» » » НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

0 Конец XX столетия ознаменовался бурным развитием и внедрением во все сферы жизни общества информационных технологий. Это проявилось в интенсивном совершенствовании средств вычислительной техники и техники связи, в появлении новых и в дальнейшем развитии существующих информационных технологий, а также в реализации прикладных информационных систем. Достижения информатики заняли достойное место в организационном управлении, в промышленности, в проведении научных
исследований и в автоматизированном проектировании. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение.
Развитие средств информатики и информационных технологий открывает новые возможности для решения ряда актуальных проблем. Одной из них является проблема обеспечения качества обучения, которая включает
в себя экономические, социальные, познавательные, культурные аспекты образования и является интегральной характеристикой образовательной деятельности и ее результатов. Другая проблема заключается в том, что необходимо автоматизировать процесс обработки результатов оценки качества обучения, так как их последующая интерпретация требует больших временных затрат.
Эту проблему в какой-то мере можно решить с помощью автоматизации процесса с использованием одного из эффективных методов - построения экспертной системы, назначение которой заключается в решении достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной
области. Достоинство применения экспертной системы заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях, для которых - 3 -алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений (правил принятия решений) из базы знаний. Причем решение задач предполагается осуществлять в условиях неполноты, недостоверности, многозначности исходной информации и качественных оценок процессов.
При оценке качества обучения автоматизированная экспертная система выполняет следующие функции:
- сбор данных текущего и итогового контроля знаний и их хранения в базе данных;
- управление базами данных для осуществления процедур исследования и анализа статистики результатов учебного процесса;
- определение значимых показателей качества обучения, отражающих уровень усвоенных знаний и параметры преподавания учебной дисциплины;
- оценивание показателей качества обучения в соответствии с системой математических методов;
- выработку рекомендаций для принятия управленческих решений по повышению качества обучения.
Использование экспертных систем позволит управлять процессом обучения с учетом индивидуальной подготовленности обучаемого, его индивидуальных особенностей, диагностикой и прогнозированием качества усвоения предметной информации, формированием изменений в последовательности представления учебного материала и поддержанием профессионального уровня обучаемого в данной предметной области.
Таким образом, использование экспертных систем позволит сократить трудоёмкость при проведении мероприятий по оценке качества обучения, получить единую базу данных, и легко осуществлять мониторинг повышения качества обучения.
Хочется также отметить, что внедрение экспертных систем является необходимым и закономерным условием, позволяющим повысить качество производимой работы, эффективность всех форм экспертных систем, провести совершенствование технологии повышения качества обучения.

Л.А. Ачаева. Елабужский государственный педагогический университет


Библиографический список

1. Зеленин В.М., Керов Л.А., Серегин Н.А. Системы искусственного интеллекта и язык пролог в обучении. – СПб.: Образование, 1996. – 102 с.
2. Брукинг А. Экспертные системы. Принципы работы и примеры: Пер. с англ. / Под ред. Р. Форсайта. - М.: Радио и связь, 1987. - 224 с.
3. Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. - М.: Энергоатомиздат, 1991. - 286 с.
4. Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы. - К.: Наук.думка, 1992. - 196 с.
5. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. - М.: Наука, 1988. - 278 с.
6. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. - М.: Мир, 1989. - 388 с.

Опубликовано: 2-10-2012, 23:07, количество просмотров: 2 087

Есть вопросы

Вы можете оформить заявку в любое время, круглосуточно.  Мы работаем ежедневно, без перерывов и выходных.

После заполнения формы Вам на почту придет сообщение и в ближайшее время с Вами свяжется менеджер.

Если Вы не получите сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

На все виды работ мы даем гарантии. Мы серьезно относимся к своим обязательствам.

В случае ненадлежащего выполнения Ваших требований, эксперт внесет бесплатные исправления.

При существенных нарушениях, что маловероятно, мы вернем Вам оплату.

Да, мы выполняем срочные задания, за редким исключением.

Если реально выполнить срочный заказ, мы это сделаем.

Но Вы должны понимать, что чудес не бывает, старайтесь не затягивать время.

Вы можете запрашивать у своего менеджера любую необходимую Вам информацию.

В процессе работы Вы можете вносить небольшие уточнения.

До внесения предоплаты можно вносить существенные уточнения.

Все выполненные экспертами работы проверяются на соответствие требованиям заказчика.

При выявлении недостатков, заказ отправляется на доработку.

Только после тщательной проверки Вы получите сообщение о готовности работы.