» » » Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)

Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)

Вид работы
Предмет
История русской литературы (вторая половина 19
Количество страниц
89
Год издания
2015
Индивидуальный номер
4396
Автор
va.msu2015

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. А.П.ЧЕХОВ И МЕДИЦИНА 6
1.1. История изучения роли медицины в жизни А.П.Чехова 6
1.2. А.П.Чехов и психиатрия 11
1.3. С.С.Корсаков и его роль в изучении психиатрии в конце 19 века в России 16
1.4. Неврастения в прозе А.П.Чехова до 1891г. 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЗДНЕЙ ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХИАТРИИ 37
2.1. Неврастения в поздней прозе А.П.Чехова 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 87

Речь, использованная на защите, отражающая суть работы: "Уважаемая комиссия, вашему вниманию предоставляется дипломная работа на тему «Неврастения в изображении А.П.Чехова на материале поздней прозы». Актуальность выбранной темы заключается в том, что некоторым специальным аспектам медицинской темы о неврастении и психиатрии в творчестве Чехова не уделялось действительно пристального внимания.
Вопрос о неврастении в творчестве Антона Павловича Чехова является одним из интереснейших. Он включается в обширный контекст чеховедческих работ: существует множество исследований на тему о роли медицины в жизни и творчестве Чехова. Врачебный опыт доктора Чехова с годами становился все более разнообразным и полным, несмотря на то что от активной врачебной практики он отстранился довольно рано. Но и сахалинское путешествие, и мелиховская земская деятельность, и годы ялтинского затворничества вносят серьезные поправки в его профессиональные представления и существенно трансформируют мировоззренческие установки его как писателя. И, если ставить вопрос об изображении болезни, тем все более интересной и выразительной становится работа над построением художественного персонажа, характера героя, а также симптоматикой.
Мы неспроста выбрали именно неврастению для нашего исследования. «Нервное поколение» и неврастения были модными тенденциями конца 19 века – не в последнюю очередь по причине быстрого развития психиатрии. Чехову удается сочетать в своем творчестве социальное и медицинское, а также раскрыть вопрос о том, что неврастения – это психиатрическое заболевание, а не всеобщая тенденция, поветрие или настроение. Сегодня, когда информация перестала быть злободневным вопросом, практически каждый человек знает массу медицинских фактов, равным образом эта осведомленность распространяется и на сферу психиатрии.
Чехов смог внести естественнонаучную, медицинскую, тональность в литературную тематику настолько тонко, что, на любительский взгляд, трудно обнаружить какие-либо симптомы и заметить, что именно в состоянии героя является отклонением от нормы. Стоит отдать должное и неврастении: ее симптомы настолько безграничны и сложны, что даже в реальной жизни люди часто не осознают, что имею дело с этим заболеванием (страдают сами или общаются с человеком, нуждающимся во врачебной помощи). Поэтому чеховские ситуации с этой точки зрения приобретают особую привлекательность в глазах читателя и, безусловно, исследователя тоже.
Вот, например, «Спать хочется». При всем трагизме это вполне заурядный случай, которых было и есть огромное количество. Благодаря высочайшему художественному мастерству Антон Павлович скрывает болезнь Варьки под вуалью перехода от рационального к иррациональному. Ее сны – не простые галлюцинации, а трансформации событий, которые происходили в реальной жизни. Причиной трагического исхода служит банальный недостаток сна и нервное истощение девушки-подростка. Но такой вполне заурядный случай приобрел характер интриги под пером великого мастера. Или, например, Мавра из «Человека в футляре». Она является неким введением перед основной историей, и кажется, что ей уделяется маленькая роль в данном рассказе. Но, тем не менее, ее симптоматика через Буркина приравнивается к заболеванию Беликова. Мы наблюдаем, как Антон Павлович изображает заболевания у простых людей в обычных жизненных ситуациях.
Одним из его принципов является отсутствие неких норм. Всем известен текст письма к Алексею Николаевичу Плещееву (декабрь 89) : «Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем. Буду держаться той рамки, которая ближе сердцу и уже испытана людями посильнее и умнее меня». Так мы можем наблюдать различные вариации психопатологической симптоматики: от неврастении до обыкновенной нервности, как, например, в рассказе «Живой товар». Лиза была слишком чувственна, эмоциональна и даже не совсем адекватна, но этому было и адекватное объяснение. И нельзя было утверждать, что это затяжной недуг. Под тем же углом можно рассматривать и Егора Семеныча («Черный Монах»), и Ольгу Дмитриевну («Супруга»).

Цель работы предполагала обращение к следующим темам:
• медицинское начало в творческой деятельности Чехова;
• характер проникновения в литературу медицинской проблематики неврастении;
Объектом исследования в данной работе является поздняя проза А.П.Чехова.
Теоретической базой исследования являются работы А.П.Чехова позднего периода, а также труды отечественных ученых по психиатрии, истории медицины, литературоведению. К их числу относятся: Сергей Сергеевич Корсаков, Борис Моисеевич Шубин, Марк Борисович Мирский, Евгений Борисович Меве, Владимир Борисович Катаев, Петр Николаевич Долженков.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает его логику и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, сформулированы цели и задачи исследования.
В первой главе идет речь о медицинской деятельности А.П.Чехова, предпринята попытка охарактеризовать значение медицины в его литературной деятельности, наметить общие рамки контекста с точки зрения выбранной темы, а также дать анализ текстов ранней прозы. Во второй главе исследования проводится анализ и сопоставление поздней прозы с курсом психиатрии С.С.Корсакова. Рассказы и повести А.П.Чехова размещены в хронологическом порядке, чтобы создать условия для исследования изменений темы неврастении в прозе. Для исследования выбраны тексты, более всего насыщенные симптоматикой с точки зрения психиатрии.
Нужно отдать должное великому психиатру и сказать пару слов о Сергее Сергеевиче Корсакове. Для выявления источников симптоматики были использованы неоднократно публиковавшиеся теоретические курсы С.С.Корсакова – «Курс психиатрии» и «Общая психопатология». Предпочтение отдавалось именно этому ученому, чья роль в истории психиатрии может считаться абсолютной, а труды – классическими. Поскольку мы проводили исследование в контексте конца 19 века, когда А.П.Чехов писал тексты, мы сочли теорию С.С.Корсакова самой удачной для сопоставления, так как А.П.Чехов имел возможность быть лично знакомым с С.С.Корсаковым. «Курс психиатрии» , изданный в 1893 году, хранится в доме-музее Чехова в Ялте. Взгляды С.С.Корсакова на науку и психиатрию в частности чрезвычайно близки Чехову.

Сергей Сергеевич Корсаков - психиатр, один из основоположников нозологического направления в психиатрии и московской научной школы психиатрии, автор классического «Курса психиатрии», один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве. Во второй половине 19 века психиатрия как ветвь науки в России еще только зарождалась, и очень сильным было влияние европейской мысли. Сергей Сергеевич Корсаков всегда стремился к новым знаниям и постоянно искал пути к новой информации. Он очень увлекался и философией, считая ее самой близкой наукой по отношению к психиатрии. В своей преподавательской деятельности ему удалось систематизировать максимум знаний, постоянно обогащая и пополняя их опытом. Он придерживался материалистических взглядов, считал, что явления внешнего мира действуют на наши органы чувств и через них вызывают в нервной системе возбуждение, которое воспринимается в психических центрах как ощущение.

В текстах Чехова часто ставится вопрос о «нервном веке», о неврастении, пессимизме и глобальной катастрофе, к которой ведут новые социальные, политические тенденции. Ведь не один раз рассуждения героев Чехова намекают на то, что молодежь конца 19 века, сама не осознавая того, стремительно губит все высокое в человеке, отрицая или просто уничтожая богатые возможности, накопленные предыдущими поколениями. Корсаков пишет: «Невозможность наполнить свое время, отсутствие цели жизни и деятельности вызывают чувство хронической неудовлетворенности, губительно влияющее на душевный строй. Такое состояние вызывает различные типы неврозов и чаще всего неврастению» . Подобную ситуацию мы видим во многих текстах Чехова. Также на страницах корсаковского учебника «Курса психиатрии» мы часто находим описания, которым, кажется, буквально вторят Чеховские тезисы, отражающие взгляды писателя на науку: «Психиатрия своей близостью к философским наукам чрезвычайно способствует повышению общего миросозерцания, дает правильное понимание личностной и общественной жизни» .
Неврастения у Корсакова определяется следующим образом: «Неврастения есть невроз, выражающийся в целом ряде симптомов, указывающих на состояние раздражительной слабости в нервной системе. Симптомы эти состоят главным образом в сочетании явлений повышенной возбудимости с явлением истощения, слабости» .
Чтобы суметь рассмотреть прогрессию вовлеченности психиатрии в прозу Антона Павловича, в работе мы рассматривали и экземпляры ранней прозы, такие как «Смерть чиновника», «Ненужная победа», «Психопаты», «Несообразные мысли», «Именины» и др. Анализ ранней прозы помог нам сделать вывод о том, что первые опыты изображения неврастении в точном соответствии с медицинским каноном появились у Чехова еще в студенческие его годы и чуть позже, когда многие его рассказы имели безусловный шуточный характер. Его общая мысль, ощущаемая во многих письмах к начинающим литераторам, о том, что, чтобы писать о человеке в его сложности, нужно быть психиатром (или не касаться этой темы вовсе), полностью подтверждается при детальном анализе даже его ранних текстов.
Мы зафиксировали несомненное усложнение плана изображения в избранном – симптоматическом – аспекте и можем с полной уверенностью утверждать, что Чехов, с одной стороны, продемонстрировал собственную абсолютную приверженность и верность достижениям отечественной научной школы психиатрии , а с другой, сохранил свою художническую независимость при подаче переживаний и поведений литературных героев. Наши наблюдения позволяют с достаточной степенью уверенности говорить, что отношение к медицинский психиатрической эмпирике с годами подверглось довольно сложной трансформации. И это тем более интересно, что эволюция Чехова-художника на удивление стремительна, словно в отмеренном ему отрезке в пятнадцать, примерно, лет (если учесть хронологические рамки области «серьёза») он прошел путь, равный толстовскому пути в литературе.
Исследуя историю нашего вопроса, мы не раз отмечали, что многих исследователей уже интересовал вопрос тесной связи медицины и творчества в жизни А.П.Чехова. Писатель в течение всей своей жизни оставался и поклонником и распространителем медицинских и естественнонаучных идей, сохраняя и преумножая просветительскую традицию отечественной науки. Хорошо известно следующее свидетельство: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где ее нет. Знания всегда пребывали в мире. И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага — чёрта, и воевать им положительно не из-за чего. Борьбы за существование у них нет. Если человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает еще историю религии и романс «Я помню чудное мгновение», то становится не беднее, а богаче, — стало быть, мы имеем дело только с плюсами. Потому-то гении никогда не воевали, и в Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник» (из письма к Алексею Сергеевичу Суворину от 15 мая 1889 г. – П.3, 216).
Думается, чеховские требования не были слишком радикальными для того времени, но важно другое – их общий смысл был очевидным, не допускающим разночтений, что мы и улавливаем из тональности некоторых его писем.
Нам удалось сделать вывод о том, что «нервное поколение» и неврастения были модными тенденциями конца 19 века – не в последнюю очередь по причине быстрого развития психиатрии. Чехову удается сочетать в своем творчестве социальное и медицинское, а также раскрыть вопрос о том, что неврастения – это психиатрическое заболевание, а не всеобщая тенденция, поветрие или настроение, например в рассказе «По делам службы», «Черный монах». Чехов, как нам кажется, высказал в своих художественных текстах, которые воспринимались современниками иначе, нежели нами, и несли гораздо больше публицистического заряда, чем мы сегодня способны ощутить, множество просветительских медицинских идей. В этом обнаруживается его общий вклад в медицинское дело в России.
К сожалению, на сегодняшний день более изученной является именно тема медицины в творчестве А.П.Чехова, но она обыкновенно подается изолированно и обобщенно, что мешает видеть и анализировать суть определенных влияний на поэтику и мир идей писателя. Нам хотелось поставить вопрос о возможности буквального прочтения художественного текста сквозь призму научных, сугубо профессиональных мотивировок, о проникновении принципов научного дискурса в прозу Чехова и, в частности, об интересе Чехова-художника к темам и тенденциям психиатрии. На наш взгляд, эта тема открыта для более детальных исследований и не полностью развернута в уже существующих исследованиях".


Цена: 28000руб

Дипломная работа по предмету "История русской литературы (вторая половина 19 века)"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)". Если Вы не имеете своего плана работы "Неврастения в изображении А.П.Чехова (на материале поздней прозы)", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 476

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom