» » » Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Вид работы
Предмет
Логопедия
Количество страниц
38
Год издания
2015
Индивидуальный номер
5103
Автор
Ulias

ВВЕДЕНИЕ. .3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .6
1.1 Понятие о письме и его структуре в научной литературе. 6
1.2 Особенности нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 15
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ......20
2.1 Исследование навыка письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 20
2.2 Рекомендации по коррекционной работе ошибок у младших школьников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1  38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2  41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43


Введение
В логопедии проблема развития письменной речи у детей младшего школьного возраста, традиционно рассматривающаяся как единый процесс языкового развития ребенка, рассматривается довольно широко. Ее актуальность обусловлена большой распространенностью среди младших школьников нарушений письма, многообразием причин возникновения и сложностью механизмов нарушения письменной речи, необходимостью проведения своевременной профилактики, диагностики и коррекции нарушений письма. Все это привлекает внимание специалистов в области педагогики и логопедии [2, c.114].
Одной из главных задач учителя младших классов общеобразовательной школы научить ребенка читать и писать, то есть письменной речи, чему должно уделяться особое внимание.
Признаки нарушения письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом. Поэтому овладевают грамотным письмом школьники с интеллектуальной недостаточностью с более значительным трудом, чем дети с сохранным интеллектом. У каждого второго ребенка младшего школьного возраста отмечаются нарушение интеллекта, те или иные речевые дефекты, которые препятствуют успешному овладению грамотной письменной речью. В младших классах у многих детей наблюдаются сложности в овладении письменной речью, дети пропускают буквы, заменяют их, искажают структуру слова [3, c.312].
Изучение нарушения процесса овладения письменной речью на сегодняшний день основано на клинических, психологических, нейропсихологических, психолингвисти¬ческих, педагогических подходах. Это отражено в работах М.Е. Хватцева, Д.И. Орловой, В.В. Воронковой, В. Ахутиной, Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Н.А. Никашиной, Л.Г. Парамоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Ф. Спировой, О.А. Токаревой, С.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой и других.
Имеется значительное количество работ, где отражены особенности проявления и коррекции нарушений письма у младших школьников, такими авторами, как И.Н. Садовниковой, А.Н. Корневым, Л.Г. Парамоновой. Тем не менее трудности овладения письмом учащимися начальных классов с интеллектуальной недостаточностью изучены не в полной мере. Поэтому представляется необходимым в дальнейшем экспериментально изучать особенности механизма и проявления специфических нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также совершенствовать методику коррекционной работы.
По словам О.И. Азовой, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой, специфические расстройства письма могут повлечь за собой нарушения в овладении орфографией, что зачастую является основной причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Исходя из этого, важной задачей логопедии становится поиск оптимальных путей коррекционной работы письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Целью исследования является определение путей и приемов коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письма младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Объектом исследования выступает нарушение процесса письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – коррекционная работа по устранению нарушений навыков письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
? изучить теоретические и методические основы проблемы исследования и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью;
? осуществить качественный анализ результатов экспериментального исследования проявления нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
? определить типологию специфических ошибок на письме у данной категории детей;
? разработать комплекс методических приемов по предупреждению и коррекции нарушений письма у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В работе использовались следующие теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы; изучение школьной документации; эмпирические методы: психолого-педагогический констатирующий эксперимент (изучение письменных работ учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью); интерпретационные методы: метод количественно-качественного анализа экспериментально полученных данных.
Работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Выдержка из текста
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие о письме и его структуре в научной литературе

В современной литературе по логопедии выделяют две формы речевой функции: речь устная и речь письменная. В целом обе формы являются основным средством общения в человеческом обществе. Пользоваться устной речью можно только при непосредственном общении между людьми, тогда как письменная речь возможна и в том случае, когда люди разделены любым расстоянием, любым промежутком времени [3, c.314].
Процесс письма - это сложная деятельность, состоящая из ряда психофизиологических компонентов:
? акустического, позволяющего выделить звуки из речевого потока;
? артикуляционного, направленного на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков;
? зрительных представлений и точных двигательных навыков, обеспечивающих перевод звуковой структуры слова в графические знаки;
? удерживания в памяти этих графических символов и их правильную пространственную организацию;
? достаточно устойчивого внимания (А.Р. Лурия) [6, c.150].
Только взаимодействие всех компонентов создает возможность прочного овладения письмом в процессе обучения.
А.Р. Лурия в своих трудах выделяет операции письма:
1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

Выводы
В заключение работы можно прийти к следующим выводам.
Обзор литературы по теме исследования позволил выявить, что нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются чаще, чем у обычных детей. Основу таких нарушений составляет целый ряд причин, которые проявляются в недоразвитии познавательной деятельности, несформированности речеслуховой дифференциации, нарушении речевой моторики, аномалиях в строении артикуляторного аппарата. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью многообразны по проявлению, механизму, уровням и для их анализа требуется дифференцированный подход.
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют бедный словарный запас, у них прослеживается неточность слов, трудности актуализации словаря более существенные, чем у нормальных детей, преобладает пассивный словарь над активным, не сформирована структура значения слова, нарушен процесс организации семантических полей. У детей с интеллектуальной недостаточностью в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания.
Также у таких школьников не сформирована грамматическая сторона речи, проявляющаяся в аграмматизмах, когда возникают трудности при выполнении многих заданий по грамматическим обобщениям. Недостаточно сформированы и морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.
Умственно отсталым детям присуща чрезвычайная бедность и нечеткость морфологических обобщений, представлений о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, слабо сформирована система грамматических значений. Недоразвитый лексико-грамматический строй речи наиболее значительно проявляется в связной речи.
Связная речь у таких детей формируется очень медленно, характеризуясь качественными особенностями.
Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует о следующем:
? у учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью выявляется недостаточность усвоения графем и звуко-буквенных связей;
? младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью свойственен недостаточно развитый навык графического моделирования слова;
? дети младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью характеризуются графо-моторной незрелостью.
Коррекционная работа по устранению нарушений в письменной речи школьников с интеллектуальной недостаточностью должна включать в себя целенаправленные этапы. Необходимо развивать фонематическое воспитание при устранении фонематического дислексиина на основе нарушений фонемного распознавания; развивать языковый анализ и синтез при устранении фонематических нарушений на почве нарушения языкового анализа и синтеза; развивать слоговый анализ и синтез; развивать фонематический анализ и синтез; устранять аграмматические нарушения письменной речи; устранять оптические нарушения письменной речи.
Предложенный в работе материал по устранению нарушений в письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть использован на занятиях логопедами и учителями младших классов, как в индивидуальной работе, так и групповой. Рекомендации могут служить и родителям в целях организации самостоятельной систематизированной работы с ребенком по преодолению нарушений письма.

Список литературы
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
2. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.
3. Волкова Л.С. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003. - 680 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. - 272 с.
7. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – М: Просвещение, 2005. – 180 с.
8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2001. - 286 с.
9. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дизартрия. – М: Владос, 2007. – 405 с.
10. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. Избранные труды. Москва, 2005. - 222 с.
11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 216с.
12. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов – М.: Феникс, 2006. — 382 с.
13. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М: Владос, 1997. – 256 с.
15. Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. Психолингвистика. Хомский и психология М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
16. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003. - 234 с.
17. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М: Просвещение, 2002. – 223 с.
19. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.

Цена: 800 руб

Курсовая работа по предмету "Логопедия"

Заполните форму, чтобы купить данную работу

Вы можете купить готовую студенческую работу . Также Вы можете заказать оригинальную работу "Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью". Если Вы не имеете своего плана работы "Нарушение письменной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.


Категория: Каталог готовых студенческих работ / Курсовая работа
Количество просмотров: 752

Остались  вопросы

Ознакомьтесь с основными особенностями нашей деятельности

После заполнения формы Вам на электронную почту придет сообщение с условиями приобретения работы.

Оплатите работу одним из указанных в сообщении способов и проинформируйте нас об этом на email или телефон.

После получения вашего сообщения об оплате, мы вышлем вам на почту ссылку для скачивания работы.

Если вы не получили сообщение, проверьте папку "Спам", а также правильность указания своего email.

Если email был указан вами не правильно, заполните повторно форму заказа работы.

Если у вашего email нестандартное доменное имя, заполните форму, используя другой email.

В любом случае вы можете связаться с нами по одному из контактов и сообщить о возникшей проблеме.

Мы давно осуществляем свою деятельность, наши реквизиты доступны, обман не выгоден нам.

Если мы не сможем выслать вам работу в течение суток, вернем деньги на указанные вами реквизиты.

Вы можете не оплачивать работу, пока не уточните у нас возможность получения ее в срок.

Обязательно убедитесь, что автор работы "admin" (указано в описании работы).

При заполнении формы выберите метод оплаты "Оплатить на сайте с помощью вашей карты (Вебмани, Я.Д.,…)".

Пройдите процедуру оплаты на стороне выбранной платежной системы, следуя инструкциям.

Скачайте файл по ссылке, которая после оплаты придет на ваш электронный адрес.

Перед тем, как выслать вам работу, мы проверяем ее на соответствие указанным на сайте данным

За качество содержания, оригинальность работы мы не отвечаем. Предварительно вы можете запросить выдержки из работы и оценить ее.

Мы отвечаем за качество работ автора "admin". Но это не значит, что они должны соответствовать вашим индивидуальным требованиям.

Ответы Nice-Diplom