Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой
Дипломная работа по предмету "Педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой". Если Вы не имеете своего плана работы "Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 587
Защищено на отлично. Оригинальность работы 60%
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, теоретические аспекты 7
1.1. Проблемы сенсорного воспитания и развития дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Задачи сенсорного развития детей в действующих программах… 17
1.3. Методы, приемы, средства формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе познания природы 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по фомированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе познания природы 30
2.1. Диагностика исследования уровня сформированности сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой 30
2.2. Программы экологического воспитания дошкольников как средство формирования 37
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 42
2.4. Методические рекомендации педагогам по организации и усовершенствованию работы по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диаграмма результатов констатирующего и контрольного экспериментов 59
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в истории дошкольной педагогики на всех этапах ее развития проблема сенсорного развития ребенка занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает.
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе и вкусе и.т.п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декорли), а так же известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П. Сакулина) и другие справедливо считали что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий:
на научно-теоретическом уровне: между достаточной исследованностью закономерностей сенсорного развития и их слабой представленностью в прикладных исследованиях проблемы сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
на научно-методическом уровне: между необходимостью технологизации как фактора повышения результативности воспитания, осуществляемого в группах раннего возраста ДОУ, и отсутствием технологии сенсорного воспитания, предусматривающей возможности учета потенциального разнообразия складывающихся в ДОУ условий.
Объект исследования процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой в ДОУ.
Предмет исследования педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой в ДОУ.
Цель исследования: исследовать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста сенсорных эталонов в процессе ознакомления с прир..юо.дой.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме, сенсорного воспитания и развития детей.
2. Выявить педагогические условия формирования у детей сенсорных эталонов.
3. Разработать методические рекомендации по формированию детей сенсорных эталонов для педагогов.
Методологическую основу исследования составляют: ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующие: Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах, Ахтамьянова И.И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения, Бабаева Т.И, Михайлова З.А. Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду и Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялись посредством комплекса теоретических и эмпирических методов: анализ психологической, педагогической литературы; изучение и анализ методических пособий, обобщение, педагогическое наблюдение за деятельностью детей; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование состояло из двух этапов:
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме, сенсорного воспитания и развития детей.
На втором этапе: были выявлены педагогические условия формирования у детей сенсорных эталонов. Проведена диагностика уровня сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой. Разработаны методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста сенсорных эталонов для педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что процесс формирования сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой рассмотрен как вид деятельности развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-поисковой работы в МДОУ № 106 г. Екатеринбург, материалы исследования докладывались на заседании Попечительского совета в ДОУ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, выводы, заключение, список литературы (74 источника) и 2 приложения. Объем дипломной работы составляет 59 страниц. Текст дипломной работы содержит 3 таблицы и 1 рисунок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе / Э.А. Александрян. Ереван: Айастан, 2012.-224 с.
2. Алексеев H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 2014. - 216 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. М.: АПН РСФСР, 2010. - 486 с.
4. Ахтамьянова И.И. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности и проблема индивидуализации обучения / И.И. Ахтамьянова // Проблемы интеграции образования на пороге XIX века. Часть II. Бирск: Бирск. гос. пед. институт, 1999. - С. 12-14.
5. Бабаева Т.И, Михайлова З.А. и др . Детство : программа развития и воспитания детей в детском саду : издание 3 - е переработанное. -СП б.: Детство - Пресс , 2004 - 244с.
6. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. М.: Наука, 2010. - 240 с.
7. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре / Ф. Бартлет. М.: АПН РСФСР, 2009. - 144 с.
8. Бауэр Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. М.: Прогресс, 2009.-320 с.
9. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М.И. Башмаков // Школьные технологии. 2010. № 4. - С. 17-23.
10. Безрукова B.C. О построении педагогического знания / B.C. Безрукова // Педагогика. 2007. - № 10. - С. 20-25.
11. Белая К. Первые шаги: материалы московского городского конкурса 2001 - 2013 г. - М.: Линка - Пресс , 2013 . - 392 с.
12. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. В 2 ч. Ч. 2 / Д.А. Белухин.- М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модель», 2007. 304 с.
13. Боголюбов В.И. Эволюция педагогических технологий / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. 2008. - № 4. - С. 12-21.
14. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М.: Просвещение , 2001 . - 207 с.
15. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская //Доклады АПН РСФСР. 2011. - № 3. - С. 51-57.
16. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. М., Просвещение, 2011. 207 с.
