 с.
12. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. В 2 ч. Ч. 2 / Д.А. Белухин.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модель», 2007. 304 с.
13. Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. 2008. - № 4. - С. 12-21.
14. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М.: Просвещение , 2001 . - 207 с.
15. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская //Доклады АПН РСФСР. 2011. - № 3. - С. 51-57.
16. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. М., Просвещение, 2011. 207 с.
17. Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2009. - С. 190-253.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божо-вич // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 2011. С. 69-88.
19. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. - М: Просвещение , 1985 . - 176 с.
20. Венгер Л.А , Дьяченко О.М. и др . Угадай как нас зовут : книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. : Просвещение, 2004 . - 96 с.
21. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 2008 . - 144 с.
22. Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение , 1985 .- 96 с.
23. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2008. 512 с.
24. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с.
25. Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др. ; под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 2008. 256 с.
26. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон ; пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 2008.-464 с.
27. Гизатуллина Д.Х. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 2012. - 222 с
28. Година Г.Н, Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада -М.: Просвещение, 1987 .- 160 с.
29. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.- 54с.
30. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2009. - 544 с.
31. Данилова В.В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / В.В. Данилова. - Ленинград, 2013. - 322 с.
32. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / ред. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2010. - С. 342-349.
33. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-у изд., испр. и доп. - М, 2013. - 256 с.
34. Дьяченко О.М, Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает?: книга для воспитателей детского сада и родителей - М . : Просвещение , 2001 . - 64 с.
35. Журнал Игра и дети №2 2005 , №3 2007 .
36. Запорожец A.B. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. -М.: Педагогика, 2009. С. 91-99.
37. Зинченко В.П. Восприятие как действие / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 2007. - № 1. - С. 17-24.
38. Зинченко В.П. Проблема генезиса восприятия / В.П. Зинченко // Восприятие и действие / под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 2007. С. 38-69.
39. Зинченко В.П. Становление и развитие перцептивных действий / В.П. Зинченко, Ван Чжи-цин, В.В. Тараканов // Вопросы психологии. 2012. - № 3. 1. C. 3-15.
40. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М.: Тривола, 2009. - 304 с.
41. Ильин A.B. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / A.B. Ильин. М., 2009. -172 с.
42. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп ; пер. с нем. -М.: Педагогика, 2011. 240 с.
43. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 2013. 144 с.
44. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. - М.: Учпедиз, 1955. - C. 270.
45. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: ИПП, 2014. - С. 46 - 56.
46. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
47. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтес-сори ; пер. с итал. С.Ф. Займовского. М.: ACT Астрель, 2009. 272 с.
48. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности. Чебоксары, 2002. 190 с.
49. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. 158 с.
50. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2011.- 160с.
51. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. 338 с.
52. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. М, 2004. 387 с.
53. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.: пособие для
воспитателей детского сада. - М .: Просвещение , 1983 . - 96 с .
54. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание.- 2005.- №2.- С.42 - 46.
55. Рожно¬в В. Е. Игровая терапия. М, 2014. 123 с.
56. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
57. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 10. - с. 18-20.
58. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
59. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.А. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981. - 192 с.
60. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. - N 2 - с. 21 - 27.
61. Степанова И.Ю. Материалы и оборудование для детского сада:
аннотированный каталог. - М.: Линка - Пресс . 2004 .- 34 с.
62. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. 378 с.
63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. 254 с.
64. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.
65. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B. Запорожца. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
66. Устименко Ю.А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности развивающего обучения черчению: Дисс. канд. педаг. наук. Смоленск, 2005. 182 с.
67. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 213-270.
68. Хилиль А.Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет: Дисс. канд. педаг. наук. М., 2011. 242 с.
69. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: Дисс. канд. педаг. наук. Пермь, 2010. 197 с.
70. Цвынтарный В.В Играем пальчиками и развиваем речь. - С - П . С.П.б., Лань , 2011. - 32 с.
71. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. 2005. - N 11. - с. 53-64.
72. Шмалов С. А. Игры учащихся феномен культуры. М, 2004. 264 с.
73. Эльконин Д. Б. Психология игры. М, 2004. 438 с.
74. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3.

Цена: 2000 руб

Дипломная работа по предмету "Педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой". Если Вы не имеете своего плана работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 587

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom