» » » Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Вид работы
Предмет
Педагогика (психология)
Количество страниц
129
Год издания
2014
Индивидуальный номер
7358
Автор
malenkaya_panda

Дипломная работа включает в себя теоретическую и практическую часть, а так же авторскую программу интегративных занятий. Работа содержит графики, таблицы, диаграммы. Высокий процент оригинальности. Защищалась в одном из федеральных вузов страны на "отлично".


Введение 3
Глава 1. Проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 10
1.1. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Анализ современной практики развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Обоснование и экспериментальная проверка программы интегративной образовательной деятельности, способствующей развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.1. Программа интегративной образовательной деятельности, способствующая развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2. Экспериментальная проверка программы интегративной образовательной деятельности, способствующей развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 44
Выводы по второй глав 50
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 62

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный ребенок, посещающий дошкольную образовательную организацию, находится под наблюдением многих специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и др. Но, не смотря на это, детей с общим недоразвитием речи с каждым годом становится больше.
На протяжении всего своего развития ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере: меняются взаимоотношения с окружающими, ребенок учится контролировать свои эмоциональные состояния. Грамотное психологическое сопровождение старшего дошкольника должно обеспечить максимальную реализацию имеющегося у ребенка потенциала. Особенно это касается детей с общим недоразвитие речи, которые больше других детей склонны к повышенной тревожности, застенчивости, сложности в освоении социального опыта и т.п.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Актуальность выбранной нами темы, обусловлена тем, что данный вопрос недостаточно изучен в теоретическом плане, а так же недостаточно реализован на практике, в особенности касаемо эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи.
Такие педагоги и психологи как А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев занимались изучением влияния общения на эмоциональную сферу.
Совместная деятельность может оказывать коррекционное воздействие на развития эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка, о чем свидетельствуют труды И.П.Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова.
Накопленный в психологии и педагогике теоретический багаж по проблеме эмоционального развития содержит необходимые данные о сущности эмоций как специфического явления человеческой психики (П.К. Анохин, Т.М. Бреслав, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец), о возрастных закономерностях развития эмоций (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, и другие), об индивидуальном и типическом в эмоциональной сфере ребенка, особенностях застенчивых детей (Д.М. Болдуин, Е.И. Гаспарова, А.И. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю.М. Орлов, Т.О. Смолева, Д.Б. Уотсон, Т. Шишова, В. Штерн и другие). Психологическая и педагогическая наука подчеркивают огромную роль эмоций для всего хода становления психики детей, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей-дошкольников (А.И. Захаров, Н. Колпакова, А.Е. Ольшанникова, Л.Ф. Островская, Г. Степанова, Н.А. Цыркун, В.С. Юркевич и другие).
В психологии и педагогике подчеркивается огромная роль развития эмоциональной сферы на ход становления психики ребенка, а также важность развития эмоциональной саморегуляции у детей дошкольного возраста (А.И. Захаров, Н. Колпакова, А.Е. Ольшанникова, Л.Ф. Островская, Г. Степанова, Н.А. Цыркун, В.С. Юркевич и другие).
Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от 2-х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольной образовательной организации выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.
Положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Говоря о детях дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно выделить несколько существенных особенностей, которые характерны для их эмоционального развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность детей к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Е.Е. Дмитриева отмечает, что незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации, а так же отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к взаимоотношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в морально-нравственных нормах поведения, о чем свидетельствуют труды Е.Н. Васильевой и Г.Н. Ефремовой. При нарушениях эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными не только школе, но и к жизни в целом.
В процессе исследования нами были выявлены следующие противоречия:
˗ между необходимостью развивать эмоциональную сферу старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием психолого-педагогических средств при этом;
˗ между необходимостью использовать интегративную образовательную деятельность для развития эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи и недостаточной подготовленностью для этого педагогов.
Исходя из противоречий, мы определили проблему нашего исследования: является ли интегративная образовательная деятельность эффективным средством развития эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи?
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить интегративную образовательную деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Нами было выдвинуто предположение о том, что интегративная образовательная деятельность будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, если:
˗ развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи считать психолого-педагогической задачей дошкольной образовательной организации;
˗ при составлении программы будут учитываться особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи;
˗ программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет включать в себя комплекс заданий и упражнений из различных образовательных областей.

Объект исследования – процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – интегративная образовательная деятельность, способствующая развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В связи с поставленной проблемой и гипотезой исследования, нами были установлены следующие задачи:
1. Изучить научные подходы к исследованию проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2. Провести анализ современной практики развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Составить программу интегративной образовательной деятельности, способствующей развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Экспериментально проверить результативность программы интегративной образовательной деятельности, способствующей развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников), 15 таблиц, 38 рисунков, 67 приложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/Психологический журнал – 1997 - №2 – с. 34-38.
2. Аракелов Н. Е., Шмикова Н. Тревожность: методы её диагностики и коррекции. Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 – с. 18.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте», (психологическое исследование). – М.: Просвещение, 2002. - с. 231-235.
4. Васильева Т.Н. Саногенное мышление – путь к успешности ребенка. – Калининград: Янтар. сказ, 2005. – 272 с.
5. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. – СПб.: Медицина, 2003. – 176 с.
8. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.
9. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. — Ярославль, 1995.
10. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.
11. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998. – 412 с.
12. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194 с.
13. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
14. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 468 с.
16. Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. – М.: Айрисс-пресс, 2000. - с. 54-57.
17. Изард К. Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. - 424 с.
18. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей 1 и 2. / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: «Баланс», 1999. //Серия «Свободный ум».
19. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста/ Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. – 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с.
20. Коломинский Я. А. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Мн.: Университетская, 1998 – 316 с.
21. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн.: Университетская, 1997 – 278 с.
22. Колягина В.Г. Психологическое изучение страхов у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. – М.: МГППУ, 2011
23. Коррекция повышенной тревожности у детей./ Под ред. Н.В. Петровой. – М.: Психологический центр «АДАЛИН», 2006. – 120 с.
24. Кочубей Б., Новиков Е. Ярлыки для тревожности./Семья и школа, № 9, 1988.
25. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2003.-176с.
26. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
27. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002
28. Лаврентьева М. В. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
29. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 -122с.
30. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997. – 312 с.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
33. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
34. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.
35. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. //Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, № 2.
36. Неймарк М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления. – М.: Педагогика, 2003. – с. 38-40.
37. Немчин Т. А. Состояние нервно – психического напряжения у детей. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 296 с.
38. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.
39. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М.: Айрис-пресс, 1996. – 348 с.
40. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ.сред. пед. Учеб. Заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
41. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.
42. Прихожан А. М. // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. —Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
43. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. – М.: Академия, 2002. - 282 с.
44. Савина Е. Тревожные дети. /Дошкольное воспитание. – 1996 №4 . – с. 11-14.
45. Симакова Т.Е. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР: [Электронный ресурс] // Симакова Т.Е. Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-doshkolnikov-s-onr (Дата обращения: 21.12.2013)
46. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.
48. Смирнова Е. Психологические особенности и варианты детской агрессивности: Анализ поведения детей 5-6 лет // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С.17-26.
49. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. - №8. – С.73-76.
50. Тест "Рисунок семьи" / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия. 1997. – 332 с.
52. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. —— Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
53. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
54. Фрейд З. Психология бессознательного. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 606 с.
55. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб., 1996.
56. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995. – 586 с.

Цена: 6000 руб

Дипломная работа по предмету "Педагогика (психология)"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". Если Вы не имеете своего плана работы "Интегративная образовательная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 511

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom