Особенности развития внимания у младших школьников
Курсовая работа по предмету "Педагогическая психология"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Особенности развития внимания у младших школьников". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности развития внимания у младших школьников". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности развития внимания у младших школьников" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности развития внимания у младших школьников", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности развития внимания у младших школьников". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности развития внимания у младших школьников", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 315
Оригинальность этой работы более 70%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНИМАНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 6
1.1. Внимание и его классификации 6
1.2. Свойства и особенности внимания младших школьников 8
1.3.Развитие особенностей внимания у детей младшего школьного возраста. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3
2.1. Выбор методик, направленных на развитие особенностей внимания детей младшего школьного возраста 17
2.2. Разработка и реализация комплекса упражнений, направленных на развитие особенностей внимания у детей младшего школьного возраста 21
2.3. Интерпретация полученных результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с раннего возраста человек, проходит все этапы развития личности. День за днем происходит изменение его мыслительных способностей.
Развитие полноценной личности связано с мыслительными способностями, благодаря которым человек может добиться высоких результатов в определенной деятельности. Мыслительные способности определяют готовность человека к тому или иному виду деятельности.
Многочисленные вопросы, относительно неуспеваемости детей в начальных классах начальной школы связаны с физическими и психическими свойствами деток этой возрастной категории. Для детей младшего школьного возраста характерными признаками являются: непроизвольность, неустойчивость и кратковременность.
Ученики начальных классов имеют слабую усидчивость и рассеянное внимание.
Регулировать внимание детей сложно, потому что младший школьный возраст ставит определенные ограничения. Внимание детей – это психологический процесс, имеющий тесное взаимоотношение с физиологией.
В развитии внимания большую роль играет воспитание, обучение и общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Важную роль в развитии внимания ребенка играют родители и педагоги. Они помогают преодолеть трудности восприятия и развития, используя разные подходы и методы. Важно учитывать возрастные особенности учащегося и его возможности.
В младшем школьном возрасте формируются новые характеристики внимания. При работе с детьми младшего школьного возраста педагог должен учитывать особенности внимания детей, и опираясь на эти знания, правильно планировать свою деятельность в школе.
Внимание представляет собой важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому его можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
В современной психологии проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство не только у педагогов и родителей, но и у психологов, работающих с детьми. Многие родители жалуются на неуспеваемость своих детей из-за неумения сконцентрировать свое внимание при решении учебных задач.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Актуальность данной работы заключается в изучении понимания особенностей внимания у младших школьников для успешной адаптации в учебном процессе.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А., где внимание было рассмотрено как физиологический процесс. В работах Гильбуха Ю.З., Гальперина П.Я., Кобылицкий С..Л. внимание было рассмотрено с учетом возрастных особенностей.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования: внимание как познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить учебно – методическую литературу по данной теме.
2. Исследовать особенности внимания у детей младшего школьного возраста.
3. Определить специфику младшего школьного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс упражнений, направленных на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие особенностей внимания у младших школьников будет проходить более успешно при внедрении в деятельность учителя разработанного учебно – методического комплекса.
Методы исследования:
1. Теоретические. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Практические. Тестирование, метод математической обработки.
Этапы проведения эксперимента:
1. Аналитический. Знакомство с литературой, в которой описываются проблемы развития внимания у младших школьников.
2. Диагностический. Подбор методики работы с экспериментальным классом.
3. Подготовка и проведение эксперимента. Внедряем в образовательный процесс упражнений, направленных на развитие особенностей внимания у младших школьников.
4. Анализирующий. Анализ полученных результатов.
5. Заключительный этап. Представление результатов исследования и коррекции.
Империческая база исследования: МБОУ "Оглухинская средняя общеобразовательная школа", 2 класс, 13 человек: 6 девочек, 7 мальчиков.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав с практическим исследованием, заключения, списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в жизни - переход в среднее звено школы. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию внимания детей, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний.
Задача учителя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса упражнений направленных на развития уровня внимания детей. Процесс развития внимания должен проходить во все этапы развития личности ребенка.
Результаты проведенной работы:
1. Проведен анализ психолого – педагогической литературы по представленной проблеме;
2. Были изучены особенности развития внимания детей младшего школьного возраста;
3. Разработан и апробирован комплекс упражнений по развитию внимания детей младшего школьного возраста.
Проведение опытно-экспериментальной работы показало, что уровень развития внимания у детей сформирован в разной степени. Целенаправленная работа с ними влияет на динамику развития особенностей внимания.
Младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать внимание, им необходима помощь взрослых. Помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы.
Работа по развитию особенностей внимания у детей младшего школьного возраста эффективна лишь в случае, если используется полный комплекс методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: 2015. – 142 с.
2. Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М: Просвещение. 2014. – 216 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2013. – 502 с.
4. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2014. - 142 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте //Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М.2011. – 270с.
6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.,2014. – 301 с.
7. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 2012. – 157 с.
8. Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2011. – 53 с.
9. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 2015. – 163 с.
10. Ермолаев А. Марютина Т М., Мешкова Т А. Внимание школьника. Москва, 2011. – 153 с.
11. Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших школьников // Начальная школа. - 2011. - № 12. – 104 с.
12. Калита И.И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников // Журнал практического психолога. - 2015. – 76с.
13. Комарова Т.К. Психология внимания. - Гродно: ГрГУ, 2012. – 409 с.
14. Левитина С. С. Можно ли управлять вниманием школьника. Москва, 2014. – 501 с.
15. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2011. – 438 с.
16. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Владос, 2015. – 261 с.
17. Нуркова В.В. Психология. - М.: Юрайт, 2014. – 176 с.
18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2013. – 508 с.
19. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии, 2015. – 164 с.
20. Психология / Под ред. Б.Н. Рогова. - М.: МарТ, 2014. – 168 с.
21. Рогов Б.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 2011. – 213 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. – 157 с.
23. Сабуров А С. Психология: Курс лекций Киев, 2016. – 84 с.
24. Страхов В. Ы. Внимание в структуре личности. Саратов, 2011. – 162 с.
25. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырей, В. Я. Романова Москва, 2015. – 214 с.
26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2015. – 315 с.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: 2011. – 482 с.
28. Внимание, основные понятия. [Электронный ресурс] - http://vocabulary.ru/
29. Особенности внимания младших школьников. [Электронный ресурс] - http://studopedia.ru/
30. Особенности внимания. [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/