Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов
Дипломная работа по предмету "Педагогика"
Заполните форму, чтобы купить данную работу
Вы можете купить готовую студенческую работу "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов". Также Вы можете заказать оригинальную работу "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов". Данная работа будет написана только для Вас. При написании работы "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов" Мы выполним все указанные Вами пожелания.
Чтобы заказать работу "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов", заполните форму заказа. В строке "Комментарий" Вы можете указать свой план работы "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов". Если Вы не имеете своего плана работы "Организация взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в контексте новых государственных образовательных стандартов", напишите объем, срок и другие пожелания и требования.
Категория: Каталог готовых студенческих работ / Дипломная работа
Количество просмотров: 533
Введение .3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия классного руководителя с педагогами предметниками 10
1.1. Анализ основных положений Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения
1.2. Педагогическая деятельность педагога-предметника: проблемы и перспективы .17
1.3. Классный руководитель в современной школе и его деятельность 9
1.4. Организация взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками 41
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками в МБОУ СОШ №4 с. Покровское Артемовского района 57
2.1. Анализ работы школы по организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками 57
2.2. Разработка программы организации взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в средней школ
2.3. Результаты частичной апробации программы организации по взаимодействию классного руководителя и педагогов-предметников .75
Выводы по главе 2 80
Заключение 82
Список использованной литературы 88
Приложения .96
Введение
Актуальность темы. Во все времена в любом государстве образование было и остается определяющим фактором развития общества. В свете проводимых реформ и внедрения новых образовательных стандартов от современной российской школы требуется обеспечение качественного образования с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Кроме образования, Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет в качестве приоритета осуществление школой ее воспитательных функций, главная цель которых – поддержка самоактуализации личности растущего человека, его нравственно-духовное и социальное развитие. Таким образом, при обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.
Главным воспитателем детей в школе становится классный руководитель – человек, на которого возложено решение комплекса сложных педагогических задач. В свете модернизации современной школы он выполняет множество профессиональных ролей: учитель, организатор, наставник, помощник, консультант, советчик, которому доверяют дети и их родители. Все это требует от педагога высокого профессионализма.
В педагогической науке неиссякаем интерес к проблемам, связанным с повышением эффективности деятельности классного руководителя. Большой вклад в разработку разных аспектов совершенствования работы классного руководителя внесли труды О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, В.П. Бездухова, В.А. Караковского, А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой и других.
В последнее время внимание методистов и педагогов приковано к вопросам создания единого педагогического коллектива, и как следствие – к проблемам сотрудничества классного руководителя и педагогов-предметников. В свете ФГОС второго поколения работа классного руководителя по организации взаимодействия педагогов-предметников должна органически включаться в систему обеспечения качества образования, развития инновационных процессов, поддержки субъектно-авторской позиции педагогов (А.Н. Кузибецкий, Е.И. Сахарчук). Вопросы создания эффективной педагогической системы, основанной на взаимодействии классного руководителя с учителями-предметниками в парадигме компетентностного и метапредметного образования частично описаны в методических пособиях, диссертационных исследованиях и отдельных статьях последних лет (Ж.М. Григорьева, Н.И. Дерекляева, Р.М. Капралова и др.).
Таким образом, разработанные к настоящему времени теоретические положения о структуре, функциях и механизмах деятельности воспитательно-образовательных систем современной школы, опыт развития эффективных педагогических коллективов, реализующих инновационные проекты, обусловили теоретические и практические предпосылки для представляемого исследования.
Несмотря на значительный пласт исследований и практический опыт в данной сфере имеются противоречия между:
- требованиями нового стандарта по внедрению компетентностной модели образования в современную школу и отсутствием реальной системы взаимодействия педагогов по ее реализации;
- потребностью в организации взаимодействия классных руководителей и педагогов-предметников как качественно новой формы профессионального сотрудничества педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических условий такой организации;
- необходимостью в разработке научных методов организации взаимодействия педагогов и отсутствием технологии поэтапного сопровождения этого процесса в практике образовательных учреждений.
Проблема исследования: как организовать процесс взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками?
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Организация взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками в контексте новых государственных образовательных стандартов».
Объект исследования: взаимодействие классного руководителя с педагогами-предметниками.
Предмет исследования: организация взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками.
Цель исследования: на основе изучения теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать программу организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками в условиях средней школы.
Гипотеза исследования: вероятно, что организация взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками:
1) востребована в современной средней школе и позволит реализовать требования ФГОС;
2) в качестве условий организации взаимодействия выступают:
- принятие классным руководителем задачи организации взаимодействия с педагогами-предметниками в качестве одной из приоритетных;
- разработка и реализация научно-методических занятий с коллективом по проблемам организации взаимодействия педагогов на различных уровнях сотрудничества;
- выявление оптимальных форм согласования индивидуальных, творчески-поисковых педагогических систем преподавателей и логики достижения стратегических образовательных целей школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
2. Выявить проблемы и перспективы педагогической деятельности педагога-предметника и проанализировать деятельность классного руководителя в современной школе.
3. Выявить цели, условия, формы и методы организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками.
4. Представить результаты частичной апробации программы организации взаимодействия классного руководителя и педагогов-предметников в МБОУ СОШ №4 с. Покровское Артемовского района.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- компетентностный подход (В.П. Бездухов, Н.М. Борытко, Л..В. Буркова, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, П.И.Пидкасистый, Дж.Равен, А.А.Сергеев, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицина, И.Л.Федотенко, Н.Хомский, В.Хутмахер, Н.А.Шайденко и др.);
- труды, посвященные деятельности современного классного руководителя (О.С.Газман, Л.Н.Горбунова, И.Д.Демакова, О.В.Заславская, А.А. Жирякова, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Л.И.Маленкова, О.В.Миновская, Л.И.Новикова, В.А.Фокин, С.А.Шмаков, Н.Е.Щуркова и др.);
- исследования, посвященные коллективной педагогической деятельности в условиях внедрения в школы ФГОС второго поколения (А.М. Деркач, Э.Д. Днепров, А.Н. Майоров, З.И. Равкин и др.).
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение); эмпирические (беседа, анкетирование, социологическое исследование); статистические методы обработки результатов опытно-поисковой работы, их анализ и теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем теоретически изучена организация взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что изучены понятия: «взаимодействие», «организация», «организация взаимодействия» классного руководителя с педагогами-предметниками в соответствии с уровнем Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Рассмотрены цели, принципы и формы организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками.
Практическая значимость исследования состоит в том, разработанная программа организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками и может быть реализована в других образовательных организациях.
База опытно-поисковой работы: МБОУ СОШ №4 села Покровского Артемовского района.
Исследование проводилось с 2013-го по 2015 г. и включало три этапа.
Первый этап (2013 г.) – изучение проблемы в теории и практике, сбор эмпирического материала. На этом этапе были выявлены противоречия, определены теоретические и практические предпосылки их разрешения, обоснована тема, выделены объект, предмет, сформулированы цель и задачи исследования, определены гипотеза и методы исследования.
Второй этап (2014-2015 гг.) – разработка теоретической программы организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками в общеобразовательной школе, проведение педагогического эксперимента. В ходе опытно-поисковой работы проведены проверка и уточнение гипотезы исследования, конкретизация педагогических условий, обеспечивающих формирование исследуемого феномена, анализ и систематизация полученных данных, корректировка содержания, методов и форм изучаемого процесса.
Третий этап (2015 гг.) посвящен анализу и интерпретации результатов опытно-поисковой работы, формулировке основных выводов, внедрению наработок в практику образовательной деятельности, оформлению диссертации.
Были использованы методы математической статистики, структурирования материала, табличной интерпретации данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основная цель взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками – эффективное решение задач компетентностно-ориентированного образования. В основе этого взаимодействия лежат принципы построения интегрированного метапредметного содержания образования, включения обучающихся в личностно и профессионально развивающие образовательные ситуации и проекты, целенаправленно организуемые преподавателями различных дисциплин.
2. Критериями организации взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками выступают: востребованность педагогами взаимодействия с классным руководителем; активность педагогов-предметников в процессе коллективного планирования, внедрения творческих и инновационных проектов образовательного учреждения; поддержка классного руководителя в проектировании им новых форм и методов взаимодействия; конструктивное решение педагогических проблемных ситуаций совместно с классным руководителем.
3. В качестве условий взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками выступают: осознание педагогами нового, метапредметного уровня образования; принятие классным руководителем задачи по организации взаимодействия с педагогами-предметниками в качестве приоритетной в своей деятельности; разработка и реализация научно-методических занятий с коллективом по проблемам организации взаимодействия педагогов на различных уровнях сотрудничества; выявление оптимальных форм индивидуальных педагогических систем и инноваций педагогов-предметников в логике достижения стратегических образовательных целей школы; развитие потребности педагогов-предметников в сотрудничестве, взаимодействии, взаимном учете результатов деятельности друг друга, обмене аналитико-педагогической, диагностической, технологической информацией.
4. Взаимодействие классного руководителя с педагогами-предметниками представляет собой структурно и динамически организованную систему, включающую диагностический, методико-технологический, информационный блоки; работа данной системы предполагает освоение педагогами опыта эффективных личностно-профессиональных действий на разных уровнях сотрудничества - межпредметном, функциональном, ценностно-ориентационном.
Разработанная программа взаимодействия классного руководителя с педагогами-предметниками была частично апробирована на базе МБОУ СОШ №4 села Покровского Артемовского района.
Структура и объем диссертации. Работа содержит введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложения. Текст диссертации содержит 11 таблиц.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: принят 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: принят от 18 октября 2013 г.
3. Приказ Минобрнауки России «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС)»: принят от 17 декабря 2010 г. № 1897.
4. Абасов З.А. Понятийно-терминологический аппарат инновационной педагогической деятельности: учеб. пособие. М., 2006. 362 с.
5. Абрамова Г.С. Общая психология: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. – М. «Академ.проект»: Фонд «Мир», 2003, – 496 с.
6. Азимов Э.Г. , Щукин А.Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавани: учеб. пособие. – СПБ: «Златоуст», 1999. – 472с.
7. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход: учеб. пособие. – М., 1992. – 287 с.
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: учеб. пособие. – М.,1990. – 321 с.
9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: учеб. пособие.– М.,1996. – 328 с.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. М., 2000, – 288 с.
11. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился: учеб. пособие. – М., 1998. – 159 с.
12. Березовин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив: учебник. – Минск, 1975. – 129 с.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: учебник. – М., 1996. – 178 с.
14. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя: учеб. пособие. – Самара, 2000. – 160 с.
15. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: учеб. пособие. – М., 1992, – 160 с.
16. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: учеб. пособие. М.,1994. – 134 с.
17. Болдырев Н.И. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, г 1978. – 115 с.
18. Борытко Н.М. Система работы классного руководителя: учеб. пособие. – М., 2008. – 116 с.
19. Буркова Л.В. Педагогические инновации: учеб. пособие.– Киев, 2000. – 240 с.
20. Васильева З.И. Изучение личности школьника учителем: учебник. – М., 1991. – 332 с.
21. Выгодский Л.С. Психология: учеб. пособие. М.: Изд. ЭКСМО-пресс, 2000 – 108 с.
22. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя: учеб. пособие. – М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. – 114 с.
23. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога: учеб. пособие. – М.: Психологическая наука и образование, 2006. – 165 с.
24. Гребенщиков И. В. Школа и семья: учебник. – М., 1985. – 235 с.
25. Григорьева Ж. В. Сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников в целях повышения качества образования: учеб. пособие. – М.: Молодой ученый, 2013. – 676 с.
26. Гуров В. Инновационная деятельность педагога: учеб. пособие. М., 2008. – 215 с.
27. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки: учеб. пособие. – М.: Мариос, 2011. – 456 с.
28. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: учеб. пособие. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
29. Деркач А.М. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста: учеб. пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 230 с.
30. Дереклеева Н.И. Рекомендации классному руководителю: 5-11 классы: учеб. пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 320 с.
31. Жирякова А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы в школе: учеб. пособие. – М., 1997. – 364 с.
32. Зазюн И.А. Основа педагогического мастерства: учеб. пособие. М., 1999. – 212 с.
33. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников: учеб. пособие. – М.,1994. – 223 с.
34. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся: учебник. – М.,1998. – 298 с.
35. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: учебник. – М.: «Просвещение», 1989. – 432 с.
36. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность: учеб. пособие. Томск, 2008. – 177 с.
37. Капралова Р.М., Работа классного руководителя с учителями: учеб. пособие. – М., 1990. – 300 с.
38. Касьянова К. К вопросу о русском национальном характере: учеб. пособие. – М., 1991. – 191 с.
39. Караковский В. Воспитательная система обычной школы: учеб. пособие. – 2001. – 277 с.
40. Караковский В. Школьное воспитание как управляемая система: учеб. пособие. – 1997. – 379 с.
41. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в педагогическом коллективе: учеб. пособие. – М.,1995. – 431 с.
42. Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: учеб. пособие. – Ярославль, 2003. – 197 c.
43. Курганский С.М. Планирование воспитательной работы в школе: журнал «Справочник классного руководителя», №5 /май / 2012. – 92 с.
44. Куприянов Б.В. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками: журнал «Справочник классного руководителя», № 4/ апрель/ 2008. – 87 с.
45. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 272с.
46. Лизинский В.М. Классный руководитель: учеб. пособие . – М.: Центр, 2007. – 266 с.
47. Литаварова Н., Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и классных руководителей: и основные пути их разрешения: учеб. пособие. – М., 2001. – 328 с.
48. Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содержания образования в школах России образования: учеб. пособие. – М: Издательский центр «Академия», 2014. – 328 с.
49. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 480 с.
50. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей: учеб. пособие.– М.: Пед. общ-во России, 2000. – 304 с.
51. Малихина В.М. Инновационная деятельность педагогов: учеб. пособие. – Киев, 2005. – 316 с.
52. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 456 с.
53. Матлин Е.К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся: учеб. пособие. Минск, 1998. – 411 с.
54. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 345 с.
55. Миновская О.В. Организация работы классного руководителя: журнал «Классный руководитель», № 2 /февраль /2008. – 137 с.
56. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учеб. пособие. – М., 1999. – 367 с.
57. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников: учеб. пособие. – М., 2006.– 277 с.
58. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: учеб. пособие. – М., – 2008. – 332 с.
59. Обухова Л.Ф. Детская психология: учебник. – М., 1996. – 453 с.
60. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства: учеб. пособие. – М.: Институт Психотерапии, 2003. – 562 с.
61. Подгорная С.Н, Перекатьева О. В. Тематические недели в начальной школе: учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004, – 311 с.
62. Петровский А.В. Психология развивающейся личности: учеб. пособие. – М., 1987. – 198 с.
63. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие. – М., 2008. – 214 с.
64. Равкин, З.И. Национальные ценностные приоритеты сферы образования: учеб. пособие. – М. – 1997. – 84 с.
65. Роджерс К.Р. Становление личности [Текст]: учеб. пособие. – М.: Злотник, 2001. – 188 с.
66. Рожков М.И. Рекомендации классному руководителю [Текст]: учеб. пособие. – М., 2001. – 256 с.
67. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие. – М., 2001. – 256 с.
68. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: учеб. пособие. – М., 1996 – 144 с.
69. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: учеб. пособие. – М., 1991. – 199 с.
70. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Багаданова П.А., Нравственное развитие личности: учеб. пособие. – Самара, 2002, –
71. Саймон Б. Общество и образование: учеб. пособие. – М., 1989. – 200 с.
72. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: учеб. пособие. – М. 2007. – 322 с.
73. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы воспитания детей: учеб. пособие. – М., 2001.– 444 с.
74. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности: учеб. пособие. – М., 2007. – 349 с.
75. Педагогическая практика. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. Вып. 2. – Пенза: ПГПУ, 2000. – 446 с.
76. Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. – М 47., 2000. – 340 с.
77. Потеряева Т.М. Программа взаимодействия школы с семьями учащихся: журнал «Справочник классного руководителя», № 8/август / 2007. – 121 с.
78. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы: учеб. пособие. – 2003. – 127 с.
79. Тимофеева И. Школьный консилиум [Текст]: учеб. пособие. М., – 2002. – 322 с.
80. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Багаданова П.А., Нравственное развитие личности: учеб. пособие. – Самара, 2002, – 320с.
81. Педагогика: учеб. пособие. – Киев, 2007. – 404 с.
82. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: учеб. пособие. – Ярославль, 2000. – 239 с.
83. Савченко О.Я. Дидактика школы: учеб. пособие– Киев: Абрис, 1997. – 416 с.
84. Сисоева С.О. Основы педагогического творчества: учеб. пособие. – Киев, 2006. – 346 с.
85. Педагогика: Инновационная деятельность творчеств: учебник. – М.: ИЧП: «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
86. Степаненков Н.К.Педагогика: учеб. пособие. – М.: изд.Скакун В.М., 1998. – 448 с.
87. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
88. Потеряева Т.М. Программа взаимодействия школы с семьями учащихся: учеб. пособие. – М., 2007 – 153 с.
89. Программа развития воспитательной компоненты: из письма Минобрнауки России от 13.05.2013. /2013. – 77 с.
90. Калейдоскоп родительских собраний: метод разработки: учеб. пособие. – М.: Сфера. 2005. – 139 с.
91. Классному руководителю: учеб. пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.
92. Методика воспитательной работы: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
93. Образование родителей и школа: учеб. пособие – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 120 с.
94. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся: учеб. пособие. – Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1995. – 212 с.
95. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе учащихся: учеб. пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
96. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и пед. Психологии: учеб. пособие. – М., 1995. – 368 с.
97. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив: учеб. пособие. – М., 1990. – 287 с.
98. Шереги Ф.Э. Хорчева В.Г. Сериков В.В. Социология образования: учеб. пособие. – М., 1997. – 330 с.
99. Шандин В.В. Методические рекомендации по проведению родительских собраний: учеб. пособие. М., 2002. – 219 с.
100. Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и учителей: учеб. пособие. – М., 2006, 214 с.
101. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.
102. Щуркова Н.Е. Классный руководитель: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
103. Эйхельбаум де Бабини, А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования: учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 211 с.