» » » Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина

Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина

Вид работы
Предмет
русская литература
Количество страниц
62
Год издания
2015
Индивидуальный номер
10719
Автор
dimonsochi

Сопоставительный анализ творчества и даже некоторых вех жизни двух великих русских поэтов - Пушкина и Есенина, века золотого и века серебряного


СОДЕРЖАНИЕ
Введение… .3
Глава 1. Всесторонний анализ есенинской связи с Пушкиным 9
1.1. С. А. Есенин о А. С. Пушкине. Слова самого поэта и воспоминания современников
1.2. Сближающие темы и мотивы творчества двух поэтов. 16
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Преемственность в больших формах. От романа в стихах и маленькой трагедии к поэмам
2.1. Традиция пушкинского «Евгения Онегина» в «Анне Снегиной» С. А. Есенина
2.2. Традиция пушкинского «Моцарта и Сальери» в «Чёрном человеке» С. А. Есенина
Выводы по второй главе.. .55
Заключение 57
Библиография 60

Преемственность в искусстве играет большую, едва ли не главную роль. Большой мастер виден в совокупности своих связей с предшественниками, когда мы понимаем, что он использовал лучшие их черты и что именно это принесло ему плоды славы.
Поэт Георгий Иванов утверждал, что «пушкински-незаменимо, пушкински-просветлённо начинает сиять для России наших дней имя С. А. Есенина». Его значение невозможно переоценить. Он – синоним падения и возрождения России, всех чаяний русского народа, как никто другой понимавший этот самый народ. Именно это – «пушкинская» слава Есенина. Без преувеличения мы можем утверждать, что он – преемник Пушкина наших дней. Эти слова – самая яркая и запоминающаяся «формула» пушкинского феномена литературной судьбы Есенина. Мысли о Есенине как о наследнике Пушкина сложились ещё при жизни поэта. А во время похорон гроб с телом Есенина пронесли вокруг памятника Пушкину в Москве как достойного преемника пушкинской славы.
В данной работе был произведён комплексный анализ влияния творчества А. С. Пушкина на творчество С. А. Есенина и выполнены поставленные задачи:
1) сделан анализ связи Есенина и Пушкина через ментальность русской духовности, показавший их общность на основе русского духовного мира, православия, каким бы антирелигиозным поэтом не делали Есенина в Советское время;
2) ознакомившись с литературоведческим материалом по теме исследования, мы пришли к выводу, что связь Есенина и Пушкина воспринимали и трактовали по-разному, но никто этой связи не отрицал. Огромное количество исследований по Есенину создано знаменитым российским и советским есениноведом Н. И. Шубниковой-Гусевой, рассматривающей различные аспекты творчества Сергея Есенина, в том числе его поэтическое осмысление своего великого предшественника, Александра Сергеевича;
3) проанализировав творческий путь развития С. А. Есенина, связанный с восприятием А. С. Пушкина, мы пришли к выводу, что с самых ранних лет, со школьной скамьи, со Спас-Клепиковского училища, с бедной деревенской библиотеки поселился в сознании Есенина образ великого русского поэта. Он рос вместе с ним, преображался и трансформировался и отразился во многих его произведениях, ни в коем разе не умаляя его собственный и неповторимый стиль, а лишь подчёркивая важность связи двух поколений. Мотивы русской природы, где она как бы одухотворена и очеловечена, мотивы детства, тема судьбы перекликаются у Пушкина и Есенина, органично гармонируя друг с другом. Во второй главе мы проанализировали общность пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» и есенинской поэмы в стихах «Анна Снегина», а также общность пушкинской маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» и есенинской поэмы «Чёрной человек» - загадочной, противоречивой и таинственной;
4) раскрыв художественные приёмы С. А. Есенина, мы определили их взаимосвязь с А. С. Пушкиным на базе общностей в формах стиха, фразеологии, элегических интонациях, даже сходством рифм, например: у Пушкина в "Бесах” омонимия: "видно” — "видно”, у Есенина: "обидно” — "видно”. Рифменную пару "видно” — "обидно” дважды находим в пушкинской "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”: "Знать, не будет ей обидно. / Никого меж
тем не видно” и ""Без меня царевна видно / Пробежала”. — "Как обидно!” — / Королевич отвечал”;
5) обобщив результаты исследования, следует ещё раз подчеркнуть:
- сопоставляя поэтические миры А.С. Пушкина, с одной стороны, и С.А. Есенина – с другой, мы обнаруживаем их несомненное генетическое родство и типологическую общность. Это глубинное родство в осмыслении коренных литературных принципов (народность, демократизм, гуманизм, гражданский пафос) определяет содержательную перекличку идей, тем, образов;
- С.А. Есенин наследовал пафос национальной пушкинской лирики, который В.Г. Белинский определил как «лелеющую душу гуманность», и связал его с новым гуманизмом, выступающим в его поэзии как очеловеченная красота вечно обновляющегося бытия. Влияние «солнца русской поэзии» не подавляло самобытности Сергея Есенина, не заслоняло от него действительности как главного источника, питавшего его лирику, а, напротив, обращение к пушкинским заветам стимулировало расцвет лучших индивидуальных задатков есенинского таланта.
Библиография
1. Ардов Виктор. Я вам расскажу совершенно поразительную историю. Вступительная статья, публикация и примечания В. Панькова. // Вопросы литературы. - 2009. - №3. – С. 416-448.
2. Арсеньев Н. О лирическом стиле Пушкина // Образ совершенства. Из наследия первой эмиграции. Сборник. – М.: Русскiй мiръ, Жизнь и Мысль, АО «Московские учебники», 1999. - С. 267.
3. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. Т. 7. - М.: 1976-1982. – 736 с., 799 с.
4. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэт. Мастерство С. Есенина: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144с.
5. Бонди С. О Пушкине. Статьи и исследования. – М.: 1978. – 231 с.
6. Бурачевский И. Девушка в белой накидке // Огонек. - М.: 1977. - № 46. – С. 20-21.
7. Бэлза И. Моцарт и Сальери. Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова. – М.: 1953. – 63 с.
8. В мире Есенина. Сборник статей. - М.: Советский писатель, 1986. – 656 с.
9. Влащенко В. И. Песня и плач, радость и боль в лирике Есенина. // Литература в школе. – 2005. – № 11. – С. 17-29.
10. Волков А. А. Художественные искания Сергея Есенина. – М.: Советский писатель, 1976. – 440 с.
11. Воронов О.Е. Пушкин и Есенин как явление русского самосознания.// Рязань: Узорочье, 1999. – С. 9-17.
12. Галицкий В. [Галицкий Я.] Сергей Есенин без имажинизма (Есенин раньше и теперь) // Лит. обозрение газ. "Нижегородская коммуна". - 1925. - 15 дек. - N 287. - С. 6.
13. Гаспаров М. Записи и выписки. - М.: 2000. – 416 с.
14. Грехнёв В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. - 239 с.
15. Дёмин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина в 8 классе. Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1974. - 208 с.
16. Дом и душа. Образ России в русской поэзии XX века./ Ответственный редактор Чагин А. И. – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 432 с.
17. Егорова Н.Е., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. - М.: ВАКО, 2003. – 246 с.
18. Есенин С.А. в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. В 2 т. – М.: 1986. – 614 с.
19. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. М.: 1995-2002.
20. Занковская Л. В. Характерные черты стиля Сергея Есенина. // Литература в школе. – 2003. - №10. – С. 8-11.
21. Зарубежная Россия и Пушкин : Статьи, очерки, речи / сост. М.Д. Филин ; предисл. М.Д. Филин ; коммент. М.Д. Филин . – М. : Русскiй Мiръ ; Рыбинск: Рыбинское подворье, 1998 . – 495 с.
22. Захаров А. Н. Поэтика Есенина. – М.: 1995. – 224 с.
23. Кошелев В.А. Пушкин: история и предание. - СПб.: Академический проект, 2000. - 358с.
24. Кошечкин С. Прескверный гость. (Раздумья о поэме С. Есенина «Чёрный человек»). // Вопросы литературы. – 1985. - №2. – с. 119.
25. Красухин Геннадий. Татьяны милый идеал. // Наш современник. – 1983. - № 3. – С. 177.
26. Куняев Ст. Ю., Куняев С. С. Сергей Есенин. – 4-е изд., доп. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 595 [13] с.: ил. – (Жизнь замечат. Людей: Сер. Биогр.; Вып. 983).
27. Лахостский К. П. «Евгений Онегин», роман в стихах А.С. Пушкина.- Ленинград, 1962. – 72 с.
28. Лекманов Олег, Свердлов Михаил. Сергей Есенин: биография. – М.: Астрель, 2011. – 624 с.
29. Летопись жизни и творчества Есенина: В 5 т. Т 4. 3 августа 1923-1924. / Главный редактор Шубникова-Гусева Н. И. – М.: ИМЛИ РАН, 2013. – 823 с.
30. Летопись жизни и творчества Есенина: В 5 т. Т 5, кн. 1. Январь-23 декабря 1925. / Главный редактор Шубникова-Гусева Н. И. – М.: ИМЛИ РАН, 2013. – 823 с.
31. Лифанова Е. С. Духовные традиции в русской литературе. // Вестник РУДН. Серия. Русский и иностранные языки и методики их преподавания. – 2007. - №2. – С. 36-43.
32. Лихачёв Д. С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – М.: 1989. – 608 с.
33. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972. - 312 с.
34. Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.4. – М.: 1955-1961. – 464 с.
35. Михаленко Н. В. Образ небесного града в творчестве С. А. Есенина. // Литература в школе. – 2009. - №3. – С. 6-9.
36. Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 томах. – М.: Золотая буква, 2003. – 2000с.
37. О Есенине / Сост., ст. и прим. С. П. Кошечкина. – М.: Правда, 1990. – 640 стр.
38. Орешкина М. Памяти Есенина. // Русская речь. – 1974. - № 2. – С. 36-42.
39. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: 1991. – 588 с.
40. Побегайло Игнат. Строки о Сергее Есенине // Ступени (Белград). - 1927. - Апрель. - С. 89 - 91.
41. Поликовская Л. В. Есенин. – М.: Вече, 2010. - 352 с.
42. Пономарёва Тамара. Встречи в Константинове. // Этносфера. – 2011. - №4. – С. 22-25.
43. Прокушев Ю. Л. Пушкин и Есенин. // Огонек. - 1979 – № 41. – С. 24-25.
44. Прокушев Ю. Л. Россия – моя поэзия. - М.: Воениздат, 1977. - 331 стр.
45. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
46. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений, 1837-1937: В 16 т. М.; Л.: 1937-1959.
47. Русская литература XX века (1917-1920-е годы): учебное издание в двух книгах. Книга 1 под редакцией Н. Л. Лейдермана. - М.: Академия, 2012. - 464 стр.
48. Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания: В 2 т. - М.: 1993. – 533 с.
49. Сергей Есенин в стихах и жизни. Письма. Документы / Ред. Н. И. Шубникова-Гусева; Сост. С. П. Митрофановой-Есениной, Т. П. Флор-Есениной; Подгот. Текстов и указ. имён С. И. Субботина, Т. П. Флор-Есениной. – М.: Республика, 1995. – 349 с.
50. Скатов Н. Н. Русский гений. - М.: Современник, 1987. – 352 с.
51. Сто стихотворений и десять писем. // Пушкин А.С. Сост. Русакова Ю. – М.: 1969. – 349 с.
52. Таборисская Е. М. , К. И. Шарафадина. Творчество Пушкина : два взгляда на пространство и смысл : монография. - Санкт - Петербург : СПГУТД, 2011. - 503с.
53. Турбин В. Н. Традиции Пушкина в творчестве Есенина. "Евгений Онегин" и "Анна Онегина" // В мире Есенина. Сборник статей. - М.: 1986. – С. 37-47.
54. Улыбышев А. Ф. Новая биография Моцарта / Пер. М. Чайковского с примеч. Г. Лароша: В 3 т. Т. 1. – М.: 1890. – 208 с.
55. Филатова О. А. Христианские мотивы и образы ранней поэтики Есенина. // Русская речь. – 2010. - № 4. – С. 34-40.
56. Фомичев С. А. Евгений Онегин: Движение замысла. - М.: Русский путь, 2005. – 176 с., илл.
57. Франк С.Л. Этюды о Пушкине. – СПб.: 1998. – 247 с.
58. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / В. Е. Хализев. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
59. Шмелев И. Пушкин // «В краю чужом…»: Зарубежная Россия и Пушкин. – М.: 1998. – С. 8-15.
60. Шубникова-Гусева Н. И. С. А. Есенин в жизни и творчестве. — М.: Русское слово — учебник, 2007. — 112 с.
61. Шубникова-Гусева Н. И. «Моцарт и Сальери» Пушкина и «Чёрный человек» Есенина. // Литература в школе. – 2009. - №3. – С. 2-5.
62. Шубникова-Гусева Н. И. Объединяет звуком русской песни: Монография. – М.: ИМЛИ РАН, 2012. – 528 с.
63. Шубникова-Гусева Н. И. Пришел в это мир поэт... // Литература в школе. – 2005. – № 11. – С. 7-15.
64. Шубникова-Гусева Н. И. Творчество С. А. Есенина в школе. // Литература в школе. – 2004. - №2. – С. 3-8.
65. Эпатова Н. Пушкин и Есенин. // Альманах «Под знаком Пушкина». - Обнинск, 1999. – С. 231 -249.
66. Эрлих В. Право на песнь. – Ленинград, 1930. – 110 с.
67. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. - Издательство: Московского ун-та, 1969. — 480 с.

Цена: 3000 руб.

Дипломная работа по предмету "русская литература"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина". Если Вы не имеете своего плана работы "Наследие А. С. Пушкина в художественном дискурсе С. А. Есенина", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 196

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom