ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Курсовая работа по предмету "Психология, тифлопсихология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ". Также Вы можете заказать оригинальную работу "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ". Если Вы не имеете своего плана работы "ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 460
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИЛИЧНОСТИ 6
1.1 Понятие cубъектной компетентности 6
1.2 Современные аспекты реализации компетентностного подхода 13
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 17
1.4 Психологические аспекты формирования субъективности у детей с нарушением зрения 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 30
2.1 Формирование социальных мотивов у детей с нарушением зрения 30
2.2 Методы и приемы развития субъектности у детей с нарушением зрения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ВВЕДЕНИЕ
Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Общественные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах бытия. Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного развития у современных детей навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания, что в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
Цель исследования: разработка педагогической технологии формирования субъектной компетентности у детей с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс формирования субъектной компетентности.
Предмет исследования: субъектная компетентность детей с нарушением зрения.
Гипотеза исследования. Формирование субъектной компетентности у детей с нарушением зрения будет успешным, если:
- структуру субъектной компетентности детей рассматривать с позиций личностно-деятельностного подхода, в соответствии с которым она может включать взаимодействие когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, каждый из которых предстает как система, представленная подсистемами личности (биологической, социальной, духов ной);
- формирование соубъетной компетентности будет строиться как процесс, состоящий из адаптационно-установочного, исходно-диагностического, планово-прогностического, содержательно-технологического, промежуточно-диагностического, содержательно-деятелыюстного и итогово-диагностического этапов, предполагающих последовательное усложнение целей, содержания, средств, результатов формирования субъетной компетентности детей;
- педагогическая технология будет направлена на когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности ребенка с нарушением зрения и будет обеспечивать реальную дифференциацию воспитывающих воздействий на основе данных об индивидуальном уровне развития субъектной компетентности ребенка.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью определены следующие задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы исследования и определить теоретические подходы ее эффективного решения;
2. Уточнить структуру и содержание понятия «субъектная компетентность» по отношению к детям;
3. Спроектировать технологию формирования субъектной компетентности у детей с нарушением зрения.
Список литературы
1. Башкова Т.Н. К вопросу интерпретации в психолого-педагогической литературе понятия «субъектная позиция личности»// Формирование духовно-нравственной, здоровой личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции - Москва – Чебоксары. 2005. –с.73-74.
2. Башкова Т.Н. Диагностика уровня сформированности субъектности у младших школьников// Состояние и перспективы развития образования в России. Сборник научных трудов. Выпуск №2.Ч.2 /Под ред. Сенатор С.Ю. – М.МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2006. –с.3-6.
3. Башкова Т.Н. Формирование субъектности учащихся//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. – 2007.-№3.-с.26-29.
4. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: история и современное состояние // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 68.
5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
6. Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001.
7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
9. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
10. Каптерев, П. Ф. Как образовать стойкий характер [Текст] / П. Ф. Каптерев // Семья и школа. – 1874. – № 10. – С. 155–185.
11. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц [Текст] / П. Ф. Каптерев. – СПб. : Типография А. М. Котомина, 1877. – 631 с.
12. Каптерев, П. Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся [Текст] / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М.; Воронеж, 1999. – С. 75–90.
13. Осницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5–19.
14. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М.: ВОС, 1995. - С. 5-28.
15. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.
16. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 55.
17. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 4.
18. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997. - 121 с.
19. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. - с. 1-126
20. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998. - 240 с.