17. Богуславская З.М. Учебная деятельность детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская // Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2009. - С. 190-253.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божо-вич // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 2011. С. 69-88.
19. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. - М: Просвещение , 1985 . - 176 с.
20. Венгер Л.А , Дьяченко О.М. и др . Угадай как нас зовут : книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. : Просвещение, 2004 . - 96 с.
21. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 2008 . - 144 с.
22. Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: Просвещение , 1985 .- 96 с.
23. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2008. 512 с.
24. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-301 с.
25. Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др. ; под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 2008. 256 с.
26. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон ; пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 2008.-464 с.
27. Гизатуллина Д.Х. Формирование познавательных функций в раннем онтогенезе : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. Л., 2012. - 222 с
28. Година Г.Н, Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада -М.: Просвещение, 1987 .- 160 с.
29. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.- 54с.
30. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 2009. - 544 с.
31. Данилова В.В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 / В.В. Данилова. - Ленинград, 2013. - 322 с.
32. Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр / О. Декроли // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / ред. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2010. - С. 342-349.
33. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч. 1. / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-у изд., испр. и доп. - М, 2013. - 256 с.
34. Дьяченко О.М, Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает?: книга для воспитателей детского сада и родителей - М . : Просвещение , 2001 . - 64 с.
35. Журнал Игра и дети №2 2005 , №3 2007 .
36. Запорожец A.B. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. -М.: Педагогика, 2009. С. 91-99.
37. Зинченко В.П. Восприятие как действие / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 2007. - № 1. - С. 17-24.
38. Зинченко В.П. Проблема генезиса восприятия / В.П. Зинченко // Восприятие и действие / под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 2007. С. 38-69.
39. Зинченко В.П. Становление и развитие перцептивных действий / В.П. Зинченко, Ван Чжи-цин, В.В. Тараканов // Вопросы психологии. 2012. - № 3. 1. C. 3-15.
40. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. М.: Тривола, 2009. - 304 с.
41. Ильин A.B. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста : дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / A.B. Ильин. М., 2009. -172 с.
42. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп ; пер. с нем. -М.: Педагогика, 2011. 240 с.
43. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 2013. 144 с.
44. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. - М.: Учпедиз, 1955. - C. 270.
45. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. М.: ИПП, 2014. - С. 46 - 56.
46. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 2005. - №3.
47. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики / М. Монтес-сори ; пер. с итал. С.Ф. Займовского. М.: ACT Астрель, 2009. 272 с.
48. Назаренкова Г.Н. Воспитательное взаимодействие в структуре игровой деятельности. Чебоксары, 2002. 190 с.
49. Назаренкова Г.Н. Коллективное игровое творчество как фактор нравственного воспитания учащихся. - Чебоксары, 2003. 158 с.
50. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 2011.- 160с.
51. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. 338 с.
52. Пидкасистый П.И. и др. Технология игры в обучении и развитии. М, 2004. 387 с.
53. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.: пособие для
воспитателей детского сада. - М .: Просвещение , 1983 . - 96 с .
54. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание.- 2005.- №2.- С.42 - 46.
55. Рожно¬в В. Е. Игровая терапия. М, 2014. 123 с.
56. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.
57. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 10. - с. 18-20.
58. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
59. Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддъякова, В.А. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1981. - 192 с.
60. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. - N 2 - с. 21 - 27.
61. Степанова И.Ю. Материалы и оборудование для детского сада:
аннотированный каталог. - М.: Линка - Пресс . 2004 .- 34 с.
62. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. 378 с.
63. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. 254 с.
64. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.
65. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. A.B. Запорожца. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
66. Устименко Ю.А. Дидактическая игра как средство повышения эффективности развивающего обучения черчению: Дисс. канд. педаг. наук. Смоленск, 2005. 182 с.
67. Хачапуридзе Б.И. О построении дидактических материалов и игр / Б.И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. С. 213-270.
68. Хилиль А.Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2-3 лет: Дисс. канд. педаг. наук. М., 2011. 242 с.
69. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: Дисс. канд. педаг. наук. Пермь, 2010. 197 с.
70. Цвынтарный В.В Играем пальчиками и развиваем речь. - С - П . С.П.б., Лань , 2011. - 32 с.
71. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание. 2005. - N 11. - с. 53-64.
72. Шмалов С. А. Игры учащихся феномен культуры. М, 2004. 264 с.
73. Эльконин Д. Б. Психология игры. М, 2004. 438 с.
74. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей / Эльконин Д. Б. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3.