Безотметочное обучение в начальной школе
Курсовая работа по предмету "педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Безотметочное обучение в начальной школе". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Безотметочное обучение в начальной школе". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Безотметочное обучение в начальной школе" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Безотметочное обучение в начальной школе", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Безотметочное обучение в начальной школе". Если Вы не имеете своего плана работы "Безотметочное обучение в начальной школе", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 1 290
Содержание работы
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты безотметочного обучения в начальной школе 6
1.1. Подходы к определению оценочной деятельности учителя. 6
1.2. Сущность и содержание безотметочного обучения. 9
1.3. Способы и приемы в работе учителя при безотметочном обучении..... 13
Глава 2. Анализ применения безотметочного обучения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 98)
2.1. Особенности использования технологии безотметочного обучения в начальных классах 20
2.2. Результативность безотметочного оценивания в начальной школе. 26
Заключение 30
Список использованной литературы. 33
Приложение 1. Положение о безотметочной системе оценивания учащихся начальной школы 36
Приложение 2. Методика «Проба Де Греефе» 43
Приложение 3. Тест «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) 44
Введение
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания в начальной школе [4].
Долгое время начальная школа в системе образования рассматривалась как ступень образования, в рамках которой человек должен освоить основные навыки чтения, письма и счета, необходимые для дальнейшего образования. Однако в последнее время, в связи с изменением социальной ситуации в нашей стране и возникающими новыми требованиями к образовательной сфере, изменились и цели начального образования.
Сформулированные социальные требования к современной школе в таких правовых документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1], Концепция «Модернизация Российского образования на период до 2010 года» [2], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [3], предполагают повышение профессионального мастерства учителя, что напрямую соотносится с необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс современной системы оценивания и контроля, которая не имеет недостатков традиционной системы оценивания и позволяет учителю осуществлять обратную связь в учебном процессе и получать своевременные и точные сведения о качестве усвоения знаний и об уровне сформированности умений и навыков младших школьников [14, c.8].
В Письме Минобразования РФ от 03.06.2003 N 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» сказано, что именно безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания [4].
Письмом Министерства образования РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. подчеркивается, что в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания [5].
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки существует давно, и накоплен существенный объем знаний по проблеме оценивания знаний, умений и навыков учащихся начальной школы. Это труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов: Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, В. Джеймса, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина. Поиск новых способов оценивания, основанных на гуманизме и сотрудничестве учителя и ученика отражен в трудах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, С.Н. Лысенковой и других.
Однако, в данной области остается ряд нерешенных проблем. Так, в документах Министерства образования подчеркивается, что традиционная пятибалльная система оценивания является мало¬информативной, не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, часто имеет травмирующий характер. Поэтому недостаточно разработанными являются вопросы безотметочного оценивания знаний, умений и навыков младших школьников [4].
Таким образом, все выше изложенное обуславливает актуальность темы работы: «Безотметочное обучение в начальной школе».
Целью исследования является изучение технологии безотметочного обучения в начальной школе.
Объект исследования - безотметочное обучение младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия безотметочного обучения младших школьников.
Для достижения цели, необходимо решить круг задач:
? проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
? рассмотреть сущность и содержание безотметочного обучения, основные формы, способы и приемы, используемые в педагогической практике;
? изучить особенности педагогической деятельности в области использования технологии безотметочного обучения в начальной школе;
? опытно-экспериментальным путем проверить результативность используемой технологии безотметочного обучения младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение и изучение практической деятельности учителей начальной школы, тестирование младших школьников.
Структура курсовой работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
4. Письмо Минобразования РФ от 03.06.2003 N 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».
5. Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ? М.: Просвещении, 2009. – 15 с.
7. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 N Пр-271).
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - 234 с.
9. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. -2е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
11. Михайлова М.Ю. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» (методическое пособие): / М. Ю. Михайлова, Криволапова Е. Л., Михайлов И. С., Ткаченко И. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007. - 129 с.
12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике — М.: Высшая школа, 2004. — С. 512.
13. Сычевич И.В. Самооценка детей младшего школьного возраста: «Академия», 2007. - 40 с.
14. Хаустова Г.А. Педагогические условия безотметочного оценивания обученности младших школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Барнаул, 2005. - 201 с.
15. Шарохина Е.В., Петрова О.О., Долганова О.В. Педагогика: конспект лекций. Эксмо; Москва, 2008. - 160 с.
16. Эльконин Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2001. — 560 с.
17. Абасов 3. А. Проектирование инноваций в структуре педагогической деятельности / 3. А. Абасов // Высшее образование сегодня, 2004. - № 6. - С. 8-12.
18. Горбачевская, М.В. Контрольно-оценочная система с использованием различных инструментов безотметочного оценивания / М.В. Горбачевская // Начальная школа плюс До и После, 2011. – №10. – С. 46 – 49.
19. Енжевская М.В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование, 2010. - № 2. С. 112-118.
2/////