» » » Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте

Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте

Вид работы
Предмет
Психология, возрастная психология
Количество страниц
128
Год издания
2013
Индивидуальный номер
6289
Автор
karra63

Работа защищена на 5. АП 100%. В работе использованы 6 психодиагностических методик, а также методы математической статистики.


Введение 3
Глава 1. Особенности самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте
1.1. Самоактуализация как предмет исследования в психологии личности 9
1.2. Возрастно-психологические особенности юношеского возраста 23
1.3. Особенности взаимосвязи показателей самоактуализации и самоотношения в юношеском возрасте 31
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования взаимосвязи самоактуализации, самоотношения личности в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования уровня самоактуализации, самоотношения, ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и их взаимосвязи 40
2.2. Описание результатов эмпирического исследования 49
Выводы по 2 главе 71
Заключение 73
Библиографический список 76
Приложение 81

Введение
Для современного общества характерно резкое повышение интереса к личности, к человеку, к различным аспектам его взаимоотношений с природной и общественной средой. Значительно выросло количество научно-теоретических исследований по данной проблематике, публицистических и популярных статей и книг, прогнозов и рекомендаций. Проблема самоактуализации как одного из существенных проявлений личности, показателя всестороннего и непрерывного развития, максимальной реализации всех возможностей личности, адекватного восприятия окружающих, мира и своего места в нем, богатства эмоциональной сферы и духовной жизни, высокого уровня психического здоровья и нравственности является в этом контексте одной из центральных. Ее исследование способствует решению многих практических задач по активизации личностного потенциала каждого человека. Все более настойчивое обращение исследователей к феномену самоактуализации, скорее всего, объясняется еще и тем, что стала осознанной необходимость глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.
Проблему самоактуализации личности рассматривали А. Адлер, К. Гольдштейн, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни. Исследованию сущности, структуры, динамики самоотношения посвящены труды отечественных и зарубежных ученых Р. Бернса, М.Р. Гинзбурга, Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина.
Интерес к изучению проблемы самоактуализации прослеживается практически на каждом возрастном этапе развития человека. В своей работе мы рассматриваем психологические особенности самоактуализации личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте, так как он признан одним из ответственных периодов формирования личности, развития собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь, что является главным признаком самоактуализирующейся личности. Следовательно, в юношеском возрасте самоактуализация происходит достаточно интенсивно, и в то же время формируется адекватное и полное отношение к самому себе.
Возникает противоречие между актуальностью и востребованностью исследований взаимосвязей самоактуализации с самоотношением с одной стороны и ее недостаточной теоретической и практической разработанностью - с другой. Проблема исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос: каковы особенности самоактуализации личности с различным уровнем самоотношения.
Актуальность данной темы определила цель нашего исследования: рассмотреть особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте.
Объект: особенности самоактуализации личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте.
Предмет: взаимосвязь самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте.
Рабочая гипотеза заключается в предположении о том, что существуют различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста; а также показатели самоактуализации в юношеском возрасте взаимосвязаны с самоотношением и самооценкой личности.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Изучить состояние проблемы самоактуализации в современной литературе.
2. Проанализировать основные психолого-педагогические характеристики юношеского возраста, в частности процесс формирования самоотношения.
3.Проанализировать особенности взаимосвязи между показателями самоактуализации и самоотношением личности.
4.Организовать эмпирическое исследование по изучению взаимосвязей между показателями самоактуализации и самоотношением личности на разных этапах юношеского возраста.
5. Установить различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста.
Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составляют работы в области самоактуализации А. Адлера, К. Гольдштейна, А. Маслоу, Г. Олпорта, К.Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, К. Хорни и психологии юности И.В. Дубровиной, И.С. Кона; общепсихологические принципы детерминизма (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев), развития (С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
Теоретический анализ, изучение и обобщение психологических и педагогических исследований в рамках исследуемой проблемы;
Констатирующий эксперимент с применением диагностических методик;
Методы математической обработки данных: методы первичной описательной статистики, параметрический метод t-критерий Стьюдента для несвязанных выборок, методы статистической обработки данных с вычислением коэффициента корреляции Пирсона. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием методов математической статистики: пакета программ STATISTICA 6.0.
Методики: тест самоактуализации личности Э. Шострома в модификации Л.Я. Гозмана; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); методика «Жизненные предназначения» О.И. Моткова; методика Дембо – Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан); тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.
Общий объем выборки составил 63 человека. Исследование проводилось на базе МОУ гимназии №63, Центрального района, МОУ лицея №102 Тракторозаводского района г. Челябинска и на базе естественно-технологического факультета ЧГПУ. В исследовании принимали участие учащиеся 10-го класса (32 человека), студенты 1-го курса (31 человек).
Этапы исследования:
- поисково-теоретический этап (2007-2008) был посвящен анализу основных теоретических подходов к проблеме самоактуализации в современной науке, а также были выявлены особенности самоактуализации и уровня самоотношения личности в юношеском возрасте.
- исследовательский (2008-2009): на данном этапе был определен и научно обоснован выбор диагностического инструментария, организованно исследование самоактуализации, уровня самоотношения, ценностных ориентаций учащихся старших классов и студентов 1-ого курса.
- обобщающий (2009-2010): на этапе обобщения установили наличие взаимосвязи между показателями самоактуализации и самоотношением личности в юношеском возрасте, а также различия в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста с применением методов математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В работе проанализированы существующие в современной науке подходы к пониманию феномена самоактуализации. Наиболее разработанная, на наш взгляд, теория самоактуализации принадлежит А. Маслоу, представителю гуманистической психологии.
Выявлены и установлены взаимосвязи между компонентами самоактуализации и самоотношением личности. Полученные результаты расширяют представления о самоактуализации и самоотношение, самооценке в целом.
Практическая значимость
Установленные взаимосвязи между процессом самоактуализации и уровнем самоотношения дают возможность прогнозирования процесса развития и личностного роста учащихся старших классов и студентов.
На основе результатов исследования возможна организация помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности).
С использованием полученных результатов проводится организация первичных и углубленных консультаций для учащихся старших классов, индивидуальных и групповых консультаций родителей старшеклассников. А также эмпирические данные могут быть использованы при организации психолого-педагогических консилиумов, педагогических советов по вопросам самоопределения и самоотношения старших школьников.
Структура научной работы: введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывался выбор темы исследования, ее актуальность; определялись цели, объект, предмет исследования, формировалась гипотеза, задачи и методологическая основа; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Особенности самоактуализации и самоотношения личности в юношеском возрасте», состоящей из трех параграфов, дан анализ теорий и взглядов на проблему самоактуализации, возрастно-психологических особенностей личности в юношеском возрасте, а также особенности взаимосвязи компонентов самоактуализации и самоотношения в юношеском возрасте.
Во второй главе «Организация и анализ результатов исследования взаимосвязи самоактуализации, самоотношения личности в юношеском возрасте» обосновывался выбор цели и задачи экспериментального исследования, определялись методы диагностики, проводилось описание каждой методики, анализировались результаты экспериментальной работы.
В заключении обосновывалась достоверность гипотезы, степень реализации поставленных задач, в частности показана взаимосвязь между компонентами самоактуализации и самоотношения личности, а также наличие различий в уровне самоотношения на разных этапах юношеского возраста.
Список литературы содержит 51 источников, используемые в работе.
В приложении представлены: стимульный материал используемых методик, таблицы статистических данных.


1. Алешина, Е.Ю. Измерение уровня самоактуализации личности. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. [Текст] / Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, М.В. Кроз. - М.: Изд-во МГУ, 2007
2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. [Текст] / Э.Р. Ахмеджанов. - М.: 1996
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция [Текст] / Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.
4. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний [Текст] / Л.В. Бороздина. – Москва , 1991
5. Вахромов, Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. – М.: Международная педагогическая академия, 2001
6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости. Учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 256с
7. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. – 1988. - №2. - С. 19-26
8. Готовцева, Н.Г. Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе [Текст] / Н.Г. Готовцева // Мир образования: научно-методический журнал. – 2009. - №4. – 179-181
9. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Н.И. Гуткина и др. – М.: Просвещение, 2003. – 480с.
10. Казакина, М.Г. Самооценка школьника и педагогические условия ее формирования. [Текст] / М.Г. Казакина - М.: 1981.
11. Каширский, Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами [Текст] / Д.В. Каширский // Вопросы психологии – 2002 - №1 – С26-37
12. Кливер, О.Г. Здоровье как фактор самоактуализации личности: социально-философский анализ: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кондидата философских наук / Кливер О.Г., ПГУ им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2007
13. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учебное пособие [Текст] / А.М. Колышко. - К62 Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с
14. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст] / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989
15. Крайг, Г Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб: Питер, 2005. – 940с.
16. Крылов, А.А. Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. – Издательство СПб университета, 1997
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / И.Ю. Кулагина, Н.В. Колюцкий // – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464с.

Цена: 7000 руб

Дипломная работа по предмету "Психология, возрастная психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности самоактуализирующейся личности с разным уровнем самоотношения в юношеском возрасте", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 525

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom