Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида
Курсовая работа по предмету "олигофренопедагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида". Если Вы не имеете своего плана работы "Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 449
Уникальность 60%
Содержание
Введение 3
Глава 1. Научные подходы к изучению особенностей формирования природоведческих знаний у младших школьников с умственной отсталостью
1.1. Понятие и характеристика умственно отсталых детей 6
1.2. Значение курса окружающего мира в развитии природоведческих и географических знаний у младших школьников 9
1.3. Особенности формирования природоведческих знаний в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию природоведческих знаний младших школьников в специальной коррекционной школе VIII вида
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования 18
2.2. Методика исследования 19
2.3. Анализ результатов исследования 24
Глава 3. Коррекционная работа по формированию природоведческих знаний у младших школьников
в специальной коррекционной школе VIII вида 29
3.1. Проведение экскурси 29
3.2. Ведение календаря природы 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 45
Введение
В настоящее время, в связи с ростом числа детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, государство с особым вниманием стало относиться к проблемам умственной отсталости. Поэтому первостепенной задачей в решении данного вопроса становится создание условий для максимальной коррекции нарушений развития детей в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы.
В Конституции Российской Федерации [1] сказано, что каждый имеет право на образование, которое согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах каждого человека, семьи, общества и государства [2].
Образовательные стандарты РФ (ФГОС) также учитывают вопросы обучения детей с нарушениями в развитии. Так, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4] и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [5] направлены на решение одной из главных задач - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с нарушениями в развитии (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое).
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья ставит целью специального образования - преодоление «социального вывиха» и введение ребенка в культуру, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами [7, c.7].
В младшем школьном возрасте для обучения и адаптации в социуме, детям с ограниченными возможностями необходимо усваивать знания в различных областях, но, главным образом, в познании окружающего мира. Поэтому важной задачей специальной (коррекционной) школы становится создание условий для воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью путем освоения ими различных знаний в области природоведения, естествознания и географии.
В научной литературе вопросы изучения особенностей формирования природоведческих и географических навыков умственно отсталыми младшими школьниками рассматривались в работах психологов, педагогов, дефектологов таких, как Ю.В. Кузнецов, С.Я. Рубинштейн, Г.В Мурашев, Т.И. Пороцкая, Б.П. Пузанов, Н.С. Румынина, Н.С. Сапроненкова, Ю.В. Саенко, В.И. Сиротин, В.Н. Синев, Л.С. Стожок, и многих других.
Очевидно, что данная тема является актуальной, поскольку природа служит источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Необходимо приближать детей к природе, только так можно решить задачи умственного развития. Основной задачей в умственном воспитании является формирование у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. А наблюдение, то есть целенаправленное сосредоточивание на явлениях природы способствует развитию внимания, находящегося в тесной связи с общим умственным развитием младшего школьника.
Таким образом, целью настоящего исследования является изучение особенностей усвоения природоведческих навыков и знаний младшими школьниками посредством наблюдений за изменениями в природе и ведения календарей природы в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Объектом исследования выступают знания в области природоведения и географии младших школьников с умственной отсталостью и способы их коррекции в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Предмет исследования - особенности усвоения природоведческих и географических навыков младшими школьниками с умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Для достижения цели необходимо решить круг задач:
изучить теоретические подходы в психолого-педагогической и дефектологической науке к проблеме исследования;
провести психолого-педагогическую диагностику младших школьников в области усвоения природоведческих навыков в специальной коррекционной школе VIII вида;
рассмотреть подходы к коррекционной работе по формированию природоведческих и географических навыков у младших школьников, используя методы наблюдения за изменениями в природе и ведения календарей природы.
В качестве базы исследования было выбрано Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение - специальная (коррекционная) школа № 991 VIII вида г. Москвы.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, эксперимент, беседа, наблюдение, обработка и интерпретация данных.
Информационной базой и источниками исследования в курсовой работе стали законодательные и нормативно-правовые акты, литература и учебные пособия в области психологии, педагогики и дефектологии, материалы периодической печати, электронные ресурсы сети Интернет.
Список использованной литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
7. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с.
8. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обуче¬ния в детском саду. - В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М., 1972. – 172 с.
9. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова., Изд-во: Дрофа, 2009. - 228 с.
10. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 181 с.
11. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н. В. Казаченок и др.]; под ред. А. Я. Данилюка.¬ – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
12. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. - Красноярск, 2006. - 112 с.
13. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Материалы курса «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 68 с.
14. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл., 4-е изд-е. — М.: Просвещение, 2006. — 192 с.
15. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 384 с.
16. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / Мозговой В.М, Яковлева И.М., Еремина А.А., 2006. - 267 с.
17. Назарова Н.М. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. - 211 с.
18. Новоторцева Н.В. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие /Сост. Н.В. Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. - 109 с.
19. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
20. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
21. Саенко Ю.В. Специальная психология / Ю.В. Саенко: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. - 182 с.
22. Бирюкова Н. Ю. Состояние представлений о неживой природе у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Ю. Бирюкова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 12–16.
23. Маркова Т.В. Компетентностно-ориентированные уроки изучения природы в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Т. В. Маркова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 95-97.
24. Петрова И. Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени [Текст] / И. Х. Петрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 143-145.
25. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 2 - С. 21 - 27.
26. Болтикова О.Н. Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) на тему: «В гостях у осени». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/05/12/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v
27. Донских Е.В. Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/08/05/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika
28. Елатницева Н.С., Лукьянова М.В. Проектная работа по теме «Изучение природных зон России на занятиях ознакомления с окружающим миром». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/525403/
29. Тимохина Н.Е. Методика организации наблюдений за изменениями в природе у/о школьниками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/06/27/metodika-organizatsii-nablyudeniy-za-izmeneniyami-v-prirode-uo
30. Календарь природы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://сезоны-года.рф/календарь%20природы.html
31. Конспект занятия и экскурсии в осенний лес с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ped-kopilka.ru/blogs/batalova-marina/konspekt-zanjatija-i-yekskursi-v-osenii-les-s-umstveno-otstalymi-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html