» » » Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга

Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга

Вид работы
Предмет
Педагогика и психология
Количество страниц
110
Год издания
2016
Индивидуальный номер
9199
Автор
markva

Все исследования и результаты в работе реальны.У работы высокий процент оригинальности


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 8
1.1 Анализ конфликтного поведения у учащихся начальной школы в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 15
1.3 Методы профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 24
Глава II. Экспериментальное исследование профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 32
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы у младших школьников 32
2.2 Опытно-экспериментальная работа по программе психологической профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по профилактике конфликтов у младших школьников средствами социально-психологического тренинга
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложения 64

Сфера образования является одной из самых конфликтных в жизнедеятельности общества, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Проблемы взаимодействия участников педагогического процесса приобретают все большую остроту для современной школы. Школьные конфликты служат причиной многих негативных последствий [4].
Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении [12].
Процесс обучения и воспитания, как и всякое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. На межличностный конфликт между учащимися смотрят сегодня как на весьма значимое явление в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание.
Психологи и педагоги (Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Макаренко А.С. и другие) неоднократно обращались к вопросам изучения причин возникновения конфликтов в педагогическом взаимодействии учителя и учеников, к поиску эффективных способов их преодоления.
Анализ научной литературы показал нам, что интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, В. И. Журавлев, О. Н. Громов, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, В.С Агеев); конфликты между учениками и учителем (Т.В. Драгунова, И.А. Зимняя, А.Н. Лутошкин); раскрыта природа человека и конфликта (Анцупов А.Я., Гришина Н.В.); раскрыты проблемы во взаимодействии со сверстниками (В.И. Журавлев, А.Г. Ключникова, А.Я. Анцупов и другие). В тоже самое время не создано практических программ и рекомендаций для психологов и педагогов, что явилось поводом в выборе квалификационной работы.
В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна, так как в этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни — учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания. Поэтому важно обучить их конструктивному поведению в конфликте [7].
В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящих к конфликтам, a способы конструктивного разрешения они в большинстве своем не знают.
Таким образом актуальность данной работы заключается в исследовании конфликтного взаимодействия младших школьников и практических методов профилактики конфликтного взаимодействия, анализе основного противоречия в отношениях учителя и ученика в младшем школьном возрасте, а также изучение специфики построения и разрешения продуктивного конфликта отношений, как основного механизма развития детско-взрослых отношений в рамках нормативного развития возраста.
Наша попытка в поиске путей решения и предотвращения конфликтов у младших школьников составила проблему исследования выпускной квалификационной работы, заключающейся в предотвращении конфликтных ситуаций у младших школьников средствами социально-психологического тренинга, что и обусловило тему исследования «Профилактика конфликтов у младших школьников средствами социально-психологического тренинга».
Предмет исследования: развитие навыков конструктивного общения в конфликте.
Объект исследования: профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга.
Цель выпускной квалификационной работы теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность реализации программы социально-психологического тренинга, который способствует формированию (развитию) у младших школьников навыков конструктивного общения в конфликте и профилактики поведения.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что результативность развития конструктивных навыков поведения в конфликте у младших школьников будет более успешной, если проводить с ними специально организованный социально-психологический тренинг.
В соответствии с целью, гипотезой и выделенным объектом были определены следующие задачи:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Изучить особенности конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
3.Разработать и апробировать программу психологической профилактики средствами социально-психологического тренинга для преодоления конфликтов детьми младшего школьного возраста.
4.Оценить эффективность предложенной профилактической программы.
Методологической основой исследования были выбраны основные теории возрастной и педагогической психологии: так психолого-педагогические основы конфликтов являлись предметом научных исследований В.И.Андрева, В.М. Афоньковой, А.Г. Здравомыслова, В.И. Журавлевой, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Леонова, А.Я. Анцупова, Н.В. Гришина и многих др. Психологические особенности детей изучали В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, А.В. Запорожец, Г.А. Ключникова, М.И. Липсина и др. Путь к разрешению и профилактике конфликтов был рассмотрен в трудах: К.В. Кондратьева, Н.М. Корняк, А.Я Анцупова, В.И. Андреева, А.И. Шипилова и многих др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: психодиагностические методы: тесты, тренинги, анкетирование; методы обработки эмпирических данных: количественный и качественный анализ.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного учреждения муниципального образования города Краснодара лицея №12 среди учащихся 2-го общеобразовательного класса, возраст участников эксперимента от 8 до 9 лет, что соответствует рамкам младшего школьного возраста, в составе 24 человек (12 человек – экспериментальная группа и 12 человек контрольная группа).
Исследование проводилось в четыре этапа:
Первый этап. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проработка гипотезы, постановка целей и задач, определены основные направления работы.
Второй этап. Подбор диагностического инструментария для проведения констатирующего и контрольного эксперимента с младшими школьниками. Разработка программы социально-психологического тренинга для профилактики конфликтов у младших школьников.
Третий этап. Проведение опытно-экспериментальной работы, проверка эффективности программы социально-психологического тренинга профилактики конфликтов у младших школьников. Осуществление сравнительного анализа и подведение итогов работы.
Четвертый этап. Подготовка текста выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные эмпирические данные могут быть использованы в практической работе школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов, а рекомендации помогут учителям и родителям в профилактике конфликтов у младших школьников.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения, 48 источников литературы, 11 приложений, 4 таблиц и 4 диаграмм.

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 144 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М., 2012.-345 с.
3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 2010. – 107 с.
4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 2015. – 267 с.
5. Андреев В.И. Конфликтология / В. И. Андреев. – М.: Альфа – Пресс, 2011. – 336с.
6. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 2010. – 176 с.
7. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2011. – 286 с.
8. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. – М.: Владос, 2014. – 208с.
9. Афонькова В.М. Психологическое обоснование роли учителя в управлении педагогическими конфликтами: Дис. … канд. пед. наук. - М.: Наука, 2010.
10. Белинская, А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А. Б. Белинская. — М.: Прометей, 2010. — 212с.
11. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 2009. № 11.
12. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,2010. -132 с.
13. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина.- СПб.: Питер, 2010. - 236с.
14. Гусева, А. С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А. С. Гусева, В. В. Козлов. — М.: Владос, 2014. — 187 с.
15. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. - 2012.- N 2.- с.14-20.
16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 2015. – 421 с.
17. Запорожец. А.В . Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2009. - 433 с.
18. Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» Москва, АО Аспект пресс 2014. – 158 с.
19. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность учителя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд. дом, 2010. 2.4. с 16.
20. Ковалев А.Г.Социально-психологический климат коллектива и личность, Издательство «Мысль», 2013 – 105 с.
21. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2013. — 336 с.
22. Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. – М. : Белгород, 2014. – 413с.
23. Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. – М: Санкт – Петербург, 2013. – 258с.
24. Кравченко М.С. Диссертация «Социальное управление и педагогическое творчество в снижении конфликтности между поколениями (на примере средней общеобразовательной школы)» - 2007.
25. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского. -М.2010.
26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Изд-во РОУ, 2013. - 180 с.
27. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. – 201 с.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 584 с.
29. Леонтьев А.Н. Психология общения. – М.: Смысл, 2012, 365 с.
30. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 2011. - 214 с.
31. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону.: 2013. – 139 с.
32. Макаренко А.С. Собрание сочинений. – М., 1958. – т.5.
33. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 5-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2014. - 93 с.
34. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОС: начальное общее образование (2012). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: - М.: Москва, 2013. – 102с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология М., 2014. – 101 с.
36. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2009. - 2472 c.
37. Ниренберг, Д.И. Новое искусство переговоров. Электронный ресурс. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430094, 2016
38. Панфилова М.А. Игротерапия общения / тесты и коррекционные игры. - М.: 2011. – 134 с.
39. Потанин Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2016. - 114с.
40. Психология: психология конфликта / К. Хорни; под ред. Н.В. Гришиной. – М.: Санкт-Петербург, 2011. – 601с.
41. Психология: психология конфликта, исследование конфликтов в психологии / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов; под ред. Н.В. Гришиной. – М.: Санкт-Петербург, 2015. – 311с.
42. Психология общения. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86251 , 2016.
43. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива / Под ред. Г.А. Ключниковой. - Новгород. 2009. - 55 с.
44. Реутов М.И. Диссертация «Подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в школе», 2009
45. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А. А. Рояк.- М.: Просвещение, 2008. – 74с.
46. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2010. - 175 с.
47. Н.В. Самоукина Управление персоналом: российский опыт. СПб.: «Питер», 2013. - 235 с.
48. Цветков, В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: Учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 183 c.

Цена: 1000 руб

Дипломная работа по предмету "Педагогика и психология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга". Если Вы не имеете своего плана работы "Профилактика конфликтов младших школьников средствами социально-психологического тренинга", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 765

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom