» » » Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии

Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии

Вид работы
Предмет
педагогика
Количество страниц
65
Год издания
2016
Индивидуальный номер
13318
Автор
Ольга Макарова

Курсовая работа
по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии»

Йошкар-Ола
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
1.1. Развитие творческих способностей старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………7
1.2. Формы и методы развития творческих способностей старших дошкольников в ДОУ…………………………………………………17
1.3. Специфика развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии……………………26
Выводы по первой главе………………………………………………34

2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
2.1. Диагностика и анализ уровня развития творческих способностей старших дошкольников……………………………………………….35
2.2. Организация работы педагога по развитию творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии…………………………………………………………………..44
Выводы по второй главе………………………………………………51
Заключение…………………………………………………………….53
Список использованных источников и литературы………………...56
Приложение……………………………………………………………61
Введение
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущими и обнаруживающими только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различать два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних переживаний. Также легко в поведении человека можно заметить и другой род деятельности, именно деятельности комбинирующую или творческую; свой образ, своя картина.[4]
Задача творческих способностей, по ФГОС, состоит в блоке художественно-эстетического воспитания старших дошкольников. ФГОС указывает, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; составление эстетических отношений к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование переживание художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)[33].
Статистика показывает, что большое влияние на творческое развитие влияют взрослые, то есть родители, которые выбирают детскую творческую деятельность. Большинство родителей выбирают менее затратные и нужные для ребенка кружки, например танцевальные студии, которые занимают, в статистике, 73%, затем спортивные кружки 61%, музыкальные и художественные школы 38% и т.д.
Цель данного исследования - выявить эффективность развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии.
Объектом исследования является развитие творческих способностей старших дошкольников.
Предмет – специфика развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников.
2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития творческих способностей старших дошкольников.
3. Составить и внедрить план работы педагога по повышению уровня развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей старших дошкольников.
Гипотеза – процесс развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии будет эффективным, если:-
-учитывать психолого-педагогические особенности старших дошкольников
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение научной литературы,
Эмпирические методы: педагогические наблюдения, опрос (интервью), педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта, эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение.
Экспериментальная база эксперимента – МБДОУ детский сад №22 «Аленьки цветочек», комбинированного вида, находящийся по адресу: г. Волжск ул. Щербакова, д. 96, А., студия танца Алабина, находящаяся по адресу: г.Йошкар-ола, ул.Красноармейская д.64.
Теоретическая значимость: уточнена значимости творческих способностей в танцевальной студии.
Практическая значимость: результаты диагностики могут быть использованы педагогом и родителями с целью развития творческих способностей.
Работа состоит из Теоретических аспектов развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии и Экспериментального исследования развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии.
Структура работы состоит из двух глав, списка используемых источников и литературы.


1. Теоретические аспекты развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
1.1. Развитие творческих способностей старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Философы определяют творчество, как не обходимое условие развитие материи, образование её новых форм вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества [38, 52с.].
Можно определить значение этого слова и по-другому, что творчество является человеческой деятельностью.
Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.
Значит можно считать конструктивную и художественную деятельность дошкольников творческой. От того будет зависеть, признаем ли мы домик из кубиков или стихи ребенка продуктом новым и ценным.
«Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, – писал замечательный советский психолог Л.С. Выготский, – но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребенок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс[8, 111с.].
В отечественной психологии авторы давали развернутые понятия способности.
Определение способности и выделение их составляющих имеются в трудах Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.
А. Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня[18, 32с.].
В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способности - это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития[34].
Б.М. Теплов в свою очередь дал такое определение способностям - индивидуально-психические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.
Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого: 1) способности - это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) способности - только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения[37].
Общие способности составляют две группы - практические и познавательные. К практическим способностям дошкольников относятся организаторские и конструктивно - технические. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период формирования всех познавательных процессов и, соответственно, мышления и творческого воображения.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравиться не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться дошкольном возрасте, формируется познания действительности - наглядно-образное мышление, восприятие, образную память, воображение, т. е в создание образного фундамента интеллекта. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно и независимо, чем у взрослого, и его нужно развивать от этого будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Воспитание творческих способностей у детей связано с развитием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях.
Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным[9, 71с.].
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в момент созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Б. П. Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).
Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей[9].
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельность, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.
Основными условиями развития творческих способностей старшего дошкольного возраста выступают:
1. Организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества.
2. Учет индивидуальных особенностей ребенка: важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, легко и комфортно.
3. Обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел: для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными; навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.
4. Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л. С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».
В исследовании В. И. Тютюнника показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми.
Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.
Первая ситуация на пути создания такой атмосферы - развитие чувств психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относиться с уважением. Более того, он должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость .
При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных трех этапах, последовательно взаимосвязанных между собою:
1 этап - возникновение замысла;
2 этап - процесс создания продукта творческой деятельности;
3 этап - анализ результатов.
Первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап - процесс создания продукта деятельности детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы и содержания. К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукта творческой деятельности. Второй этап может быть различным по времени и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.
Третий этап - анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением. Во время данного этапа проводится окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии[18, 31с.].
Рассматривая соотношение способностей и деятельности следует, отметить, что если ребенок не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.
Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности.
Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, науки и искусства. Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить «потолок», предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут заменять друг друга.
В частности, Я. А. Пономарев считает, что для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть «творческости» как психологического свойства сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна[26, 13с.].
Таким образом, творческие способности необходимым для развития полного развития личности ребенка. Развитие творческих способностей помогает не только раскрыться ребенку в талантах, но и познать мир, познать себя и своё окружение. Ведь с помощью творчества можно познать другие миры науки жизни.
1.2 Формы и методы развития творческих способностей старших дошкольников в ДОУ
На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные формы детской деятельности, которым достаточное внимание уделяется в детском саду. Средствами развития творческих способностей детей, по мнению Ульяновой Н.В., являются:
1. Окружающий мир
Во время прогулок на площадке, вокруг детского сада, воспитатель вместе с детьми обсуждает что именно их окружает и что именно происходит вокруг детей. Такое общение очень важно, не только для развития воображения, но для всего развития в целом. Рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира,– это самый интересный и очень важный урок для ребят. Таким образом, переданные знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения, развитие способностей, и в том числе и творческих.
2. Развивающие игрушки и игры
Необходимо чтобы в каждой группе было больше полезных игрушек (или все). В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка.
Так же в арсенале воспитателя должны присутствовать различные игры, влияющие на развитие творческих способностей детей:
Например:
-«Превращение»
Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами;
- «Что там такое?»
Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ребята угадывают, что же там находится, но при этом дети могут задавать сопутствующие вопросы и строить свои догадки;
