СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломная работа по предмету "Психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ". Также Вы можете заказать оригинальную работу "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ". Если Вы не имеете своего плана работы "СЕМЬЯ И КАРЬЕРА В ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 201
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Представления о ценностях и подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии 6
1.1. Понятие «ценности» и основные подходы к изучению ценностных ориентаций 6
1.2. Подход к изучению ценностей Ш. Шварца 12
1.3. Психосемантический подход в исследовании ценностных ориентаций 19
Выводы к первой главе 22
ГЛАВА 2. Представления о семье и карьере в психологии 23
2.1. Понятия «семья» и «карьера» 23
2.2. Гендерные стереотипы в семье и карьере 25
Выводы ко второй главе 31
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование семейных и профессиональных ролей в психосемантическом пространстве современной молодежи 32
3.1. Организация эмпирического исследования 32
3.2. Обработка и анализ результатов эмпирического исследования 35
Выводы к третьей главе 65
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложения 73
Объект исследования: отношение молодежи к семейным и профес-сиональным ролям.
Предмет исследования: смысловые и ценностные детерминации от-ношения молодежи к семейным и профессиональным ролям.
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и представлений о семейных и профессиональных ролях у современной мо-лодежи.
Задачи исследования:
1. Модифицировать опросник множественной идентификации под за-данную тематику;
2. Выявить основные жизненные ценности современной молодежи;
3. Определить представления молодежи о семейных и профессио-нальных ролях;
4. Выявить различия в представлениях о семье и карьере у мужского и женского пола;
5. Определить ролевые идентификации молодежи с социальными ро-лями;
6. Выявить связи между показателями удовлетворенности в семье и карьере.
В данной работе выдвинуты следующие гипотезы:
1. Ролевая идентификация личности с социальными ролями может быть определена на основе атрибуции этим ролям сходных ценностных представлений;
2. Существуют гендерные различия в представлениях о профессио-нальных и семейных ролях;
3. Структура предпочтений профессиональных и семейных жизнен-ных сценариев человека имеет выраженную смысловую обусловленность, регулируемую на глубинном уровне.
Методы исследования: анализ научной литературы, психосеман-тический метод множественной идентификации, тестирование, мето-ды математической обработки данных, экспертная оценка.
Методики: опросник множественной идентификации (Ш.Шварц), шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера, опросник «Переживания в деятельности» (Д.А. Леонтьев).
В исследовании приняли участие 100 человек, возраст которых составил от 19 до 26 лет, 50 юношей и 50 девушек.
Заключение
В данной работе были изучены представления современной молоде-жи о семейных и профессиональных жизненных сценариях.
Был модифицирован опросник PVQ-R Ш. Шварца. Вместо ролей, предложенных им, были проанализированы 16 ролевых позиций, кото-рые, по мнению экспертов, относятся к сферам семьи и карьеры. К семей-ным ролевым позициям мы отнесли женщину, которая сама решила быть домохозяйкой и женщину, которая вынуждена быть домохозяйкой, муж-чину-холостяка и женщину, решившую не выходить замуж. Так же оцени-вались образы отца и матери, т.к. они тоже являются индикатором пред-ставлений о семье. В качестве карьерных ролей были выбраны мужчина и женщина, успешно ведущие бизнес, мужчина и женщина, сделавшие про-фессиональную карьеру.
Методом множественной идентификации мы выявили, что наиболее важными ценностями для молодежи являются: достижения, забота о дру-гих, чувство долга, самостоятельность в мыслях и поступках, обществен-ная и личная безопасность и репутация. Наименьшие оценки получили ценности межличностного конформизма, скромности и доминирования над другими.
Подтверждена гипотеза о том, что ролевая идентификация личности с социальными ролями может быть определена на основе атрибуции этим ролям сходных ценностных представлений. Не было выявлено статистиче-ски значимых различий в оценке себя с успешными бизнесменами и биз-несвумен, а так же с людьми, сделавшими профессиональную карьеру, что позволяет говорить об идентификации себя с карьерными ролями. Так же мы отметили высокий процент схожести образа я, идеала и «я через 10 лет».
Подтверждена гипотеза о существовании гендерных различий в представлениях молодежи о профессиональных и семейных ролях. Были выявлены значимые гендерные различия в представлениях молодежи о се-мейных и карьерных ролях, а так же в представлениях о себе и своем иде-але. Многие ценностные ориентации для девушек оказались более значи-мы, чем для юношей. Девушки выше оценивают жизненный сценарий не-работающей женщины, успешной бизнес-леди и женщины, сделавшей профессиональную карьеру. Они так же выше, чем юноши, оценивают и мужские жизненные сценарии. Интересно, что девушки практически оди-наково оцениваю ролевую позицию мужчины, сделавшего профессиональ-ную карьеру и женщины, сделавшей профессиональную карьеру. Совпа-дают и оценки девушек в отношении мужчины, успешно ведущего бизнес, и женщины, успешно ведущей бизнес.
Предположение о том, что структура предпочтений профессиональ-ных и семейных жизненных сценариев человека имеет выраженную смыс-ловую обусловленность подтверждено. По Д.А. Леонтьеву, ценности за-дают направление жизнедеятельности и выступают источником смыслов. Мы определили ценностные ориентации современной молодежи и проана-лизировали, какие ценности они приписывают ролевым позициям. Припи-сывание схожих со своим «я» ценностей говорит о предпочтении данного жизненного сценария. Современная молодежь предпочитает карьерные роли.
Выявлены взаимосвязи между сферами семьи и карьеры, а так же внутри этих сфер. Удовлетворенность семьей тесно связана с наличием смысла в ней и удовольствия от деятельности в семье, а ощущение пустоты может снизить показатель удовлетворенности. Удовлетворенность жизнью в целом связана с удовлетворенностью семьей и работой. Были выявлены некоторые гендерные различия в связях между смыслом, удовольствием и пустотой в семейной и профессиональной деятельности. Например, у муж-чин выявлена высокая связь между наличием смысла в семейной деятель-ности и удовольствием от нее. У девушек эти связи существенно ниже.
Отрицательная связь между близостью женского «Я» к жизненному сценарию женщины, сделавшей профессиональную карьеру и удовлетво-ренностью семьей позволяет предположить, что девушки имеют представ-ление о сложности одновременного успеха в карьере и благополучии в се-мье, поэтому они, представляя себя женщиной, построившей профессио-нальную карьеру, представляют одновременно и трудности в семье, что отражается в показателе удовлетворенности семьей.
Тема, затронутая в дипломной работе, заслуживает дальнейшего развития. Например, интересно было бы провести подобное исследование методом множественной идентификации в разных этнических группах и посмотреть различия, в том числе и гендерные, в представлениях о про-фессиональных и семейных ролях. Интерес представляет более подробное изучение идентификации образов «я» с образами родителей. В нашем ис-следовании мы выявили отсутствие статистически значимых различий между образами отца и матери и женщины и мужчины с неудачной судь-бой. При этом, значимые различия наблюдаются в оценке себя и родите-лей. Данная тенденция требует более полного изучения и анализа, на осно-ве которого можно сделать выводы о принятии или непринятии молоде-жью ценностей предыдущего поколения.
Библиографический список
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер В. С. Социологический сло-варь. М.; Экономика, 2008.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология лично-сти. М.: Наука, 2000. - 335 с.11
3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологи¬ческая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рож-дения. М.: Наука, 1989. - 248
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Просвеще-ние, 1991.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.- 175 с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
7. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. посо-бие для высших учебных заведений. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
8. Андреева Т.В Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с
9. Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996
10. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на форми-рование потребностей. М.: Наука, 2006.
11. Артемьева Е.Ю.Основы психологии субъективной семантики – Изд-во «Смысл», 1990. – 350 с.
12. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом. М.: Смысл, 2002.
13. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О содержательном наполнении понятия «карьера» и ее вариантах: Как становятся великими и выдающи-мися? М.: Наука, 1997.
14. Большая Советская Энциклопедия. М., изд. Энциклоедия, 1990.
15. Борковская Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности. Автореферат канд. дисс. Мн., 1988.
16. Василюк Ф.Е. Психология переживаний (преодоление критиче-ских ситуаций). М.: Просвещение, 1984.
17. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М.:1995. – 166с.
18. Егоршин А.П., Филимонова С. Г. Карьера одаренного мене-джера. М.:Ияфра, 2006.
19. Еремин Б.Л., Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. Управление персо-налом: учебник для вузов. М.: Смысл, 2007.
20. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное посо-бие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003, - 544с.
22. Кант И. Собр. Сочинений в 6 т. / Пер. с немец. М.; Мысль, 1965, т. 4.
23. Кибанов А.Я., Дуркова И.Б. Управление персоналом организа-ции. Стратегия, маркетинг, интернационализация. М.: Инфра-М, 2011 - 312 с.
24. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. // Психологические особенности формирования лич-ности школьника. Сборник науч. трудов М.: Мир, 1983.
25. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структура-ми: Преобразующее лидерство. М.. Наука, 2000.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Педагоги-ка, 1975.
27. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. —М.: Смысл, 1997.— 64 с.
28. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социо-генез и феноменология ценностной регуляции деятельности. //Вестник Моск. Ун-та, Серия 14. Психология, 1997, №1.
29. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности М.: Просвещение, 1997.
30. Меренков А.В. Социология стереотипов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.
31. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психол. наука в СССР. М.: Политиздат, 1960.
32. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – Изд-во: Питер, 2012. – 351 с.
33. Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. – Изд-во: Пи-тер, 2007. – 539 с.
34. Образование, права и обязанности женщин. Сочинение Мака-рия, епископа Томского. — СПб., 1994.
35. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая па-радигма. – М.: Новый хронограф, 2009. – 440с.
36. Петренко В.Ф. Основы психосемантики- 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2005.
37. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 208 с.
38. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психо-логия. Изд-во: Речь, 2000. – 296 с.
39. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Питер, 2007.-720с.
41. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- 342с.
42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М.: Питер, 2008. – 607с.
43. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.: Просвещение, 1973.
44. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера лично-сти. Учебное пособие. Кемерово, изд. КГУ, С. 32.
45. Серый A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
46. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 1983.
47. Тихомандрицкая О.А. Ценности и самоотношение на этапе юношеской социализации. Дис. канд. психологических наук. М., 2000.
48. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социаль-но¬психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мо-тивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психо-логии, 1999, № 3.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990.
50. Шпрангер Эдуард // Философский энциклопедический словарь. / Под. ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. М.: Советская энциклопедия, 1989.
51. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамиче-ская система. Кемерово, изд. КГПИ, 2000.
52. Deaux K. Sex: A perspective of the attribution process // J. H. Harvey, W. J. Ickes, R. F. Kidd (eds.). New directions in attribution research. N-Y., Erlbaum, 1976, v. 1, p. 112-132.
53. Crocker J., Major В. Social stigma and selfesteem: The self-protective properties of stigma // Psychological Review, 1989, v. 96, p. 608-630.
Приложение 5
Коэффициенты Альфа-Кронбаха по методике множественной иден-тификации Шварца
Scale Cronbach's Alpha
AC = достижение ,759
BEC = благожелательность: забота ,717
BED = благожелательность: чувство дол-га ,683
COI = конформизм: межличностный ,668
COR = конформизм: правила ,716
FAC = репутация ,632
HE = гедонизм ,575
HU = скромность ,532
POD = власть: доминирование ,774
POR = власть: ресурсы ,680
SDA = самостоятельность: мысли ,755
самостоятельность: поступки ,529
безопасность: личная ,513
безопасность: общественная ,648
ST = стимуляция ,505
TR = традиция ,770
UNC = универсализм: забота о других ,684
UNN =универсализм: забота о природе ,735
UNT = универсализм: толерантность ,714
Приложение 6
Однофакторный дисперсионный анализ по методике множественной иден-тификации Шварца
ANOVA
Sum of Squares df Mean Square F Sig.
1 AC = достижение Between Groups 384,280 15 25,617 39,224 ,000
Within Groups 1033,191 1582 ,653
Total 1417,441 1597
2 BEC = благожелатель-ность: забота Between Groups 257,334 15 17,156 27,797 ,000
Within Groups 976,387 1582 ,617
Total 1233,721 1597
3 BED = благожелатель-ность: чувство долга Between Groups 117,495 15 7,833 13,721 ,000
Within Groups 903,118 1582 ,571
Total 1020,614 1597
4 COI = конформизм: меж-личностный Between Groups 120,255 15 8,017 9,522 ,000
Within Groups 1332,012 1582 ,842
Total 1452,267 1597
5 COR = конформизм: правила Between Groups 65,069 15 4,338 6,078 ,000
Within Groups 1129,071 1582 ,714
Total 1194,139 1597
6 FAC = репутация Between Groups 94,554 15 6,304 12,028 ,000
Within Groups 829,064 1582 ,524
Total 923,618 1597
7 HE = гедонизм Between Groups 97,539 15 6,503 11,259 ,000
Within Groups 913,718 1582 ,578
Total 1011,257 1597
8 HU = скромность Between Groups 155,268 15 10,351 14,921 ,000
Within Groups 1097,498 1582 ,694
Total 1252,766 1597
9 POD = власть: домини-рование Between Groups 512,337 15 34,156 39,375 ,000
Within Groups 1372,314 1582 ,867
Total 1884,652 1597
10 POR = власть: ресурсы Between Groups 315,363 15 21,024 36,161 ,000
Within Groups 919,777 1582 ,581
Total 1235,140 1597
11 SDA = самостоятель-ность: поступки Between Groups 240,915 15 16,061 30,272 ,000
Within Groups 839,334 1582 ,531
Total 1080,248 1597
12 SDT = самостоятель-ность: мысли Between Groups 233,739 15 15,583 31,843 ,000
Within Groups 774,165 1582 ,489
Total 1007,904 1597
13 SEP = безопасность: личная Between Groups 65,688 15 4,379 9,982 ,000
Within Groups 694,006 1582 ,439
Total 759,694 1597
14 SES = безопасность: общественная Between Groups 69,428 15 4,629 7,619 ,000
Within Groups 961,013 1582 ,607
Total 1030,441 1597
15 ST = стимуляция Between Groups 161,674 15 10,778 20,006 ,000
Within Groups 852,301 1582 ,539
Total 1013,975 1597
16 TR = традиция Between Groups 142,112 15 9,474 12,100 ,000
Within Groups 1238,694 1582 ,783
Total 1380,806 1597
17 UNC = универсализм: забота о других Between Groups 172,611 15 11,507 13,853 ,000
Within Groups 1314,176 1582 ,831
Total 1486,787 1597
18 UNN = универсализм: забота о природе Between Groups 205,588 15 13,706 14,623 ,000
Within Groups 1482,745 1582 ,937
Total 1688,334 1597
19 UNT = универсализм: толерантность Between Groups 167,443 15 11,163 15,826 ,000
Within Groups 1115,849 1582 ,705
Total 1283,292 1597
Приложение 7
Т-критерий Стьюдента
пол N Mean Std. Deviation Std. Error Mean
с_удовольствие женский 50 13,84 2,698 ,382
мужской 50 11,68 2,272 ,321
с_смысл женский 50 15,44 1,886 ,267
мужской 50 13,12 2,318 ,328
с_усилие женский 50 12,30 2,880 ,407
мужской 50 11,02 1,985 ,281
с_пустота женский 50 6,84 2,486 ,352
мужской 50 7,64 2,447 ,346
р_удовол женский 50 12,10 3,164 ,447
мужской 50 10,62 2,626 ,371
р_смысл женский 50 13,80 2,626 ,371
мужской 50 12,58 2,051 ,290
р_усил женский 50 13,48 2,823 ,399
мужской 50 12,92 1,988 ,281
р_пустота женский 50 8,72 3,117 ,441
мужской 50 9,08 3,096 ,438
у_удовол женский 50 11,74 2,648 ,375
мужской 50 10,62 2,338 ,331
у_смысл женский 50 13,72 2,277 ,322
мужской 50 12,92 2,617 ,370
у_усил женский 50 13,68 2,795 ,395
мужской 50 12,66 2,291 ,324
у_пустота женский 50 9,54 2,581 ,365
мужской 50 9,22 2,376 ,336
х_удовол женский 50 16,62 1,550 ,219
мужской 50 15,36 1,816 ,257
х_смысл женский 50 15,20 2,030 ,287
мужской 50 14,86 1,690 ,239
х_усил женский 50 11,44 3,072 ,434
мужской 50 11,28 2,756 ,390
х_пустота женский 50 5,90 2,443 ,346
мужской 50 6,52 1,887 ,267
удовл_ж женский 50 23,72 4,041 ,571
мужской 50 21,80 4,319 ,611
удовл_р женский 50 20,06 5,655 ,800
мужской 50 19,10 5,407 ,765
удовл_с женский 50 23,82 5,286 ,748
мужской 50 20,92 5,435 ,769
Приложение 8
Корреляции по Пирсону
пол с_удовольствие с_смысл с_усилие с_пустота
женский
мужской
с_удовольствие Pearson Correlation 1 ,527(**) ,243
Sig. (2-tailed) ,000 ,090
N 50 50 50
с_смысл Pearson Correlation ,527(**) 1 ,122
Sig. (2-tailed) ,000 ,400
N 50 50 50
с_усилие Pearson Correlation ,243 ,122 1
Sig. (2-tailed) ,090 ,400
N 50 50 50
с_пустота Pearson Correlation -,451(**) -,398(**) ,243
Sig. (2-tailed) ,001 ,004 ,088
N 50 50 50
с_удовольствие Pearson Correlation 1 ,721(**) -,062
Sig. (2-tailed) ,000 ,669
N 50 50 50
с_смысл Pearson Correlation ,721(**) 1 ,070
Sig. (2-tailed) ,000 ,627
N 50 50 50
с_усилие Pearson Correlation -,062 ,070 1
Sig. (2-tailed) ,669 ,627
N 50 50 50
с_пустота Pearson Correlation -,619(**) -,643(**) ,266
Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,062
N 50 50 50
Приложение 9
Ролевая идентификация «я лично» (тест Шеффе)
(I) роль (J) роль Mean Difference (I-J) Std. Error Sig. 95% Confidence Interval
Lower Bound Upper Bound Lower Bound Upper Bound Lower Bound
Для ме-ня лич-но Для моего идеала -,37 ,148 ,974 -1,11 ,37
Для меня через 10 лет -,10 ,148 1,000 -,84 ,64
Для моей матери ,79(*) ,148 ,019 ,05 1,53
Для моего отца ,83(*) ,148 ,009 ,09 1,57
Для успешного бизнесмена ,15 ,148 1,000 -,59 ,89
Для успешной бизнесвумен ,15 ,148 1,000 -,59 ,89
Для домохозяйки, которая са-ма выбрала быть ей 1,58(*) ,148 ,000 ,84 2,32
Для домохозяйки, которая вынуждена быть ей ,85(*) ,148 ,005 ,11 1,59
Для закоренелого холостяка 1,06(*) ,148 ,000 ,32 1,80
Для женщины, решившей не выходить замуж ,51 ,148 ,685 -,23 1,25
Для женщины, сделавшей профессиональную карьеру ,01 ,148 1,000 -,73 ,75
Для мужчины, сделавшего профессиональную карьеру ,04 ,148 1,000 -,70 ,78
Для мужчины, отказавшегося от профессиональной карьеры ради семьи 1,11(*) ,148 ,000 ,37 1,85
Для женщины с неудачной судьбой ,93(*) ,148 ,001 ,19 1,67
Для мужчины с неудачной судьбой ,90(*) ,148 ,001 ,16 1,64