» » » Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России

Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России

Вид работы
Предмет
Социология
Количество страниц
164
Год издания
2013
Индивидуальный номер
5305
Автор
Sheveleva.80

Работа впоследствии стала частью кандидатской диссертации. Уникальность по etxt - 68%.


Введение 3
Глава 1. Образование в структуре ценностного сознания молодежи 10
§ 1. Смысл и ценность образования в современном обществе. Образование в структуре ценностных ориентаций молодежи 10
§ 2. Мотивация молодежи к получению высшего образования 19
Глава 2. Базовые категории образовательного маркетинга 25
§ 1. Понятие, свойства и состав образовательных услуг 25
§ 2. Понятие и специфика рынка образовательных услуг. Агенты и каналы распределения услуг профессионального образования 36
§ 3. Потребители и потребительская ценность образовательных услуг 44
§ 4. Маркетинг образовательных услуг, его роль в урегулировании рынка услуг профессионального образования 48
Глава 3. Специфика высшего образования в малых городах 56
§ 1. Изменение географии образования и преодоление диспропорций в размещении вузов. Отношение потребителей образовательных услуг к филиалам 56
§ 2. Функции и задачи высшего учебного заведения в рамках малого города 65
§ 3. Недостатки и положительные аспекты деятельности филиалов вузов в рамках малого города 73
Глава 4. Образовательные потребности населения малых городов 79
§ 1. Понятие и характер образовательной потребности, ее место в иерархии потребностей человека и общества 79
§ 2. Способы удовлетворения потребностей населения малых городов в высшем образовании 83
§ 3. Дифференциация образовательных потребностей в зависимости от социального статуса выпускника 89
Глава 5. Прикладное социологическое исследование образовательных потребностей населения малого города 96
§ 1. Программа прикладного социологического исследования 96
§ 2. Анализ результатов прикладного социологического исследования 104
Заключение 133
Список использованной литературы 139
Приложения 147

Отдавая должное публикациям исследователей, необходимо отметить, что в проанализированной литературе не обнаружено работ, в которых просматривались бы подходы к повышению эффективности деятельности вузов и филиалов высших учебных заведений в условиях малого города, недостаточно изучены образовательные потребности населения малых городов, не исследованы факторы, влияющие на выбор абитуриентами места получения образовательных услуг. Детально эта тематика не проработана ни в одной публикации, большей частью авторы определяют лишь поле исследований по данной проблеме, нежели представляют обоснованные выводы.

В этой связи представляется важным изучение социально-экономического положения выпускников средних школ в малых городах и анализ мотивации выбора профессионально-образовательных путей молодежью из разных социальных групп, степень удовлетворенности старшеклассников качеством и разнообразием образовательных услуг в учебных заведениях малых городов. Исследование устремлений молодежи в получении высшего образования, его доступности для широких слоев населения важно и потому, что оно напрямую связано с формированием рынка труда и проблемами трудоустройства выпускников вузов в малых городах.
Целью дипломной работы является анализ проблем развития высшего профессионального образования в малых городах России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место высшего образования в иерархии ценностей современной молодежи и раскрыть мотивацию к его получению;
- проанализировать существующие в научной литературе определения образовательных услуг, рассмотреть их состав и свойства;
- выявить специфические характеристики рынка образовательных услуг;
- рассмотреть типологии конечных потребителей услуг профессионального образования и проанализировать потребительскую ценность образовательных услуг;
- охарактеризовать маркетинг образовательных услуг и выявить его роль в урегулировании рынка услуг профессионального образования;
- проанализировать изменение географии образования и преодоление диспропорций в размещении вузов, выяснить отношение потребителей образовательных услуг к деятельности филиалов вузов;
- рассмотреть функции и задачи высшего учебного заведения в рамках малого города;
- выявить недостатки и положительные аспекты деятельности филиалов вузов в рамках малого города;
- раскрыть понятие и изучить характер образовательной потребности, исследовать ее положение в иерархии потребностей человека и общества;
- изучить специфические черты и способы удовлетворения потребностей населения малых городов в высшем образовании;
- рассмотреть социальный статус выпускника как фактор дифференциации образовательных потребностей;
- провести прикладное социологическое исследование образовательных потребностей населения малого города.
Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Обобщая существующие взгляды на тенденции изменения в российской системе высшего профессионального образования в конце 1990-х годов и в том числе на преодоление диспропорций в размещении вузов, становится ясно, что все это конструктивных ответ населения на экономические реформы. Престижность высшего образования, точнее, необходимость иметь диплом, на сегодняшний день является в России одним из самых главных факторов социального благополучия. Самым распространенным способом удовлетворения образовательных потребностей населения малых городов стало проникновение на их территорию филиалов государственных и негосударственных вузов, реализующих различные образовательные программы. Однако, расширение перечня направлений подготовки (специальностей) и рост количества филиалов в малых и средних городах получили противоречивое отношение со стороны различных потребителей образовательных услуг.
Образовательные услуги, предоставляемые филиалами вузов, безусловно, востребованы у населения малых городов, так как их молодые жители получили возможность получения высшего образования, не предпринимая экономических и миграционных усилий для включения в образовательную инфраструктуру. Однако большая часть филиалов высших учебных заведений, работающих в малых городах, испытывает серьезные проблемы с недостатком квалифицированных педагогических кадров, отсутствием необходимой учебно-лабораторной базы, нехваткой учебно-методической литературы и т.п. В связи с этим они не в состоянии обеспечить надлежащее качество подготовки специалистов.
Перед высшими учебными заведениями, расположенными в малых городах стоит целый ряд новых задач, связанных не только с передачей профессиональных знаний, умений и навыков и опережающей подготовкой специалистов, а с разработкой новой модели образования, ориентированной на подготовку профессионала нового типа, умеющего жить в условиях меняющегося общества и перестраивать свои профессионально-деятельностные горизонты. Однако даже в сложных условиях переходного состояния общества образование выступает фактором стабилизации и организации нормального жизнеустройства граждан именно на конкретной территории. Поэтому деятельность вузов в малых городах по-прежнему должна быть ориентирована на непреходящие жизненные ценности, на формирование мировоззрения учащихся, на развитие личности и приобщение молодежи к культуре и истории своего края и народа.
Наблюдения за переменами в социально-экономической и культурной жизни малых городов, обусловленные развитием высшего образования, заставляют критически подойти к оценке принимаемых в последний период мер по ужесточению требований к территориально удаленным подразделениям высших учебных заведений. Безусловно, необходимо добиваться повышения качества работы филиалов, обеспечивать полноценность выдаваемых ими дипломов, так как главным недостатком такого образования является низкая требовательность к качеству знаний в большинстве периферийных вузов и особенно филиалах, расположенных в малых и средних городах. Но, как очевидно, необходимо не только контролировать, но и стимулировать развитие высшего образования в провинции, способствовать тому, чтобы вновь созданные в малых городах филиалы вузов набирали силу, подтягивались к столичному уровню.
Рассмотренные материалы позволили сделать вывод, что образовательные потребности могут формироваться по двум направлениям. Первое – образование как потребность в социально статусе. В этом случае реализация образовательной потребности доступна и слабому социальному субъекту. Второе направление – это формирование потребности в непрерывном развитии социального субъекта как производителя культуры в самом широком смысле, гаранта сохранения цивилизации. Реализация образовательной потребности формирует вокруг себя все материальное и духовное производство, обусловливает развитие прочих общественных потребностей.
Наличие особенностей в образовательных потребностях населения малых городов обусловлено спецификой структуры рынка труда, потребностей в кадрах и возможностей трудоустройства в малом городе. На уровне малых городов более интенсивно прослеживается диспропорция между образовательными потребностями личности, требованиями рынка труда и возможностями рынка образовательных услуг, приводящая к снижению эффективности деятельности высшей школы в удовлетворении образовательных потребностей населения. В связи с расширением доступности высшего образования жителям малых городов, с представлением значительной свободы вузам в формировании программ обучения и в развитии платного обучения, стимулируется развитие системы массового высшего образования низкого качества. Однако расширение возможностей получения образовательных услуг низкого качества мало способствует выполнению образованием своих главных задач.
Рассмотренные результаты исследований подтверждают, что в последние годы ориентация на получение высшего образования получила распространение среди всех основных слоев и групп российского общества. В качестве номинальной нормы она проникла и в те слои, которые раньше не рассматривали для своих детей поступление в вуз в качестве реальной перспективы (жители села или малых городов, дети из многодетных семей, дети бедных и низкоквалифицированных работников и т.п.). Для этих категорий, как показывают исследования, и сейчас такая перспектива менее привлекательна и реальна, чем для более зажиточных слоев. Но теперь они поставлены в условия, когда должны эту перспективу обсуждать и находить уважительную причину или чью-либо вину для объяснения того, почему она не реализуется. В этом смысле можно говорить об одновременном расширении доступности высшего образования и круга лиц, заявляющих о недоступности этого блага.
Анализ литературных источников показал, что наименее изученными, среди различных аспектов развития высшего образования на сегодняшний день остаются образовательные потребности населения малых городов. В соответствии с этим был сделан выбор цели и задач прикладного социологического исследования.

Цена: 1500 руб

Дипломная работа по предмету "Социология"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России". Если Вы не имеете своего плана работы "Социальные проблемы развития высшего образования в малых города современной России", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 518

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom