» » » Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников

Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников

Вид работы
Предмет
Педагогика
Количество страниц
51
Год издания
2016
Индивидуальный номер
7521
Автор
fhbif

Защищено на отлично! Введение содержит актуальность темы исследования, цель, задачи. Оформление по ГОСТУ


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика развития мышления детей дошкольного возраста  5
1.1. Характеристика понятия «мышление» 5
1.2. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста 8
Глава 2. Общий анализ психолого-педагогических условий развития мышления детей дошкольного возраста 12
2.1. Дидактическая игра как педагогическое условие развития мышления детей дошкольного возраста 12
2.2. Развивающая среда как педагогическое условие развития мышления детей дошкольного возраста 18
2.3. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое
условие развития мышления детей дошкольного возраста 22
Глава 3. Опытно-поисковая работа по развитию мышления детей дошкольного возраста 28
3.1. Методики для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста 28
3.2. Программа развития мышления детей дошкольного возраста 34
3.2. Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, теоретический анализ исследований, анализ литературы по интересующей нас проблеме, позволил сделать следующие выводы:
1. Мышление – вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя.
Мышление классифицируется по разным признакам в зависимости от задач его изучения.
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Определяющую роль для развития мышления детей играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
2. В дошкольном возрасте важным педагогическим условием для развития мышления ребенка являются дидактические игры.
Педагогические условия – это обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей дошкольного возраста; требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, мышление, речь, внимание.
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
3. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Правильно организованная развивающая среда является также необходимым педагогическим условием развития мышления старших дошкольников.
Идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред.В.А. Петровского (1993г.).
При построении развивающей среды в группе ДОУ следует учитывать принципы и педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды.
4. В настоящее время психологические проблемы межличностных отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание.
Межличностные отношения – важнейшее психологическое условие развития мышления дошкольников.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.
Межличностные отношения и навыки общения формируются в процессе игры. Игра в свою очередь оказывает влияние на умственное развитие дошкольника.
Важнейшим фактором развития других показателей готовности к школьному обучению является сформированность межличностных отношений.
В процессе исследования нами были предложены методики для развития мышления детей дошкольного возраста, такие как: «исключение лишнего предмета», «кубики КООСА», «последовательные картинки», «раздели на группы». А также нами была разработана программа «развитие мышления детей дошкольного возраста».
Целью данной программы является моделирование психолого-педагогических условий для развития мышления детей дошкольного возраста, повышение уровня развития мышления детей дошкольного возраста, а также возможностей ДОУ по развитию мышления дошкольников.
Задачами программы являются:
1. Подобрать комплекс игр и упражнений, направленных на развитие мышления детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать организацию развивающей среды в группе детского сада.
3. Подобрать методы по формированию межличностных отношений дошкольников.
Итак, для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний об явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие мышления было бы невозможно.
Таким образом, нами были предложены рекомендации воспитателям по развитию мышления детей дошкольного возраста.
Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата.
Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Значимая роль в развитии мышления ребенка принадлежит детским вопросам (раскрыть «отношение воспитателя, родителей к этому феномену»).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алабина, Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие / Л.В. Алабина. - М., 2003.
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. - М., 2004. - 313 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М., 2006. - 177 с.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артомонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 2005. - 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада /А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991. - 160 с.
7. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды / А.В. Брушлинский. - М.: «Модек», 2003.
8. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. - М.: МПСИ, «Флинта», 2003.
9. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валон. - М., 2007. - 303 с.
10. Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев. - М., 1980.
11. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер. - М.: «Просвещение», 1989. - 127 с.
12. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 54-61.
13. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М.: «Просвещение», 2004. - 190 с.
14. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.
15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
16. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: в 2 т. Т.1. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1956.
17. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113; С. 118-120.
18. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.
19. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Н.Т. Гринявичене. - М., 2006. - 311 с.
20. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М., 2003.
21. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 2004. - 260 с.
22. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М., 2006. - 516 с.
23. Зинурова, Р.Р. Развитие диалектического мышления дошкольников посредством диалектических наглядных схем на основе мифов и сказок / Р.Р. Зинурова // Мир психологии. - 2003. - № 3. - С.174-181.
24. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317 с.
25. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. - М.: «Речь», 2003.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 1998.
27. Коломенский, Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенский. - Мн. «Университетское», 1988. - 223 с.
28. Коломенский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломенский. - Минск: «Университетское», 1984. - 239 с.
29. Коноваленко, С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. / С.В. Коноваленко. - М.: «Гном и Д», 2003.
30. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. - М., 2005. - 189 с.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 323 с.
32. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - №1.
33. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7.
34. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
35. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 276 с.
36. Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1.
37. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая. – «Гном-Пресс», 2005.
38. Маркова, Т.А. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Т.А. Маркова. - М.: «Просвещение», 1982. - 128 с.
39. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 392с.
40. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
41. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12.
42. Михайленко, Н.Я., Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2007. - №4.
43. Мухина, В.С. Детская практическая психология / В.С. Мухина. - М.: «Просвещение», 1985.
44. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2005. - 420 с.
45. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
46. Немов, Р.С. Практическая психология: пособие для уч-ся. / Р.С. Немов. - М.: «Владос», 1999.
47. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М., 2007. - 554 с.
48. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
49. Обухова, Л.Ф. Теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / Л.Ф. Обухова // М.: «Гардарики», 2001.
50. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной. - М.: Педагогика, 2006.
51. Педагогический словарь / Под ред. И.М. Кантора. - М., 2005. - 677 с.
52. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина. - М., 2003. - 211 с.
53. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М., 1999.
54. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.
55. Психологический словарь / под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: «Педагогика», 2003. - 313 с.
56. Реан, А.А. Психология детства. Тесты / А.А. Реан. - М., 2004.
57. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А Репина. - М.: Педагогика, 1978.
58. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М, 2005. - 342 с.
59. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.
60. Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Р.Б. Стеркина // М.: «Издательство АСТ», 1997.
61. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей / Ю.Г. Тамберг. - СПб., 2000.
62. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: «Академия», 2002.
63. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976 г.
64. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
65. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304 с.
66. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. : А.В. Запорожец. - М., 2006. - 342 с.
67. Флерина, Е.А. Игра и игрушки / Е.А. Флерина. - М., 2003. - 300 с.
68. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 243 с.
69. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 2006. - 204 с.
70. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
71. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. - 207 с.
72. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Степин [и др.]; под общ. ред.: Я.С. Яскевич. - Минск: РИВШ, 2006

Цена: 500 руб

Курсовая работа по предмету "Педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников". Если Вы не имеете своего плана работы "Психолого- педагогические условия развития мышления дошкольников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 497

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom