Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте
Дипломная работа по предмету "Психология, возрастная психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 525
Работа защищена на 5. АП 100%. В работе использованы 6 психодиагностических методик, а также методы математической статистики.
Введение 3
Глава 1. Особенности самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте
1.1. Самоактуализация как предмет исследования в психологии личности 9
1.2. Возрастно-психологические особенности юношеского возраста 23
1.3. Особенности взаимосвязи показателей самоактуализации и самоотношения в юношеском возрасте 31
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования взаимосвязи самоактуализации, самоотношения личности в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования уровня самоактуализации, самоотношения, ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и их взаимосвязи 40
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 49
Выводы по 2 главе 71
Заключение 73
Библиографический список 76
Приложение 81
Введение
Для современного общества характерно резкое повышение интереса к личности, к человеку, к различным аспектам его взаимоотношений с природной и общественной средой. Значительно выросло количество научно-теоретических исследований по данной проблематике, публицистических и популярных статей и книг, прогнозов и рекомендаций. Проблема самоактуализации как одного из существенных проявлений личности, показателя всестороннего и непрерывного развития, максимальной реализации всех возможностей личности, адекватного восприятия окружающих, мира и своего места в нем, богатства эмоциональной сферы и духовной жизни, высокого уровня психического здоровья и нравственности является в этом контексте одной из центральных. Ее исследование способствует решению многих практических задач по активизации личностного потенциала каждого человека. Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоактуализации, скорее всего, объясняется еще и тем, что стала осознанной необходимость глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.
Проблему самоактуализации личности рассматривали А. Адлер, К. Гольдштейн, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни. Исследованию сущности, структуры, динамики самоотношения посвящены труды отечественных и зарубежных ученых Р. Бернса, М.Р. Гинзбурга, Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина.
Интерес к изучению проблемы самоактуализации прослеживается практически на каждом возрастном этапе развития человека. В своей работе мы рассматриваем психологические особенности самоактуализации личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте, так как он признан одним из ответственных периодов формирования личности, развития собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь, что является главным признаком самоактуализирующейся личности. Следовательно, в юношеском возрасте самоактуализация происходит достаточно интенсивно, и в то же время формируется адекватное и полное отношение к самому себе.
Возникает противоречие между актуальностью и востребованностью исследований взаимосвязей самоактуализации с самоотношением с одной стороны и ее недостаточной теоретической и практической разработанностью - с другой. Проблема исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос: каковы особенности самоактуализации личности с различным уровнем самоотношения.
Актуальность данной темы определила цель нашего исследования: рассмотреть особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте.
Объект: особенности самоактуализации личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте.
Предмет: взаимосвязь самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте.
Рабочая гипотеза заключается в предположении о том, что существуют различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста; а также показатели самоактуализации в юношеском возрасте взаимосвязаны с самоотношением и самооценкой личности.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить состояние проблемы самоактуализации в современной литературе.
2. Проанализировать основные психолого-педагогические характеристики юношеского возраста, в частности процесс формирования самоотношения.
3.Проанализировать особенности взаимосвязи между показателями самоактуализации и самоотношением личности.
4.Организовать эмпирическое исследование по изучению взаимосвязей между показателями самоактуализации и самоотношением личности на разных этапах юношеского возраста.
5. Установить различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста.
Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составляют работы в области самоактуализации А. Адлера, К. Гольдштейна, А. Маслоу, Г. Олпорта, К.Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, К. Хорни и психологии юности И.В. Дубровиной, И.С. Кона; общепсихологические принципы детерминизма (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), развития (С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
Теоретический анализ, изучение и обобщение психологических и педагогических исследований в рамках исследуемой проблемы;
Констатирующий эксперимент с применением диагностических методик;
Методы математической обработки данных: методы первичной описательной статистики, параметрический метод t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок, методы статистической обработки данных с вычислением коэффициента корреляции Пирсона. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием методов математической статистики: пакета программ STATISTICA 6.0.
Методики: тест самоактуализации личности Э. Шострома в модификации Л.Я. Гозмана; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); методика «Жизненные предназначения» О.И. Моткова; методика Дембо – Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан); тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Общий объем выборки составил 63 человека. Исследование проводилось на базе МОУ гимназии №63, Центрального района, МОУ лицея №102 Тракторозаводского района г. Челябинска и на базе естественно-технологического факультета ЧГПУ. В исследовании принимали участие учащиеся 10-го класса (32 человека), студенты 1-го курса (31 человек).
Этапы исследования:
- поисково-теоретический этап (2007-2008) был посвящен анализу основных теоретических подходов к проблеме самоактуализации в современной науке, а также были выявлены особенности самоактуализации и уровня самоотношения личности в юношеском возрасте.
- исследовательский (2008-2009): на данном этапе был определен и научно обоснован выбор диагностического инструментария, организованно исследование самоактуализации, уровня самоотношения, ценностных ориентаций учащихся старших классов и студентов 1-ого курса.
- обобщающий (2009-2010): на этапе обобщения установили наличие взаимосвязи между показателями самоактуализации и самоотношением личности в юношеском возрасте, а также различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста с применением методов математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В работе проанализированы существующие в современной науке подходы к пониманию феномена самоактуализации. Наиболее разработанная, на наш взгляд, теория самоактуализации принадлежит А. Маслоу, представителю гуманистической психологии.
Выявлены и установлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации и самоотношением личности. Полученные результаты расширяют представления о самоактуализации и самоотношение, самооценке в целом.
Практическая значимость
Установленные взаимосвязи между процессом самоактуализации и уровнем самоотношения дают возможность прогнозирования процесса развития и личностного роста учащихся старших классов и студентов.
На основе результатов исследования возможна организация помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности).
С использованием полученных результатов проводится организация первичных и углубленных консультаций для учащихся старших классов, индивидуальных и групповых консультаций родителей старшеклассников. А также эмпирические данные могут быть использованы при организации психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов по вопросам самоопределения и самоотношения старших школьников.
Структура научной работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывался выбор темы исследования, ее актуальность; определялись цели, объект, предмет исследования, формировалась гипотеза, задачи и методологическая основа; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Особенности самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте», состоящей из трех параграфов, дан анализ теорий и взглядов на проблему самоактуализации, возрастно-психологических особенностей личности в юношеском возрасте, а также особенности взаимосвязи компонентов самоактуализации и самоотношения в юношеском возрасте.
Во второй главе «Организация и анализ результатов исследования взаимосвязи самоактуализации, самоотношения личности в юношеском возрасте» обосновывался выбор цели и задачи экспериментального исследования, определялись методы диагностики, проводилось описание каждой методики, анализировались результаты экспериментальной работы.
В заключении обосновывалась достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, в частности показана взаимосвязь между компонентами самоактуализации и самоотношения личности, а также наличие различий в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста.
Список литературы содержит 51 источников, используемые в работе.
В приложении представлены: стимульный материал используемых методик, таблицы статистических данных.
1. Алешина, Е.Ю. Измерение уровня самоактуализации личности. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. [Текст] / Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, М.В. Кроз. - М.: Изд-во МГУ, 2007
2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. [Текст] / Э.Р. Ахмеджанов. - М.: 1996
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция [Текст] / Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.
4. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина. – Москва , 1991
5. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. – М.: Международная педагогическая академия, 2001
6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости. Учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 256с
7. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. – 1988. - №2. - С. 19-26
8. Готовцева, Н.Г. Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе [Текст] / Н.Г. Готовцева // Мир образования: научно-методический журнал. – 2009. - №4. – 179-181
9. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др. – М.: Просвещение, 2003. – 480с.
10. Казакина, М.Г. Самооценка школьника и педагогические условия ее формирования. [Текст] / М.Г. Казакина - М.: 1981.
11. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами [Текст] / Д.В. Каширский // Вопросы психологии – 2002 - №1 – С26-37
12. Кливер, О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кондидата философских наук / Кливер О.Г., ПГУ им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2007
13. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие [Текст] / А.М. Колышко. - К62 Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с
14. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст] / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989
15. Крайг, Г Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб: Питер, 2005. – 940с.
16. Крылов, А.А. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – Издательство СПб университета, 1997
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / И.Ю. Кулагина, Н.В. Колюцкий // – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464с.