-«Хорошо-плохо»
Воспитатель называет предметы, а дети должны сказать, как они считают, что в нем плохо и что - хорошо. Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо - не жарко в солнечных день, плохо- можно простудиться и заболеть и так далее.;
- «Что будет, если…»
Предоставить возможность ребятам пофантазировать: что будет если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком так далее.
3. Рисование
Ребятам, порой, очень хочется чего нового, как то проявить свою фантазию, и в этом может помочь рисование. С помощью рисунка, ребенок не только развивает воображение, также творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и т.д.
4. Лепка
Мастерство рук – материальное воплощение любопытного ума, сообразительности творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел.
5. Чтение
Читать детям требуется в любое время. Книги должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу детей сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала.
6. Музыка
Ребята всегда очень рады музыкальным занятиям. В группе бывает негде показать своего потенциала, приходя, в музыкальный зал у них появляется, больше возможности раскрыть себя. И при всём этом музыка положительно влияет на развитие памяти и образного мышления.
7. Аппликация
С помощью аппликаций происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие становиться целенаправленно. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций и др [34].
Помимо форм развития творческих способностей в ДОУ, используются методы, которые помогают реализовать ребенку свои творческие способности. Это такие методы как:
- Проектный метод;
- Игровой метод;
-Личностно-ориентированный.
Проектный метод, по мнению Романовской И.С., метод который помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процесса. Также, метод проектной деятельности это комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и что самое важное, это надёжный инструмент для саморазвития ребёнка. В проектной деятельности ребенок, сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка. Метод проектов – можно представить, как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») [23].
Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Игровой метод - это метод, который отличается от повседневных будничных действий. Ребенок создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.
Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия.
Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.
Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.[23]
Таким образом, в игре ребенок раскрывает свой потенциал, свои возможно творить свой мир, раскрывая его своим видением сегодняшнего дня.
Очень известен, в формировании творческих способностей, личностно ориентированный метод, который помогает педагогу раскрыть способности каждого ребенка, подбирая к каждому индивидуальный подход.
Личностно-ориентированный подход, по мнению Антонина Кобзист, – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.
Любой воспитательный метод должен иметь положительный результат в виде полноценной и высокоорганизованной личности. Если форма воспитания этого не добивается, грош ей цена.
Особенностью личностно-ориентированного подхода, являются:
Воспитатель и педагог всегда искренни со своими воспитанниками, потому их ученики не боятся откровений.
Дети рождаются разными и личностный подход необходим, чтобы выровнять их развитие. Ребенок в будущем достигнет желаемого уровня и в работе, и в жизни;
Отношения между детьми и взрослыми основаны на любви и уважении друг к другу в отличие, например, от природосообразной педагогики, которая не считала нужным подстраиваться под ученика или быть с ним на равных.
Учитель и воспитатель постоянно изучают вкусы и взгляды, темперамент и черты характера каждого воспитанника;
Педагог следит за развитием ребенка и по мере его возможностей усложняет трудности, которые обеспечивают прогрессивное развитие маленькой личности;
При личностном подходе воспитатель вовремя выявляет причины, мешающие достижению цели, и сразу их устраняет, не давая усложниться ситуации;
Нет одинаковых детей, как и нет одинаковых подходов. Есть опыт и профессионализм в личностном подходе к каждому ребенку;
Обязательно сочетание воспитания и самовоспитании;.
В практике развитие самостоятельности у детей посредством организации, которая ведет к успешной деятельности;
Ребенок имеет право находить себя в любой сфере творчества, только так он достигает успехов.
1.3 Специфика развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
Для всестороннего гармонического развития ребенка требуются не только умственные, но и физические нагрузки. Важно стараться с самых ранних лет помочь маленькому человечку обрести чувство прекрасного, научить его разбираться в хорошей музыке, привить чувство ритма и гармонии. Помочь в этом смогут танцы.
По мнению Никитиной М.М. , основными целями работы танцевальной студии являются:
- формирование нравственно – эстетических норм поведения;
- воспитание умений работать в коллективе;
- приобретение нравственного опыта эмоциональной отзывчивости;
- развитие чувства ритма;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие умения слышать, слушать и сосредотачиваться;
- развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Для успешного достижения этих целей необходимо решить ряд поставленных задач: побуждение интереса к танцевальной деятельности, создание необходимых условий для ее проведения, развитие координации, учить коллективному творчеству, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, снимать зажатость и скованность, развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться, развивать эстетические способности детей, развивать зрительное внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции, поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях, развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками студии.
Результаты такой деятельности подразумевают - раскрытие творческих способностей детей (эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации), развитие психологических процессов (память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии). личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения)[26].
У детей, которые занимаются в коллективе, не обязательно даже хореографией, воспитывается другой характер. Они легкие на подъем, идут на контакт, отзывчивы, делают то, что нужно, трудоспособны, организованы. А когда становятся взрослыми, то очень отличаются от тех, которые ничем не занимались, а проводили время на диване или во дворе на бордюре.
Обучение – целостный воспитательно-образовательный процесс, направленный на всестороннее развитие и формирование личности ребенка – его чувств, мыслей, сознания, складывающихся взглядов и отношений к окружающему. В процессе обучения музыке – в том числе и в детском саду, дети усваивают простейшие знания, связанных с восприятием музыкальных произведений, приобретают художественные практические музыкальные навыки и умения по пению, музыкально-ритмическому движению, в игре на детских музыкальных инструментах.
По мнению Ветлугиной этот процесс происходит в условиях непосредственных занятий с детьми педагога-музыканта, хореографа и самостоятельной музыкальной деятельности детей под его руководством. Педагог, находясь в непосредственном контакте с детьми, демонстрируя свое исполнительское мастерство и проводя содержательные эмоциональные беседы, направляет всю их деятельность, раскрывает перед ними красоту и смысл музыкального произведения. Он сообщает детям в достойной форме первоначальные сведения о музыке, ее создателях – народе и композиторах, связывая это со слушанием музыкальных произведений. В процессе разучивая репертуар, он знакомит детей с необходимой музыкальной терминологией, вводит их в мир музыкального искусства.
Формирование музыкально ритмических навыков проходит поэтапно. На каждом этапе ставятся свои практические задачи обучения и отбираются целесообразные приемы, с помощью которых эти задачи решаются.
На первом этапе начального разучивания танца ставятся задачи ознакомить и заинтересовать детей новым для них музыкальным произведением. Для решения этих задач необходимо создать условия для целостного восприятия произведения, вызвать эмоциональный отклик, активизировать мысль для осознания его идеи и содержания, в зависимости от сложности начать его разучивать в общих чертах или ограничиться только повтором движения. Иначе говоря, нужно обеспечить ребенку всестороннюю активизацию сознание, работу мыслей, затронуть воображение, создать представление об исполнении музыкально-ритмического движения в целом. Здесь включают в работу методику начального разучивания движений.
На втором этапе – углубленного разучивания танца задача заключается в том, чтобы уточнить правильность деталей музыкально-ритмических движений и согласованность их с музыкой. Эта задача решается путем постепенных исправлений имеющих неточностей и ошибок. На данном этапе в течении нескольких занятий идет сознательное разучивание и повторение движения, которые постепенно уточняются, упорядочиваются, становятся всё более правильными. На занятиях закрепляется только то в движениях, что соответствует требованиям педагога и подкрепляется его словом, с помощью методики углубленного разучивания.
На третьем этапе, пользуясь методикой закрепления и совершенствование навыка, ставится задача довести приобретенные детьми умения и навыки в музыкально ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев в повседневной жизни [9].
Программа «В мире танца» (Шапаева Л.К.) реализует цель — приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников, прививать детям основные знания, умения и навыки слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту, выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
1. Обучающая — научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающая — развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитывающая — воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
Чтобы показать всю специфику творческого развития ребенка, в условиях танцевальной студии, необходимо рассмотреть структуру занятия, которая включает в себя:
- Разминку, которая способствует развитию коммуникативного навыка, формирование представлений о танце и о мире танца;
- Основная часть, включает развитие памяти, техники танца, чистоты движения, экспрессию;
- Заключительная часть, упражнения на расслабление, анализ занятия.
Условия для успешного развития творческих способностей, такие как: раннее начало творческого воспитания, свободный выбор деятельности, разнообразие видов деятельности, благоприятная развивающая среда ,поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности [30].
По мнению Ерохиной О.Е. существуют такие способы развития творческих способностей, как:
Игра;
Чтение;
Музыкальные занятия;
Уголки детского творчества;
Интегрированные занятия и другие.
Музыкальное занятие
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.
Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму "рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.
Игра
Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов от самых элементарных, до самых сложных. Игровые приемы применяются для того, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения, его художественные особенности, а также для того чтобы трудоемкие процессы, слушания музыки или ее разучивания, не оказались слишком утомительными.
Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленные на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра на уроке музыки носит развивающий характер, и ориентирована на владение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Музыкальные игры направленные на выражение эмоционального состояния музыки. Различают: сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и не сюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Начальной формой музыкальной игры, принято считать игру с пением, где во многом текст определяет характер образа движения. Более сложным видом является игра под инструментальную музыку. Перед играми, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, целесообразно направить воображение детей, но не следует подсказывать конкретные движения. Например, перед проведением музыкальной игры «В лесу», используя в качестве приема эмоциональный рассказ.
Анализируя исполнения игры, важно отмечать каждую находку детей в воплощении образа и тем самым поддерживать в них творческое начало. В случае неудачи, осторожно подсказать ту или иную деталь, используя объяснения, либо показ. В работе над игрой, неоднократно исполняю музыку, останавливаю внимание детей на моментах недостаточно ярко переданных ими в движениях. При необходимости использую показ удачных движений, одним или двумя преуспевающими учениками. Кроме традиционного понимая игры, как заранее спланированного и распределенного по ролям действия, наполняю игру новым смыслом. Например: детям предлагается не просто исполнить песню, а сыграть её. В отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям, им предлагается самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни в движении. Обязательное условие – активное исполнительское участие учителя на ровне с детьми. Творческое появление реализовывается в играх, при освоении музыкальных инструментов. Предлагаю детям изобразить: раскаты грома(знакомясь с духовыми инструментами), пение кукушки, шум дождя(в игре на металлофонах)[26].
Вывод по первой главе
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели, как развиваются музыкальные способности в результате обучения. Музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную, долговременную), чувство ритма. Используя различные методы и формы, такие как: Проектный метод, игровой метод, личностно-ориентированный, которые помогают ребенку правильно распределить свои способности, показывая себя в той или оной сфере творчества.
В связи с тем, что сейчас разработано большое количество музыкальных занятий. Их авторами являются Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина, Л.Н. Комиссарова, А.Н. Зимина и др. Всё выше перечисленное доказывает необходимость развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее благоприятным.







2.Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
2.1 Диагностика и анализ уровня развития творческих способностей старших дошкольников
В первой главе работы рассматривались теоретические особенности предмета исследования, были постановлены цели и задач, собирались предварительные сведения об объекте изучения, формировалась гипотеза, и подбирался методический материал.
В данном разделе исследовательской работы мы описываем экспериментальную работу, проведенную в ДОУ по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: диагностическая методика «Ладошки», педагогический эксперимент и математико-статистические методы, мы анализируем и обрабатываем полученные данные, что полностью соответствует логике исследования.
Общая цель эксперимента выявить творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Тип эксперимента –констатирующий, который включает в себя диагностику и разработку рекомендация для педагога, в развитии творческих способностей. Сроки эксперимента – 10.12.15 – 10.01.16 гг. Эксперимент был организован на базе МБДОУ детского сада №22 «Аленький цветочек» г. Волжск, студии танца Алабина г. Йошкар-ола.
Экспериментальная база эксперимента – МБДОУ детский сад №22 «Аленьки цветочек», комбинированного вида, находящийся по адресу: г. Волжск ул. Щербакова, д. 96, А., студия танца Алабина, находящаяся по адресу: г.Йошкар-ола, ул.Красноармейская д.64.
Выборка эксперимента состояла из двух групп: Экспериментальная группа: составила 21 человека, из них 10 девочек и 11 мальчиков. Эксперимент осуществлялся в подготовительной группе «Подсолнушки» возраст детей 6-8 лет. Дети очень активные, любознательные. Часто участвую в мероприятиях проходящие в детском саду. Контрольная группа: составила 12 девочек, из группы «Старшие 1».
Описание этапов исследования:
Констатирующий этап проводился в декабре 2015 года. Целью его явилось изучение особенностей развития творческих способностей дошкольного возраста. Задачи: изучение и анализ литературы, подбор методик по развитию творческих способностей у дошкольников, проведение диагностики творческих способностей. Мы провели методику «Ладошки». В ходе исследования, также, было проведен опрос (интервью) творческих способностей, в ходе которого мы получили данные об уровне творческих способностей детей. Данный метод исследования показал на сколько дети разбираются в музыке, занимаются ли какой либо музыкальной сфере и какая им музыка нравится.
Диагностическая методика «Ладошки».
Цель: выявление уровня сформированности чувства ритма.
Стимулирующий материал:
Русская народная песня "Во поле берёза стояла";
М. Красёв "Елочка";
Детская песня "Петушок".
Методика. - Сейчас мы споём песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и "споём" одними ладошками.
Интерпретация данных:
точное воспроизведение метрического рисунка на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (3 балла);воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса – средний уровень (2 балла); адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень (1 балл);неверное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень (0 баллов) [25].
Вопросы опроса детей
-Любишь ли ты играть?
-Какие музыкальные игры ты знаешь?
-В какие музыкальные игры, ты любишь играть? Почему?
-Какие музыкальные игры ты не любишь? Почему?
-С кем ты предпочитаешь играть?











Таблица 1 - Диагностика творческих способностей старших дошкольников группы «Подсолнушек» по методике «Ладошки» на констатирующем этапе, экспериментальная группа
Имя ребенка Результат
Мария А. 2
Александра А. 2
Никита Б. 1
Павел Е. 1
Тимур И. 1
Денис К. 0
Полина К. 3
София Л. 3
Даниил М. 2
Юлиана М. 3
Амир М. 2
Дамир М. 1
Татьяна П. 3
Кирилл П. 2
Венера П. 2
Артем Р. 1
Владимир С. 2
Никита Т. 2
Валерия Ч. 3
Карина Ш. 3
Юлия Э. 3



Рисунок 1
По результатам этой диагностики «Ладушки» мы видим, что у большой половины группы «Подсолнушек» чувство ритма развито на 70%.
Таблица 2 - Диагностика творческих способностей старших дошкольников в студии танца «Алабина» по методике «Ладошки» на констатирующем этапе, контрольная группа
Имя ребенка Результат
Алина Б. 3
Софья Д. 2
Диана З. 2
Рада И. 3
Ксения К. 3
Анна П. 3
Настя П. 2
Полина С. 2
Виктория Ф. 3
Ксения Ч. 2
Анна Ш. 2
Полина Ч. 2




Рисунок 2
По данным диагностики «Ладушки» можно говорить о том, что у контрольной группы результаты схожи с экспериментальной.




Таблица 3 – Диагностика творческих способностей старших дошкольников группы «Подсолнушек» по методике опроса на констатирующем этапе в экспериментальной группе.
Имя ребенка 1 2 3 4 5
Мария А. + - + + +
Александра А. + + + - +
Никита Б. + + - + +
Павел Е. + - - - +
Тимур И. + - + - +
Денис К. + + + + +
Полина К. + + + + +
София Л. + - - - +
Даниил М. + + + + +
Юлиана М. + - + + +
Амир М. + - + + +
Дамир М. + - + + +
Татьяна П. + + + + +
Кирилл П. + + + + +
Венера П. + - + + +
Артем Р. + + + + +
Владимир С. - - - - +
Никита Т. + + + - +
Валерия Ч. + + + + +
Карина Ш. + + + + +
Юлия Э. + + + - +



По результатам опроса мы видим, что почти все дети любят играть, но не все знают какие либо музыкальные игры. Но и присутствуют отрицательные ответы, из-за того что у некоторых ребят небыло настроения.

Таблица 4 - Диагностика творческих способностей старших дошкольников в студии танца «Алабина» по методике опроса на констатирующем этапе, контрольная группа
Имя ребенка 1 2 3 4 5
Алина Б. + + + + +
Софья Д. + + + + +
Диана З. + - - + +
Рада И. + + + - +
Ксения К. + + - + +
Анна П. + - + + +
Настя П. + - + + +
Полина С. + + + + +
Виктория Ф. + + + - +
Ксения Ч. + - + - +
Анна Ш. + - + + +
Полина Ч. + + + + +



По результатам опроса мы видим, что все девочки любят играть, но не все знают какие либо музыкальные игры.
В результате проведённых диагностик мы получили результаты, которые говорят о том, что все дети и их возможности индивидуальны, поэтому они показали разные результаты. Анализируя таблицы, можно утверждать, что дети проявляют себя не совсем полностью, из-за стеснения и настроения. В целом, дети показывают высокие результаты по всем показателям.
2.2 Организация работы педагога по развитию творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии
Целью этого этапа стало разработка рекомендаций для работы в условиях танцевальной студии.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей дошкольников может оказать: ежедневное включение в воспитательный процесс творческих заданий и упражнений, реализация кружковых занятий по специально разработанной программе, вовлечение детей в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи воспитуемых, дидактические и сюжетно – ролевые игры, экскурсии, наблюдения, творческие мастерские.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
Беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Помимо форм развития творческих способностей в ДОУ, используются методы, которые помогают реализовать ребенку свои творческие способности. Это такие методы как:
- Проектный метод;
- Игровой метод;
-Личностно-ориентированный.
Например, в танцевальной студии используются такие основные формы работы, как: творческая импровизация. Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа каждого ребенка, самобытна, индивидуальна. Для каждого них необходим индивидуальный подход, творческие импровизация на занятиях.
Занятия по данному разделу направлены на:
развитие изобретательности;
формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности;
развитие логического мышления;
творческой индивидуальности;
коммуникативного воображения.
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как детей, так и педагога.
Итоговые мероприятия.
В роли итоговых занятий выступают конкурсно - игровые программы, концерт, танцевальные фестивали, новогодние праздники «Путешествие в мир танца». Программы итоговых и досуговых мероприятий придумываются самим педагогом или заместителем директора курирующую воспитательную работу учреждения.
На основании проведенной диагностики, мы увидели, что у детей в среднем развито чувство ритма и не все дети знают музыкальные игры.
Такие результаты нам говорят о том, что необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей. При построении занятия учитывая дидактические принципы:
-Принцип наглядности, который предполагает создание четкого образца движения – личный показ, опосредованная наглядность;
-Принцип доступности, который предполагает требования количественных и качественных показателей;
-Принцип последовательности, который предполагает обучение от простого к сложному, увеличение нагрузки, длительности занятия, темпа, скорости;
-Принцип систематичности, который предполагает взаимосвязь разных форм организации по творческим способностям – сетку занятий;
-Принцип сознательности, активности, предполагает использование понятных задач, методов обучения, создание условий;
-Принцип прогрессивности, предполагает количественные и качественные овладения движениями под воздействием обучения, а не только в силу возрастных особенностей.
Кроме выше перечисленных принципов, необходимо учитывать ряд важных условий, таких как:
-Наличие дидактического материала;
-Средства обучения;
-Методы обучения;
-Формы обучения;
-Приемы обучения;
-Окружающее пространство.
Цель занятия: Развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.
3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.
Возраст детей:
Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз.
Продолжительность - 30 минут.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Оборудование:
- доска, карандаши и фломастеры для детей
- музыкальный центр, запись «шум леса»
Ход занятия:
I.Вводная часть
I.1. Приветствие. «Привет, всем, у кого косички».
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
I.2. Упражнение «Календарь настроения».
Цель: Создание мотивации на работу, выявление настроения воспитанников.
Проведение: Создаётся календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельных лоточках лежат картинки (солнышко – отличное настроение, тучка с солнышком – настроение не очень хорошее, тучка – плохое настроение). Дети выбирают картинку, наиболее подходящую под его настроение. Ведущий прикрепляет из напротив имён.
II. Основная часть
Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите от кого оно? Правильно, от Буратино. Оно адресовано вам. Послушайте, что тут написано. «Дорогие ребята. Я знаю, что скоро вы пойдёте в школу. Вы очень умные и сообразительные и я приготовил для вас задания. Выполните их, пожалуйста, и пришлите мне. Письмо с вашими ответами, я буду ждать с нетерпением. Буратино».
(С помощью игрового момента с письмом устанавливается мотивация детей, увеличивается их активность (то есть ответы ждёт Буратино, и надо выполнить задание)).
II.1. Упражнение «Волшебный лес».
Цель: Развитие творческих способностей.
Проведение: Ведущий: «Хотите побыть волшебниками. Перед вами рисунок с линиями и фигурами, постарайся нарисовать так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями» (можно поставить музыку с шумом леса).
II.2. Физкультминутка.
II.2.1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: Отдых рук. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти. Оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Можно дать детям возможность проявить себя - самим провести пальчиковую гимнастику.
II.2.2. Упражнение «Пальчики здороваются».
Проведение: Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. «Повстречал ежонка ёж! Здравствуй, братец! Как живёшь?».
II.2.3. Игра «Раздувайся пузырь».
Цель: Развитие чувства сплочённости, развитие внимания. Эмоциональная разгрузка.
Проведение: Дети стоят в кругу очень тесно, это «сдутый пузырь». Потом дети пузырь «надувают» и отступают назад (пузырь «увеличивается»), все берутся за руки, идут по кругу и приговаривают: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»
Когда ведущий хлопнет один раз - все сбегаются к центру (пузырь «сдулся»). Хлопает два раза – разбегаются («пузырьки» разлетелись»).

Цена: 1567руб

Курсовая работа по предмету "педагогика"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии". Если Вы не имеете своего плана работы "Развитие творческих способностей старших дошкольников в условиях танцевальной студии", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 131

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom