Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова
Курсовая работа по предмету "Литература"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова". Если Вы не имеете своего плана работы "Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 188
В данной курсовой работе исследуется драматическое творчество М. Ю. Лермонтова, ключевые идеи, мотивы и образы его пьес ("Цыганы", "Испанцы", "Люди и страсти", "Странный человек", "Два брата", "Маскарад"), элементы автобиографизма, а также влияние западных и отечественных литераторов на драматургичский опыт поэта
Глава 1. Ранние драматические произведения М. Ю. Лермонтова 1829 — 1831 гг.
1. 1. «Цыганы» и «Испанцы» — первый драматургический опыт в творчестве поэта 6
1. 2. Автобиографизм в пьесах «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата» 13
Глава 2. Драма «Маскарад» — вершина социальной трагедии М. Ю. Лермонтова 20 Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — личность, имеющая ключевое значение в истории русской литературы. Поэт, прозаик, драматург, художник, музыкант — за столь недолгую жизнь он успел оставить после себя огромное культурное наследие, которое не теряет своей художественной ценности и актуальности по сей день. Его творчество — бесценный сплав гражданских, философских и личностных мотивов, отражающих насущные духовные, социальные, политические проблемы и потребности русского общества первой половины XIX века. Произведения Лермонтова оказали большое влияние не только на великих писателей и поэтов XIX — XX столетий (Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др.), но и обогатили мировое искусство — музыку, живопись, театр и кинематограф. Известный прежде всего своей поэзией и прозой, М. Ю. Лермонтов практически не рассматривается широко изучающей его творчество публикой в качестве драматурга. Однако поэт успел оставить свой яркий след и в театральной сфере. Воспитанный в лучших традициях дворянского сословия, Лермонтов с детских лет оказался приобщенным к сценической культуре. Родные Михаила Юрьевича по материнской линии — Столыпины и Арсеньевы — высоко ценили театр, что привилось и юному Лермонтову. В детстве он часто слышал рассказы бабушки о крепостном театре ее отца, А. Е. Столыпина, считавшемся одним из лучших в Пензенской губернии. По воспоминаниям троюродного брата и близкого друга Лермонтова А. П. Шана-Гирея[1], маленький Миша очень любил смотреть спектакли с марионетками, для которых пробовал сочинять пьесы и собственноручно мастерить куклы и декорации. В 1827 году, в письме к своей двоюродной тете, М. А. Шан-Гирей, тринадцатилетний Лермонтов писал: «Я…был в театре, где видел оперу «Невидимку», ту самую, что я видел в Москве 8 лет назад; мы сами делаем Театр, который довольно хорошо выходит, и будут восковые фигуры играть; (сделайте милость, пришлите мои воски)»[2]. То есть, театральные впечатления оказались для мальчика настолько яркими, что даже в пять лет он сумел воспринять и запомнить оперу. Увлечение сценой получило свое дальнейшее развитие уже в период обучения Лермонтова в Благородном университетском пансионе (1828 — 1830) и в Московском государственном университете (1830 — 1832), где на юного поэта оказали сильнейшее влияние романтические произведения Шиллера, Лессинга, Гёте, Шекспира, Байрона и др. В то время Михаил Юрьевич начал писать свои первые пьесы — неоконченное либретто для оперы «Цыганы», поставленной по одноименной поэме А. С. Пушкина (1829), «Испанцы» (1830 г.), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (конец 1835 — 1836). Наивысшим пиком драматургического творчества Лермонтова считается «Маскарад» (1835 — 1836), поставленный впервые в Александринском театре в 1852 году. Третьей редакцией этой пьесы является драма «Арбенин» (1836), хотя некоторые исследователи (В. Ф. Боцяновский[3]) выделяют ее в качестве самостоятельного произведения. Таким образом, в данной курсовой работе перед нами стоит задача проанализировать основные драматические произведения М. Ю. Лермонтова и выявить в них:
Влияния и мотивы произведений западных и отечественных литераторов;
Проблематику, ключевые идеи и образы;
Элементы автобиографизма и художественные особенности.
Объектом исследования является творчество М. Ю. Лермонтова, предметом исследования — его драматургические произведения 1829 — 1836 гг. Проблему курсового исследования можно обозначить как изучение драматургического наследия М. Ю. Лермонтова для раскрытия его литературно-художественной ценности и определения места в контексте всего творчества поэта. Степень научной разработанности проблемы исследования: заявленная проблема изучалась в некоторых научных, публицистических и энциклопедических источниках (М. А. Яковлев «М. Ю. Лермонтов — как драматург»[4], С. Н. Дурылин «Лермонтов и романтический театр»[5], «Лермонтовская энциклопедия»[6] и др.). Методы исследования: изучение научной, научно-публицистической литературы и электронных ресурсов, посвященных биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова, анализ текстов произведений. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Список использованных источников
1. Бестужев-Марлинский А. А. Взгляд на русскую словесность в тече-ние 1824 и начале 1825 годов. Собрание сочинений в двух томах. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 2. С. 547-558.
2. Бурнашев В. П. М. Ю. Лермонтов в рассказах его гвардейских одно-кашников // Русский Архив, 1872. № 9, с. 1835.
3. Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Современник, 1987. с.
4. Дудышкин С. С. Ученические тетради Лермонтова // Отечественные записки, 1859. Т. 125, № 7, с. 26-27.
5. Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр. «Маскарад» Лер-монтова: сб. ст. М., Л.: Изд. ВТО. 1941. С. 15-42.
6. Иванова Л. Ю. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник. М.: Флинта, 2011. С. 269.
7. Котляревский Н. А. М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произ-ведения. Спб.: Книжный мир, 2009. С. 212-215.
8. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Княжна Мери. Полное со-брание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 5. С. 273-274.
9. Лермонтов М. Ю. Два брата. Полное собрание сочинений в пяти то-мах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 4. С. 374.
10. Лермонтов М. Ю. Маскарад. Полное собрание сочинений в пя-ти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 4. С. 341.
11. Лермонтов М. Ю. Письмо Шан-Гирей М. А., 1827. Полное со-брание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 5. С. 361.
12. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в двух томах. Л.: Советский писатель, 1989. Т. 2. С. 41-43.
13. Лермонтов М. Ю. Сашка. Полное собрание сочинений в пяти томах. М., Л.: Academia, 1935—1937. Т. 3. С. 414.
14. Лермонтов М. Ю. Странный человек. Собрание сочинений в четырех томах. Л.: Наука, 1979—1981. Т. 3. С. 196-221.
15. Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцик-лопедия, 1981. С. 152-236.
16. Нейман Б. В. "Испанцы” Лермонтова и "Айвенго” Вальтера Скотта // Филологические записки, 1915. № 5-6, с. 709-721.
17. Ольдекоп Е. И. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в драматической цензуре // Ежегодник императорских театров, 1911. № 5, с. 55-60.
18. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 216-219.
19. Электронное научное издание (ЭНИ) «Лермонтов»: http://feb-web.ru/feb/lermont/default.asp?/feb/lermont/rub1.html. Дата обраще-ния: 15.04.16.
20. Яковлев М. А. М. Ю. Лермонтов как драматург. Л., М.: Книга, 1924.
260 с.