» » » Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Вид работы
Предмет
Педагогические системы обучения и воспитания
Количество страниц
22
Год издания
11
Индивидуальный номер
12730
Автор
Kostykova

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
по учебной дисциплине:  Педагогические системы обучения и воспитания  детей с отклонениями в развитии


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические спекты развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи6
1.1 Особенности речи у детей с нормой речевого развития
1.2 Особенности развития речи у детей с ОНР
1.3 Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Под связной речью в наше время понимают развернутое, грамматически и лексически правильное, логически законченное высказывание, которое имеет смысловую нагрузку и завершенность мысли. Связная речь состоит из грамотно построенной композиции, которая состоит из последовательных предложений [1].
////
Объектом исследования является связная монологическая речь детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования – нарушения связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Цель данного исследования – изучить коррекционно-развивающий потенциал применения мультипликационных фильмов в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей без речевых нарушений и с ОНР III уровня;
2. Рассмотреть существующие методики работы с мультипликационными фильмами и их коррекционно-развивающий потенциал;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ А СПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности речи у детей с нормой речевого развития
Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, различать их. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. В семье с ребенком необходимо выполнять специальные упражнения, предполагающие развитие памяти, логики, интуиции, внимания, мышления. Формируются коммуникативные навыки, выражающиеся в умении высказать и обосновать свое мнение, понять собеседника. Особое внимание уделяется развитию монологической и диалогической речи, связной речи, чтению.
/////
Только обладая хорошо развитой связной речью можно давать развернутые ответы на сложные вопросы, смотреть и понимать телевидение, читать газеты и журналы. Кроме того, ребенок, обладающий связной речью, способен грамотно, последовательно и полно отвечать на все вопросы, может быть понят воспитателем, сверстниками, окружающими. Такому ребенку будет легче излагать свои собственные суждения, в дальнейшем обучаться в школе, воспроизводить содержание текстов из учебников, понимать и воспроизводить смысл произведений литературы. Учащийся сможет дискутировать, аргументировать собственное мнение. Также это является залогом успешного дальнейшего изучения и совершенствования языка [7].
Еще одной проблемой является быстрая истощаемость внутренней мотивации к развитию речи, что приводит к существенному обеднению высказываний, нарушению лексических и грамматических структур речи, а также частому применению шаблонов. Также наблюдается быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя. Серьезной ошибкой считается чрезмерное употребление местоимений в речи. Недопустимы также лексические повторы, элементы ситуативной речи [8].
Овладение связной речью – сложный и трудоемкий процесс, который требует постепенного освоения ряда навыков. Как уже было сказано раньше, первым этапом является освоение монологической речи. На втором этапе приступают к расширению словарного запаса, построению связных, последовательных высказываний. Для этого целесообразно задать определенную тему, на которую необходимо развить высказывание. Более сложным этапом является создание рассказов. Часто, стремясь преподнести информацию, ребенок рассказывает эмоционально, теряя при этом последовательность высказываний, структуру предложений.
Роль преподавателя заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся определить основную информацию, которую он хочет донести до слушателя, урегулировать и тщательным образом спланировать ход высказывания. Речь должна быть урегулированной и тщательно спланированной. Информация должна быть доступной для понимания и усложняться только после полного усвоения и закрепления на практике. При работе необходимо учитывать психологические особенности человека, его национальные и культурные отличия. Обычно применяются не только педагогические, но и воспитательные меры [7].
/////
Таким образом, по мере расширения психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта, качественного изменения деятельности, формируется и связная речь в количественном и качественном отношении. Формируются общие учебные компетенции [9].
1.2 Особенности развития речи у детей с ОНР
/////
Второму уровню развития речевой деятельности характерна возросшая речевая динамичность. Таким детям свойственна фразовая речь. Однако высказывание претерпевает значительные изменения, и является искаженным как на фонетическом, так и на грамматическом уровне. Часто отмечаются такие нарушения как смещение падежных окончаний, множественные ошибки в употреблении родительного падежа, в употреблении рода и числа существительных, глаголов, в согласовании прилагательных и числительных. Часто дети со вторым уровнем ОНР имеют склонность к употреблению существительных в именительном падеже, глаголы часто употребляются в инфинитиве или в форме 3-го лица [11].
////////
Многие дети умеют абсолютно точно различать и использовать звуки, в совершенстве владеют звуковой стороной речи. Они используют в ходе общения полноценный словарный запас, способны к грамматически правильному построению предложения. Однако этот процесс проходит различные стадии становления и не у всех одинаков. В большинстве случаев этот процесс частично искажается. При подобных искажениях происходит отклонение в речи, при этом ее нормальный ход существенно меняется. Распространено такое явление, как фонетико – фонематическое недоразвитие. Под этим термином подразумевают нарушение в произносительной системе родного языка. При этом происходят измения и отклонения и в других областях речи. Чаще всего наблюдаются дефекты в восприятии и произношении фонем [12].
Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, различать их. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. Это основные проблемы, которые необходимо решить еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок поступит в школу. Основным показателем того, насколько ребенок готов к поступлению в школу, является именно формирование правильной речи.
Овладение правильным произношением формирует правильное восприятие и правильное понимание происходящей действительности. Является залогом освоения грамоты, формирует умение читать. Необходимо помнить о том, что на основе правильной устной речи формируется письменная речь, и от того, насколько развито фонематическое восприятие напрямую зависит правильность письменной речи. Основная угроза недоразвития речи заключается в том, что невылеченное своевременно нарушение влечет за собой риск дальнейшего недоразвития фонематического слуха и отставание в развитии. Может возникнуть такая патология, как дисграфия и дислексия. В случае возникновения отставания в фонематическом слухе и восприятии возникают серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным материалом, в чтении и письме. Это связано с тем, что возникают серьезные препятствия на пути к полноценному развитию звукового восприятия, выделения звуков в составе слова. Звуковое восприятие в норме у ребенка развивается именно в дошкольном возрасте [13].
Серьезным препятствием на пути к развитии нормального фонематического восприятия является наличие отклонений и недостатков в восприятии фонетических основ слова, обосновании различий в звуках. Как следствие происходит нарушение лексического и грамматического восприятия. Это оказывает негативное влияние на освоение школьной программы. Необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте проще всего диагностировать нарушения фонематического восприятия и выработать программу по коррекции этих недостатков. Решить эту проблему можно путем разработки и применения специальных упражнений, в том числе темпо – ритмических [14].
/////
Недоразвитие речи ребенка чревато серьезными последствиями. В первую очередь это связано с тем, что от фонематического восприятия напрямую зависит правильность речи и письма, а также умение читать. Если своевременно не вылечить нарушения речи у ребенка, в дальнейшем может развиться нарушение фонематического слуха, а также может произойти отставание в развитии. Опасным нарушением является дисфагия и дислексия. При возникновении отставания в фонематическом слухе и восприятия могут возникнуть серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным материалом, также возникают проблемы в письме и чтении. Также происходит недоразвитие звукового восприятия, недостаточное поинмание и выделение звуков в составе слова. Нормальное восприятие у ребенка в норме развивается в дошкольном периоде [15].
В последнее время выделяют и четвертый уровень недоразвития речи, который был предложен Т.Б. Филичевой.
При общем недоразвитии наблюдается запоздалое начало речевого развития, скромный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, фонемообразования [18]. Все эти нарушения становятся преградой
У детей с общим недоразвитием речи существуют специфические нарушения речи, которые препятствуют полноценному общению ребенка с взрослыми и со сверстниками. К таким особенностям можно отнести:
- присутствие компонентов недоразвития грамматики и лексики в самостоятельной речи детей;
- недостаточное понимание и использование слов с абстрактным значением и обобщающих слов;
- небольшой лексический запас слов в сравнении с детьми без речевых нарушений;
- проблемы в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- недостаточное формирование фонематического слуха;
- низкая речевая активность и критичность к своему дефекту;
- понижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), нет заинтересованности в контакте с людьми, неумение ориентироваться в условиях общения и негативизма.
1.3 Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
В настоящее время в логопедической и педагогической работе широко используются мультипликационные фильмы. К мультфильмам обращались во все времена. Мультфильм является одним из видов видеоматериалов. Мультипликация играет важную роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста. На сегодня мультфильм является одним из важнейших средств развития психических процессов, средством мультипликации. Мультфильмы влияют на формирование мироощущения, мировосприятие и систему ценностей [22].
Мультфильм оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Мультфильм выступает средством демонстрации эмоциональных состояний героя, дает возможность сопереживать, воплощаться в роль персонажа. Мультфильм формирует стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций. Мультфильм привлекает внимание ребенка своей яркостью, красочностью, образной формой. Мультфильм наполнен смысловым содержанием и понятийным смыслом.
///////
Также целью применения мультфильмов является воспитание. Мультфильмы могут оказать помощь в привитии ребенку любовь и уважение к Родине, понимание и знание ее культуры, истории. Ребенку необходимо постепенно раскрывать традиции, принципы, нормы поведения, религиозные убеждения, сложившиеся в народе. Таким образом дети приобщаются к морально – нравственным ценностям, традициям общества. Формируются новые цели и мотивы изучения языка и культуры [29].
Организовывать логопедическую работу с детьми дошкольного возраста целесообразно посредством игровой деятельности. Часто после просмотра мультфильма дети переходят к игровой деятельности, обсуждению увиденного. Это связано с тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности для дошкольника.
При работе с мультфильмами используют следующие формы работы:
1. Совместный просмотр с параллельным комментированием мультфильма воспитателем (расставление акцентов, вопросы на осмысление).
2. Прием «что будет дальше?»- в режиме «стоп-мультфильм» с целью активизации личного опыта ребенка, личностного включения в ситуацию мультфильма.
3. Проигрывание отдельных отрывков мультфильма по ролям.
4. Придумывание нового конца для истории. Например, в конце отрицательный герой исправляется (если этого не происходит по ходу сюжета).
5. Изменение характера персонажей при проигрывании (театрализации) сюжета. Например, «сыграйте эту сцену так, как будто у Бабы Яги болит зуб»)- ломка стереотипов.
6. Рисование персонажей мультфильма.
7. Написание письма какому-нибудь персонажу.
8. Вопросы типа «А в твоей жизни было так же»? «А как было у тебя»? «Как можно поступить в этой ситуации»? и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основу исследования было положено предположение о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается нарушение коммуникативных навыков. Преодолению нарушений коммуникативной функции речи будет способствовать логопедическая работа, направленная на коррекцию ОНР в условиях дошкольного образовательного процесса. Нами была разработана программа на основе применения мультипликационных фильмов и проведена апробация. В результате проведенного опыта была доказана правильность выдвинутой гипотезы и подтверждена эффективность предложенной программы. Об этом свидетельствуют результаты проведенной логопедической работы.
/////

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А.А. Коммуникативное развитие: проблемы перспективы // Дошк. восп. - 1999 - № 2.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л., Наука, 1971 - 420 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т. - М.: 1983 - 1984. - т.3,4.
4. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
5. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Дзюба Оксана Викторовна.- М., 2009.-201 с.
6. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД, 2009. 320с.
7. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное пособие. - Иваново, 1983. - 78 с.
8. Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - 240 с.
9. Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов/нД.: Феникс, 2007. - 136 с.
10. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности. // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - 150 с.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа: Кн. для логопеда. - М., Педагогика, 1998 - 395 с.
12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение,
13. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
14. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание.М., Наука, 1979. - 223 с.
16. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2008. - 224с.
17. Немов Р.С. Психология: в 3 т. - М.: Владос, 2000. - Т.1. Общие основы психологии. - 512 с.
18. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
19. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Сфера, 2007. - 20 с.
20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авторский коллектив: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
21. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.
22. Серебренникова С.Ю. Психологическая коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития. - Иркутск, 2007. - 24 с.
23. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. инст. по спец. Педагогика и психология. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 2009. С. 121.
24. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов / Г.Р. Шишкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. М.: Издательский центр Академия, 2013. 240.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1976.

Цена: 500 руб

Курсовая работа по предмету "Педагогические системы обучения и воспитания"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Организация обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 198

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom