» » » Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова

Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова

Вид работы
Предмет
Литература
Количество страниц
29
Год издания
2016
Индивидуальный номер
9989
Автор
Marie120996

В данной курсовой работе исследуется драматическое творчество М. Ю. Лермонтова, ключевые идеи, мотивы и образы его пьес ("Цыганы", "Испанцы", "Люди и страсти", "Странный человек", "Два брата", "Маскарад"), элементы автобиографизма, а также влияние западных и отечественных литераторов на драматургичский опыт поэта


Глава 1. Ранние драматические произведения М. Ю. Лермонтова 1829 — 1831 гг.
1. 1. «Цыганы» и «Испанцы» — первый драматургический опыт в творчестве поэта 6
1. 2. Автобиографизм в пьесах «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата» 13
Глава 2. Драма «Маскарад» — вершина социальной трагедии М. Ю. Лермонтова 20 Заключение 27
Список использованных источников 28

Введение
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — личность, имеющая ключевое значение в истории русской литературы. Поэт, прозаик, драматург, художник, музыкант — за столь недолгую жизнь он успел оставить после себя огромное культурное наследие, которое не теряет своей художественной ценности и актуальности по сей день. Его творчество — бесценный сплав гражданских, философских и личностных мотивов, отражающих насущные духовные, социальные, политические проблемы и потребности русского общества первой половины XIX века. Произведения Лермонтова оказали большое влияние не только на великих писателей и поэтов XIX — XX столетий (Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др.), но и обогатили мировое искусство — музыку, живопись, театр и кинематограф. Известный прежде всего своей поэзией и прозой, М. Ю. Лермонтов практически не рассматривается широко изучающей его творчество публикой в качестве драматурга. Однако поэт успел оставить свой яркий след и в театральной сфере. Воспитанный в лучших традициях дворянского сословия, Лермонтов с детских лет оказался приобщенным к сценической культуре. Родные Михаила Юрьевича по материнской линии — Столыпины и Арсеньевы — высоко ценили театр, что привилось и юному Лермонтову. В детстве он часто слышал рассказы бабушки о крепостном театре ее отца, А. Е. Столыпина, считавшемся одним из лучших в Пензенской губернии. По воспоминаниям троюродного брата и близкого друга Лермонтова А. П. Шана-Гирея[1], маленький Миша очень любил смотреть спектакли с марионетками, для которых пробовал сочинять пьесы и собственноручно мастерить куклы и декорации. В 1827 году, в письме к своей двоюродной тете, М. А. Шан-Гирей, тринадцатилетний Лермонтов писал: «Я…был в театре, где видел оперу «Невидимку», ту самую, что я видел в Москве 8 лет назад; мы сами делаем Театр, который довольно хорошо выходит, и будут восковые фигуры играть; (сделайте милость, пришлите мои воски)»[2]. То есть, театральные впечатления оказались для мальчика настолько яркими, что даже в пять лет он сумел воспринять и запомнить оперу. Увлечение сценой получило свое дальнейшее развитие уже в период обучения Лермонтова в Благородном университетском пансионе (1828 — 1830) и в Московском государственном университете (1830 — 1832), где на юного поэта оказали сильнейшее влияние романтические произведения Шиллера, Лессинга, Гёте, Шекспира, Байрона и др. В то время Михаил Юрьевич начал писать свои первые пьесы — неоконченное либретто для оперы «Цыганы», поставленной по одноименной поэме А. С. Пушкина (1829), «Испанцы» (1830 г.), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (конец 1835 — 1836). Наивысшим пиком драматургического творчества Лермонтова считается «Маскарад» (1835 — 1836), поставленный впервые в Александринском театре в 1852 году. Третьей редакцией этой пьесы является драма «Арбенин» (1836), хотя некоторые исследователи (В. Ф. Боцяновский[3]) выделяют ее в качестве самостоятельного произведения. Таким образом, в данной курсовой работе перед нами стоит задача проанализировать основные драматические произведения М. Ю. Лермонтова и выявить в них:

Влияния и мотивы произведений западных и отечественных литераторов;
Проблематику, ключевые идеи и образы;
Элементы автобиографизма и художественные особенности.

Объектом исследования является творчество М. Ю. Лермонтова, предметом исследования — его драматургические произведения 1829 — 1836 гг. Проблему курсового исследования можно обозначить как изучение драматургического наследия М. Ю. Лермонтова для раскрытия его литературно-художественной ценности и определения места в контексте всего творчества поэта. Степень научной разработанности проблемы исследования: заявленная проблема изучалась в некоторых научных, публицистических и энциклопедических источниках (М. А. Яковлев «М. Ю. Лермонтов — как драматург»[4], С. Н. Дурылин «Лермонтов и романтический театр»[5], «Лермонтовская энциклопедия»[6] и др.). Методы исследования: изучение научной, научно-публицистической литературы и электронных ресурсов, посвященных биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова, анализ текстов произведений. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Список использованных источников

1. Бестужев-Марлинский А. А. Взгляд на русскую словесность в тече-ние 1824 и начале 1825 годов. Собрание сочинений в двух томах. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 2. С. 547-558.
2. Бурнашев В. П. М. Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских одно-кашников // Русский Архив, 1872. № 9, с. 1835.
3. Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. с.
4. Дудышкин С. С. Ученические тетради Лермонтова // Отечественные записки, 1859. Т. 125, № 7, с. 26-27.
5. Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр. «Маскарад» Лер-монтова: сб. ст. М., Л.: Изд. ВТО. 1941. С. 15-42.
6. Иванова Л. Ю. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М.: Флинта, 2011. С. 269.
7. Котляревский Н. А. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произ-ведения. Спб.: Книжный мир, 2009. С. 212-215.
8. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Княжна Мери. Полное со-брание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 5. С. 273-274.
9. Лермонтов М. Ю. Два брата. Полное собрание сочинений в пяти то-мах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 4. С. 374.
10. Лермонтов М. Ю. Маскарад. Полное собрание сочинений в пя-ти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 4. С. 341.
11. Лермонтов М. Ю. Письмо Шан-Гирей М. А., 1827. Полное со-брание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 5. С. 361.
12. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в двух томах. Л.: Советский писатель, 1989. Т. 2. С. 41-43.
13. Лермонтов М. Ю. Сашка. Полное собрание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 3. С. 414.
14. Лермонтов М. Ю. Странный человек. Собрание сочинений в четырех томах. Л.: Наука, 1979—1981. Т. 3. С. 196-221.
15. Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцик-лопедия, 1981. С. 152-236.
16. Нейман Б. В. "Испанцы” Лермонтова и "Айвенго” Вальтера Скотта // Филологические записки, 1915. № 5-6, с. 709-721.
17. Ольдекоп Е. И. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в драматической цензуре // Ежегодник императорских театров, 1911. № 5, с. 55-60.
18. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 216-219.
19. Электронное научное издание (ЭНИ) «Лермонтов»: http://feb-web.ru/feb/lermont/default.asp?/feb/lermont/rub1.html. Дата обраще-ния: 15.04.16.
20. Яковлев М. А. М. Ю. Лермонтов как драматург. Л., М.: Книга, 1924.
260 с.

Цена: 700 руб

Курсовая работа по предмету "Литература"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова". Если Вы не имеете своего плана работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 188

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom