Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет
Дипломная работа по предмету "Педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие интереса к растениям в познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 1 523
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Исследование проблемы формирования интереса в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Познавательный интерес и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Познавательно-исследовательская деятельность её сущность и значение в развитии детей старшего дошкольного возраста 22
1.4 Предметно-развивающая среда как фактор формирования интереса познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста 25
1.5 Психофизиологические возможности формирования интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста 30
1.6 Особенности представлений о растениях в психолого-педагогических исследованиях 34
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 39
2.1 Задачи и основные этапы исследования 39
2.2 Изучение сформированности интереса к растительному миру у детей старшего дошкольного возраста 49
Выводы по главе 2 60
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К РАСТЕНИЯМ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 62
3.1 Пути и средства развития интереса к растительному миру у детей старшего дошкольного возраста 62
3.2 Анализ результатов эксперимента 71
Выводы по главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с законом "Об образовании" и Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача вырастить ребёнка сознательным членом общества. Образовательная программа учреждения должна реализоваться посредством приобретения опыта в разных видах деятельности, в том числе познавательно-исследовательской. Для педагогов важной задачей является формирование у ребенка интереса к познавательной деятельности, развитие мотивации к дальнейшей самостоятельности. Поэтому на современном этапе дошкольного образования необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, направленное на познание окружающего мира
Цель работы: Определить роль познавательно-исследовательской деятельности в формировании интереса старших дошкольников к растениям.
Объект исследования – интерес к растениям детей старшего возраста.
Предмет исследования - познавательно-исследовательская деятельность как средство развития интереса к растениям у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что у детей старшего дошкольного возраста развитие интереса в познавательно-исследовательской деятельности происходит в результате:
- организации целостного педагогического процесса с учетом интеграции познавательной, гуманистической, эмоциональной его направленности;
- формирования системы знаний о растениях, включающей представления о многообразии факторов среды, связи растений со средой;
- включения детей в экологически ориентированную практическую деятельность по созданию оптимальных условий для нормальной жизнедеятельности растений с учетом их происхождения, принадлежности к определенной экологической группе, роста и развития, сезонных изменений в их жизни и т.д.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.7-45.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Развитие мышления дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1974. - №7.
4. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников (Концепция) // Дошкольное воспитание. 1993. - № 7.
5. Выготский, Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. – М., 1983. – 179 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4. – 432 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. – т.3. - С.5 – 329.
8. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.
9. Годовикова, Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д.Б. Годовикова // Семья и школа. – 1985. - № 10. – С. 34 – 36.
10. Голубева, А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1955.
11. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.
12. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание / Н.Ф. Добрынин // Учен. зап. МГПИ им. К. Либкнехта. – М., 1941. – Т.8., вып.2.
13. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
14. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
15. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964. – 351 с.
16. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека / В.Г. Иванов // «Ученые записки ЛГУ», № 214, вып. 9, «Психология и педагогика», 1956. – С. 68.
17. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте / З.М. Истомина // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 14.
18. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. – С. 102-103.
19. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я.А. Коменский. – М., 1939. – Т.2 – 200с.
20. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников / Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1992.
21. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Теоретические основы программы воспитания и обучения: Сб. науч. трудов. СПб., 1992.
22. Косолапова Н. Г. Структура личного опыта и ее роль в освоении детьми дошкольного возраста новых знаний навыков и умений // Умственное воспита¬ние детей в детском саду. Л., 1981.
23. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160 – 175.
24. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 9. – С. 38 – 42.
25. Леонтьев, А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Изд –во МГУ, 1876. – С. 3-27.
26. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Изд – во МГУ,1984. – С. 162-171.
27. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. – 1941. – Т.35.
28. Логинова В. И. Проблема умственного воспитания в советской дошкольной педагогике // Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. СПб., 2002.
29. Люблинская, А.А. Причинное мышление ребенка в действии / А.А. Люблинская // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 17.
30. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 1973. - №11. – С. 26-29.
31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 1983. – 96 с.
32. Матюшина, Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1954.
33. Мир природы и ребенок. (Экологическое воспитание в играх) / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., 1998.
34. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 1976. – 46 с.
35. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека – ученые записки / В.Н. Мясищев. – М., 1956. – 256с.
36. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
37. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999
38. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых // Дошкольное воспитание. 2000. - № 6, 7.
39. Никонова Н. О. Игра-драматизация и ее роль в формировании у дошколь¬ников гуманного отношения к животным // Герценовские чтения. Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. СПб., 1999.
40. Петровский В. А., Кларина Л. Н., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построе¬ние развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
41. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001. – 48 с.
42. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном уч¬реждении // Готовимся к аттестации. СПб., 1999.
43. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
44. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. – М., 1981. – т. 1.
45. Рыжова Н.А. Наш дом - природа // Дошкольное воспитание. 1998. - № 7.
46. Сорокина, А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. Л., 1945. – 130с.
47. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
48. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 томах. – М.-Л., Т. 1. – С. 32-50.
49. Флигонтова Н.П. Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С.50.
50. Хайдурова И. А. Принципы построения системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире для детей старшего дошкольного возраста // Вопросы умственного воспитания детей старшего до¬школьного возраста. Иркутск, 1977.
51. Щербаков, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1. – С. 56 – 58.
52. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – Л., 1975. Вып .1. – С. 132 – 139.
53. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971. – 351 с.
54. Элементарная поисковая деятельность детей // Мир природы и ребенок / Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., 1998.
55. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.
56. Христовская Т.В. Формирование у дошкольников динамических представлений о росте и развитии растений //Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. М., 1987. - С. 25 - 32.
57. Саморукова П.Г. Уголок природы в детском саду. // Дошкольное воспитание. М., 1974. - № 7. - С. 12 - 18.
58. Марковская М.М. Уголок природы детском саду. М., 1984. – 96 с.
59. Хрипач Н.Е. Эстетическое воспитание старших дошкольников в процессе труда в природе. //Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. / Сборник научных трудов. -Минск, 1985.-С. 59-67.
60. Мурсагулова Р.Н. Роль ознакомления с комнатными растениями и садовыми растениями в умственном воспитании детей. Автореф. дис. . кан. пед. наук. Баку, 1974. - 19с.