» » » Уголовно-правовые меры противодействия коррупции

Уголовно-правовые меры противодействия коррупции

Вид работы
Предмет
уголовное право
Количество страниц
81
Год издания
2014
Индивидуальный номер
4158
Автор
Margarita

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Понятие и правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации
1.2. Доктринальное и законодательное определение понятия «коррупционное преступление»
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ДЕЙСТВУЮЩИМ УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РФ
2.1. Виды коррупционных преступлений, их классификация 20
2.2. Должностная преступность коррупционной направленности 30
2.3. Анализ судебной практики по делам о коррупционных преступлениях 38
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЙ 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 80


ВВЕДЕНИЕ
Проблема коррупции является одной из актуальных тем современности: на протяжении всей истории человечества она сопровождает деятельность государственного аппарата. Необходимо признать, что полностью искоренить коррупцию ещё не удалось ни в одном обществе. Коррупционные скандалы вспыхивают даже в самых благополучных с точки зрения политической, экономической ситуации странах. При этом сегодня коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран мира. Профилактика и искоренение коррупции - это обязанность каждого современного демократического правового государства.
Для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере. В настоящее время в России развернута антикоррупционная кампания: впервые за всю историю России сформирована законодательная база противодействия коррупции: 19 мая 2008 г. Президентом РФ подписан Указ «О мерах по противодействию коррупции»1, предусматривающий образование Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции; 31 июля 2008 г. Указом Президента РФ № Пр-1568 был впервые утвержден Национальный план противодействия коррупции2; 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции»3, а также разработано и принято огромное число иных нормативно-правовых, направленных на сдерживание коррупции в различных сферах жизни общества и государства. Так, были внесены многочисленные поправки, изменения и дополнения в действующие законодательные акты, в частности, в Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе» (в части ужесточения требования к лицам, занимающим или претендующим на замещение должностей на государственной гражданской службе), Уголовный кодекс РФ (в части усиления ответственности за взяточничество), Кодекс РФ об административных правонарушениях.1 Весь комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией систематизирован и представлен в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг., утвержденном Президентом РФ 11.04.2014 № 226.2
Отметим, что ни одно государство не в состоянии вести борьбу с коррупцией только своими силами и решающую роль в этом играет региональное и международное сотрудничество. Российская Федерация участвует во многих международных механизмах по борьбе с коррупцией. Так, в 2006 году наше государство ратифицировало Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции, стало участником специализированной антикоррупционной организации – ГРЕКО. Активно осуществляется взаимодействие с иностранными государствами и международными правоохранительными структурами. В настоящее время Россия подписала ряд международных документов, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью. В числе основных: Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8.12.1990 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована Россией в 2006 г.); Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (подписана от имени Российской Федерации в г. Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 г.); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.12.2000 г.
Целью работы является исследование коррупции как социального явления, определение уголовно-правовых мер воздействия на нее.
Задачи дипломного исследования:
1. исследовать понятие «коррупция» и определить ее социально-правовую сущность;
2. изучить международно-правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, а также российское антикоррупционное законодательство;
3. проанализировать предусмотренные российским уголовным законодательством виды коррупционных преступлений;
4. выявить особенности реализации уголовно-правовой и криминологической политики противодействия коррупционной преступности;
5. определить детерминанты существования коррупции в российском обществе, а также определить основные подходы к противодействию ей.
Объектом исследования явилась коррупция как социально-негативное явление; уголовно-правовые меры воздействия на нее, а также основные политические, экономические, социальные, психологические и иные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику коррупционной преступной деятельности в современных условиях.
Степень научной разработки проблемы. Несмотря на то, что на протяжении последних лет было достаточно много публикаций, посвященных коррупции, в том числе и серьезных монографических исследований (работы Ю.М. Антоняна, А.И, Долговой А.И., Н.А. Лопашенко, В.В. Лунева, П.С. Яни и некоторых других авторов), которые констатировали факт её наличия и прогрессирования и вносили предложения по совершенствованию уголовного законодательства, тем не менее, изменения российского антикоррупционного законодательства, в том числе уголовного законодательства России, требует серьезного переосмысления предложенных мер борьбы и предложение новых, более эффективных.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы, направленные на сдерживание коррупции, отечественное уголовное, гражданское, административное законодательство, а также отдельные нормативно-правовые акты, направленные на противодействие коррупции, в частности, Федеральный Закон РФ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции».
Теоретическую основу исследования составили научные труды по криминологии, уголовному праву, указанные в библиографическом разделе дипломной работы.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, заключения, трех глав, библиографии и приложений.


ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Понятие и правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации
Как было отмечено во Введении, в Российской Федерации, начиная с 2008г. начала активно формироваться законодательная база противодействия коррупции. Начало этому процессу было положено принятие Федерального Закона РФ 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Конечно, и до 2008 г. определенные шаги, направленные на сдерживание коррупции предпринимались. Так, значительный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.
При этом в рамках российской правовой системы не сформировано единой отрасли законодательства по противодействию коррупции: нормы права, направленные на борьбу с коррупцией, находятся в различных отраслях права и располагаются в нормативных правовых актах различного уровня. Ст. 2 Закона РФ «О противодействии коррупции», которая так и называется «Правовая основа противодействия коррупции» лишь определяет круг правовых источников, содержащих нормы, направленные на противодействие коррупции. В их числе:
- Конституция Российской Федерации1;
- федеральные конституционные законы;
- общепризнанные принципы и нормы международного права;
- международные договоры Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции»;
- другие федеральные законы;
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти;
- нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- муниципальные правовые акты.
Как видим, статья имеет общий характер и не содержит указаний на конкретные нормативные правовые акты, законодатель называет лишь виды соответствующих источников, которые перечислены в определенном порядке согласно их юридической силе. Поэтому и само понятие «правовая система противодействия коррупции» - это, скорее, собирательное понятие, полнота которого во многом зависит от компетенции автора, пишущего об этом. Поэтому прежде, чем приступить к анализу правовых антикоррупционных документов, проведем их классификацию.
По нашему мнению, все правовые акты, регламентирующие борьбу с коррупцией, можно разделить на несколько групп:
1) Правовые акты, в которых раскрываются общие признаки и социальная сущность коррупции (например, ФЗ РФ «О противодействии коррупции»;
2) Правовые акты, в которых закрепляется коррупционное поведение в качестве правонарушения (например, Уголовный кодекс РФ1, Кодекс РФ об административных правонарушениях2);
3) Правовые акты, регламентируется порядок выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений (например, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»1;
4) Правовые акты, регламентируется выявление и последующее устранение причин коррупции (например, ФЗ РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» 2).
Теперь перейдем к анализу представленных в ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» правовых актов. Конечно, прежде всего, обратимся к нормам международного права, которые, как известно, имеют приоритет над нормами национального права.
Значительную роль здесь играет Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999г.3 Данный международный акт констатирует, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 февраля 2007 года.4
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию предлагает государствам-участникам перечень типов противоправного поведения, которые представляется признать в национальном законодательстве в качестве уголовно наказуемых деяний коррупционного характера. К ним предлагается отнести:
активный подкуп национальных публичных должностных лиц;
пассивный подкуп национальных должностных лиц;
подкуп членов национальных публичных собраний;
подкуп иностранных публичных должностных лиц;
подкуп членов иностранных публичных собраний;
активный подкуп в частном секторе;
пассивный подкуп в частном секторе;
подкуп должностных лиц международных организаций;
подкуп членов международных парламентских собраний;
подкуп судей и должностных лиц международных судов;
злоупотребление влиянием в корыстных целях;
отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;
правонарушения в сфере бухгалтерского учета.
Практически все указанные деяния Российской Федерацией были криминализированы. Последние разногласия, касающиеся возможности привлечения к ответственности должностных лиц международных организаций, были устранены Федеральным Законом РФ от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Данным законом был расширен перечень субъектов: наряду с должностными лицами (прим. к ст. 285 УК РФ), теперь ответственности подлежат иностранные должностные лица, должностные лица публичной международной организации.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.) – главный международный инструмент в борьбе с коррупцией. Конвенция направлена на содействие принятию и укреплению мер для эффективного и действенного предупреждения коррупции и борьбы с ней; поощрение, облегчение и поддержку международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении и борьбы с коррупцией, в том числе принятии мер по возвращению активов; а также поощрение честности, неподкупности, ответственности и надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом.1
Таким образом, на сегодняшний день, законодательную базу борьбы с коррупцией составляют:
- Конституция РФ;
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН);
- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.);
- Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008;
- иные Федеральные законы, содержащие в себе антикоррупционные нормы. Например, Федеральные законы «О статусе судей в РФ», «О прокуратуре РФ», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О службе в таможенных органах РФ», «О судебных приставах», «О статусе военнослужащих», «О государственной гражданской службе РФ», «О муниципальной службе в РФ» и пр.
- Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»;
- ведомственные антикоррупционные акты (МВД, СК, Генпрокуратура, ФСБ).
Поскольку наше дипломное исследование посвящено коррупции и коррупционным преступлениям, то не обратить внимание на Уголовный кодекс не можем. Конечно, более подробно вопрос о коррупционных преступлениях будет раскрыт в следующей главе. Здесь же отметим, что именно в Уголовном кодексе РФ содержится перечень тех коррупционных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и пр.
Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.
Именно поэтому вместе с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, который был дополнен ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением. Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера.
Правовую основу борьбы с коррупцией составляют также нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В их числе отметим Закон Ростовской области № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» от 12.05.2009.1
В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин. Эти меры содержатся, прежде всего, в законодательных актах о различных видах службы, а также в нормативных актах, определяющих статус лиц, замещающих государственные должности. К числу таковых относятся, например, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ;2 Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;3 Федеральный закон РФ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»4 и пр.
Таким образом, в России впервые, начиная с 2008 г., были заложены основы законодательной базы противодействия коррупции. До этого времени, а именно до принятия Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Указом Президента РФ 31 июля 2008 г., были только разговоры о необходимости подобного регулирования, однако дальше слов дело не шло. Именно в Национальном плане была поставлена задача разработки и принятия Федерального Закона «О противодействии коррупции», а также была отмечена необходимость определения основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.
1.2. Доктринальное и законодательное определение понятия «коррупционное преступление»

Прежде чем перейти к анализу понятия «коррупционное преступление», рассмотрим значение термина «коррупция». Отметим, что этот термин имеет огромное количество определений: в юридических, социологических, философских словарях приведены различные определения этого понятия. Несмотря на некоторые различия, все определения сводятся к тому, что коррупция (от лат. corruptio — порча, подкуп) – «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».1
Термин «коррупция» впервые появился в международных документах в 50-х гг. ХХ века; при этом его содержание не раскрывалось. Проведенный анализ правовой литературы показал, что до сих пор имеющий международное признание термин «коррупция», не имеет столь же общепризнанного правового определения. Более того, по мнению ряда исследователей, дать четкое определение коррупции вообще не возможно, поскольку в силу культурных отличий в одном обществе различного рода явления воспринимаются как коррупция, в другом подобные же явления не только допускаются, но даже и ожидаются в соответствии с практикой данной культуры.2 Именно поэтому Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., определение коррупции начинает следующей фразой: «Хотя понятие коррупции должно определяться национальным правом…». А Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 года, и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года, вообще отказались от нормы-дефиниции, определяющей коррупцию.
В отечественной правовой литературе этот вопрос также не получил однозначного ответа. Так, Ю.В. Голик и В.И. Карасев полагают, что «коррупция – это не только предмет уголовно-правового и криминологического анализа, а полномасштабный объект социальной феноменологии, значимое социальное явление».1 Отдельные авторы определяют двуединую социально-правовую сущность коррупции, включающей: а) использование лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ, продажность, б) предоставление этому лицу таких преимуществ заинтересованным субъектом.2
Несмотря на сказанное, в средствах массовой информации и общественном сознании коррупция отождествляется прежде всего со взяточничеством на различных уровнях государственной власти. Так, А.И. Долгова отмечает, что в международно-правовых документах литературе термин «коррупция» все более отчетливо понимается как подкуп-продажность государственных служащих.3
Изучение специальной юридической литературы также подтверждает мнение А.И, Долговой: несмотря на существующие текстовые различия формулировок, в обобщенном виде все специалисты рассматривают коррупцию как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и должностных лиц государственных органов власти.
Спор о понятии коррупции отчасти был урегулирован принятым в 2008 г. Федеральным законом «О противодействии коррупции», в котором в ст. 1 закреплено: коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Исходя из этого определения А.В. Наумов считает возможным выделить в УК РФ и именовать как коррупционные следующие нормы: ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 290 («Получение взятки»), ст. 291 («Дача взятки»), ст. 292 («Служебный подлог»), ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), ст. 202 («Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»), ст. 204 («Коммерческий подкуп»), ст. 170 («Регистрация незаконных сделок с землей»), ст. 184 («Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов») УК РФ.
Согласиться с этим мнением безоговорочно сложно, поскольку некоторые из называемых автором составов преступлений предусматривают ответственность субъектов, не являющихся должностными лицами.
Другие авторы считают, что коррупционными являются преступления, совершаемые именно должностными лицами. Так, Гаухман Л.Д., например, высказывает мнение, согласно которому в уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, которые совершаются должностным лицом, посредством использования своих должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения. Именно эти деяния, утверждает автор, следует именовать «коррупционными преступлениями».1
Таким образом, среди ученых, как впрочем, и среди практиков, нет единого мнения о том, какие конкретно уголовно-правовые деяния следует считать проявлением коррупции. Сложность ситуации обусловлена в числе прочего тем, что преступления, которые предлагается рассматривать в качестве коррупционных, охватываются составами статей, расположенных в различных главах УК РФ.
В то же время, большинство специалистов сходится в одном: уголовно-правовых норм, предусматривающих наказание за различные проявления коррупции, достаточно много и не обязательно все проявления коррупционного поведения квалифицировать только как должностные преступления. Как отмечает Кузнецова Н.Ф., «теперь можно наказать не только за получение взятки, но и за коррупционное покровительство, попустительство и давление».1
Для выявления определения понятия «коррупционные преступления» необходимо, в первую очередь исходить из сущности данного явления, которая, с одной стороны, обусловлена уголовно-правовым понятием «преступление», а с другой стороны – коррупционным содержанием данного уголовно-наказуемого деяния. Поэтому приходится согласиться мнением о том, что понятие преступлений коррупционной направленности не тождественно понятию коррупции и не сводится только к получению и даче взятки. Коррупция - это обобщающая категория, охватывающая довольно широкий круг коррупционных действий. В этой связи она должна рассматриваться не только и не столько как правовое явление, сколько как криминологическое и социальное явление.2
Под коррупционным преступлением предлагается понимать запрещенной уголовным законом под угрозой наказания умышленное общественно опасное деяние, состоящее в предоставлении и (или) получении денег, ценных бумаг, иного имущества или других выгод имущественного характера за действия (бездействие) в интересах корруптера или лица, представляемого им.3
Коррупционное преступление - это умышленное деяние государственного или муниципального служащего, состоящее в разрешении возникшего конфликта интересов на службе противоправным путем, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части УК РФ (наличие последствий, особого предмета преступления и т.д.)1.
Справедливо будет сказать, что коррупционные преступления — это закрепленное в УК РФ общественно опасные деяние, предметом посягательства которого является авторитет публичной службы, и выражающееся в незаконном получении государственными и муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ. Встречается мнение, что коррупционное преступление - понятие собирательное, поэтому отсутствует единый характеризующий признак для всех его составляющих (места, времени, способа, орудия и средств совершения). Поэтому можно говорить лишь о конкретном преступлении коррупционной направленности.2 При этом следует отметить, что законодательное определение понятия «коррупционное преступление» отсутствует. Часто в литературе встречается термин «преступления коррупционной направленности», который идентичен рассматриваемому нами понятию «коррупционное преступление».
Исследователи не оставляют попыток выявить признаки коррупционного преступления. Так, Д.В. Мирошниченко выделяет следующие признаки коррупционного преступления: 1) сделка, в которой участвуют, с одной стороны, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, с другой - любой другой субъект, заинтересованный в осуществлении действий (бездействия) первого, определяемых условиями данной сделки; 2) возмездный характер сделки, при котором обязательству должностного лица совершить (не совершить) какое-либо действие соответствует обязательство заинтересованного лица предоставить в добровольном порядке какое-либо материальное благо или оказать услуги имущественного характера; 3) заведомая незаконность сделки для обеих сторон.1
Также встречается точка зрения о том, что определяющим признаком при выделении группы коррупционных преступлений должен быть конфликт интересов на службе, который разрешается противоправным путем. Сторонники данной позиции исходят из следующего. С криминологической точки зрения, все единый механизм совершения коррупционных преступлений связан с конфликтом интересов на службе. Как следует из анализа составов преступлений, которые отнесены к коррупционным, во всех случаях они посягают на государственные, муниципальные интересы либо интересы конкретного юридического лица. Поэтому обоснованно предположить, что ситуация, которую называют «конфликтом интересов», предшествует любому коррупционному преступлению. Конфликт интересов на службе при этом может быть связан с конкретными жизненными обстоятельствами, когда лицо (служащий) поставлено перед выбором: нарушить или действовать в соответствии с законом. В зависимости от выбора решения можно говорить о степени правомерности (противоправности) поведения служащего (должностного лица). Например, служащий публичного органа, сталкиваясь с предложением взятки, может отказаться от нее и, выполнив требования закона, поставить в известность прокурора и работодателя о склонении к совершению коррупционного преступления либо принять взятку.2
Мотив - необходимый элемент любого коррупционного преступления. Под ним понимаются обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении. Почти все мотивы коррупционных преступлений основываются на конфликтах интересов на службе, трансформирующихся в повод совершения преступления и вытекающих из распущенности, агрессивности, озлобленности, жестокости. Общую мотивацию коррупционных преступлений формируют незаконное обогащение, зарабатывание денег неправомерным путем. 1 Мотивы совершения коррупционных преступлений указаны в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»2, в котором упоминаются корысть и иная личная заинтересованность. Под последней понимается семейственность, карьеризм, желание приукрасить действительное положение, заручиться поддержкой, получить взаимную услугу, скрыть свою некомпетентность
Несмотря на то, что коррупционные преступления неразрывно связаны с преступностью должностной, они гораздо опаснее, так как представляют собой сделку между публичным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении. Как отмечает Н.А. Кузьмин, коррупционное деяние всегда связано с торговлей властными полномочиями, причем их «стоимость» может выражаться не только в денежной форме. Продажность - умышленная противоправная деятельность публичного лица, заключающаяся в злоупотреблении или превышении власти, полномочий, служебного положения, имеющегося статуса и возможностей за незаконное вознаграждение в любой форме.3

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ДЕЙСТВУЮЩИМ УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РФ

2.1 Виды коррупционных преступлений, их классификация

Существенной проблемой уголовного права все еще остается вопрос видах коррупционных преступление и об их классификации. Классификация коррупционных преступлений криминологическая — группировка коррупционных преступлений по различным критериям. Классификация коррупционных преступлений может проводиться по различным, в первую очередь уголовно-правовым, основаниям. Перечень таких оснований не может быть исчерпывающим и постоянно изменяется. При этом, как и при любой иной классификации, общественных явлений, разновидностью которых является преступление, чтобы выявить те деяния, которые относятся к числу коррупционных преступлений, необходимо выявить их признаки.
Большое значение для решения данного вопроса имеет указание Генпрокуратуры России N 387-11, МВД России N 2 от 11.09.2013 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»1, где в п. 1 Перечня 23 определено, какие признаки должны иметь преступления коррупционной направленности. Согласно указанному нормативному акту таким признаками являются:
Особый субъект преступления – должностное лицо, определяемое в соответствии с примечаниями к ст. 285 УК РФ, а также лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
деяние должно быть связано со служебным положением лица – субъекта преступления, состоять в отступлении от его прямых прав и обязанностей;
корыстный мотив как обязательное условие, формирующее поведение субъекта (корыстный мотив выражается в том, что совершенное деяние направлено на получение имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
наличие прямого умысла как формы вины коррупционного преступления.
В качестве исключения могут выступать преступные деяния, формально не соответствующие указанным требованиям, но признанные коррупционными в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, и законодательством РФ, а также направленные на создание условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, имущественных прав, а также незаконного предоставления такой выгоды.
Указанным актом Генеральной прокуратуры к преступлениям коррупционной направленности отнесены преступления, предусмотренные следующими статьями УК РФ (при наличии определенных условий, которые как следует из анализируемого нормативного актами носят характер статистический, то есть значимы для правоохранительной отчетности): ст. 141.1, 184, 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ; п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ (дата 08.12.2011); при наличии отметки о коррупционной направленности - ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210, ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ; при наличии отметки о корыстном мотиве совершения преступления - пп. «а» и «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. 170, 201, 202, 285, 285.1, 285.2, 285.3, чч. 1, 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. 292, чч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК РФ; при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации - п. «в» ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. «в» ч. 2 ст. 229, чч. 3 и 4 ст. 229.1, ч. 4 ст. 188 УК РФ (дата 08.12.2011)УК РФ; если имеется отметка, что преступления совершенны указанными для предыдущей группы субъектами при одновременном наличии корыстного мотива - чч. 3 и 4 ст. 183, п. «б» ч. 4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, чч. 1 и 3 ст. 303, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (дата 01.01.2013)УК РФ; преступления совершенные указанными в предыдущих группах субъектами при одновременном наличии признака использования своего служебного положения - чч. 3 и 4 ст. 159, чч. 3 и 4 ст. 159.1, чч. 3 и 4 ст. 159.2, чч. 3 и 4 ст. 159.3, 159.4, чч. 3 и 4 ст. 159.5, чч. 3 и 4 ст. 159.6, чч. 3 и 4 ст. 160, чч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ; преступления, совершенные указанными субъектами при одновременном наличии признака использования своего служебного положения и корыстного мотива - ч. 5 ст. 228.1 УК РФ; преступления, способствующие совершению коррупционных деяний, а также совершенные лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации при наличии сведений о подготовке к получению тех или иных выгод ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6, ст. 169, 178, 179.УК РФ
В любом случае, исследователи все еще отмечают, что простого перечисления составов преступлений, субъектов их совершающих, как это делается в современном уголовном праве на наш взгляд, недостаточно, необходимо определить его существенные признаки.1
Наиболее часто встречается классификация коррупционных преступлений по объективной стороне преступления. Например, подкуп должностного лица, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, подкуп избирателей и т. п. Могут быть общие, специальные и альтернативные коррупционные преступления.
Попытка систематизировать составы коррупционных преступлений была предпринята законодателем в 2008 г. Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к коррупционным преступлениям относятся: 1) получение взятки; 2) дача взятки; 3) злоупотребление служебным положением; 4) злоупотребление полномочиями; 5) коммерческий подкуп; 6) иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, направленное на получение выгоды в различной имущественной форме для себя или для третьих лиц, а также незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Исследователи этот перечень определяют как «открытый перечень», предполагающий включение других составов, прямо не указанных в Законе.1
По мнению В.А. Григорьева, в отечественном уголовном законодательстве насчитывается 80 составов преступлений, которые при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений.2
В любом случае коррупционные преступления обязательно должны иметь коррупционную мотивацию, поэтому и отнесение тех или иных преступлений к числу коррупционных должно происходить с учетом данного признака. В связи с этим Е.Ю. Антонова предлагает включить в указанный перечень преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 205.1, п. «б» ч. 4 ст. 228.1, п. «б» ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 УК РФ.
Субъектом данных преступлений являются лица, использующие свое служебное положение, и, как правило, совершаются эти преступления именно из корыстных побуждений.1
В целом исследователи относят к числу коррупционных преступлений, предусмотренных УК РФ: служебный подлог (ст. 292); злоупотребление полномочиями (ст. 201); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторам (ст. 202); коммерческий подкуп (ст. 204); воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184); фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142); получение и дача взятки (ст. 290, ст. 291); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ).2
Объектом коррупционных преступлений следует признать и авторитет публичной службы (службы в государственных и муниципальных органах), который может выступать как основным, так и обязательным, дополнительным, непосредственным объектом преступления либо факультативным его объектом. По этому основанию коррупционные преступления можно разделить на три группы:
- собственно коррупционные преступления, которые посягают на авторитет службы в государственных и органах местного самоуправления, который является основным непосредственного объектом преступления (коррупционные преступления в узком значении понятия): злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УКРФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1); служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
- коррупционные преступления, посягающие на авторитет службы в государственных органах и органах местного самоуправления как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия): воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188); организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ); провокация взятки (ст. 304);
коррупционные преступления, посягающие на авторитет службы в государственных и муниципальных органах как на факультативный (необязательный) объект: п. «б» ч. 2 ст. 160, ст. 164, п. «в» ч.2 и ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; ст. 176,177,193,199, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221, п. «в» ч.3 или ч.4 ст. 226; п. «в» ч. 2 или ч.3 ст. 229; ч. 3 ст. 256; ч. 2 ст. 258 УК РФ.
И.Г. Корзун отмечает, что преступлениями коррупционного характера считаются составы, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: п. п. «а» и «б» ч. 2 ст. 141 - воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом, использованием своего служебного положения; ч. 2 ст. 142 - фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов, совершенные путем подкупа; ч. ч. 1 и 3 ст. 183 - незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну в случаях, совершенных путем подкупа или из корыстной заинтересованности; ст. 184 - подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; ст. 204 - коммерческий подкуп; ст. 290 - получение взятки; ст. 291 - дача взятки; ст. 304 - провокация взятки либо коммерческого подкупа; ч. 1 ст. 309 - подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.
Перечисленным составам преступлений, посягающих на различные группы общественных отношений, коррупционный характер придает метод совершения преступления - подкуп.
К иным коррупционным преступлениям действующее уголовное законодательство относит составы преступлений, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. ст. 141, 145; п. «в» ч. 2 ст. 159; п. «в» ч. 2 ст. 160; ст. 164 (в случаях совершения деяния путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); ст. 170; п. «б» ч. 3 ст. 174; ч. 3 ст. 175; п. «в» ч. 3 ст. 188; ст. ст. 201 и 202 (в случаях злоупотребления полномочиями в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); п. «в» ч. 2 ст. 221; п. «в» ч. 3 ст. 226; п. «в» ч. 2 ст. 229; ст. ст. 285, 286, 288 (в случаях совершения из корыстной или иной личной заинтересованности); ст. ст. 289, 292 УК РФ.1
В литературе отмечается, что группировка (классификация) коррупционных преступлений зависит от субъективного восприятия, основанного, в общем-то, на объективных критериях. Вместе с тем, в основу их формирования ложится, прежде всего, обязательный (квалифицирующий признак) – «использование служебного положения». Такое обстоятельство выступает основанием для включения отдельных преступлений данной категории в перечень коррупционных.2
По справедливому замечанию Н.А. Лопашенко, в Уголовном кодексе РФ законодатель формально разграничил публичные коррупционные преступления (преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – Глава 30) и непубличные коррупционные преступления (преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - Глава 23).1
Последние скорее относятся к преступлениям в сфере экономики и при этом менее опасны. Данный вывод находит дополнительное подтверждение, если сравнить санкции сопоставимых норм.
К публичным коррупционным преступлениям могут быт отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК); получение взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); посредничество во взяточничестве (ст.291.1); служебный подлог (ст. 292 УК); провокация взятки с целью шантажа (ст.304 УК); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч.1 ст.309 УК), а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединённое с подкупом (п. «а» ч.2 ст.141 УК). В некоторых случаях (когда это связано с присутствием корыстной или иной личной заинтересованности): нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285 УК); нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов (ст. 285 УК); превышение должностных полномочий (ст.286 УК); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счётной палате Российской Федерации (ст. 287 УК); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК).
К непубличным (также в широком – уголовно-правовом – значении данного понятия) во всех случаях могут быть отнесены: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК); коммерческий подкуп (ст. 204 УК); провокация коммерческого подкупа с целью шантажа (ст. 304 УК).
Конечно, предложенная классификация условна, но она, как представляется, позволяет очертить круг преступлений, связанных с коррупцией. Уголовно-правовые меры противодействия коррупции ориентированы в отношении именно этих преступных деяний.
Таким образом, коррупционная преступность прямо или косвенно включает в себя значительную часть деяний, предусмотренных главами 19, 21,23, 30 УК РФ:
- некоторые преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (например, воспрепятствование осуществлению избирательных прав, фальсификация избирательных документов и другие формы «покупки» власти – политическая коррупция);
- преступления против собственности (например, присвоение или растрата);
- преступления против службы в коммерческих и иных организациях (например, коммерческий подкуп);
- традиционные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (например, взяточничество).
Некоторые исследователи предлагают классификацию коррупционных преступлений в зависимости от сферы общественной и государственной жизни, в которой они совершаются. На основании данной классификации выделяют коррупционные преступления, совершаемые в сфере государственного управления в целом, на уровне местного самоуправления, в различных сферах хозяйствования и т.д.
Например, М. Г. Муссов выделяет «коррупционные преступления в сфере экономики», под которыми понимает уголовно наказуемые виновно совершенные общественно опасные деяния, непосредственно одновременно посягающие на производство, распределение, обмен и потребление материальных благ либо услуг, авторитет или охраняемые законом интересы государственной власти, местного самоуправления и иных видов предусмотренной законодательством службы, выражающиеся в незаконном получении должностным лицом или служащим в государственном (муниципальном) образовании либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, каких-либо благ либо преимуществ из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием криминальных методов и своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности вопреки интересам службы, права и морали.1
Таким образом, мы видим, что в связи с отсутствием в законодательстве четкого перечня преступных деяний, относящихся к коррупционным, проблема определения видов коррупционных преступлений и их классификации является доктринальной. При этом в основание классификация коррупционных преступлений осуществляется по различным основаниям, в частности, в зависимости о того, какой характеризующих признак тот или иной исследователь ставит в основу своей классификации, в связи с чем имеет значение то, какие признаки исследователи признают сущностными для отнесения преступления к числу коррупционных. Поэтому классификация коррупционных преступлений – продукт теории уголовного права, она весьма условна. Пока уголовное законодательство не закрепит четкий список преступлений, которые будут формировать группу преступлений коррупционной направленности, рассматриваемый в настоящем параграфе вопрос будет оставаться спорным, актуальным и требующим все новых и новых подходов к своему разрешению.

2.2. Должностная преступность коррупционной направленности

Вопрос о должностных преступлениях коррупционной направленности актуален тем, что, несмотря на неоднократные попытки формирования систематизированных правовых и организационных мер борьбы с совершением преступлений с использованием должностными лицами и иными лицами, выполняющими управленческие функции в органах власти, своего служебного положения, с целью получения незаконных имущественных выгод и против интересов службы, все еще отсутствует юридическая классификация коррупционных преступлений в зависимости от субъектного состава и сфер ее проявления. Нечетко определен объем возможных мер противодействия, контроля, необходимых и достаточных для эффективного пресечения и предупреждения коррупционных проявлений в органах государственной власти и местного самоуправления. 1
Понятие «должностная преступность коррупционной направленности» выделяется как отдельный вид коррупционной преступности в силу наличия особо субъекта преступления – должностного лица. Должностное лицо как субъект должностных преступлений отличается от частного лица тем, что оно наделено властными полномочиями. Вверение полномочий власти происходит на основании закона, регулирующего деятельность того или иного органа власти. Таким образом, признак «полномочие» – основной признак субъекта должностных преступлений. 2 Это связано также с тем, что рассматриваемый феномен представляет собой явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных целях. При этом отмечается, что справедлива точка зрения, согласно которой уголовно-правовые нормы о коррупционных преступлениях нормы играют двоякую роль: определяют общее понятие должностного преступления, и служат резервом в том случае, когда отсутствует специальная норма, предусматривающая ответственность за должностное преступление.1
Большое значение для определения признаков субъекта преступления должностного лица, вообще, в том числе и коррупционного, имеет примечание к ст. 285 УК РФ, а не реестры государственных должностей и иные нормативные правовые акты. Факт пребывания лица на какой-либо из должностей, включенных в такие нормативные правовые акты, не превращает это лицо в должностное в смысле примечания к ст. 285 УК РФ. В примечании 1 к ст. 285 УК РФ указывается: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
Как видим, в понятии должностного лица фигурируют два основных признака: осуществление функций и место работы. Однако, отмечается, что функции как признак субъекта должностных преступлений размывают границы применения уголовно-правовых норм об ответственности за должностные преступления, являются причиной путаницы, возникающей при отграничении должностных преступлений от имущественных преступлений. Место работы должностного лица (государственные органы, государственные и муниципальные учреждения и т.п.) - явно искусственный признак. Поэтому субъект должностных преступлений - это лицо, наделенное властью и уполномоченное в установленном законом порядке совершать действия и принимать решения в интересах российского общества.1
В то же время Верховный Суд РФ ориентирует на то, каковы функции лица, которое может быть признано субъектом коррупционных преступлений, указывая, на то кого следует относить к исполняющим функции представителя власти (лиц, которые наделены определенными правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, которые обладают в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо имеют право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности); что понимать под организационно-распорядительными полномочиями должного лица (полномочия, связанные с руководством коллективом, работниками, формированием кадрового состава и.т.п.), что понимать под административно-хозяйственными функциями должностных лиц (если кратко – это полномочия распоряжению и управлению материальными ресурсами). 2
В уголовном праве выделяются следующие категории должностных лиц:
- для преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ): 1) представители власти; 2) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
- для преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК): 1) лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа; 2) лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях; 3) лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по определенным составам (ст. 199.2 - сокрытие денежных средств или имущества организацией от уплаты налога и ст. 304 УК РФ - провокация взятки или коммерческого подкупа).
Понятие «должностные преступления коррупционной направленности» в уголовном законе не раскрывается. За основу объединения должностных преступлений коррупционной направленности мы возьмем следующие критерии:
наличие субъекта преступления - публичного должностного лица;
коррупционная направленность деятельности;
посягательство на права и законные интересы граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства;
корыстная мотивация, иная личная заинтересованность.
В связи с этим представляется, что к должностным преступлениям коррупционной направленности следует отнести: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ).
В основу объединения указанных должностных преступлений коррупционной направленности положены следующие признаки: связь деяния с использованием должностным лицом своих полномочий; извлечение для себя и третьих лиц выгоды имущественного и неимущественного характера.
Здесь важно отметить, что при совершении должностного коррупционного преступления субъект использует свои служебные полномочия, под которыми следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции. Однако, если исходить из приведенных в предыдущих параграфах признаках и видах коррупционных преступлений, то можно сделать вывод, что к должностным преступлениям коррупционной направленности можно отнести и иные коррупционные преступления, в которых на стороне выгодоприобретателя выступает властвующий субъект.
Тем не менее, исследователи все еще критикуют судебную и следственную практику с точки зрения отнесения к должностным преступлениям некоторых видов коррупционных преступлений. Так, например, В.И. Шульга, обосновывает позицию, согласно которой не верна существующая практика привлечения преподавателей за получение взятки как должностных лиц. Автор данной позиции указывает, что не верна позиция правоприменительной практики о том, что преподаватель, приминающий экзамен, якобы осуществляет организационно-распорядительные функции, поскольку вносит в зачетные книжки и зачетно-экзаменационную ведомость сведения об итогах проверки знаний студента по дисциплине, что является правовым основанием для перевода студента на следующий курс. При этом внесение заведомо ложных сведений о сдаче студентами зачета по дисциплине без фактической проверки качества знаний в зачетные книжки и зачетно-экзаменационную ведомость за денежное вознаграждение формирует объективную сторону состава получения взятки, так как он выполняет названные функции в силу служебных полномочий должностного лица. Вместе с тем, известно, что штатным расписанием в любой организации определен перечень руководящих и технических должностей от уборщицы до директора с определением их полномочий. В вузах организационно-распорядительные функции выполняют только директор института (декан факультета) и ректор (директор) вуза. Но суды квалифицируют указанные выше действия преподавателей по ст. 290 УК как должностному лицу государственного и муниципального образовательного учреждения, хотя в ней речь идет о служащих только государственных (муниципальных) органов, к категории которых образовательные учреждения не относились и не относятся сейчас. На преподавателей в вопросах выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме распространяется только трудовое законодательство и законодательство об образовании. 1 Указанная точка зрения весьма спорна.
Анализ научных исследовании и судебной практики по делам о коррупционных преступлениях показал, что общими для должностных лиц, совершающих преступления коррупционной направленности являются следующие качества: карьеризм; соблюдение в своей работе правовым актам; часто бездумное выполнение любых распоряжений руководства; чувство корпоративной защиты вместе с сотрудниками своего ведомства в случаях совершения преступлений, что особенно присуще должностным лицам правоохранительных органов; преимущество распоряжений руководства по сравнению с требованиями правовых актов; концентрация в одних руках всех направлений деятельности и функций подчиненного учреждения или ведомства, которые влекут получение денежных, материальных или иных выгод; связь с коммерческими структурами, включая и криминальные формирования; и т.п.
Следующее, что позволяет объединить злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки в одну группу общую противоправных деяний, относящихся к должностным преступлениям коррупционной направленности, является совершение виновными преступления путем нарушения нормативных правил, закрепляющих порядок и условия деятельности государственного аппарата и аппарата муниципальных органов, регламентирующих права и обязанности ее участников.
Для отграничения должностных коррупционных преступлений от иных преступлений коррупционной направленности следует учитывать, относятся ли субъекты преступления к категории должностных лиц или нет, являются ли они субъектами законной или незаконной деятельности, какие правила ими нарушены, факт и характер наступивших общественно опасных последствий содеянного и другие обстоятельства.1
Наиболее распространены следующие способы совершения должностного преступления коррупционной направленности: необоснованное списание материальных ценностей, занижение их стоимости при отчуждении; необоснованное использование преимуществ для себя и своих близких; временное заимствование или использование государственных или общественных средств для личных нужд; расходование вверенных муниципальных или государственных денежных средств не по назначению; предоставление законодательно не закрепленных либо не имеющих правовых и фактических оснований льгот и преимуществ материального характера для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; издание незаконных нормативных актов; принятие необоснованных решений и мер материального характера в отношении физических и юридических лиц, а также непринятие мер к нарушителям и др.
Как уже отмечалось выше, с точки зрения мотивации поведения должностных лиц, рассматриваемые преступления характеризуются корыстными побуждениями или иной личной заинтересованностью, которые прямо предусмотрены в нормах, определяющих уголовную ответственность.
Общим также является то, что коррупционные должностные преступления совершаются в процессе выполнения должностных обязанностей и вопреки интересам службы. Юридически значимым для квалификации деяния как коррупционного должного преступления является наличие общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства.2
Должностные преступления коррупционной направленности могут быть определены как уголовно наказуемые общественно-опасные противоправные деяния, совершаемые особым субъектом - должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, влекущие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.1
Изложенное дает основание для вывода о том, что при характеристике должностных преступлений коррупционной направленности целесообразно учитывать данные о личности должностного лица; каковы цели и мотивы совершения преступления; степень нарушения должностным лицом действующего законодательства, в том числе, определяющего его полномочия, характер причиненного вреда.
В целом достаточно сложно отделить коррупционную должностную преступность в группе коррупционных преступлений в целом (это проще делать, когда вопрос касается коммерческих организаций). Сложности в данном вопросе уходят корнями в само явление «коррупции», так как оно само по себе имеет властную сущность, это «болезнь» власти, которая действует через своих должностных лиц. Поэтому справедливым было бы утверждение, что коррупционная преступность и должностная коррупционная преступность – это одно и то же. Скорее можно было бы выделить в самостоятельную группу коррупционную должностную преступность в такой группе уголовно-наказуемых деяний, как должностная преступность в целом. Тогда ее отличительными признаками были бы наряду с особым субъектом преступления, те особенности, которые присущи коррупционной преступности.
2.3. Анализ судебной практики по делам о коррупционных преступлениях

Анализируя судебную практику по делам о коррупционных преступлениях, следует, прежде всего, сказать о правоприменительной практике Верховного Суда РФ, так как Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).
Правовые тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что высшие органы государственной власти заняли активную позицию по противодействию коррупционным явлениям в обществе. В этой связи Верховный Суд Российской Федерации принял Постановление Пленума № 24 от 09.07.2013 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»1 и дал обязательное к исполнению наставление о применении уголовного зак

Цена: 12 000 руб

Дипломная работа по предмету "уголовное право"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Уголовно-правовые меры противодействия коррупции". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Уголовно-правовые меры противодействия коррупции" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Уголовно-правовые меры противодействия коррупции", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Уголовно-правовые меры противодействия коррупции". Если Вы не имеете своего плана работы "Уголовно-правовые меры противодействия коррупции", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 2 535

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom