Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования
Дипломная работа по предмету "Логопедия"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования". Если Вы не имеете своего плана работы "Особенности дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 359
Очень редкая и актуальная работа с проведением реального экспериментального исследования в школах г.Кирова с интересными результатами и выводами
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей дислексии первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования 7
1.1 Формирование навыка чтения у первоклассников 7
1.2 Проблема изучения дислексии в клинических и логопедических исследованиях 18
1.3 Обучение первоклассников с дислексией в условиях инклюзивного образования 28
Глава 2 Изучение особенностей дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Особенности проявления дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования 40
2.3 Рекомендации педагогам первоклассников с дислексией, обучающихся в условиях инклюзивного образования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
2.1 Организация исследования
Организация исследования особенностей дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях инклюзивного образования, осуществлялась в сравнении с исследованием дислексии у первоклассников, обучающихся в условиях общего образования. Эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32» города Кирова – инклюзивное учреждение. На базе этого учреждения первоначально было обследовано 39 первоклассников, 25 девочек и 14 мальчиков в возрасте 7-8 лет. На основе диагностики из них было выявлено 9 школьников с дислексией (далее экспериментальная группа). По данным анкетирования родителей (см. Приложение А) 22 первоклассника, обучающихся в условиях инклюзивного образования, имели нарушения речи в дошкольном возрасте, из которых у 18 первоклассников было фонетико-фонематическое недоразвитие речи, у четверых первоклассников имелось общее недоразвитие речи, и они получали коррекционно-развивающую помощь в условиях специализированного (коррекционного) детского сада.
Организация исследования особенностей дислексии у первоклассников, обучающихся в общих условиях, осуществлялась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №46» города Кирова. На базе этого учреждения первоначально было обследовано 44 первоклассника, из них 23 девочки и 21 мальчик в возрасте 7-8 лет. На основе диагностики из них было выявлено 9 школьников с дислексией (далее контрольная группа). По данным анкетирования родителей количество первоклассников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в дошкольном возрасте, обучающихся в общих условиях, составляло 16 человек.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
2. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989.]: СССР. – 1995.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. Закон № 273 - ФЗ: Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.]: Собрание законодательства РФ. – 2012.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. Закон № 181 - ФЗ: Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г.]: Собрание законодательства РФ. – 1995.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: [Приказ Минобрнауки России № 1598 - ФЗ: Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 г.]: Собрание законодательства РФ. – 2015.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: [Приказ Минобрнауки России № 1599 - ФЗ: Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 г.]: Собрание законодательства РФ. – 2015.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства РФ № 1297 - ФЗ: Принят Государственной Думой 01 декабря 2015 г.]: Собрание законодательства РФ. – 2015.
8. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах») годы [Электронный ресурс]: [Письмо N ВК-163/07: Министерство образования и науки РФ 02 февраля 2016 г.]: Собрание законодательства РФ. – 2016.
9. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина. – Красноярск, 2013. – 95 с.
10. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 1959. – С. 7 –
11. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1973. – С. 5 – 61.
12. Башмакова, С.Б. Современное состояние проблемы модернизации специального образования в России [Текст] / С.Б. Башмакова // Научный журнал, №12, 2014. – С. 3 – 27.
13. Башмакова, С.Б. Современные проблемы фундаментализации коррекционного образования в России [Текст] / С.Б. Башмакова // Инновации в науке, №11, 2014. – С. 4 – 36.
14. Безруких, М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе [Текст] / М.М. Безруких. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Лабиринт, 1996. – 315 с.
17. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология, №3, 1999. – С. 3 – 11.
18. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 263 с.
19. Комарова, Л.Ю. Клинико-педагогические аспекты дисграфии и дислексии [Текст] / Л.Ю. Комарова // Материалы научно-практической конференции, 2009. – С. 2 – 34.
20. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
21. Корнев, А.Н. Методика диагностики дислексии у детей [Текст] / А.Н. Корнев, О.А. Ишимова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 72 с.
22. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 270 с.
23. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб. пособие [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб.: Союз, 2002. – 224
25. Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у уча¬щихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Текст] / Р.И. Лалаева. М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
26. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школь¬ников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.
27. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: Учебное пособие [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
28. Левина, Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 3–18.
29. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Учебно-Педагогическое издательство, 1940. – 222 с.
30. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, Л.С. Волкова. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 208 с.
31. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 319 с.
32. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
33. Малофеев, Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы [Текст] / Н.Н. Малофеев // Особый ребенок: исследование и опыт помощи. – М., 2000. – С. 65 – 73.
34. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
35. Мухамадиярова, Г.Ф. Инклюзивное образование: содержание и практика [Текст] / Г.Ф. Мухамадиярова, С.Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования №1, 2015. – С. 45 – 429.
36. Назарова, Л.К. Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся: Пособие для учителя [Текст] / Л.К. Назарова – М.: Просвещение, 1965. – 208 с.
37. Наумов, В.Р. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / А. А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
38. Носкова, К.А., Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в условиях инклюзивного образования [Текст] / К.А. Носкова, В.С. Шабалина // Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в подготовке педагогических кадров: материалы всроссийской научно-практической конференции с международным участием – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. – 127
39. Обухова, Н. А. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма [Текст] / Н.А. Обухова // Школьный логопед, № 2. – С. 41 – 44.
40. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская. − М.: Просвещение, 1979. – 431 с.
41. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у мл. школьников: Анализ речевых и зрительных причин [Текст] / М.Н. Русецкая. – Спб.: КАРО, 2007. – 192 с.
42. Рябова, Н.В. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной [Текст] / Н.В. Рябова // Современные проблемы науки и образования, №6, 2015. – С.36 – 114.
43. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов [Текст] / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
44. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 184
45. Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») [Текст] / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 144 с.
46. Спирова, Л.Ф. Недостатки чтения и пути их пре¬одоления [Текст] / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1965. – С. 67 – 84.
47. Спирова, Л.Ф. Дифференцирован¬ный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология, №5, 1988. – С. 3 – 9.
48. Токарева, О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению [Текст] / О.А. Токарева // Патология речи. – М., 1971. – С. 63 – 68.
49. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
50. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
51. Хватцев, М.Е. Логопедия: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ (издание пятое) [Текст] / М.Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 1959. – 476 с.
52. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.
53. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задерж¬кой психического развития: Пособие для учителя [Текст] / Н.А. Цыпина. – М.: изд. н/о «Комплекс-центр», 1994. – 136 с.
54. Чиркина, Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей [Текст] / Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев //Дефектология, №2, 2005. – С. 89 –
55. Щетинина, Е.Б. Современные тенденции процесса интеграции в систему общеобразовательного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.Б. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, №12, 2012. – С. 16 – 94.